Скачать 126.53 Kb.
|
МКОУ «ООШ а.Абазакт имени Калмыкова Ю.Х.» Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована технология проблемного обучения Тема: «Тема войны и героическая тема в искусстве» Цель.
Цель учителя:
Цели ученика:
Задачи. Обучающие.
Воспитывающие.
Развивающие.
Тип урока: комбинированный. Методы обучения: - метод эмоциональной драматургии, - метод художественного контекста, - метод сравнения, - метод размышления о музыке, - словесные методы: диалог, беседа, полилог, разъяснение. Основные понятия, изучаемые на уроке: кантата, ария, опера, либретто, симфония, выразительные средства музыки, музыкальный образ контрастно-конфликтный, героический образ, образ Родины. Задания для учащихся на уроке: (Групповая и индивидуальная форма работа) Слушание музыки. Сравнение фрагментов музыки. Определение музыки разных композиторов. Работа с определениями. Исполнение песни. Отображение графически эмоционального состояния учащихся во время слушания. Составление толстых и тонких вопросов. Сочинение синквейна – пятистишия. Участие в дискуссии, отстаивание точки зрения, нахождение аргументов в защиту своего мнения. Составление плана воспитания гражданина-патриота. Музыкальный материал и галерея героических образов: С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский», «Вставайте, люди русские!» - фрагмент фильма А.П.Бородин. Симфония №2 «Богатырская». 1 часть. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Ария Сусанина. Хор «Славься». Д.Д.Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». 1 часть. Картины: В.М. Васнецов «Богатыри», П.Корин «Александр Невский» , И.Глазунов «Два витязя», В.А. Серов «Ледовое побоище». Основные этапы урока:
Ход урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Для обозначения темы урока я предлагаю вам ряд художественных произведений разных видов искусств. Определите степень их взаимосвязи и сформулируйте тему урока (показ слайд-шоу и прослушивание, просмотр фрагментов)
Как, разве кончилась война? А я победный залп не слышал. И мама ждёт ещё, она Встречать меня из дома вышла. Не знают ничего друзья – С такими трудно новостями… Не встречусь с ними больше я, И не прижмусь к любимой маме. И молодость моя навек Со мной останется в могиле... Прервался жизни быстрый бег. Не умер я – меня убили. После высказываний обсуждения мнений, на слайде появляется тема: «Образы войны и героическая тема в искусстве». ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА Учитель: Сегодня вам предстоит обсудить проблему: Подумайте над вопросом и примите решение, но не высказывайте его вслух. В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема. Есть 3 ответа. Вам надо выбрать: Да. Нет. Не уверен. Вопрос на слайде. Не обсуждайте этот вопрос, просто молча займите места в соответствии со своим мнением: - слева располагаются те ребята, кто считает, что героическая тема нужна для воспитания молодёжи; - справа – те, кто считает, что героическая тема не нужна для воспитания; - и в середине останьтесь те, кто не определился с ответом (даётся время на перемещение – 50 секунд). И так, теперь появились единомышленники, с которыми можно поделиться мнением. Обсудите группой свою версию, выработайте по 3 аргумента в защиту вашей позиции. Мы слушаем по одному представителю от каждой группы, для высказывания своей точки зрения. На обсуждение и формулировку ответа - 2 минуты. Дети: Высказывание детей из каждой группы. Учитель: Есть ли теперь участники какой-то группы, которые, послушав другие аргументы, изменили своё мнение и готовы поменять место положения. Если все остались при своём мнении, то предлагаю поработать в группах над следующим заданием и продолжить обсуждать нашу проблему. Музыкальная викторина. Задачи викторины: - вспомнить изучаемые ранее произведения, с целью обобщения особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического характера; - выделить особенности музыкального языка, образов и средств музыкальной выразительности каждого отрывка; - способствовать для решения проблемного вопроса. Учитель: Каждой группе предлагается свой перечень произведений. Вы слушаете отрывки музыкальных произведений, обсуждаете и нумеруете произведения в той последовательности, в которой они прозвучат. Во второй графе обозначьте историческое время, которое отражено в произведении, в третьей – музыкальный образ. Раздача материала. Вариант для группы №1.
Вариант для группы №2.
«Александр Невский».
Вариант для группы №3.
«Александр Невский».
Музыкальная викторина.
После проверки музыкальной викторины, определения исторического времени и образов, выставляем оценки. Учитель: Все ответы верны – «5», 1-2-3 ошибки – «4», 4 -5- 6 ошибок – «3». ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА Вы послушали произведения разных композиторов, каждая группа выбирает одно произведение по принципу жеребьёвки и доказывает свою точку зрения по проблеме, заданной в начале урока: 1 группа: Чем выбранное музыкальное произведение может заинтересовать подрастающее поколение, в чём особенность жанра. (3 аргумента). 2 группа: Особенность этого жанра…… Но произведение не представляет ценности для слушания подрастающему поколению (3 аргумента). 3 группа: Группа, которая не определилась с выбором, представляет те и другие аргументы, оценивая особенность жанра. Время на обдумывание и обсуждения 2 минуты. Выслушивание аргументов 3-х групп. Прослушав аргументы групп, класс пропевает мелодию каждого произведения. Что объединяет эти музыкальные произведения? Дети: песенность, протяжность и широта мелодии. Образ красоты Родины – лирический и лирико-драматический, героический образ. Учитель: Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Мы будем слушать самое гениальное произведение - Симфонию № 7 «Ленинградскую». Что бы вы хотели узнать об этой симфонии?
Далее рассказ группы учащихся, подготовивших Д/З об истории создания, исполнения симфонии. Учитель: Пока ребята будут вам рассказывать об истории создания симфонии, составьте «толстые и тонкие» вопросы. Рассказ детей. После рассказа работа над вопросами в группах. Учитель: (на слайдах кадры из хроники, город в дни блокады) Трудно, но мы представим, что мы тоже слушатели в зале филармонии. Все в ожидании. И вот симфония зазвучала. Слушание. После прослушивания, обязательно – пауза. Что вы почувствовали? Обсуждение по вопросам: Какой образ главный? На каких образах построена музыкальная драматургия? После обсуждения выйти на итог: Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. Музыкальная драматургия построена на показе и борьбе двух непримиримых враждебных образов. Это уже не просто Добро и Зло, здесь мир советских людей и фашизм. Два контрастно-конфликтных образа. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА Учитель: Выдвигаю проблемный вопрос: Как вы считаете, эта симфония в те годы могла влиять на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Займите места согласно вашему мнению: Да. Нет. Не уверен. Кто хочет аргументировать? Выслушиваем аргументы. А сегодня, на вас лично какое впечатление произвела музыка Шостаковича? Отобразите графически ваше эмоциональное состояние во время прослушивания произведений: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 П Р О И З В Е Д Е Н И Я 1. А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1 часть. 2.С.С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир».
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА Будите ли вы рассказывать об этом произведении тем, кто о нём не знает? Ответьте на вопрос, заняв места: Да. Нет. Не уверен. Аргументируйте свой выбор. Учитель: Какие главные идеи несёт это произведение? Добиться ответов: Любовь к Родине, патриотизм и героизм народа, сила духа, желание выстоять любой ценой, защитить свою страну. Учитель: При таких сильных аргументах может ли такая музыка не воспитывать, не задевать струны души, может ли человек быть равнодушным? Ответы учеников из всех 3 групп. Учитель: Кто сейчас хочет перейти из своей группы в другую? А кто больше всего страдал от войны? Дети. Какая песня продолжает эту мысль? Песня «Запретите войну!» Работа над песней. Задачи: - работать над чистой интонации, - добиться плавного перехода к кульминации, не позволять форсировать звук в кульминации, - отработать ансамблевое пение хора и солистов, - работать над выразительным исполнением песни, в характере. «Запретите войну»
И о том, ему повезло, Он вернулся живой невредимый, Он тогда победил это зло. Я подумал, что всё завершилось И уже не вернуться назад Только вновь слёзы льются у мамы, Где-то там, на войне старший брат. Припев: Я хочу стать большой до небес, Закричать, чтоб услышали все: «Пожалейте детей, запретите войну, Навсегда на этой земле!» 2.Я люблю, когда люди смеются, Я люблю, когда птицы поют, Я люблю, когда мама и папа Рядом вместе со мною идут. Я хочу, чтобы брат мой вернулся, И чтоб не было больше войны. Мы хотим, чтобы в новом столетье Были счастливы дети Земли. Припев: Я хочу стать большой до небес, Закричать, чтоб услышали все: «Пожалейте детей, запретите войну, Навсегда на этой земле!» Образовательная продукция деятельности детей: Составьте план гражданско-патриотического воспитания подростков, можно в форме синквейна (работа в группах или парах по выбору учащихся) – «Громкая работа». Защита проектов «тихая работа». Выявление общего и индивидуального. Учитель: Д/З по выбору в зависимости от индивидуальных способностей. - найти стихи, посвящённые Ленинграду в блокадное время, - подберите картинный ряд фотографий, рассказывающих о блокадных событиях, - сочините эссе на тему «Мой дедушка рассказывал…» (название эссе из исполненной песни), - подберите фонограммы современных песен отвечающих теме урока, - найдите интересные факты из жизни композитора Д.Шостаковича, - найдите современные образцы произведений искусства, воспитывающие патриотизм, героизм, любовь к Родине. Рефлексия:
Обобщение: заполните итоговый лист.
Спасибо за откровенные мысли, за активность на уроке! |
Урок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве... Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем | Урок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные... Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская... | ||
Тема урока : Учимся писать буквы Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология успешного обучения, технология... | Тема: «Богатырская тема» в искусстве Целеполагание : дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью,литературой, театральным искусством на примере... | ||
Конспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли» Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая | Людвиг ван Бетховен. Симфония №3 «Героическая» Es dur (ор. 55) Любое произведение Бетховена – плод многолетнего труда. Героическая симфония создавалась в течение 1,5 лет (1803-1804гг). Начиная... | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя... Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | ||
Тема: Мелодическое развитие музыки (2 урок в теме «Развитие музыки») Тип урока Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;... | ||
Тема занятия Реализуемые педагогические технологии : личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного... | Конспект урока музыки в 7 классе: Тема: «У войны недоброе лицо» ... | ||
Учителя музыки Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки» | Урок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов» Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок) | ||
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая... | Урок музыки по программе Кабалевского в 3-м классе. Тема: "Приди, весна, с радостью" Рассмотреть русский народный весенний обряд «Жаворонки» через призму музыки. Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость... |