Скачать 58.83 Kb.
|
Людвиг ван Бетховен. Симфония №3 «Героическая» Es-dur (ор. 55) 1804 г. Любое произведение Бетховена – плод многолетнего труда. Героическая симфония создавалась в течение 1,5 лет (1803-1804гг). Начиная с этой симфонии, героическая тема вдохновляет композитора на создание самых выдающихся произведений: Симфония №5, увертюры «Эгмонт», «Кориолан». П.И.Чайковский сказал про нее: «Только здесь по-настоящему «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена, который в своих первых двух симфониях еще является не более, как хорошим последователем своих предшественников – Гайдна и Моцарта». История создания По свидетельству друзей, первую мысль о создании симфонии заронил французский генерал, герой многих битв Ж. Б. Бернадотт, прибывший в Вену в феврале 1798 года послом революционной Франции. Под впечатлением смерти английского генерала Ральфа Аберкомби в битве с французами при Александрии в 1801 г., Бетховен набросал первый фрагмент траурного марша. А тема финала, возникшая, возможно, до 1795 года, была использована композитором в ранее написанных произведениях (об этом скажу позднее). Первоначально 3-я симфония была посвящена Наполеону. Для Бетховена, как и для других, Наполеон был олицетворением героя. Весной 1804г., когда симфония была закончена, на ее титульном листе значилось «Буонапарте», а внизу «Луиджи ванн Бетховен». Однако, известие о том, что Наполеон провозгласил себя императором, привела Бетховена в ярость. Так описывает этот случай ученик композитора Фердинанд Рис: «Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол». А в первом издании оркестровых голосов симфонии посвящение на итальянском языке гласило: «Героическая симфония, сочиненная, чтобы почтить память одного великого человека, и посвященная его светлейшему высочеству князю Лобковицу Луиджи ван Бетховеном». Однако, после исполнения симфонии аристократические слушатели остались равнодушными, многие критики-консерваторы даже приняли ее в штыки. Но, можно сказать, что именно эта симфония начинает новую эру мирового симфонизма. Новизна По словам Б.В.Асафьева, «хотя Бетховен 30 лет прожил в 18 веке и революцию встретил 19-ти лет… всегда кажется, будто Бетховена в 18 веке и не было». Чем же отличается эта симфония от предыдущих? Это эпическая масштабность, многообразие тем, эпизодов, насыщенность и многообразие образов. По словам Пауля Беккера в героической симфонии Бетховен воплотил «только типическое, вечное этих образов – силу воли, величие смерти, творческую мощь – он соединил воедино и из этого творит свою поэму о всем великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку». Композиция 4 части. Это четыре действия единой инструментальной драмы: I часть рисует панораму героической битвы с ее напором, драматизмом и победным торжеством; 2 часть развивает героическую идею в трагическом плане: она посвящена памяти павших героев; содержание 3 части – это преодоление скорби; 4 часть – грандиозная картина в духе массовых празднеств французской революции. I часть. Allegro con brio. По словам Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции». Cонатное аллегро открывают два мощных аккорда всего оркестра, в котором Бетховен использовал три, а не две, как обычно, валторны. Это типично бетховенская фанфара. Главная партия, порученная виолончелям – героическая тема. Ее сменяют несколько тем ПП: 1 и 3-я темы – лирические, просветленные, мажорные, у деревянно-духовых. 2-я же побочная тема контрастирует крайним. Она имеет героико - драматический характер, пронизана стремительной энергией, минорная, звучит у струнных. Недаром Р.Роллану в этих звуках слышались как бы «сабельные удары». Разработка отличается огромными масштабами. Здесь композитор раскрывает духовный мир своего героя: могучие взрывы энергии сменяются моментами раздумья. Кажется, что силы героя на исходе… Одной из особенностей разработки является введение новой темы – темы светлой грусти. Переход к репризе воспринимается как возрождение сил изнемогшего героя. «Орлиным аллегро» А.Н.Серов назвал I-ю часть Героической симфонии. II часть. Marcia funebre (Adagio assai) Резчайший контраст образует вторая часть. Впервые место певучего, обычно мажорного анданте занимает похоронный марш. Этот жанр превращается у Бетховена в грандиозную эпопею, вечный памятник героической эпохе борьбы за свободу. Величие этой эпопеи особенно поражает, если представить достаточно скромный по составу бетховенский оркестр: к инструментам позднего Гайдна добавлена всего лишь одна валторна да выделены в самостоятельную партию контрабасы. По выражению Роллана, похоронный марш рисует картину гибели героя, «гроб которого несет все человечество». Музыка вызывает целый ряд ассоциаций – с траурными шествиями французской революции, картинами Жака Луи Давида («Смерть Марата»). Основная тема марша – мелодия скорбного шествия – сочетает фигуры возгласа (повтор звуков) и плача (секундовые вздохи) с «толчкообразными» синкопами тихой динамикой и минорными красками. Марш написан в сложной 3-х частной форме с мажорным светлым трио. Также прослеживаются черты сонатности. В I части минорная тема у скрипок в сопровождении аккордов струнных, завершаемая мажорным припевом, варьируется несколько раз. Контрастное трио — светлая память — с темой духовых также варьируется и приводит к героическому апофеозу. Реприза траурного марша значительно более развернута, с новыми вариантами, вплоть до фугато. III ч - Scherzo (Allegro vivace & Trio) За вздохами скорби и горести мы слышим танцевальные народные интонации 3 части, которая по обычаю названа Скерцо. Однако, первоначально композитор задумал менуэт и довел его до трио. Но, как пишет Роллан, изучавший тетрадь бетховенских эскизов, «здесь перо его отскакивает... Под стол менуэт и его размеренную грацию! Гениальное кипение скерцо найдено!» Каких только ассоциаций не рождала эта музыка! Одни исследователи видели в ней воскрешение античной традиции — игры на могиле героя. Другие, наоборот, предвестие романтизма — воздушный хоровод эльфов. Однако, контрастная в образном плане, тематически третья часть тесно связана с предшествующими — слышны те же мажорные трезвучные зовы, что и в главной партии первой части, и в светлом эпизоде траурного марша. Трио написано в сложной 3х-частной форме. Его основная тема – быстро несущийся поток волевых призывных мотивов. В гармонии – обилие остинатных басов. Трио наполнено поэзией природы: начальная фанфарная тема трех солирующих валторн напоминает сигналы охотничьих рогов и создает ощущение романтики леса. IV часть. Финал. Allegro molto Финал симфонии, который русский критик А. Н. Серов сравнивал с «праздником мира», полон победного ликования. А Стасов увидел в финале картину «народного праздника». Это кульминация всей симфонии, утверждение идеи всенародного торжества. Тему финала Бетховен ужу трижды использовал: в музыке популярного танцевального жанра – контрданса, в финале балета «Творения Прометея» и в качестве темы для фортепианных вариаций ор.55 Вместо привычных и распространенных в финалах форм рондо или рондо-сонаты, композитор пишет двойные вариации. Вслед за стремительным вступлением, появляется тема баса; она тут же варьируется и вместе они образуют тему вариаций. 1-я тема вариаций воспринимается особенно таинственно, загадочно: она звучит в унисон у струнных пиццикато. Затем тема уходит в басы, и выясняется, что основная тема финала — совсем иная: она имеет народный, песенно-танцевальный характер и звучит у гобоев и кларнетов светло и радостно. Именно ее Бетховен использовал ранее. Одновременно с этой темой в басу, у валторн и низких струнных звучит 1- я тема. В дальнейшем обе темы финала звучат то одновременно, то порознь, подвергаясь разнообразным изменениям. Центральный эпизод финала, олицетворение образа борьбы - героический марш на 1- й теме в басу (6 вариация). Другим ярким моментов финала, противоположного характера, является медленная хоральная 9-я вариация, основанная на 2 теме. Мощные аккорды tutti завершают симфонию победным ликованием. В конце нужно сказать, что Бетховен называл «Героическую симфонию» своим любимым детищем. Когда уже были созданы восемь из девяти симфоний, он продолжал предпочитать «Героическую» всем остальным. |
Урок в 7 классе на тему «Симфония №5» У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с симфонической музыкой и говорим о творчестве величайшего композитора.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано. Л. ван Бетховен. Сонатина g-dur, II часть» | ||
Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26... «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Кафедра дифференциальних уравнений курсовая работа Выпускная работа «Построение приближеного решения нелинейного уравнения методом Ван-дер-Поля» посвящена эффективному способу решения... | Реферат по теме «\"Странный\" тип европейского монарха: российский... «"Странный" тип европейского монарха: российский император Павел I и баварский король Людвиг ii» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А-dur – петь классную работу (ступеневое упражнение, последовательности ступеней, интервалов, аккордов) | Вступление Героическая оборона Ленинграда. Наступальтельные операции войск на Северо-Западном направлении. Сентябрь 1941- ноябрь 1942 гг | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нарисовать красочный рисунок на тему «Пожарный – профессия героическая» формат А3 | Бетховен Л. Соната №9: Для скрипки и фортепиано / Ред. Д. Ойстраха и Л. Оборина Агажанов, А. П. Курс сольфеджио. Двухголосие. – Спб. Лань; Планета музыки, 2013. – 144 с | ||
Урок музыки по теме «Л. В, Бетховен и И. С. Бах. Жизнь и творчество» Цель урока: сравнить биографии двух великих композиторов, привить любовь к классической музыке; учиться сопереживать | Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии. П. И. Чайковский. Симфония №4 | ||
Тема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского... | Тема урока Кол Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т д.) | ||
Родина композитора Германия, но о чем говорит совсем не германская частица «ван» к его фамилии? Родина композитора – Германия, но о чем говорит совсем не германская частица «ван» к его фамилии? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |