Скачать 24.14 Kb.
|
Фрагмент статьи Ольга Скорочкина. Где твои семнадцать бед?.. или ученики Мастера «Невское время», январь 1992 г. …Валерий Кухарешин играет Эдди Ван Халена, легенду западного рока в спектакле Семена Спивака «Смерть Ван Халена» в Театре на Фонтанке. В этом театре он проработал больше десяти лет, но как-то все не было понятно, что он за артист. Это при том, что играл много и всегда «держал» репертуар. Он был артистом послушным и пластичным. В сосредоточенных, воспаленно-гражданственных спектаклях Владимира Малыщицкого он был сосредоточен и воспаленно-гражданствен. В легких музыкальных шоу, которыми одно время увлекался Ефим Падве, был легок и музыкален. Ему все шло одинаково: эполеты и кандалы («Сто братьев Бестужевых») и ослепительно-белый полуэстрадный костюм Сирано. Его пластичность и легкость долго оборачивались неопределенностью, расплывчатостью театральной судьбы. Он все время как-то безответственно улыбался улыбкой повесы и разгильдяя. Судьба тем временем, как выяснилось, тихо шла за ним – «как сумасшедший с бритвою в руке». Все дело было в бритве. В студенческом спектакле «Если бы…» Кухарешин играл фокусника. Он выходил на арену с потрясающе беззаботной улыбкой и связкой бритв. Бритвы были настоящие – он давал в этом удостовериться зрителям первых рядов. Затем на глазах у публики их глотал. Одну за другой. Публика бледнела, замирала. Он продолжал глотать бритвы и улыбаться: «Пжалста!» Это был цирковой номер экстра-класса (потом он экспортировал его в один из музыкальных спектаклей Падве). Сегодня, когда Кухарешин играет Ван Халена, тот давний фокусник оживает – с его дразнящим, немыслимым сплавом смертельного риска и ослепительной улыбки. «Пжалста!» Вдруг стало понятно, что за артист Валерий Кухарешин и что он умеет. Он умеет глотать лезвия и улыбаться счастливейшей из улыбок. Такой Фокус: не понять – где правда, где обман, где боль, где розыгрыш. Именно так он играет знаменитого западного рок-музыканта сегодня – когда легендарная музыка «Биттлз» звучит как музыкальная заставка к прогнозу погоды в нашей правительственной программе «Время». Роль у Кухарешина построена на парадоксах, он скользит по ним, как по цирковому канату. О разных мелочах говорит как о сокровенном, с чувством величайшей важности. О главном – впроброс, с иронией. Когда его спрашивают о творчестве, он отмахивается, у него есть такой легкий смешок: «А-а!» Не пускаться же в рассуждения о муках творчества. Тем более что никаких мук Кухарешин и не играет. Это русский рокер Коля ходит по сцене с полотенцем и вытирает со лба рабочий пот. Этого пота, и мук, и пафоса нет у Ван Халена. Только счастливая улыбка. И беспечность. С одинаковым артистизмом он принимает восторги поклонников – и вскрывает в русской коммуналке банку с сайрой или пьет портвейн. Поэтому легенда и суперпрофессионал он, а не дерганый его двойник андерграунщик Коля. У этого рок-музыканта лучшие моменты в его спектакле – моменты тишины. Когда он что-то тихо говорит. Или молчит. Или прощается. У него есть тихий ночной монолог, рассказ о друге, признание в любви навсегда ушедшим, исчезнувшим. В спектакле, замешанном на рокерской тематике и фактуре, названы имена от Элвиса Пресли до Виктора Цоя. В игре Кухарешина интереснее не то, что названо, - о чем молчит. Он играет поверх текста. В ночной сцене, сыгранной как реквием в ритме блюз, он словно смотрит вслед своему учителю, чьи уроки сегодня счастливо отозвались в его работе, и режиссеру Падве, в чьих спектаклях он играл. Он прощается не только с людьми – с их временем. Отошедшей эпохой. Наступают новые времена с их смутой, бредом, золотой лихорадкой. Ослепительная улыбка Ван Халена на Фонтанке – что, как не вызов их хаосу и разброду? Так печально и так легко способен улыбаться человек, знающий счет и цену потерям, изучивший науку расставания не понаслышке. |