№ урока
| Дата
план
| Дата факт
| Тема урока
Тип урока
| Элемент содержания
| Контрольно-оценочная деятельность
| ИКТ средства
обучения
|
1
|
|
| Мелодия - душа музыки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа.
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
| входной
| устный опрос
| Видео-презентация песни
|
2
|
|
| Природа и музыка. Комбинированный урок.
Традиционный.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
| текущий
| устный опрос
| Видео-презентация
|
3
|
|
| Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
| тематический
| устный опрос
| Презентация
|
4
|
|
| Кантата «Александр Невский».
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-презентация.
| Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.
Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
| итоговый
| фронтальный опрос
| Видео фрагменты из кантаты.
|
5
|
|
| Опера «Иван Сусанин».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок –беседа.
| Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека..
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
|
|
| Видео фрагменты из опер
|
6
|
|
| Утро.
Урок закрепления нового материала.
Урок-беседа.
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
| текущий
| групповая
| Видео-презентация «утро»
|
7
|
|
| Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок-беседа.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Портрет в музыке.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
| текущий
| устный опрос
| Фрагмент из балета.
|
8
|
|
| «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Традиционный.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
| текущий
| устный опрос
| Видео фрагменты их опер. Ф-т мультфильма «Детский альбом»
|
9
|
|
| Обобщающий урок.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| Обобщение музыкальных впечатлений . Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
| тематический
| тест
|
|
10
|
|
| Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Урок-беседа.
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
| текущий
| устный опрос
групповая
|
|
11
|
|
| Древнейшая песнь материнства. Комбинированный урок.
Традиционный.
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.
| текущий
| устный опрос
|
|
12
|
|
| Вербное Воскресение. Вербочки. Урок изучения и закрепления новых знаний.
Традиционный.
| Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
| текущий
| устный опрос
| Видео-фрагменты из оперы
|
13
|
|
| Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге;
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого
| тематический
| устный опрос
групповая
|
|
14
|
|
| Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное творчества. Былины.
Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
| текущий
| самостоятельная
работа
| диск «Русские народные инструменты»
|
15
|
|
| Певцы русской старины. Лель.
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
| тематический
| устный опрос
| диск «Русские народные инструменты»
|
16
|
|
| Звучащие картины.
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
| итоговый
| тест;
индивидуальный.
| Фрагменты из оперы.
|
17
|
|
| Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Урок-викторина.
| Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная музыка
| итоговый
|
|
|
18
|
|
| Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Урок- беседа.
| Опера. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
| тематический
| устный опрос
| Фрагмены из оперы.
|
19
|
|
| Опера «Орфей и Эвридика».
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-беседа.
| Опера. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека , тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.
| текущий
| устный опрос
| Презентация.
|
20
|
|
| Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Комбинированный урок. Традиционный.
| Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко»
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
| текущий
| устный опрос
| Видео-фрагменты из оперы.
|
21
|
|
| «Океан – море синее».
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей человека. Развитие музыки- сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.
| текущий
| устный опрос
| Видео из фильма «Садко»
|
22
|
|
| Балет «Спящая красавица».
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Балет. Развитие музыки - сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, художественных образов
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
| тематический
| устный опрос
| Фрагменты из балета.
|
23
|
|
| В современных ритмах (мюзикл).
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Традиционный.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
| текущий
| устный опрос
| Презентация.
|
24
|
|
| Музыкальное состязание (концерт).
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.
«Веснянка»-укр. народная песня.
| тематический
| устный опрос
групповая
|
|
25
|
|
| Музыкальные инструменты (флейта, скрипка).
Комбинированный урок.
Урок-лекция.
| Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.
Волшебный смычок, норвежская народная песня;
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
«Волшебный смычок» - норвежская народная песня
Каприс № 24. Н. Паганини
| текущий
| устный опрос
| Модуль
Музыкальные инструменты.
|
26
|
|
| Звучащие картины. Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-беседа.
| Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;
Исполнение песен.
| Тематический
| устный опрос
| Модуль
Музыкальные инструменты.
|
27
|
|
| Сюита «Пер Гюнт».
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Традиционный.
| Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);
Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
| текущий
| устный опрос
| Мультфильм
«В пещеро горного короля»
|
28
|
|
| «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-лекция.
| Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
| тематический
| устный опрос
| Модуль Бетховен. Становление личности.
|
29
|
|
| Мир Бетховена.
Комбинированный урок.
Традиционный.
| Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
|
| устный опрос
|
|
30
|
|
| Чудо музыка. Острый ритм – джаза.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Урок-беседа.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
| текущий
| устный опрос
| Модуль «Джаз»
|
31
|
|
| Мир Прокофьева.
Урок закрепления знаний.
Урок- беседа.
| Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Шествие солнца. С. Прокофьев.
Мелодия. П. Чайковский.
Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;
| тематический
| устный опрос
|
|
32
|
|
| Певцы родной природы. Комбинированный урок.
Традиционный.
| Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.
| текущий
| устный опрос
| Видео-презентация «Песня Сольвейг»
|
33
|
|
| Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Урок- беседа.
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;;
| тематический
| Фронтальный опрос
|
|
34
|
|
| Обобщающий урок.
Урок контроля, оценки и коррек
ции знаний учащихся
Урок – концерт
| Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой
| итоговый контроль
| групповая
| Фрагмент из опреы, «Рассвет на Москве-реке»
|