Скачать 0.61 Mb.
|
Проект КОНЦЕПЦИЯ создания Кластера алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия) 1. Основные термины Территориальные кластеры – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Конкурентоспособность – способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность товаропроизводителей, фирм, компаний – способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей компании используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей. Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:
Кластер алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия) – система, объединяющая однородные и схожие субъекты малого и среднего предпринимательства, занятые производством ювелирных изделий из золота и серебра (в том числе с бриллиантами), общественные и научные организации, государственные органы, планирующие и координирующие свою деятельность в соответствии с единой целью, выраженной в повышении конкурентоспособности продукции на основе эффекта синергизма. 2. О предпосылках создания Кластера алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия) Наличие значительных запасов минеральных ресурсов, условия жесткой конкуренции и глобализации экономики, экспортной ориентированности продукции алмазо-бриллиантового и ювелирного комплекса обуславливают создание Кластера алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия) (далее – Кластер). Задача диверсификации экономики путем создания новых промышленных производств по глубокой переработке сырья и производству продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе создание кластера алмазогранильных и ювелирных производств в г. Якутске, в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 г. № 411 и одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 8 февраля 2007 г. (протокол №5 от 08.02.2007), и Планом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы, является одной из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия). Потенциальные возможности алмазогранильного и ювелирного производства позволят:
Сегодня в республике существует межостраслевой производственно-торговый комплекс, интеграционная система, включающая в себя добычу драгоценных металлов, их обработку и реализацию конечного продукта. Вместе с тем, малые предприятия алмазогранильного комплекса в большинстве своем за последние 10 лет вынуждены были ликвидироваться или преобразоваться в совместные предприятия с преимущественно иностранным уставным капиталом. Малые компании ювелирной отрасли ввиду дороговизны и лимитирования сырья в основном делают упор на производство изделий из более доступного сырья – серебра. Создание Кластера должно способствовать росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Основные процессы синергетического действия в целях получения максимального синергетического эффекта от создания Кластера:
При создании Кластера предполагается объединение предприятий на основе горизонтальной интеграции с элементом государственного координирования Кластера, так как вертикальная интеграция с созданием некоего холдинга компаний может противоречить интересам и существующей политики ведения бизнеса малыми алмазогранильными и ювелирными предприятиями. Задача диверсификации экономики путем создания новых промышленных производств по глубокой переработке сырья и производству продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе создание кластера алмазогранильных и ювелирных производств в г. Якутске, в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006г. №411 и одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 8 февраля 2007 г. (протокол №5 от 08.02.2007 г.), и Планом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы, является одной из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия). Настоящая Концепция ориентирована на предоставление максимальной комплексной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках действующих механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса алмазогранильной и ювелирной отраслей. До конца 2011 года в рамках мер, предусмотренных Республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма в РС(Я) на 2009-2011 годы» (утверждена в последней редакции Указом Президента РС(Я) от 07 июня 2011 года № 738) и в Государственной программе «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы». Итогом реализации кластерной политики по созданию Кластера алмазогранильных и ювелирных малых предприятий Республики Саха (Якутия) является достижение следующих показателей до конца 2016 года (Примечание: конечным периодом определен 2016 год как период срока действия Государственной программы «Развитие предпринимательства в РС(Я) на 2012-2016 годы» как основного программного документа по реализации основных позиций Кластера) в соответствии с рисунком 2, приведенным ниже: 1) увеличение отраслевой доли по обработке алмазов в промышленности Республики Саха (Якутия) (добыча и обработка угля, нефти, газа, алмазов, золота, сурьмы, олова) до уровня 2005-2007 годов или не менее 4%; 2) увеличение отраслевой доли по ювелирному производству в промышленности Республики Саха (Якутия) (добыча и обработка угля, нефти, газа, алмазов, золота, сурьмы, олова) до 3%; 3) увеличение объема общей реализации ювелирных изделий ювелирными предприятиями в соответствии с существующими тенденциями, с учетом создания Кластера до 4 000,00 млн.рублей; 4) увеличение сумма уплаченных налогов во все уровни бюджетов Республики Саха (Якутия) до 1,0 млрд.рублей. 3. Развитие алмазообрабатывающей и ювелирной отраслей промышленности1 3.1. Международный рынок бриллиантов и ювелирных изделий Странами - лидерами в добыче алмазов являются Ботсвана, Россия, ЮАР, Канада, Ангола, ДР Конго, Намибия, Австралия. Основные производители бриллиантов сосредоточены на территории Индия, Израиля, Таиланда, Китая, России, ЮАР, США, Бельгии. Странами-лидерами в производстве ювелирных изделий с бриллиантами являются страны-лидеры по потреблению ювелирных изделий, а именно США, Япония, Италия, страны Персидского залива, Индия. Безусловным лидером в добыче алмазов является Африка (59% мирового производства), в производстве бриллиантов – Азия (86%), в продаже бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами – Северная Америка (45% и 49% соответственно), в торговых операциях с алмазами и бриллиантами – Европа (47% мирового импорта алмазов, 72% мирового вторичного экспорта алмазов). Основными производителями бриллиантов в мире являются Индия, Китай, США, Бельгия и Израиль. По данным международных экспертов мировой объем добычи алмазов составляет 13 млрд. долл. США, мировой объем производства бриллиантов – 19,8 млрд. долл. США, мировой объем производства ювелирных изделий с бриллиантами 78 млрд. долл. США. Основной спрос на бриллианты формирует США, где ежегодно потребляется около 50% произведенных бриллиантов. На втором месте по объемам потребления бриллиантов находится Япония (9,5%), на третьем месте – страны Персидского залива (5,9%). Ежегодный мировой рост спроса на бриллианты оставляет около 6-8%. На сегодняшний день в мировой алмазной индустрии происходят значительные изменения – это касается поставок алмазного сырья, распределения ограночных мощностей, появления новых рынков потребления. Сейчас активную деятельность развивают новые участники такие как, Турция, где недавно была открыта биржа, специализирующаяся на алмазах и драгоценных металлах — Diamond and Precious Metals Exchange, Китай, Индия, Таиланд. Основным потребителем бриллиантов на мировом рынке выступает ювелирная отрасль. При этом связь между ювелирной отраслью и гранильными компаниями осуществляется чаще всего не напрямую, а через систему посредников, т.к. ювелиры требовательны к ассортименту. Посредники используя свои стоки и докупая товар на рынке выполняют функцию подбора необходимого набора бриллиантов. Основные посреднические мировые центры – Антверпен (Бельгия), Тель-Авив (Израиль), Нью-Йорк (США). К основным факторам, которые оказывают влияние на спрос на бриллианты, относятся:
В среднем производство бриллиантов растет на 5-10% в год. Лидером на рынке огранки алмазов среди стран-производителей является Индия, которая производит около 58% бриллиантов в мире (в стоимостном выражении). На втором месте – страны Азии (Таиланд, Китай и Гонконг) (14%), на третьем месте – Израиль (12%). Россия по объемам производства бриллиантов занимает около 5% мирового рынка бриллиантов. Ожидается, что мировые продажи ювелирных изделий будут расти на 4,6% в год и достигнут к 2015 году 230 млрд. долл. США. При этом совместная доля на рынке Китая и Индии сравняется с долей США По оценкам аналитиков к 2015 году крупным игроком на рынке также станет Ближний Восток, доля которого составит 9% мировых продаж ювелирных изделий. Одной из тенденций ювелирной отрасли может стать появление новых центров огранки бриллиантов. В показателях к стоимости около 9% мировых бриллиантов будет обрабатываться добывающими странами. Можно ждать появления новых прибыльных рынков в Намибии, Ботсване и Анголе. В то же время ожидается, что доля Индии снизится в этом секторе с 57% до 49% (в показателях к стоимости), а Китай станет новым крупным центром, занимая более 20% рынка обработки бриллиантов. Эти же страны станут новыми центрами производства ювелирных изделий с драгоценными камнями. 3.2. Состояние алмазообрабатывающей и ювелирной отраслей Российской Федерации Годовой объем производства продукции АБК в России по состоянию на 2008 год составил около 4,5 млрд. долл. США, в том числе: геологоразведочные работы 2,5%, добыча алмазов 57,3% (2,6 млрд. долл. США), производство бриллиантов 25,7% (1,16 млрд. долл. США), ювелирные изделия с бриллиантовыми вставками 14,5% (0,65 млрд. долл. США). При достаточной сырьевой базе драгоценных камней и драгоценных металлов, ювелирная промышленность России сегодня составляет лишь 0,01% от общего ВВП страны. На территории РФ работают два крупных гранильно-ювелирных завода: 1) ОАО «Смоленский Кристалл». ОАО «Смоленский Кристалл» является крупнейшим производителем бриллиантов в России и одним из самых крупных в Европе. Предприятие входит в перечень стратегически важных компаний страны. Продукция компании занимает примерно 10% мирового рынка элитных бриллиантов класса «премиум». ОАО «Смоленский кристалл» является первым и единственным в России сайтхолдером «Де Бирс». 2) ЗАО «Руиз Даймондс» ЗАО «Руиз Даймондс» относится к Холдингу «Группа компаний «Руиз», объединяющему предприятия по добыче, переработке и реализации алмазов, а также по производству и реализации ювелирных изделий. В настоящее время ЗАО «Руиз Даймондс» является вторым в России предприятием по производству бриллиантов годовой объем реализации которого превышает 300 млн. долл. США. Московский ювелирный завод — одно из крупнейших предприятий ювелирной отрасли, владеющих собственной сетью более чем из ста магазинов. Большая часть произведенных в России бриллиантов экспортируется. Это обусловлено отсутствием в России развитой ювелирной отрасли международного уровня, отсутствием мастеров международного класса и признанной дизайнерской школы. На сегодняшний день мировым лидером по ювелирному дизайну является Италия, доля России в мировом производстве ювелирных изделий составляет 4%. В 2008 году объем потребления ювелирных изделий в России достиг 5 млрд. долл. США. На долю ювелирных украшений с бриллиантами приходится около 50% рынка в денежном выражении. Согласно маркетинговым исследованиям в России около 75% спроса приходится на ювелирные изделия стоимостью до 10 тыс. рублей. Российские ювелиры удовлетворяют спрос отечественных потребителей только на 50% (объемы производства ювелирных изделий в 2008 году составил 2,3 млрд. долл. США). Остальные 50% спроса приходятся на импортную продукцию, прежде всего из Турции и Китая. В результате доля России на мировом рынке производства ювелирных изделий не превышает 2%. В случае если бы в России сформировалась конкурентная ювелирная промышленность, способная работать с бриллиантами, драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами на мировом уровне, то возможно произошло бы перераспределение потоков алмазов и бриллиантов на мировом рынке в сторону России, с учетом спроса на внутреннем рынке. |
Программа кружка «Друзья здорового образа жизни» Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) | Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,... | ||
Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества 12 Выводы: 17 Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными... | Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний... Концепция формирования здорового образа жизни у населения Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана... | ||
Концепция разработана для реализации мероприятий программы информационной... «Концепция развития Web-сайта «Интернет-представительство гоу спо «Шарьинский педагогический колледж Костромской области» на портале... | Концепция Web 0 5 Wikipedia 5 Блоги 5 BitTorrent и P2P 6 Last fm... В этой работе будет дан обзор современных тенденций во Всемирной Сети и информационном пространстве и приведены примеры их влияния... | ||
Концепция преподавания китайского языка Концепция преподавания китайского... Ниу вшэ основывается на требованиях к профессиональной подготовке студентов-бакалавров по направлению 032100. 62 "Востоковедение... | Творчества как особого рода деятельности и концепция поэта как особой... Проблема «предромантизма» в литературоведении. Предромантизм как феномен культуры второй половины XVIII века. Полемика с позитивистскими... | ||
Справка об итогах мониторинга реализации государственной национальной... Стратегическим нормативным актом в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне является Концепция государственной национальной... | Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии... Министерства образования Российской Федерации и кчр концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ министерства... | ||
Концепция создания структурного подразделения дополнительного профессионального... Концепция создания структурного подразделения дополнительного профессионального образования Института экономики недвижимости | Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | ||
Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта... Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный интернет» компании «Ростелеком». 1 | Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта... Концепция проведения акции «Родительское собрание» в рамках проекта «Безопасный интернет» компании «Ростелеком». 1 | ||
Концепция дистанционного обучения в российском новом университете | Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» иеё значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории |