Скачать 1.62 Mb.
|
Проблемы с кредитами на образование не скажутся на обучении студентов/ Российские студенты вузов, оплачивающие свою учебу с помощью льготных образовательных кредитов, продолжат обучение, несмотря на финансовый кризис, уверяет заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский. «По заверениям ректоров вузов, которые мы получили вчера и сегодня, все студенты которые задержали оплату обучения в связи с задержкой выдачи кредитов, продолжат свое обучение. Средства поступят в вузы, но с отложенным сроком», - сказал замминистра. Миклушевский напомнил, что весной этого года в России стартовал эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам высших учебных заведений. «Суть эксперимента состоит в том, что студент получает кредит на достаточно льготных условиях: прежде всего, это низкая процентная ставка – до 10% годовых», - сказал замминистра. Срок возврата суммы кредита и процентов по нему наступает по истечении срока обучения в вузе. Поручителем студента здесь выступает компания, которая заявилась участвовать в эксперименте. По словам Миклушевского, всего таких компаний восемь, при этом наибольший объем кредитов готова обеспечить компания «Крейн». Государство гарантирует возврат поручителю до 10% от суммы выданных кредитов, по которым поручился этот поручитель. «Хочу подчеркнуть, что, по заверениям руководства компании «Крейн, оплата поступит до конца семестра», - сказал Миклушевский. Деловая газета «Взгляд», 16.10.2008, Вузы РФ обещают не отчислять студентов из-за проблем с образовательными кредитами/ Российские студенты вузов, оплачивающие свою учебу с помощью льготных образовательных кредитов по специальной госпрограмме, продолжат обучение, несмотря на финансовый кризис, заявил журналистам в четверг заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский. "По заверениям ректоров вузов, которые мы получили вчера и сегодня, все студенты которые задержали оплату обучения в связи с задержкой выдачи кредитов, продолжат свое обучение. Средства поступят в вузы, но с отложенным сроком", - сказал замминистра. Миклушевский напомнил, что весной текущего года в России стартовал эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам высших учебных заведений. "Суть эксперимента состоит в том, что студент получает кредит на достаточно льготных условиях: прежде всего, это низкая процентная ставка - до 10% годовых", - сказал замминистра. Срок возврата суммы кредита и процентов по нему наступает по истечении срока обучения в вузе. Поручителем студента здесь выступает компания, которая заявилась участвовать в эксперименте. По словам Миклушевского, всего таких компаний восемь, при этом наибольший объем кредитов готова обеспечить компания "Крейн". Государство гарантирует возврат поручителю до 10% от суммы выданных кредитов, по которым поручился этот поручитель. "Хочу подчеркнуть, что, по заверениям руководства компании "Крейн, оплата поступит до конца семестра", - сказал Миклушевский. Заммминистра сообщил, что в эксперименте сейчас реально участвуют 21 вуз, среди них - МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ имени Баумана, МГИМО, Высшая школа экономики. Общее число студентов, которые принимают участие в программе, - 970 человек. РИА "Новости", 16.10.2008, Федеральные университеты обрели силу закона/ Федеральные университеты обрели силу закона В пятницу депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов". По планам Госдумы окончательно закон будет принят в ноябре. Он впервые вводит в законодательство понятие федерального университета и полностью регулирует их работу, в первую очередь закрепляя автономию. Пока в сферу действия закона попадают только два вуза - Южный (Ростов-на-Дону) и Сибирский (Красноярск) федеральные университеты. Но уже подписан президентский указ о создании Дальневосточного университета (Владивосток) и обсуждается возможность учреждения подобного вуза на Урале. Главная задача, которая стоит перед федеральными университетами, - вернуть научные исследования в вузы и вовлечь в них студентов, объединить науку и образование, как принято во всем мире. В перспективе эти вузы должны укрепить позиции России в международных рейтингах университетов и научных исследований. Но в ближайшие годы ожидать прорыва в отечественной вузовской науке не стоит. Минобрнауки планирует, что федеральные университеты поднимутся в мировых рейтингах выше 500-го места только в 2012 году, если не считать МГУ и СПбГУ. стр. 7 Федеральные университеты обрели силу закона Повысить число исследователей в российских вузах только административными мерами будет сложно АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, ОЛЬГА БОЛОТОВА стр. 1 Уже перед самым окончанием пленарного заседания депутаты Госдумы проголосовали за правительственный законопроект, который учреждает новую форму вузов. Как сообщил думцам статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин, федеральные университеты будут создаваться правительством по решению президента и действовать в форме автономного учреждения. Это означает, что они свободнее смогут распоряжаться внебюджетными средствами и самостоятельно утверждать образовательные стандарты без оглядки на Минобрнауки. Эти преимущества перед остальными вузами дадут университетам возможность опережать существующие образовательные стандарты и свободно вести современные научные исследования. В перспективе это должно повысить качество образования. Удовлетворение кадрового интереса Согласно тексту проекта, предложение о создании федерального университета на своей территории должны формулировать власти субъектов. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, основной задачей федеральных университетов будет кадровое удовлетворение запросов регионального бизнеса и госструктур. Кроме того, предполагается, что новые вузы будут тесно сотрудничать не только с научно-исследовательскими институтами и предприятиями, но и зарубежными высшими школами. Сентюрин также отметил, что, в отличие от университетов, институтов или академий, федеральные университеты в обязательном порядке будут иметь попечительские советы, президента, а также ректора, назначаемого правительством на пятилетний срок. Как пояснил вслед за ним председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, вузы нового типа смогут учить студентов, опираясь на собственные образовательные стандарты и требования. Эффективность деятельности федеральных университетов будет оцениваться по критериям, утверждаемым Минобрнауки. Уже существующим федеральным университетам (Южному и Сибирскому) дали чуть более года, чтобы перестроить свою работу под новые правила. С 1 января 2010 года они должны функционировать по тем же стандартам, что и федеральные университеты, которые появятся уже после принятия законопроекта. Теснота в мировых рейтингах В законопроекте подчеркивается, что федеральные университеты должны со временем войти в международные рейтинги ведущих мировых университетов, тем самым повысив престиж российского образования за рубежом. Однако очевидно, что в ближайшие 10 лет прорыва ждать не приходится. Пока в международных рейтингах фигурируют только два российских вуза - МГУ и СПбГУ, которые недавно получили такую же автономию, как и федеральные университеты. При составлении международных рейтингов вузы оцениваются прежде всего как исследовательские учреждения. Например, в самом престижном Шанхайском рейтинге учитывается число выпускников и сотрудников вуза, которые получили Нобелевскую премию или премию Филдса, которая считается наивысшей наградой в области математики. Другие составители зарубежных рейтингов учитывают количество упоминаний вуза в ходе опросов среди представителей академических кругов и работодателей, число иностранных студентов или научных сотрудников, а также количество упоминаний о вузе в научных журналах. С учетом этих требований даже Минобрнауки не ставит перед федеральными университетами слишком амбициозных задач. В госпрограмме "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009--2012 годы", разработанной ведомством, предполагается, что как минимум два федеральных университета должны появиться в мировых рейтингах на позициях не ниже 500 только в 2012 году. Зампред комиссии Общественной палаты (ОП) по образованию и науке Любовь Духанина считает, что такую задачу российские федеральные университеты все же смогут решить, хотя за рубежом вовсе не в восторге от перспективы появления новых соперников. "Попасть в мировые рейтинги будет для них непросто, - заявила она корреспондентам "Газеты". - Но не потому что вузы не соответствуют мировым стандартам, а потому что международное научное сообщество будет препятствовать их попаданию в международные рейтинги". Внутренняя конкуренция Новые университеты должны выдержать борьбу не только с международными конкурентами, но и на внутреннем рынке. Одна из целей создания таких сильных вузов в регионах - укрепить образование вдали от двух столиц и предоставить студентам возможность получить качественное образование у себя в регионе. Однако переход в разряд федеральных университетов автоматически не гарантирует этим вузам популярности среди абитуриентов, уверен директор Центра образования "Царицыно", член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский. "Бренд редко формируется за счет указа. Конечно же, от слова "федеральный" они станут более привлекательными и прибавят в рейтинге, но этот процесс будет носить анонсированный характер, и они еще долго не смогут конкурировать с такими брендами, как МГУ или СПбГУ" - отметил он в интервью корреспондентам "Газеты". Эксперт затруднился предсказать темпы дальнейшего развития этих образовательных учреждений. При этом Рачевский предположил, что появление в международных рейтингах для федеральных вузов, скорее всего, перспектива долгосрочная. "Но не дай бог нам скатиться на внутренние рейтинги, - предупреждает он. - В условиях мобильности трудовых ресурсов это была бы полная бессмыслица". Эксперт отметил и положительные стороны в создании федеральных центров образования. "Ожидается другая система финансирования, и они смогут, наконец, заниматься исследовательской деятельностью, которую у нас не проводит большинство вузов страны. А если университет не занимается исследовательской деятельностью - это не университет" - подчеркнул Рачевский. Экспериментаторы ждут достойной оплаты В законопроекте отдельно прописаны механизмы реорганизации вузов, на базе которых создаются федеральные университеты. Для создания каждого необходимо слить в одно учреждение несколько нынешних институтов и даже профтехучилищ. Это объединение будет сопровождаться юридической волокитой, которая касается на практике не только администрации вузов, но и преподавателей и студентов. Если последних просто формально переводят из одного ликвидированного вуза во вновь созданный, то с преподавателями дело обстоит сложнее. При создании Сибирского и Южного федеральных университетов большого сокращения не произошло. Наоборот, обнаружилась резкая нехватка высококвалифицированных преподавателей и профессоров, способных вести научные исследования, а не просто начитывать лекции. Ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский считает, что без таких ученых федеральным университетам не удастся решить поставленные задачи. "Проблема прежде всего не количественная, а качественная. Кадры нужно насыщать и пополнять, - сказал он корреспондентам "Газеты". - Сейчас преподаватели и профессоры не ведут исследовательскую работу в вузах в том объеме, который предполагается". Когда создавался Сибирский федеральный университет, власти собирались привлечь преподавателей из-за границы. "Министр даже ездил во Францию на один из форумов, где собиралась русская научная диаспора, которая выразила намерение работать в науке и в университетах в России", - рассказал Адамский. Он уверен, что решить кадровую проблему в федеральных университетах можно, повысив там оплату труда. Он считает, что если преподавателям будут достойно оплачивать научно-исследовательскую работу, сразу найдется много желающих поработать в федеральных университетах, даже несмотря на их удаленность от столицы. Газета, 20.10.2008, АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, ОЛЬГА БОЛОТОВА Федеральные университеты будут действовать по своему законодательству/ Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов" Государственная дума РФ одобрила в первом чтении 17 октября. Как передает корреспондент ИА REGNUM, федеральный университет создается правительством РФ на основании решения президента РФ и действует в форме автономного учреждения (АУ), отметил статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин. При этом решение правительства будет приниматься с учетом предложений законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленных на основании региональных программ социально-экономического развития, сказал замминистра. "Гарантом правильного решения выступает президент страны", - сказал Сентюрин. В отличие от других видов высших учебных заведений, таких как университеты, институты, академии, федеральные университеты в обязательном порядке должны иметь попечительские советы, президента, а ректор будет назначаться правительством на срок до 5 лет. Как пояснил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Григорий Балыхин ("Единая Россия"), федеральные университеты смогут реализовывать образовательные программы на основе собственных образовательных стандартов и требований. Эффективность деятельности федеральных университетов будет оцениваться по критериям, утверждаемым министерством образования и науки. Как отмечают в комитете Госдумы по образованию, важнейшей особенностью университетов нового типа является весьма тесная привязка их учебно-образовательных планов к программам развития регионов. Новые университеты исходно ориентированы на интеграцию в социально-экономические планы территорий и становления региональной промышленности с целью повышения дохода и эффективности производства, а также роста ВВП территориальных образований. Приоритетные направления образовательного процесса в каждом из новых университетов ориентированы на удовлетворение интересов населения региона, бизнес-сообщества конкретного региона и органов публичной власти региона, подчеркивают в профильном комитете. Комментируя принятие законопроекта, вице-спикер Госдумы Светлана Журова ("Единая Россия") отметила, что в России планируется создать целую сеть федеральных университетов. Уже созданы Южный федеральный университет и Сибирский федеральный университет, сказала вице-спикер, обсуждается создание Уральского федерального университета и Дальневосточного федерального университета. Журова отметила, что законопроект, регулирующий деятельность федеральных университетов, может быть принят в третьем чтении в ноябре. Regnum, 17.10.2008, Медведев контролирует школьный Интернет/ Дмитрий Медведев поручил министру образования и науки Андрею Фурсенко проконтролировать, чтобы школы в регионах не отключили от Интернета. Согласно условиям нацпроекта «Образование» расходы по подключению к Сети с этого года должны были перейти на региональный уровень. Однако с поиском денег на местах возникли проблемы, и потребовалось личное вмешательство главы государства. В начале недели российские СМИ сообщили, что до конца года от Интернета может быть отключено почти 10 тыс. школ. «В Минкомсвязи и Минобрнауки участвовать в процессе перевода школ на региональное финансирование не спешили» Дело в том, что 1 октября закончилось финансирование услуги по подключению российских школ к Сети из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование». На сайте Рособразования сказано, что с 1 октября на региональное финансирование подключения к Интернету и оплаты трафика должны перейти более 8,2 тыс. школ. Там же расписан график поэтапного прекращения финансирования подключенных школ за счет средств федерального бюджета: с 1 ноября отключат почти 7 тыс. учебных заведений, а с 1 декабря еще более 2,5 тыс. школ. Однако еще 7 октября «РТКомм.ру», генподрядчику программы подключения школ к Сети, никаких денег не поступило. По крайней мере генеральный директор компании Валерий Лохин разослал письма директорам учебных заведений с напоминанием о том, что договоры надо перезаключить до 15 октября. Напомним, подключение российских школ к Интернету в рамках нацпроекта «Образование» началось осенью 2006 года. К концу 2007-го было подключено 52,5 тыс. школ. Всего на подключение и оплату безлимитного трафика в течение двух лет из федерального бюджета было выделено 3 млрд рублей. Генподрядчиком проекта выступало ОАО «РТКомм.ру», на момент запуска проекта принадлежащее «Синтерре», а с весны этого года перешедшее под контроль Ростелекома. Но в некоторых регионах при переходе на новую схему обслуживания доступа в Интернет возникли проблемы. С одной стороны, не все регионы предусмотрели бюджетные средства на финансирование школьного Интернета. С другой – не везде был выбран новый подрядчик проекта – провайдер, который будет оказывать услуги доступа в Интернет вместо «РТКомм.ру». По условиям нацпроекта через два года с момента подключения школ к Сети регионы должны были взять на себя финансирование трафика, а также выбор нового исполнителя проекта. Проблема с возможным отключением школ от Всемирной сети обсуждалась на заседании Госсовета еще летом этого года при участии президента России. Тем не менее в Минкомсвязи и Минобрнауки участвовать в процессе перевода школ на региональное финансирование не спешили. В итоге пришлось вмешаться главе государства. В ходе последней встречи с главой Минобрнауки Андреем Фурсенко, стенограмма которой размещена на сайте Минкомсвязи, Дмитрий Медведев поинтересовался, как обстоят дела с подключением Интернета. «Насколько я знаю, там были какие-то проблемы в связи с новой фазой финансирования, – поинтересовался президент. – Решены ли эти проблемы и какова ситуация сегодня?» «Я считаю, что принципиально практически все проблемы решены, – заверил министр. – Там есть еще некоторые технические проблемы, но главное, что деньги – а ваше указание было связано с тем, что после двух лет оплаты трафика за счет федеральных средств регионы должны взять на себя ответственность за продолжение оплаты, – так вот эти деньги выделены практически во всех регионах». |
Вузы смогут стать исследовательскими? И как их появление повлияет... В ближайшее время в России откроют вузы нового поколения исследовательские университеты. Как этот проект изменит жизнь абитуриентов,... | Темы Вашего учебного проекта На наш взгляд в настоящее время эти вопросы являются более актуальными не только для социологов, но и для общественности. Более точное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Денег нет и не будет» превратил в своеобразный афоризм: «Денег нет, не будет и не надо». Таким образом, выведя за скобки вопросы... | Рабочая учебная программа по дисциплине английский язык Деловая коммуникация.... Целью подготовки студентов по курсу «Деловая коммуникация. Банковский английский» является приобретение студентами коммуникативной... | ||
Деловая игра Цель: образование системы знаний о творчестве А. Н. Островского; привлечение внимания к проблеме «маленького человека», анализ нравственных... | Э. П. Кругляков в №29 от 8 августа 2008 г газета «Николаевский проспект»... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Философия Римского клуба Именно в этот период появилась философия глобализма, призванная, на первый взгляд, найти решение множеству проблем | «Газета. Ru», которую лучше было бы назвать «Газета. Вру», взялась... «Обманутые дольщики – это болезнь», пишет Реалист в «Газете. Ru». И с этим нельзя не согласиться, только не болезнь самих граждан,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российская газета Неделя (Москва), №202, 25 2008, "стабильность" от бреста до камчатки 9 | Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем | ||
Методические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим... | История развития авторского права Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных... | ||
Методические рекомендации о порядке для проведения текущего контроля... Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в унпо и успо брянской области. Разработаны... | Ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются... Сегодня под образовательными результатами понимаются изменения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при... | ||
Независимая Газета 28. 02. 2008 Закона РФ «Об образовании» и во исполнение Постановления главы администрации мо «Город Кизилюрт» от 20. 05. 2010 г. №12, а также... | Доклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию... «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы» |