Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина





НазваниеПрограмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина
страница1/4
Дата публикации04.07.2013
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для 5-9 классов

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд.Стереотип. –М.: Дрофа, 2011.) и образовательных программ авторов учебников биологии применяемых в процессе обучения. А именно:-программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством

1.Природоведение 5 класс- программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

2.Биология.6,9 класс- программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В.Пасечника.

3.Биология 7,8 класс – программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством В.В.Латюшина и Р.Д.Маша.

Программа ориентирована на использование учебников включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год:

1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс;

2.В.В. Латюшин, В.А Шапкин. «Биология. Животные» 7 класс;

3.Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. «Биология. Человек» 8 класс;

4.А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Введение в общую биология и экологию». 9 класс

Преподавание предмета «Биология» в 6-9 классах осуществляется в соответствии с учебным планом МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули Алькеевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год, разработанном на основании приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования», и утвержденном приказом по МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули №51 от 31.08.2012г.
в 10-11 классахпреподавание по предмету осуществляется в соответствии с учебным планом МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год, разработанном на основании приказа МО и Н РТ от 10 июля 2012 года №4165 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;

и утвержденном приказом по МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули №51 от 31.08.2012г.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 10-11 классы: учебн. для общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под редакцией Д.К, Беляева, Г.М. Дымшица. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.


Классы

Количество часов

В неделю

В год

5 класс

2

70

6 класс

1

35

7 класс

2

70

8класс

2

70

9класс

2

68

11 класс

1

34

Контроль знаний проводится в форме письменных работ, биологических диктантов, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля. Текучая и промежуточная аттестации проводятся согласно локальному акту гимназии, итоговая аттестация – согласно нормативным документам МО, УО. Изучение биологии направлено на реализацию целей и задач, формирование обще учебных умений, навыков и способов деятельности, достижения результатов обучения сформулированных в Государственном стандарте общего образования и примерной программе основного общего образования по математике. Программа систематического курса биологии для основной школы (6—9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования1, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии.

Содержание программы систематического курса биологии для основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В 5—7 классах получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся получают представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоценотическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов и биологических объектов, лабораторно-практические работы и экскурсии. Последовательность изучения содержания в пределах тем может изменяться учителем в зависимости от конкретных условий.

В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.

Статус документа

Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерная программа выполняет основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Структура документа

Примерная программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников, использование ИКТ, подготовка к ГИА. Большинство представленных в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

А.А.Плешаков, Н.И Сонин . Природоведение. 5 класс

Рабочая программа по природоведению для 5 класса разработан с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по природоведению 2004г., на основе примерной программы основного общего образования по природоведению и образовательной программы авторов учебника природоведение применяемый в процессе обучения. А именно:

Н.И Сонин, В.Б Захаров Программа по природоведению. 5 класс.

Программа ориентирована на использование учебников включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год:

Природоведение. Учебник для 5 класса «Природоведение » А.А Плешаков, Н.И Сонин. 2006 год.

Преподавание предмета «Природоведение » в 5 классе осуществляется в соответствии с учебным планом МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули, базисным учебным планом для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:
Контроль знаний проводится в форме письменных работ, биологических диктантов, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля. Текучая и промежуточной аттестации проводятся согласно локальному акту гимназии, итоговая аттестация – согласно нормативным документам МО, УО.

Изучение природоведения направлено на реализацию целей и задач, формирование обще учебных умений, навыков и способов деятельности, достижения результатов обучения сформулированных в Государственном стандарте основного общего образования и примерной программе основного общего образования по природоведению.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.

Содержание программы обучения:

Введение (1ч)

Изучение природы человеком. Естественные науки. Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.

Практические работы.

Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью концентрации знаний о методах изучения природы. Великие естествоиспытатели.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconПротокол № от 2011г
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина icon1 вариант Задание А
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина icon«Строение живых организмов»
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconСтволовые клетки на службе человека
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconXii научно-практическая конференция Старт в инновации
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина icon06. секция медико-биологических проблем medico biological problems председатель секции
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconБиологические свойства и возможность медицинского применения магнитных...
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconМук цбс г. Шахты цгб им. А. С. Пушкина Информационно – библиографический...
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconДень знаний для первоклассников составил учитель начальных классов...
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconПрограмма по биологии для 6 класса учитель Синева Светлана Павловна...
Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников, созданных под руководством...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconСравнительная характеристика мезенхимальных стромальных клеток костного...
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconПроявление родительских геномов в гибридных клетках, полученных слиянием...
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconФакультет фундаментальной медицины мгу имени М. В. Ломоносова Информационное...
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008) и программ для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников,...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы основного общего образования по биологии автора Н. И. Сонина (/Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту...
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством А. А. Плешакова, Н. И. Сонина iconПрограмма по биологии для 6- 9 классов Пояснительная записка
К комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина Москва, «Дрофа», 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск