Дорога к знанию?





Скачать 204.74 Kb.
НазваниеДорога к знанию?
Дата публикации02.07.2014
Размер204.74 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Биология > Вопрос
Тема урока: «Носительница Жизни».
Эпиграф: «Служение человечеству - благородная роль биологии».

Девиз урока: Дорога к знанию?

Ну что - же, её легко понять, ответить можно сразу - мы ошибаемся, и ошибаемся, и ошибаемся опять, но меньше, меньше с каждым разом.

Задачи урока: Обобщить знания учащихся о внутренней среде организма, об особенностях строения эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в связи выполняемыми ими функциями, углубить понятия «инфекционные заболевания», «иммунология», «кровообращение», «гигиена сердечно-сосудистой системы».

Развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Цели: I.Образовательные:

1. На этом уроке учащиеся повторяют и углубляют знания о составе крови, как устроена и как работает кровеносная система. Кроме того, ученики познакомятся с развитием эпидемий инфекционных болезней, с механизмом работы сердца, учатся распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

II.Развивающие:

1.Продолжить формирование умений анализировать,

аргументировано излагать свою точку зрения,

вести дискуссию, развитие навыков культуры общения,

проводить сравнения, делать обобщения, выводы.

III.Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

  2. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.

3. Экологический аспект раскрыть через социальную

проблему-здоровье населения, пропаганда здорового образа жизни.

Демонстрационное оборудование: муляж сердца, торс человека с внутренними органами, таблицы, презентация.

Тип урока: ОСЗ

Методы: работа с текстом, тесты, познавательные задания.

Структура урока

  1. Терминологический опрос. Игра в «Светофорчики»

  2. Состав крови. Игра «Третий лишний»

  3. Функции крови.

  4. Кроветворение.

  5. Иммунная система. Иммунология. Группы крови. Резус фактор.

  6. Биологический диктант.

  7. Инфекционные болезни.

  8. Строение и работа сердца. Установи соответствие.

  9. Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.

  10. Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.

  11. Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы, задач и плана проведения урока.

Вступление учителя.

Ещё в древности люди считали кровь «носительницей жиз­ни» и пытались использовать ее чудесные свойства для спасения раненых, возвращения здоровья больным и молодости — старым. Но в те времена, так же как и в Средние века, врачи не знали за­конов кровообращения и поэтому применяли кровь только как «целебный напиток»: давали пить больным кровь животных или здоровых людей, но это мало помогало. А в настоящее время какой смысл вы вкладываете в это словосочетание? (ответы учащихся)

В ходе беседы мы выяснили, что кровь является одной из важ­нейших жидкостей в организме, так как она выполняет разнооб­разные функции: разносит кислород и питательные вещества, уно­сит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов. Итак, общее количество крови в организме человека равно 7% t его массы, по объему это около 5-6 л у взрослого человека и око­ло 3 л у подростков.

Актуализация знаний.

Разминка.

1.Игра в «Светофорчики» Слайд

Определение терминов по цветам светофора: гомеостаз, гемоглобин, иммунитет, реципиент, донор, артерии, антитела.

2.Состав крови.

Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе — плазме. Кроме того, в ней не происходит размножения клеток. Замена старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению.

В плазму крови входит множество простых и сложных веществ -90% плазмы составляет вода, и только 10% ее приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки (альбумины, глобулины и фибриноген), жиры и углеводы, метал­лы и галоиды — все элементы таблицы Менделеева, соли, щелочи и кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр. Каждое из этих веществ имеет определенное и важное значение.

Основная масса форменных элементов крови — эритроциты. Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель А. Левенгук. Тельца имели красный цвет, и он назвал их корпускулами, что и означает по ла­тыни тельца. А итальянский врач, анатом и физик М. Мальпиги эти клетки принял за жировые шарики. В настояшее время их называют эритроцитами — от греч. «эритрос» — красный, «цитос» - сосуд, клетка.

В 1805 г. шведский химик Берцелиус получил из красных телец крови бесцветный белок. Он назвал его глобулином, потому что считал, что получил этот белок из глобул - шариков. Внутри те­лец глобулин соединен с красящим веществом, которое назвали гематином - от греч. «гайма» - кровь. Все соединение назвали гематоглобином, что со временем сократилось до гемоглобина.

~ Что такое гемоглобин? Послушаем сообщение на эту тему.

В 5 л крови человека гемоглобина содержится мало – только около 700г, но он «мелко раздроблен», сосредоточен в 34 000 млрд эритроцитов, общая поверхность которых составляет более 3000м2 .

(Сообщение о влюбленном студенте химике).

Игра «Третий лишний». Слайд

3.Функции крови.

(Учитель предлагает классу решить две задачи.) Ш Задача I. Объясните, как влияет форма предмета на площадь его поверхности. У какого предмета площадь поверхности боль­ше - у шарика или двояковогнутого диска (при условии их оди­наковых объемов)?

Задача 2. Как изменятся общая масса, общий объем и общая поверхность 12 дм пластилина, если его разрубить на одинаковые 'куски по 1 мм3?

Вывод. Двояковогнутая форма и мелкие размеры эритроцитов являются важнейшими приспособлениями к выполнению одной из функций - переносу кислорода.

Эритроциты содержат 60% воды и 40% сухого остатка. 90% Этого сухого остатка приходится на гемоглобин, остальные 10% состоят из белков, сахара, солей и других разнообразных веществ, содержащихся в плазме крови. Диаметр эритроцита '—8 мкм, толщина - около 2 мкм. Уж как, кажется, мала пес-Чинка, однако в ней может уместиться 1 000 000 эритроцитов! В 1 мм крови содержится 4-5 млн эритроцитов, а всего в крови и человека их 25 триллионов. Это огромное число с 12 нулями: 25 000 000 000 000! Если положить все эритроциты друг на друга, то получится «столбик» высотой 62 тыс. км.

Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800 м2. Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела. Огромная общая поверхность эритроцитов помогает им захватывать и пере­носить такое количество кислорода, которое полностью обеспечи­вает жизнедеятельность всех органов и тканей. Эритроциты собой напоминают тончайшую губку, все поры которой наполнены осо­бым веществом — гемоглобином. Перенос кислорода — настолько важная задача, что для полноценного ее выполнения эритроциты в процессе развития даже лишились своего клеточного ядра и уже сами не могут размножаться. Но зато место ядра в них заполняет­ся гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может за­хватывать больше кислорода, чем эритроциты низших животных, например лягушки. Так на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки «приносят себя в жертву» всему живому организму.

Биологический диктант

Вариант №1.
1. Артериями называют сосуды, несущие кровь…

2. Расположите кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры) в порядке уменьшения скорости кровотока.

3. Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу?

4. Артериальное давление во время расслабления желудочков называется...

5. Ритмичное сокращение стенок артерий называется... .

6. Основная функция сердечных клапанов...

7. Назовите два главных сосуда, транспортирующих кровь из сердца…

8. Почему левый желудочек имеет более толстую мышечную стенку

9. Назовите слои, образующие стенки артерии….

10. Какова функция среднего слоя стенок артерий?...

11. Кровь возвращается в сердце по венам под низким давлением.

Какая особенность строения вен обеспечивает движение крови по ним?...

12. От какой камеры сердца отходит аорта?

14. Из чего состоит сердечный цикл?...
Вариант №2.
1. Венами называются сосуды, несущие кровь...,

2. Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них давления.

3. Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется...

4. Показания давления крови выражаются двумя цифрами: меньшая показывает... давление, боль­шая …

5. Волна повышенного давления, сопровождающаяся уско­рением кровотока и расширением артериальных стенок, называется... .

6. Определите местоположение:

а) трехстворчатого клапана...

б) двухстворчатого...

в) полулунных клапанов...

7. Назовите артерии, транспортирующие кровь к легким….

8. Назовите виды кровеносных сосудов.

9. Какой слой стенок артерий предупреждает их повреждение….

10. Какой тип кровеносных сосудов имеет стенки, состоящие из одного слоя эпителиальных клеток?

11. Назовите артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу.

12. Что такое сердечный цикл? …

4.Кроветворение.

Изучением клеток крови и крас­ного костного мозга занимались русские врачи ДЛ. Романовский, А.Н. Крюков, немецкий ученый А.Паппенгейм. Им удалось создать стройную теорию кроветворения.

Красный костный мозг — это огромная «фабрика» крови. В те­чение всей жизни человека изо дня в день поставляет он в кровь свежие кровяные клетки. Масштабы его деятельности грандиозны даже и в нормальных условиях. Многообразная и напряженная работа костного мозга - рождение и созревание клеток крови, их поступление в кровяное русло — осуществляется в течение всей жизни человека. Это происходит благодаря слаженной работе всех его органов и необыкновенно экономичному использова­нию костным мозгом продуктов, необходимых для построения и созревания клеток крови (белки, витамины, железо).

Так, для нормального созревания эритроцитов необходимо, чтобы в костный мозг поступало ежедневно всего несколько мил­лионных долей грамма особого вещества — витамина В12. Недо­статок этих бесконечно малых количеств витамина В,2 приводит к тяжелейшему заболеванию — злокачественному малокровию, которое еще не так давно считалось неизлечимым. Костный мозг таких больных переполнен незрелыми эритроцитами , что приводит к потере способности не только ходить, но и твердо стоять на ногах.

5.Иммунная система. Иммунология.

Болезнетворные микробы уже при попытке напасть на орга­низм человека наталкиваются на труднопреодолимую преграду - чистую кожу. Это первая линия обороны. Внутри организма также существует целая сеть «оборонных объектов», которая встречает моих подзащитных во всеоружии. Это иммунная система чело­века. Главная роль в защитных процессах принадлежит лейкоци­там. Они в данных случаях являются одновременно и полицией, и судом, и присяжными, и тюрьмой: хватают, разлагают все, что по их мнению, не соответствуют данному организму. «Поле бит­вы» бывает тогда покрыто телами мертвых и погибших микробов и лейкоцитов. И это еще не все.

В настоящее время изучением иммунитета занимается целая Наука - иммунология. Ее вклад в медицину, животноводство и другие отрасли народного хозяйства огромен, хотя иммуно­логия считается ешё наукой молодой.

Группы крови. Резус фактор.

Идея о вливании крови в кровеносные сосуды родилась в XVII в. после открытия Гарвеем законом кровообращения. Вначале для переливания крови человеку врачи пытались ис­пользовать кровь животных. В 1667 г. во Франции врачами Дезд и Эммерезом было произведено первое в истории человечества внутривенное переливание крови человеку. Обескровленному умирающему юноше перелили кровь ягненка. Первое перелива­ние случайно оказалось удачным. Хотя чужеродная кровь и вы­звала тяжелую реакцию, больной выздоровел. Успех окрылил ученых. Они стали переливать кровь животных другим больным. Однако последующие попытки были неудачными, больные по­гибали.

В конце XVIII в. было доказано, что для переливания крови человеку надо использовать только человеческую кровь. Первое в мире переливание крови от человека человеку было сделано в 1919 г. в Англии. Однако с самого начала стало ясно, что пе­реливание и человеческой крови не всегда безопасно для жизни больного. В одних случаях перелитая кровь действовала благо­творно, в других - больные умирали. При этом наблюдались такие же точно явления, как и при гибели тех людей, которым в XVII в. переливали кровь животных. Значит, кровь разных людей также не всегда совместима и кровь одного человека отличается от кро­ви другого? В чем же эти отличия? Почему в одних случаях чу­жая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?

На эти вопросы в начале XX в. дали ответ ученые К. Ланд-штейнер и Я. Янский. Они установили, что все люди по биологиче­ским свойствам крови делятся на четыре группы. Принадлежность к той или иной группе крови — врожденное постоянное, никогда не меняющееся свойство. Определить, к какой группе относится кровь каждого человека, можно по свойству эритроцитов склеи­ваться, собираться в кучки или разрушаться при попадании их в плазму или сыворотку крови другой группы. Групповая принад­лежность крови зависит от содержания в эритроцитах и сыворотке особых склеивающих веществ — агглютиногенов (в эритроцитах) и агглюцитинов (в сыворотке),

После открытия групп крови переливание стало могучим средством в борьбе за спасение человеческой жизни. Однако, по мере того как переливание крови стало все больше и больше входить в повседневную практику медицины, было установлено, что даже при переливаниях совместимой по групповому признаку крови, в особенности при повторных, у некоторых больных насту­пают такие же осложнения, как при переливаниях несовместимой крови. Оказывается, на поверхности эритроцитов располагаются не только те белки — антигены, которые определяют их групповую принадлежность. Так, эритроциты большинства людей обладают очень важным антигеном (который есть у обезьян — мартышек резус), называемым резус-фактор. У 85% людей он присутствует, и такие люди называются резус-положительными (Rh+). У 15% людей резус-фактор на эритроцитах отсутствует, ^ги люди резус-отрицательные (Rh—).

При переливаниях резус-положительной крови резус-отри­цательным реципиентам (тем, кому делают переливание крови) у них происходит выработка антител к чужеродному белку - ре­зус-антигену. Повторное переливание резус-положительной крови этому человеку приводит к встрече резус-антигена с нако­пившимися антителами и развитию реакции несовместимости. Чтобы избежать осложнений, связанных с переливанием крови, несовместимой по этому признаку, в настоящее время считается обязательным определение не только групповой, но и резус-при­надлежности крови реципиента и донора (человека, дающего для переливания свою кровь).

Учеными найдены и способы консервирования крови. Ока­залось, что если к только что взятой у донора крови добавить не­много безвредного для человека раствора аммониево-кислого на­трия, то такая кровь (она называется цитратной) не свертывается и хранится при (= 4-6 °С несколько месяцев.

6.Инфекционные болезни.

Более 2000 лет назад Гиппократ описал почти 1000 недугов, которыми страдает человек. Многие и многие из этих болезней известны как заразные, т. е. передавае­мые от одного больного человека к другому, от одного больного животного к другому, а также от животных к человеку и наоборот. Великий врач Востока Авиценна спустя 1000 лет после Гиппокра­та еще более расширил круг знаний о недугах, о том зле, которое приносит страдания многим людям и домашним животным.

I Чума известна с глубокой древности. В VI в. в Византийской империи чума свирепствовала 50 лет и унесла жизни 100 млн че­ловек. В летописях Средних веков описаны страшные картины эпидемии чумы. Города и селения пустели, на площадях и улицах можно было видеть только могильщиков. От чумы в XIV в. в Евро­пе погибла четверть населения — 10 млн человек. Чуму называли черной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В XVIII в. в Западной Евро­пе ежегодно от оспы умирали 400 тыс. человек. Ею заболевали 2/3 родившихся, из восьми человек трое умирали. Особой при­метой тогда считалось отсутствие знаков оспы. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались редко.

В начале XIX в. с развитием мировой торговли стала распро­страняться холера. По данным ВОЗ, зарегистрировано 7 эпиде­мий холеры. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в Разных странах длилась с 1902 по 1926 г. В России до 1917 г. 33 59 «холерных» лет заболели 5,6 млн человек и почти половина

Какими особенностями характеризу­ются острые респираторные заболевания, к числу которых отно­сится и грипп?

К особенностям таких забо­леваний относятся высокая заразность, отсутствие у переболев­ших стойкого иммунитета.

Передача вируса происхо­дит при кашле, чихании, контакте с выделениями из носоглотки больного, т. е. воздушно-капельным путем.

Для профилактики инфекционных болезней наружных по­кровов проводят выявление и лечение больных. В этих случаях необходимо строгое соблюдение гигиенического режима — поль­зование индивидуальными бельем, постельными принадлежно­стями, полотенцами. Лечение инфекционных больных проводят в инфекционных больницах, а в некоторых случаях дома. Здесь он должен соблюдать определенные правила поведения, чтобы облегчить организму борьбу с болезнетворными микроорганизма­ми и ограничить возможность распространения инфекции.

Заболевание СПИДом начинается постепенно и незаметно. Специфический, но малозаметный признак - увеличение лим­фатических узлов. Вслед за этим развивается иммунодефицит, проявляющийся общей слабостью, недомоганием, снижением ра­ботоспособности, нарастающим истощением организма, а также разнообразными воспалительными процессами, в первую очередь там, где организм непосредственно контактирует с внешней сре­дой, — в дыхательных путях, по ходу пищеварительного тракта, на коже. Это могут быть проявления затяжной пневмонии, стой­кие нарушения моторики кишечника, многодневная лихорадка и т. д. Значительное повышение вероятности развития у человека злокачественных новообразований во многом связано с ослабле­нием клеточного иммунитета. Кроме того, ВИЧ обладает, по-ви­димому, способностью воздействовать на генетический аппарат клетки, превращая ее в злокачественную.

Последствия заражения СПИДом могут быть самыми различными, в зависимости от того, по какому типу пойдет забо­левание - по типу ослабления устойчивости организма к раз­нообразным возбудителям или же по типу злокачественных новообразований. Возможны, естественно, и смешанные формы. Кроме того, при этом заболевании отмечено и поражение ЦНС. сопровождающееся разного рода неврологическими нарушения­ми, включая слабоумие. СПИД — заболевание сравнительно мало заразное и не очень агрессивное: скрытый период может продолжаться от 3 до 5 лет с момента заражения, он поражает человечество очень большими темпами.

Я хочу обратить внимание на то, что массовому распространению этого заболевания способствует сам человек! Вирус ВИЧ нестоек: он гибнет при кипячении, под воздействием этилового спирта, хлорной из­вести, стирального порошка. Концентрации ВИЧ, представляю­щие опасность, имеются лишь в крови и слизистых выделениях половых органов.

В первую очередь этому заболеванию подвержены люди, веду­щие беспорядочную половую жизнь, гомосексуалисты, наркома­ны, пользующиеся нестерильными общими шприцами, иглами. К сожалению, могут заболеть люди и при переливании крови, зараженной вирусом СПИДа при отсутствии специального иссле­дования донорской крови и ее обработки, в результате чего ВИЧ сохраняет свою жизнеспособность.

7. Строение и работа сердца.

1. Постановка проблемы (1).

На прошлом занятии мы с вами охарактеризовали сердце как удивительный орган - насос, который неутомимо работает в тече­ние всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что наше сердце половину жизни отдыхает! Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается и жизнь?

Запомните, створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные - всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

Сердечная мышца сокращается четко и точно 60-70 раз в минуту.

Промежутки между сокращениями и их продолжительность абсолютно точны. Именно в особенностях сердечного цикла за­ключена способность сохранения рабочей активности сердца в течение всей жизни. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. При физической нагрузке или во время спортивных занятий частота сердечных сокраще­ний увеличивается за счет сокращения паузы, или общего рас-

I слабления. Различна частота сокращений сердца у детей и взрос­лых: у детей до года - 100—200 ударов в минуту, в 10 лет — 90, в 20 и старше — 60-70, после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95 ударов в минуту.

Количество перекачиваемой крови через сердце очень велико. Кровью, которую перекачивает сердце в те­чение жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерны. А если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из нее за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шири­ной 7 км и длиной 10 км.

Работа сердца очень значительна. Так, при одном его ударе со­вершается работа, с помощью которой можно поднять груз массой 200 г на высоту 1 м. За минуту сердце подняло бы этот груз на 70 м, т. е. на высоту почти двадцатиэтажного дома. Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 ч удалось бы поднять челове­ка на высоту здания Московского университета (около 2450 м),

I а за 30-31 день - на вершину Джомолунгмы - высочайшую точку земного тара (8848 м)! Работа сердца в сутки равна 170—180 тыс. кДж, и ее можно приравнять к работе подъемного крана, подни­мающего груз, равный 1 т, на высоту 5-этажного дома.

Установи соответствие.


Кровеносные сосуды


Направления движения крови

Особенности строения

кровеносных сосудов

I.Артерии



1.Кровь течет к сердцу


А. Стенка состоит из одного слоя клеток

II.Вены


2.Кровь течёт от сердца

Б.В стенках много мышечных эластичных волокон


III.Капилляры

3.Кровь течет от артерий к венам, или от вен к артериям.

В.В стенках мало мышечных эластичных элементов.

Г.В мембранах клеток

Многочисленные мельчайшие отверстия

8.Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.

Вредное влияние гиподинамии

Гиподинамия - ограничение физической подвижности. С чем это связано? На производстве труд человека часто сводится к кон­тролю за работой машин. В быту электричество, газ, водопровод освобождают его от тяжелых домашних дел.

Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, наконец, лиф из­бавляет человека от длительного хождения. А итоге - недостаток движений. Он сказывается даже на школьниках. Современный уче­ник много сидит за партой, письменным столом, компьютером, те­левизором...

В результате — ослабление мышц, увеличение количества жи­ровой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов наруша­ется в такой степени, что даже простой переход человека от гори­зонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от мозга, что человек может потерять сознание. Стоит нетренированному человеку очень быстро пройти 150-200 м или немного пробежать, как у него повышается сердцебиение, появля­ется одышка. Эти явления возникают из-за того, что кровоснабже­ние сердца не увеличивается в 4-5 раз, как это требуется организ­му. В итоге мышца сердца и мышца тела получают недостаточно кислорода, или, как говорят, работают в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы.

Вопросы уч-ся.

1.Что такое гиподинамия?

2.Что является причиной гиподинамии?

3.Как гиподинамия отражается на сердечно-сосудистой системе?
Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему

Особенно вредно действует на сердечно-сосудистую систему алкоголь. Он отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны и другие структуры клеток. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одыш­ка. В то же время алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосу­дов, прежде всего сосудов самого сердца. Мышца сердца начинает получать недостаточное количество кислорода и питательных ве­ществ, постепенно перерождается и заменяется соединительной тканью. В результате нарушения работы сердца снабжение орга­низма кровью ухудшается, что ведет к болезненным изменениям его функций.

Вопросы к слушателям.

  1. Как алкоголь влияет на клетки сердечной мышцы?

  2. Каковы последствия изменений стенок кровеносных сосудов сердца?

  3. К чему приводит нарушение работы сердца?

Учитель, Алкоголь поступает в кровь уже через несколько минут после его приема и циркулирует в ней 5-7 часов. Он возбу­ждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных во­локнах. В результате пульс достигает 100 ударов в 1 минуту сила и скорость сокращений сердца уменьшаются, а нагрузка на него воз­растает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.

Сообщение третьего ученика.

Влияние табака на сердечно-сосудистую систему

Не меньший вред сердечно-сосудистой системе наносит табак. У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в сужен­ном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашива­ется и стареет. Сужение сосудов - причина заболевания курильщи­ков - «перемежающаяся хромота», которое сопровождается силь­ной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 ми­нут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и приводит к инвалидности.

«Курение или здоровье» - выбирайте сами. В та­бачном дыму определено 300 различных вредных веществ. Рас­смотрим, как действуют на наш организм лишь два из них: никотин и угарный газ.

Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления, напряженной рабо­те мышцы сердца.

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение, и курение увеличивают содержание адреналина в крови.

Обнаружено, что никотин усиливает свертываемость крови. Это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупори­ваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц, выкури­вающих до 20 сигарет в день, вероятность заболевания инфарктом миокарда вдвое выше, а у выкуривающих более 20 - втрое выше, чем у некурящих.

Вопросы к слушателям.

  1. Что происходит с сосудами курильщика после каждой выку­ренной сигареты?

  2. Какое сужение сосудов влияет на работу сердца?

  3. Каковы признаки «перемежающейся хромоты» курильщиков?


Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы

О вредных привычках мы поговорили, теперь речь пойдет о факторах, которые положительно влияют на работу сердца и сосудов.

Нормальной работе сердца способствуют физические упражне­ния, посильный труд, активный образ жизни.

- Как физическая нагрузка может повлиять на работу сердца?

В процессе обсуждения учащиеся формулируют вывод. При физической работе:

• увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу;

• улучшается снабжение ее кислородом и питательными веще­ствами;

• это способствует укреплению сердечной мышцы и ее развитию. При снижении физической нагрузки:

• сердечная мышца слабеет; например, на 70-е сутки полной неподвижности размеры сердца уменьшаются на 13-18 %.

8.Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.

Сопоставьте факты.

А. Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние орга­ны целы и здоровы. Б. Переливание крови другого человека раненому спасает его

от смерти. Подумайте и объясните.

- Почему человек без крови погибает?

- Какое значение имеет кровь в жизни человека?

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Но если это чувство не востребовано, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадав­шим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здо­ровье, а нередко и жизнь человека.

—Помочь пострадавшему может только тот, кто УМЕЕТ. Для того чтобы уметь, надо знать, тренироваться.

Кровотечения обусловлены рядом

причин: это может быть повреждение сосуда вследствие травмы

и разрушение его стенки при болезнях; увеличение проницаемости

стенки сосуда и нарушение свертываемости крови при ряде

заболеваний. Если кровь начинает вытекать из сосуда, то вместе с ней, как говорят, утекает жизнь. При потере 1/3 объёма крови человек может получить смертельные осложнения.

Вы сегодня продемонстрируете оказание первой доврачебной

помощи при артериальном кровотечении. Скорее «Скорой».

Заключение

Здоровье- это не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу.

Здоровый образ жизни - это система поведения человека,включая физическую культуру, творческую активность, высоко-нравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих,от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой,соблюдения рационального суточного режима.

Всякая неумеренность, невоздержание доставляют человеку страдания, приводят к болезням, снижают его интеллект.

Итоги урока.

Комментарии к оценкам.

1.Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

2Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?

3Выберите домашнее задание по схеме:

а)выполнил все на «пять» - выбери творческое задание;

б)при работе допускал ошибки, но выполнил

все задания — ещё раз прочитай соответствующий параграф.

в)часто ошибался, работать было трудно —

поработай с учебником еще раз.

Творческое задание

Подготовьте сообщение «Зачем человеку нос»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок - обобщение
Тема « Носительница Жизни»

8 класс


Учитель химии

и биологии:

Чижева В.Е.

Саранск 2013 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дорога к знанию? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Никогда не прекращайте Вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию...
Дорога к знанию? iconУрок знаний на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!»
Привитие любви к знанию, к школе, к процессу познания мира через учебные занятия
Дорога к знанию? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Три пути ведут к знанию. Путь размышлений самый благородный, путь подражания самый лёгкий, путь опыта самый горький. Конфуций
Дорога к знанию? iconАвтор -составитель программы Минюшев Ф. И. дфн, профессор. I. Организационно методический раздел
...
Дорога к знанию? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сентября — это праздник всех школьников, студентов и их родителей. Пусть же в вашей жизни, равно как и в жизни ваших детей, всегда...
Дорога к знанию? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность педагогического опыта в том, что работа по методу учебных проектов стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает...
Дорога к знанию? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый...
Дорога к знанию? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книга написана двумя крупнейшими специалистами в обла­сти анализа финансового рынка Чарльзом ЛеБо и Дэвидом В. Лукасом. Они широко...
Дорога к знанию? iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования
Дисциплина "Теплотехника" освещает развитие науки и техники в логической последовательности, от незнания к знанию, от простого к...
Дорога к знанию? iconИнформация об образовании Канашского района к 1 сентября 2012 г
Сегодня во всех школах района проводятся мероприятия, посвященные Дню знаний, приуроченные Году российской истории и Дням воинской...
Дорога к знанию? iconСистемно-деятельностный подход «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» формирование у студентов профессиональных...
Дорога к знанию? iconПрограмма курса для сдачи кандидатского экзамена по научной специальности...
Государственного образовательного стандарта дополнена повышенными требованиями к знанию первоисточников, методологии научного исследования,...
Дорога к знанию? iconКонтроль знаний
Дисциплин как алгебра, теория чисел, теория сложности. Студентам, изучающим криптографию всерьез, необходимо знание ее математических...
Дорога к знанию? iconЗачет №1 «Тригонометрические функции»
Дисциплин как алгебра, теория чисел, теория сложности. Студентам, изучающим криптографию всерьез, необходимо знание ее математических...
Дорога к знанию? iconК вашим услугам на борту Costa Fortuna
Христофора Колумба или приобщиться к знанию в библиотеке Галилео Галилея. На борту лайнера первооткрыватели всегда найдут то, что...
Дорога к знанию? iconТема: тестирование «кенгуру выпускникам»
Дисциплин как алгебра, теория чисел, теория сложности. Студентам, изучающим криптографию всерьез, необходимо знание ее математических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск