Скачать 84.2 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними». МБОУ СОШ № 12 г. Ессентуки 07.02.2013г. ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними». 07.02.2013г. Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать знания о способах приспособленности паразитов в различных организмах и знаний о способах предупреждения заражения гельминтами. Задачи урока:
Тип урока: комбинированный; Методы урока: Урок-презентация, словесный, частично-поисковый. Оборудование: учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс И.И. Сонин, В.Б. Захаров; ПК и мультимедиа; карточки-задания, таблица. Ход урока I.Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Садитесь! Итак, сегодня у нас необычный урок, с приглашением учителей нашей школы. Объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1,2). II. Актуализация знаний. Ребята! Мы с вами уже начали знакомиться с плоскими червями, и на прошлом уроке изучили тему «Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви».
III. Изучение нового материала. - Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы) - Где паразитируют? - Какой вред наносят? Почему опасны? - Как черви стали паразитами? - Как защитить свой организм? - Верно, это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока. («Паразитические черви и меры борьбы с ними») - Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы. Сегодня на уроке мы будем изучать тему, очень важную для каждого человека. Поэтому прошу быть всех внимательными и активными на уроке. -Как плоские черви стали паразитами? (Ответы детей). -Черви освоили огромные пищевые ресурсы океанического дна древней Земли. Но развитие жизни на этом не остановилось: появились и более сложные животные, потеснившие червей. Теперь их разнообразие в морях и пресноводных водоемах не так велико. Огромное большинство червей, особенно плоских, сменило водную среду обитания на паразитический образ жизни. -Где паразитируют и какой вред они наносят? -Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей. Класс Сосальщики. Сейчас я зачитаю вам выписку из медицинской карты. «В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз». В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 6,7,8) Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина. Изучение строения и цикла развития печеночного сосальщика. Организация этих животных во многом напоминает черты ресничных червей, например, планарии, однако, в отличии от них, сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни. Форма тела сосальщиков чаще всего листовидная, размеры 3 – 4 см. Специализация их проявляется в наличии присосок, шипов, крючьев и других приспособлений для прикрепления, в высоком развитии половой системы, прохождении сложных жизненных циклов со сменой хозяев, а также в упрощении органов чувств. Класс Сосальщиков включает около 4 тыс. видов. Типичный представитель класса – печёночный сосальщик, паразитирующий в желчных протоках печени и желчном пузыре ряда позвоночных. Паразит разрушает печёночные клетки, что может привести к кровотечению, а также закупорки желчных ходов и появлению желтухи. Во время просмотра демонстрации «жизненного цикла паразитических червей», вы заполните таблицу.
Класс Ленточные черви. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. (Слайд 9) Ленточные плоские черви, как и сосальщики, ведут исключительно паразитический образ жизни, и это наложило на них значительно большой отпечаток, чем на сосальщиков. Класс включает около 3 тыс. видов. В половозрелом состоянии они обитают в тонком кишечнике позвоночных, личиночные формы живут в полости тела и внутри различных органов беспозвоночных и позвоночных. Величина взрослых ленточных червей колеблется от 1 мм до 10 – 30 м. Окраска тела однообразная – белая или желтоватая, характерная для многих внутренних паразитов. Тело лентовидное, сильно вытянуто в длину и в большинстве случаев поделено на значительное число члеников. Иногда тело может нерасчлененным. На переднем конце – небольшая головка с органами прикрепления (присосками или крючьями), за ней следует не разделённая на сегменты шейка, а далее членики (слайд 10). Ленточные черви глубже и полнее, чем сосальщик приспособились к паразитическому существованию: у них отсутствует кишечник, а питание происходит путём диффузии всей поверхностью тела; личинки, как и взрослые половозрелые особи, паразитический образ жизни. «Жизненный цикл бычьего цепня» (слайды 11, 12). Ленточная форма бычьего цепня в кишечнике человека может жить до 15 лет, отделяя в среднем за каждый год до 2,5 тысяч зрелых члеников, наполненных яйцами. Непосредственную опасность для человека может представлять и другой ленточный червь – эхинококк, которым можно заразиться через грязную шерсть собаки и получить тяжёлое заболевание печени. Лентецом широким можно заразиться, поедая заражённую рыбу – сырую, слабокопчённую или вяленную. В отличие от бычьего, цепень свиной ( слайд 13) имеет более скромные размеры, и его членики не способны передвигаться самостоятельно, однако именно он вызывает опаснейшие заболевания. Причиной являются не только взрослые особи гельминта, паразитирующие в желудочно-кишечном тракте человека, но личинки цепня, которые могут обитать в форме личинок-финнок практически в любых органах и тканях человека, свиней, овец, кошек и собак. Заражение: у свиней (поедание нечистот). «Свинья грязь всегда найдет» - поговорка. Цикл развития свиного цепня: яйцо; онкосфера; финна (цистицерк); взрослая особь. Развитие эхинококка ( слайд 13). Непосредственную опасность для человека может представлять и другой ленточный червь – эхинококк, которым можно заразиться через грязную шерсть собаки и получить тяжёлое заболевание печени. Лентецом широким можно заразиться, поедая заражённую рыбу – сырую, слабокопчённую или вяленную. Приспособления к паразитизму ( слайд 14). Методы защиты от заражения паразитическими червями ( слайды 15, 16, 17, 18). Обсуждение методов защиты от паразитических червей. Мыть руки, овощи и фрукты перед едой. Всегда кипятить воду из открытых водоёмов перед употреблением. Не брать в природе растения в рот. Тщательно проваривать и прожаривать мясо. Уничтожать мух и тараканов. Профилактическая работа в городе и в школе. Гельминтология – наука о паразитических червях. Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин. IV. Закрепление знаний. (Слайды 20-24). В заданиях ГИА и ЕГЭ есть вопросы по паразитическим червям. Сейчас мы с вами ответим на эти вопросы. Часть А. У каких червей в цикле развития промежуточный хозяин прудовик? А) бычий цепень В) широкий лентец Б) печеночный сосальщик Г) эхинококк. В6. Установите последовательность этапов жизненного цикл; свиного цепня. А) финна Б) половозрелая особь В) яйцо Г) личинка С1. Почему нельзя есть сырое, плохо проваренное и плохо прожаренное мясо и рыбу? С». Почему нельзя пить некипяченую воду? V. Итог урока. Выставление оценок. Инструктирование по выполнению домашнего задания. (Слайд 18). VI. Этап рефлексии. Я предлагаю вам задуматься о словах , которые вы видите на доске. Выскажите, пожалуйста, ваше отношение к ним. «Хороший повар стоит доктора». О чем они предупреждают нас? Какие меры профилактики мы должны соблюдать? «Наше здоровье – в наших руках» - действительно ли это так? Происхождение паразитических червей По данным науки, первые многоклеточные животные появились в воде; они произошли от колониальных простейших – жгутиковых, похожих на вольвокс, и располагались в толще воды во взвешенном состоянии, и любое перемещение для них было безразлично. Поэтому можно допустить, что первые многоклеточные имели форму шара. По мере развития и усложнения организмов под действием силы тяжести они стали различать «верх» и «низ» и потеряли симметрию шара. Животные, ведущие прикрепленный образ жизни, такие, как гидра, приобрели симметрию, которая способствует ловле добычи и защите от врагов, появляющихся с любой стороны. Ось симметрии этих животных показывает силу тяжести. Те животные, которые были способны передвигаться в каком-то избранном направлении, приобрели двустороннюю симметрию тела. На ее появление важное влияние оказало как направление силы тяжести, так и направление движения животного. Для двусторонне симметричных видов характерно наличие двух примерно одинаковых частей тела, что помогает им сохранить равновесие, прямолинейно передвигаться, быстрее находить пищу. |
Урок биологии по теме «Паразитические черви и меры борьбы с ними» Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое.... | Урок по теме: «Плоские черви паразиты» в 7 классе Учитель биологии:... Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать... | ||
Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Конспект открытого урока в 3 классе "Рождество"(учебник Биболетовой М. З.) План конспект Мбоу «Степноозерская основная общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района рт» по теме «Christmas» | Урок английского языка во 2 классе по теме «Профессии» План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | План открытого урока Предмет: Математика. Профессия: «Мастер отделочных... Цель урока: Организовать повторение основных понятий по теме, сформировать понимание значимости математики в будущей профессии | ||
План-конспект занятия художественно-творческой деятельности в средней группе План- конспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением немецкого языка по теме «Der Frühling. Der Umweltschutz»... | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
План-конспект открытого урока, проведённого в 1 л классе по теме ... | Тема урока: Тип Плоские черви Укажите характеристики, соответствующие каждому классу плоских червей (письменно) | ||
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... |