Скачать 118.7 Kb.
|
МБОУ «Больше-Нарынская средняя общеобразовательная школа» Открытый урок по теме: «Плоские черви - паразиты» в 7 классе Учитель биологии: Павлова Т.Б. С. Большой Нарын, 2013 г. Дата проведения: 14.01.2013 г. Тема урока: Плоские черви-паразиты. Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать знания о способах приспособляемости паразитов в различных организмах и знаний способах предупреждения заражений гельминтами. Задачи урока:
Тип урока: комбинированный; Методы урока: Урок-презентация, словесный, частично-поисковый; Оснащенность урока: учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс И.И. Сонин, В.Б. Захаров; ПК и мультимедиа; карточки-задания; Основные положения урока:
ХОД УРОКА
- Здравствуйте ребята! Садитесь! Итак, сегодня у нас необычный урок, с приглашением учителей нашей школы. Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь вот с таким хорошим настроением начнём урок.
- Ребята! Мы с вами уже начали знакомиться с плоскими червями, и на прошлом уроке изучили тему «Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви». У вас каждого на парте лежат тесты. Тест состоит из 6 заданий по 4 варианта ответов, ваша задача, найти 1 правильный ответ и вписать в таблицу (приложение 1). (учащиеся решают тесты, по окончании проходит самопроверка 2 слайд)
- Итак, мы проверили знания по прошлой теме «Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви» и переходим сегодняшней нашей теме «Плоские черви-паразиты». Запишите тему урока в тетрадке. Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщика и Ленточные черви, о способах приспособляемости паразитов в различных организациях, предупреждение заражения гельминтами. (3 слайд) - Перед вами, ребята, лежат блок-схемы (приложение 2) по характеристике представителей паразитических червей, которые к концу урока должны быть заполнены. В них мы докажем наши выдвинутые гипотезы и раскроем для себя полную картину жизни червей-паразитов. -Тип Плоские черви делятся на 3 класса: ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви (4 слайд). Класс Ресничные черви мы с вами изучили на прошлом уроке. Класс Сосальщики. Организация этих животных во многом напоминает черты ресничных червей, например, планарии, однако, в отличии от них, сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни. Форма тела сосальщиков чаще всего листовидная, размеры 3 – 4 см. Специализация их проявляется в наличии присосок, шипов, крючьев и других приспособлений для прикрепления, в высоком развитии половой системы, прохождении сложных жизненных циклов со сменой хозяев, а также в упрощении органов чувств (слайд 5,6). Класса Сосальщиков включает около 4 тыс. видов. Типичный представитель класса – печёночный сосальщик, паразитирующий в желчных протоках печени и желчном пузыре ряда позвоночных. Паразит разрушает печёночные клетки, что может привести к кровотечению, а также закупорки желчных ходов и появлению желтухи (слайд 5) Сообщение «жизненный цикл печёночного сосальщика» (приложение 3) - подготовил Халтурин Виктор (выступление, слайд 7,8). - Итак, в блок-схемах вы записали характеристику класса Сосальщики. (Учащиеся по очереди зачитывают по таблице). - Ленточные плоские черви, как и сосальщики, ведут исключительно паразитический образ жизни, и это наложило на них значительно большой отпечаток, чем на сосальщиков. Класс включает около 3 тыс. видов. В половозрелом состоянии они обитают в тонком кишечнике позвоночных, личиночные формы живут в полости тела и внутри различных органов беспозвоночных и позвоночных. Величина взрослых ленточных червей колеблется от 1 мм до 10 – 30 м. Окраска тела однообразная – белая или желтоватая, характерная для многих внутренних паразитов. Тело лентовидное, сильно вытянуто в длину и в большинстве случаев поделено на значительное число члеников. Иногда тело может нерасчлененным. На переднем конце – небольшая головка с органами прикрепления (присосками или крючьями), за ней следует не разделённая на сегменты шейка, а далее членики (слайд 8). Ленточные черви глубже и полнее, чем сосальщик приспособились к паразитическому существованию: у них отсутствует кишечник, а питание происходит путём диффузии всей поверхностью тела; личинки, как и взрослые половозрелые особи, паразитический образ жизни. - Сообщение «Жизненный цикл бычьего цепня» (приложение 4) подготовил Десятов Вячеслав (выступление слайд 9, 10, 11, 12) - Ленточная форма бычьего цепня в кишечнике человека может жить до 15 лет, отделяя в среднем за каждый год до 2,5 тысяч зрелых члеников, наполненных яйцами. Непосредственную опасность для человека может представлять и другой ленточный червь – эхинококк, которым можно заразиться через грязную шерсть собаки и получить тяжёлое заболевание печени. Лентецом широким можно заразиться, поедая заражённую рыбу – сырую, слабокопчённую или вяленную. Физ. минутка: Закройте глаза и представьте, что вы проснулись на тропическом острове. Уже пригревает солнце (слайд 13) Открываем глаза и встаём. Потянулись! Оглянитесь кругом! Вот высоко созрели бананы – потянемся и сорвём их. Предложим соседу по парте. Посмотрим налево. Посмотрим направо. Отряхнём с себя песочек. А вот и наш корабль. Садитесь. - Итак, в блок-схемах вы записали характеристику класса Ленточные черви. (Учащиеся по очереди зачитывают по таблице). - Каждый из вас узнал для себя сегодня что-то новое. Хотелось бы узнать, что вы запомнили. - Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями? (учащиеся отвечают). - Меры профилактики гельминтозов запишем в тетрадь. Теоретические данные: (слайд 14)
Класс делится на две группы: Задание для первой группы (приложение 5) слайд 15 Задание для второй группы (приложение 6) слайд 16 (Учащиеся из группы по очереди зачитывают ответы)
Оценивание урока Рефлексия: Перед вами лежат кругляшки света светофора На вопрос: Понравился ли вам сегодняшний урок? - красный свет /понравился урок/ - желтый свет /не понравился урок/ - зелёный свет /не очень понравился урок/ Домашнее задание: Изучить текст учебника; выполнить задание рубрик «Подумайте» и «Проверьте свои знания». Нарисуйте в тетради схемы жизненных циклов паразитических плоских червей. Слайд 17 Приложение 1 Тест «Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви»
А. отсутствует; Б. лучевая; В. двустороння; Г. у свободноживущих – двусторонняя, а у паразитов – лучевая.
А. круглая; Б. лентовидная или листовидная; В. утолщённая, не разделённая на членики; Г. удлинённая, раздёлённая на членики.
А. жгутики; Б. реснички; В. ложноножки; Г. мускульные волокна.
А. жгутики; Б. реснички; В. ложноножки; Г. мускульные волокна.
А. посередине тела, на брюшной стороне; Б. посередине тела, на спинной стороне; В. на переднем конце тела; Г. на заднем конце тела.
А. в пресных водоёмах; Б. в печени крупного рогатого скота; В. в кишечнике человека и млекопитающих животных; Г. в верхних слоях почвы.
Приложение 2 Блок-схема «Характеристика червей-паразитов»
Приложение 3 Жизненный цикл печёночного сосальщика Жизненный цикл печёночного сосальщика протекает со сменой хозяев. Окончательный (основной хозяин), в теле которого паразит размножается половым путём, - крупный или мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, человек и др. Промежуточный хозяин, где личинка паразита проходит определённые стадии развития, - моллюск прудовик малый. Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду, где из него выходит личинка малого прудовика. Здесь паразит превращается в следующую личиночную стадию, затем он покидает моллюска и активно передвигается в воде. На этой стадии печёночный сосальщик прикрепляется к стеблям растений и покрывается толстой оболочкой. Образуется циста, долго сохраняющая жизнеспособность. Проглоченная животным, циста попадает в кишечник, оболочка её растворяется, и паразит через кровеносные сосуды проникает в печень, где достигает половозрелого состояния. Приложение 4 Жизненный цикл бычьего цепня Основной (окончательный хозяин) – человек, у которого взрослая половозрелая форма паразитирует в кишечнике. С фекалиями человека яйца червя попадают в траву, сено или другой корм крупного рогатого скота, который является промежуточным хозяином. В желудке скота из яиц выходят шестикрючные личинки онкосферы, которые при помощи крючков вбуравливаются в стенки желудка, попадают в лимфатические м кровеносные сосуды и током крови заносятся в различные внутренние органы (чаще всего – в печень, мышцы). Здесь онкосфера застревает, останавливается и испытывает превращение в стадию финны (личинка). Финна представляет собой пузырь, наполненный жидкостью, внутри которого ввёрнута головка будущего червя. Человек заражается при употреблении сырой или полусырой говядины. В кишечнике человека из финны развивается взрослый половозрелый бычий цепень. Приложение 5 I группа
Яйцо печёночного ___________ начинает развиваться, только попав ______ , где из него выходит личинка малого _________. Здесь ________ превращается в следующую личиночную стадию, затем он покидает ___________ и активно передвигается в воде. На этой стадии печёночный сосальщик прикрепляется к ________________________ и покрывается толстой _____________. Образуется ________, долго сохраняющая жизнеспособность. Проглоченная животным, циста попадает в __________ , оболочка её растворяется, и паразит через кровеносные сосуды проникает в _________ , где достигает ______________ состояния.
А) малого прудовика; Б) крупного и мелкого рогатого скота; В) хищных рыб; Г) волков и собак.
А) живут взрослые паразиты; Б) развиваются личинки; В) личинки питаются; Г) живут только самки. 3. Печёночный сосальщик паразитирует: А) во взрослом состоянии в позвоночных, в личиночном – в беспозвоночных животных; Б) и во взрослом, и в личиночном состоянии в позвоночных животных; В) и во взрослом, и в личиночном состоянии в беспозвоночных животных; Г) во взрослом состоянии- в беспозвоночных, а в личиночном – в позвоночных животных. Приложение 6 II группа
Фекалиями человека яйца червя попадают в ______, сено или другой корм крупного ________________, который является промежуточным _________. В желудке скота из _________ выходят шестикрючные _________ онкосферы, которые при помощи крючков вбуравливаются в стенки __________, попадают в лимфатические и кровеносные сосуды и током _______ заносятся в различные внутренние органы (чаще всего - в _______, мышцы) здесь онкосфера застревает, останавливается и испытывает превращение в стадию ________ (личинка). Финны представляет собой ________, наполненный жидкостью, внутри которого ввёрнута головка будущего червя. _________ заражается при употреблении сырой или полусырой говядины. В ___________ человека из финны развивается взрослый половозрелый ________ цепень.
А) в пресных водоёмах; Б) в теле свиней и овец; В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота; Г) в кишечнике собак и кошек. 2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых: А) живут взрослые паразиты; Б) взрослые паразиты размножаются; В) сохраняются яйца; Г) развиваются личинки. 3. Назовите участок бычьего цепня, где образуется новые членики. А) головка; Б) шейка; В) членики. |
План-конспект открытого урока в 7а классе по теме: «Паразитические... Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать... | Урок в 6 классе. Тема: «Грибы- паразиты» Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский... | ||
Тема урока: Тип Плоские черви Укажите характеристики, соответствующие каждому классу плоских червей (письменно) | Плоские черви живут в пресных и морских водоемах, во влажной подстилке... У них имеются покровная, мышечная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая системы органов, развивающиеся из трех зародышевых... | ||
График проведения дня педагогического мастерства в моу сош №31 г. Иркутска Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Происхождение, многообразие, особенности строения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Плоские черви» стр. 112-113, вопросы 1,2,3 стр. 118; проверка конспекта по теме «Кишечнополостные», стр. 104-111 или ответы на вопросы... | ||
Урок по биологии в 7 классе. Тема Тип Кольчатые черви Содержание темы включает: изучение биологических особенностей кольчатых червей, сходство и отличие от других типов червей, анатомическое... | Тема: Тип Плоские черви (Plathelminthes) Педагогические цели тестирования: определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела «Кровь Кровообращение»,... | ||
Автор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Урок биологии в 8-м классе "Гормоны дирижеры жизни" Учитель биологии мкоу сош №3 г. Киренска иркутской обл. Тараканова Александра Анатольевна | ||
Характеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе | ||
Урок биологии по теме «Паразитические черви и меры борьбы с ними» Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое.... | Урок математики в 6 классе. Тема Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа».... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012... В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов... | Урок математики в 8в классе. Учитель Павлова И. В. «Отличный урок.... «Альтаир», телерадиокомпании гимназии. Во второй части семинара учителя-тьюторы провели занятия по проблемам использования интерактивных... |