Скачать 168.38 Kb.
|
Коллективный способ обучения на уроках биологии Коллективный способ учения основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. КСО предполагает такую организацию учебной работы, когда знания каждого зависят от знаний других членов группы. В основу этой новой педагогической технологии положена работа учащихся в парах постоянного и сменного состава. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы. Но какие бы разнообразные варианты работы в парах учитель не использовал, такая форма работы, по существу, является дополнением к общеклассной работе учащихся и проводится в рамках традиционной классно-урочной системы. В начале нужно правильно определить структурные формы организации обучения. Учащиеся учились вначале работать в парах постоянного состава. Перед учащимися стояла задача: научиться общаться в конструктивном диалоге, научиться говорить, выражать свои мысли. Учащиеся читали друг другу текст, анализировали и изучали его. На данном этапе использовалась методика поабзацной проработки текста (методика Ривина). Получив тему, ученик находит себе партнера (чаще это сосед по парте, но можно выбрать партнера и произвольно) и работает с ним над первым абзацем своей темы. Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значения. Ученик, над темой которого идет работа, записывает их в свою тетрадь. Затем ребята вместе выделяют основную мысль абзаца, озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего партнера, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливает абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у партнера в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе нового партнера. Лучше, если ученик выбирает партнера, у которого темы отличны от его. Начиная работу в новой паре, ученик должен сказать название темы, по заголовку в тетради восстановить содержание первого абзаца, объяснить значение новых слов. После этого начинается совместная работа с партнером над вторым абзацем по алгоритму. Когда эта работа закончилась, и в тетради появились новые слова и заголовок второго абзаца, ученик слушает своего партнера по тем абзацам, которые тот успел проработать. Таким образом, в каждой новой паре ученик восстанавливает содержание предыдущих абзацев, объясняет значение новых слов и прорабатывает совместно с партнером очередной абзац своей темы, а после этого помогает своему товарищу. Когда вся тема проработана в парах совместного состава, ученик, также в паре, пересказывает свою тему по заголовкам абзаца и письменно выполняет задание к теме. После этого в таблице учета делается отметка о прохождении учащимся данной темы, и он берет следующую тему. Чтобы научить учащихся работать, таким образом, потребовалось определенное время: 1. Работать в паре, т.е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушать мнение товарища; 2. Работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, четко формулировать свое понимание, свою мысль. Эти умения вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, у ребят не было навыков совместной работы. Вначале занятий учащиеся старались пересказывать «книжным языком». Затем, имея возможность вдуматься в смысл слов, обсудить, осмыслить прочитанное, они стали формулировать свои мысли, свое понимание. Со временем их речь стала меняться, фразы приобрели логическую последовательность и завершенность. Учащимся стало легче отвечать на вопросы «зачем» и «почему». Затем проводится итоговый контроль. Он показывает не только уровень усвоения материала, умение формулировать свои мысли, описывать свою позицию, но и иной уровень взаимоотношений. Меньше становится зависти к тем, кто учится на «5»- ведь появилась возможность получить новые знания от этого ученика. Ученики стали преодолевать собственную робость, научились свободно высказывать свое мнение. Такую форму работы можно использовать в 5-8 классах. Можно провести изучение текста в диалоге «учитель-ученик». Тогда один ученик отвечает на вопросы учителя и выполняет задания, комментирует их вслух, а класс слушает их диалог и молча выполняет те задания, которые учитель дает своему партнеру. Можно вызвать двух учеников, написать вопросы на доске и предложить ученикам усваивать новый материал так, что один ученик задает вопросы, другой отвечает вслух, выполняет задания, объясняет их. Другой вид работы – диктант. Диктанты друг для друга учащиеся могут подготовить дома по заданию учителя, а могут составить их на уроке или диктовать подготовленный учителем материал. Например: 1. Ученик под диктовку записывает термина, а затем устно объясняет их смысловое значение. 2. После того, как записаны названия органов полости тела лягушки, нужно поработать со схемой или влажным препаратом, рисунками. 3. Диктант с последующим письменным выполнением. Например: из множества продиктованных слов выбрать те, которые характеризуют строение данного организма. Затем учащиеся переходят к работе в парах сменного состава (ПСС). В ПСС одним из навыков является запись в тетрадь товарища. Надо вначале учить делать записи в постоянных парах. Можно сделать так: ученик А рассказывает ученику В небольшой текст учебника. Затем он записывает в тетрадь ученика В главные мысли, новые слова; можно записать план рассказа, зарисовать, если нужно, схему. Ученик В после этого рассказывает вслух другой материал ученику А, делает в его тетрадь необходимые записи. Затем ученики А и В еще раз разбирают записи в своих собственных тетрадях и вслух обсуждают новый материал. Общение в парах сменного состава идет по методу взаимопередачи тем. Как подготовить учебный материал для изучения его по данной методике? Выбирается небольшая тема. Весь материал ее разбивается на порции и каждая порция оформляется на карточку. Набор карточек, содержащий всю информацию, назовем блоком заданий, в котором содержится 4 карточки (т.к. в группе будет работать 4 ученика). каждая карточка содержит идею, отличную от идеи другой карточки, причем ученик может начать работу с другой карточки. Структура карточек Карточка состоит из двух частей: первая – для ввода, она же для взаимообмена. Задание для ввода носит репродуктивный характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над текстом параграфа, часто с использованием дополнительной литературы, справочников. Во второй части (задание второго уровня) – задания на закрепление и отработку полученных знаний. Эти задания предусматривают элементы творческого характера, выполнение заданий олимпиад. Приведу пример двух карточек по теме: «Экология как наука. Жизнь среда обитания» (11 класс). Карточка №2
Карточка №3
На уроке по КСО учащиеся рассаживаются по группам, по 4 человека в каждой. Каждый ученик получает карточку. Учитель делает ввод карточек в запуск блока заданий. Он объясняет первые части заданий карточек №1, №2, №3, №4. Затем каждый ученик знакомится с содержанием заданий. Если что-то непонятно в формулировках – задает вопросы учителю. Ввод могут делать ассистенты – сильные учащиеся. Учитель накануне урока готовит ассистента для каждой группы. Ассистент проверяет готовность группы к уроку, помогает понять суть вопросов, напоминает об алгоритме работы учащихся. Ввод может быть групповым. Для этого в отдельные группы собираются ученики с одинаковыми карточками и выполняют первое задание, например 1 карточки. В этой группе будут и сильные и слабые ученики. Они друг другу помогают сравнивать, спрашивают, подсказывают, т.е. готовятся к работе в своей группе. Как работает с карточкой один ученик и пара учеников? Ученик получил карточку, усвоил и научился объяснять ее первую часть. Затем он самостоятельно выполняет в тетради задания второй части карточки. После выполнения обеих частей карточки ученик ищет партнера в своей малой группе, они садятся рядом. Ученик А рассказывает первую часть карточки ученику В, записывает ему в тетрадь ответы на вопросы, новые слова, добивается того, чтобы ученик В хорошо усвоил это задание. Он может задать контрольные вопросы и выслушать ответы на них. Если оба ученика считают, что работа выполнена, они отодвигают тетрадь ученика В и начинают работать с карточкой ученика В. Теперь ученик В объясняет свой материал ученику А, записывает в его тетрадь образец выполнения заданий, задает контрольные вопросы ученику А, помогает отвечать на вопросы. После этого ученики меняются карточками и в своих тетрадях выполняют задания второго уровня. Затем ребята сверяют вторые задания одной, а затем другой карточки. Если есть ошибки, они устраняются тем учеником, который их допустил. Если задания выполнены одинаково, то пара распадается, и каждый ученик выбирает нового партнера. Но с новым партнером ученик А работает уже не со своей карточкой, а с карточкой ученика В, т.к. быстро понимает, что для усвоения всех карточек блока, лучше передавать то, что только что усвоил сам. Для учета работы в малых группах существует листок учета. Он имеет такую форму:
Ученик, получив карточку, ставит в листке учета точку в клетке при пересечении строки со своей фамилией и столбца с номером карточки. Точка – сигнал: я работаю с этой карточкой. Когда закончил работу, т.е. выполнил задания обеих частей карточки и готов к работе с партнером, точку заменяет на крестик. Крестик – сигнал: я готов обменяться этой карточкой. После окончания работы в паре крестик обводится кружочком – сигнал: эту карточку я освоил. Если все точки заменены на крестики, то блок запущен. Для работы учащихся в группах, необходимо для каждого ученика отпечатать алгоритм работы. Алгоритм работы учеников. 1. Получи карточку и поставь точку в листок учета. 2. Выполни задание первой части карточки самостоятельно ( с консультантом). 3. Выполни задание второй части карточки письменно в тетради. В листке учета замени точку на крестик. 4. Найди партнера в своей малой группе. 5. Сядь рядом, объясни партнеру задание первой части карточки и сделай необходимые записи в его тетрадь. Ответь на его вопросы. Задай товарищу контрольные вопросы. 6. Выслушай объяснения товарища по первой части его карточки. Проверь, как он сделал запись в свою тетрадь. 7. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки. 8. Сверьте вторые задания: - если задания выполнены одинаково, то поблагодарите, друг друга и ищите нового партнера в своей малой группе; - если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите и исправьте ошибки. 9. В листке учета кружочком обведи крестик против той карточки, которую ты передал товарищу. 10. Проверь: в листке учета против твоей фамилии должен стаять «+» в графе с номером той карточки, которую тебе передал товарищ. 11. Найди нового партнера и работай так, как описано, начиная с 4. Для занятий по взаимопередачи тем требуется 2-4 урока. Лучше, если они будут спаренными (2 или 2+2). После уроков по взаимопередачи тем осуществляется итоговый контроль. Он может проходить и в устной и в письменной форме (готовятся разноуровневые программы). Но если подготовлены ассистенты, то можно выборочно поставить оценки особо отличившимся учащимся, которые находились под контролем учителя или ассистента во время работы в парах. Новая организационная форма обучения в парах сменного состава применяется с другими формами обучения – индивидуальной, групповой, в парах постоянного состава. При данной методике обучение осуществляется в рамках классно-урочной системы, поурочное планирование учебного материала сохраняется. Рассмотрим планирование темы «Экология как наука. Жизнь и среда обитания» (11 класс, учебник «Общая биология» под ред. Рувинского). На изучение темы отводится 7 часов. Их можно распределить следующим образом:
Возможны разные формы контроля знаний (уроки – семинары, нетрадиционные уроки, уроки – конференции и т.д.). Хорошо бы завершить эту тему уроком – игрой типа «Что? Где? Когда?», в форме КВН. Можно осуществлять контроль при запуске тем. Учитель одновременно обучает и контролирует пары и отдельных учеников. Он может присутствовать при работе в малых группах и оценивать учеников индивидуально. Метод КСО дает положительные результаты сразу. Ученик выступает при КСО в роли учителя. Благодаря положению, что каждый обучает каждого, возможно достижение таких показателей познания мира, как осознанность и понимание учебного материала, учебные же действия приобретают необходимые показатели легкости, быстроты, автоматизма. В этой связи вскрываются такие резервы, которые в традиционной науке и практике никак не проявляются. Например, задача объяснить материал, убедить товарища, приводит у ученика в действие такие механизмы, которые часто остаются не использованными. Ученик для объяснения товарищу (в отличие от собственного усвоения, когда он довольствуется малым) ищет в материале дополнительные связи, свойства и отношения, приводит основания, убедительные для самого непонятливого товарища. Карточки к теме: «Кровь и кровообращение», 8 класс. Карточка №1
Карточка №2
Карточка №3
Карточка №4
Карточки к теме: «Класс Пресмыкающиеся», 7 класс. Карточка №1
Карточка №2
Карточка №3
Карточка №4
|
Реферат по педагогическим технологиям На тему: Коллективный способ... | Мбоу «Красногвардейская гимназия» Учитель: Солнышкина Н. Н. Коллективный способ обучения «Обучение-это специальным образом организованное общение входе которого усваивается и воспринимается накопленный общественно-исторический... | ||
Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии ... | Коллективный договор памятка работодателю коллективный договор и его значение для организации Трудового Кодекса РФ. Так как коллективный договор является важнейшим внутренним локальным нормативным актом, содержащим обязательства... | ||
Кафедра естественно-научных дисциплин Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно-научного мировоззрения учащихся | Использование метода проблемного обучения как способ мотивации учащихся на уроках истории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета» | Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной... «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения» | ||
Уроках биологии ... | Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | ||
«Межпредметная интеграция на уроках биологии II ступени как способ... ... | 1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | ||
Обобщенный способ деления многозначных чисел ... | Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как... Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований фгос ноо, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой... | ||
Программы по биологии в VI-IX классах Научный В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала... | План-конспект мастер-класса преподаватель математики Стрелкова Г.... Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха |