1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы





Скачать 78.99 Kb.
Название1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы
Дата публикации22.09.2013
Размер78.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
1

ЭОРы КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Митяшова О.П.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №6 Верхнебуреинского района, п.Чегдомын
В связи с переориентацией системы образования назрели существенные перемены и в самом процессе обучения. Современный урок литературы требует иного подхода к качеству преподавания. Учитель уже не может ограничиться простой передачей знаний. «Современная социокультурная ситуация, процессы модернизации отечественного образования требуют подготовки личности, способной ориентироваться в этом целостном мире…».

Сегодня цели и образовательные результаты в филологии представлены на нескольких уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Учащиеся по окончании школы должны владеть универсальными умениями: познавательными, деятельными, коммуникативными. Но последнее время наблюдается тенденция: дети перестали читать, все сводится к простому пересказу текстов, учитель говорит больше, чем ученик, за грамотность отвечает компьютер. Отсюда скудный словарный запас учащихся, неумение рассуждать, высказывать свою точку зрения. Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - словесником, становится поиск оптимальных методов, приемов и принципов обучения учащихся на уроках и вне их.

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно. «Уметь учиться - это значит уметь учить самого себя, быть не только учеником, но и своим собственным учителем. Задачи формирования универсальных умений и метазнаний должны быть не только поставлены перед учениками, но и приняты ими».

На уроках литературы и русского языка применяю технологию творческих мастерских. С точки зрения требований стандартов второго поколения технология мастерских является продуктивной. Кроме этого мастерские успешно включаются в систему литературного образования наряду с другими способами работы.

Новые информационные компьютерные технологии помогают мне в достижении образовательных и воспитательных целей при реализации техногологии мастерских. Технические средства обучения всегда использовались в основном для усиления наглядности обучения. Сегодня ИКТ открывают принципиально новые возможности для управления учебно- познавательной деятельностью, для ее интенсификации.

Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, и мотивировано тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам литературы и русского языка; активизируют познавательную деятельность; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе использую ЭОРы из двух порталов: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Коллекции цифровых ресурсов на этих порталах представлены в разнообразие. Это огромная помощь как для учителя при подготовке к урокам, так и учащимся. Ресурсы использую на разных этапах урока. В таблице 1,2 представлены возможные варианты применения ЭОРов на творческих мастерских в зависимости от формы и этапа урока.

Таблица 1

Название мастерской

Вид деятельности

Форма предъявления информации

Тип, вид ресурса


Поэтическая мастерская

Составление тематических поэтических сборников известных авторов; сочинение собственных; работа со средствами художественной выразительности, теорией литературы; составление цитатников.

Биографические статьи, статичные иллюстрации, аудио материалы, интерактивные таблицы, словари

Локальный автономный ресурс. Информационный

Практический



Интегрированная мастерская


Уроки литературы, истории, ИЗО.

Работают с моделью (опорным конспектом, схемой, таблицей и тд.)

Составляют высказывание на основе текста таблицы, схемы, графика;

Составляют тезисы, план, конспектируют

Выстраивают структуру изучаемой проблемы, объекта и др.

Виртуальные уроки, статичные иллюстрации, видео материалы Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей»; Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа;


Локальный автономный ресурс. Информационный

Психологическая мастерская

Составление психологических портретов

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;

Статичные и интерактивные иллюстрации

Локальный автономный ресурс. Информационный



Учебное исследование


Работа с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений, Выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче

Выделяют главное и второстепенное в тексте.

Выразительно  читают и пересказывают текст.


Биографические статьи, статичные иллюстрации, аудио материалы, интерактивные таблицы, словари, дополнительный материал, информационные модули

Локальный автономный ресурс. Информационный,

практический

Мастерская творческого письма

Создание собственных произведений

Выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор

Выявляют (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

Преобразовывают объект: изменяют, творчески переделывают

Статичные иллюстрации,

Словари, информационные модули

Локальный автономный ресурс. Информационный

Контрольный


Мастерская- экскурсия

Заочная экскурсия на родину писателей и поэтов

Виртуальный урок

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;







Этапы работы в творческих мастерских можно представить следующим образом:
Таблица 2

Название этапа

Вид деятельности

Форма предъявления информации


1.Автор и его творчество

Изучение биографии автора, его творчества; направление, течение в литературе, жанр и т.д. Каждая группа выполняет определенное задание

Биографические статьи, статичные иллюстрации, информационный модуль

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;


2.Художественное произведение

Комплексный анализ небольших по объему произведений; обзорное Дополняют текст

Изменяют деформированный текст

Находят в тексте информацию, необходимую для решения проблемы;

Находят ошибки в тексте

Создают тексты различных типов;

Используют справочную и дополнительную литературу

Проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;изучение произведений,

Тексты, аудио и видео материалы

Произведения русской литературы XVIII - начала XX в.; Инновационный учебный материал




3. Система образов

Сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики

Тексты

Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам;



4. Круг чтения

Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей

Тексты

Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков;



5. Обобщение и систематизация знаний

Репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного; решение частично- поисковых задач разного уровня; решение творческих задач

Интерактивные тексты, контрольные тесты



Особой популярностью у старшекласников являются аудио и видео материалы, у учеников среднего звена - интерактивные таблицы, рисунки, тексты; анимации.

Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам. Продуктом применения ИКТ являются созданные учащимися слайд-фильмы, творческие альбомы, терминологические электронные словари.

Уроки «творческая мастерская» с применеием ЭОРов помогают достичь основных целей филологического образования: овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

Таким образом, использование ЭОРов на творческих мастерских позволяют повысить качество знаний. Кроме этого учащиеся учатся понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, что требует стандарт второго поколения в предметной области «Филология».

Список литературы

  1. eor.it.ru

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconТема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся»
Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconН. В. Гоголь «Творческая личность», «творческий подход», «творческие...
Развитие творческих способностей на традиционных уроках русского языка и литературы и на уроках с использованием элементов педагогических...
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассматриваются приемы нравственного воспитания на уроках литературы. Автор приводит примеры творческих работ учащихся,...
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconОрганизация профессиональных проб на уроках химии в гимназии, как...
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности...
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы icon«Особенности различных видов человеческих отношений»
Цель занятия: способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, воспитательная система, как способ передачи...
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconИнновационный исследовательский проект
Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика проведения уроков литературы в форме творческих мастерских не нова и используется достаточно активно. Она стимулирует совместное...
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconИспользование метода проблемного обучения как способ мотивации учащихся на уроках истории

1 эоры как способ реализации творческих мастерских на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, как на традиционном уроке, он их добывает, строит сам. Через задания,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск