Скачать 78.99 Kb.
|
1 ЭОРы КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Митяшова О.П. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 Верхнебуреинского района, п.Чегдомын В связи с переориентацией системы образования назрели существенные перемены и в самом процессе обучения. Современный урок литературы требует иного подхода к качеству преподавания. Учитель уже не может ограничиться простой передачей знаний. «Современная социокультурная ситуация, процессы модернизации отечественного образования требуют подготовки личности, способной ориентироваться в этом целостном мире…». Сегодня цели и образовательные результаты в филологии представлены на нескольких уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Учащиеся по окончании школы должны владеть универсальными умениями: познавательными, деятельными, коммуникативными. Но последнее время наблюдается тенденция: дети перестали читать, все сводится к простому пересказу текстов, учитель говорит больше, чем ученик, за грамотность отвечает компьютер. Отсюда скудный словарный запас учащихся, неумение рассуждать, высказывать свою точку зрения. Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - словесником, становится поиск оптимальных методов, приемов и принципов обучения учащихся на уроках и вне их. Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно. «Уметь учиться - это значит уметь учить самого себя, быть не только учеником, но и своим собственным учителем. Задачи формирования универсальных умений и метазнаний должны быть не только поставлены перед учениками, но и приняты ими». На уроках литературы и русского языка применяю технологию творческих мастерских. С точки зрения требований стандартов второго поколения технология мастерских является продуктивной. Кроме этого мастерские успешно включаются в систему литературного образования наряду с другими способами работы. Новые информационные компьютерные технологии помогают мне в достижении образовательных и воспитательных целей при реализации техногологии мастерских. Технические средства обучения всегда использовались в основном для усиления наглядности обучения. Сегодня ИКТ открывают принципиально новые возможности для управления учебно- познавательной деятельностью, для ее интенсификации. Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, и мотивировано тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам литературы и русского языка; активизируют познавательную деятельность; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе использую ЭОРы из двух порталов: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Коллекции цифровых ресурсов на этих порталах представлены в разнообразие. Это огромная помощь как для учителя при подготовке к урокам, так и учащимся. Ресурсы использую на разных этапах урока. В таблице 1,2 представлены возможные варианты применения ЭОРов на творческих мастерских в зависимости от формы и этапа урока. Таблица 1
Этапы работы в творческих мастерских можно представить следующим образом: Таблица 2
Особой популярностью у старшекласников являются аудио и видео материалы, у учеников среднего звена - интерактивные таблицы, рисунки, тексты; анимации. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам. Продуктом применения ИКТ являются созданные учащимися слайд-фильмы, творческие альбомы, терминологические электронные словари. Уроки «творческая мастерская» с применеием ЭОРов помогают достичь основных целей филологического образования: овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании; Таким образом, использование ЭОРов на творческих мастерских позволяют повысить качество знаний. Кроме этого учащиеся учатся понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, что требует стандарт второго поколения в предметной области «Филология». Список литературы
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). |
Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | Н. В. Гоголь «Творческая личность», «творческий подход», «творческие... Развитие творческих способностей на традиционных уроках русского языка и литературы и на уроках с использованием элементов педагогических... | ||
Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | ||
Отчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за... Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В статье рассматриваются приемы нравственного воспитания на уроках литературы. Автор приводит примеры творческих работ учащихся,... | ||
Организация профессиональных проб на уроках химии в гимназии, как... Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии | «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка... Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности... | ||
«Особенности различных видов человеческих отношений» Цель занятия: способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, воспитательная система, как способ передачи... | Инновационный исследовательский проект Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика проведения уроков литературы в форме творческих мастерских не нова и используется достаточно активно. Она стимулирует совместное... | Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной... Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы | ||
Использование метода проблемного обучения как способ мотивации учащихся на уроках истории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, как на традиционном уроке, он их добывает, строит сам. Через задания,... |