Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер80.28 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Философия > Рассказ
Мастерская ценностных ориентаций

«Душа моя, веди меня»

(По рассказу А.Костюнина «Сострадание»
«Душа обязана трудиться…»

Н.Заболоцкий

Данное учебное занятие выстроено в инновационной образовательной технологии – технологии творческой мастерской. Эта технология удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям, направлена на погружение участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, как на традиционном уроке, он их добывает, строит сам. Через задания, логическую структуру мастерской Мастер осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят.

Рассказ А.Костюнина «Сострадание» имеет глубокий философский смысл. В результате его глубокого анализа происходит рост души каждого ребенка. Учащиеся задумываются о смысле человеческого существования, приходят к выводу о том, что забота о других, сострадание – непременное условие жизни.

Индуктор данного занятия озадачивает, удивляет учащихся, вызывает у них неподдельный интерес к теме мастерской. На этом этапе формируется настрой на процесс познания. На втором этапе идет погружение в тему, создается определенная база для последующей работы - анализа рассказа.

Широкое использование дополнительного дидактического материала на третьем этапе способствует углублению знаний учащихся по теме урока.
Цель: обеспечение саморазвития, личностного роста учащихся через обогащение их жизненного и духовного опыта.

Задачи:

  1. развивать самостоятельность мышления учащихся;

  2. расширить их кругозор;

  3. формировать умение анализировать художественный текст;

  4. воспитывать чувство сострадания, уважение и любовь к близким и окружающим людям


Оборудование: текст рассказа «Сострадание», карточки-тексты, аудиозапись песен.
Ӏ. Индуктор (мотивационный этап). На доске запись - цитата из стихотворения О.Мандельштама:

«Дано мне тело - что мне делать с ним…»?

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос, который содержится в цитате.
Ответы учащихся: носить, одевать, укладывать спать, беречь, любить, кормить, ухаживать, гордиться, носить, баловать, украшать, демонстрировать, тренировать…
ӀӀ. Подготовительная работа к анализу рассказа.
- Напишите на листочках следующие слова: Тело, Душа, Разум. Дайте определение этим понятиям (индивидуальная работа).
Варианты ответов

Тело – это телесная оболочка человека, внешний вид, облик, форма, объект, емкость, кладовая, место, вещь, груз.

Разум – это ум, сила, сознание, подсознание, стремление, эгоизм, выгода, корысть, память, расчетливость.

Душа – это содержание, сущность Тела, чувство, совесть, страдание, любовь и ненависть, добро и зло, компас человека, опыт, внутренний мир.

- А сейчас определите их последовательность и прокомментируйте свои действия (групповая работа).
Вариант групповой работы
На первом месте должно быть Тело. Оно представляет собой пустую емкость, которую нужно заполнить, «оживить». Чтобы оно могло думать и совершать обдуманные действия, ему необходим Разум. Но одного Разума недостаточно, ведь Телу, как живому существу, важно переживать, стыдиться, любить, надеяться, ждать – одним словом, чувствовать. Этими качествами, конечно, обладает Душа. И только наличие в Теле Разума и Души дают ему право называться Человеком.
ӀӀӀ. Анализ рассказа «Сострадание».
- Звучит отрывок из «Песни о любимой бабушке» (слова Я. Сысоевой, музыка М.Короткова).
Ты в руках своих горячих
Словно солнца лучик прячешь,
Детства беззаботного
Прочитанную сказку.
В доме пахнет пирогами.
Даришь ты и мне, и маме
Нежность и внимание,
Любовь свою и ласку.

Мама моей мамы -
Бабушка моя.
Ты мой добрый ангел,
Это знаю я.
Золотое сердце
Любит и хранит.
Жаль, что это сердце
Иногда болит.

Ты зовешь меня малышкой
И в очках читаешь книжки.
Мне всегда уютно
И легко с тобой, родная.
Знаю, чтоб душой согреться,
Ворох фотографий детских
Ты перебираешь вновь,
Украдкою вздыхая.
- Ребята, у вас есть бабушки и дедушки? Расскажите о них. Как вы к ним относитесь?

- Познакомьтесь с текстом И.Медведевой «Поговорим о бабушках». Обменяйтесь впечатлениями в своих группах.
                                                Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

    Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе « жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

    А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.
- Расскажите о случае, свидетелем которого явился герой рассказа А.Костюнина «Сострадание».
Герой рассказа зашел в гости к своему сверстнику. На кухне сидела его старенькая бабушка и вязала ему носки. Вдруг клубок ниток выскользнул из ее рук и покатился. Когда она нагнулась за ним, «нечаянно задела внука, который наливал себе в кружку молоко». Его рука качнулась, и молоко расплескалось. Он в гневе обозвал ее дурой и изо всех сил кинул в нее тяжелым сковородником. Сковородник попал в больную ногу бабушки. Она заплакала.
- Сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Какова была ваша реакция? Поделитесь своими впечатлениями.
- Опираясь на текст, дайте характеристику бабушке.
Она была психически больна, но, «несмотря на свой недуг, это была сама доброта и труженица, каких поискать». Бралась за любую работу и старалась как могла.. «…Связать носки, соткать половик – мастерица. Вот и на этот раз … она вязала носки любимому внуку».

- Как автор дает нам почувствовать ее Душу? Приведите примеры.
Через «излучающие доброту глаза», «открытую улыбку», «тихую светлую радость», через отношение к дочери, а особенно к внуку, самому любимому и дорогому ей человеку, ощущается красота, безграничная щедрость ее Души.
- Объясните, почему внук стыдился своей бабушки. Только ли расплескавшееся молоко стало причиной его жестокости?
Она молилась на непонятном наречии (на языке малочисленного исчезающего карельского народа) и пела на русском языке непристойные частушки. Дети смеялись над ней, и поэтому досада внука накапливалась. А расплескавшееся молоко лишь усугубило эту ситуацию.
- Как отреагировал герой на жестокость сверстника по отношению к своей бабушке? Проанализируйте состояние его Души и Тела. Подтвердите свои мысли текстом.
Герой, «не помня себя, …схватил шапку, пальто и выбежал из дома».

Его Душа в смятении, она тревожится, мечется, страдает, мучается, жалеет («на Душе было гадко»). Но ей не хватает смелости, опыта, поэтому она бессильна что-то исправить. Тело не хочет слышать Душу, оно занимает удобную жизненную позицию: «моя хата с краю – ничего не знаю». («Бабушка не наша. Нам-то что? Пусть сами разбираются…»). Между Душой и Телом нет взаимопонимания, гармонии. Так бывает. Мы часто идем наперекор своей Совести – стержню Души, а потом испытываем сильное волнение, страх, тревогу, раскаяние, находимся в постоянном напряжении.

- Объясните смысл последнего предложения рассказа: «Детство – сон Разума и Души».
В детском возрасте Душа и Разум не в полной мере проявляют себя, они находятся в полусонном состоянии, что мы видим на примере поступка героя рассказа.
- «Не помогает избежать собственных ошибок ни чужой опыт, ни советы, ни чтение умных книжек… Человек обречен сначала совершать ошибки, и только потом, когда уже поздно, оценивать их» 1, - убежден А. Костюнин». Как вы думаете, прав он? Аргументируйте свое мнение примерами из текста.
Действительно, пока сам не обожжешься, не поймешь. Время идет, человек набирается опыта, взрослеет, и Душа его просыпается. И только тогда в каждой бабушке он начинает видеть свою, и только тогда он чувствует чужую боль как свою. Вот почему спустя много лет воспоминания детства для Души героя рассказа стали открытой раной. Прошлого уже не вернуть. Но самое важное это то, что он осознал свою ошибку, значит, у него есть надежда больше не повторять ее.
- Прочитайте текст (учитель раздает учащимся карточки-тексты) и выполните задание, которое содержится в последнем предложении.
Здравствуй! – сказало моё отражение.

Здравствуй… – невольно вырвалось у меня... – Ты кто?

Я твоя Душа. Ты сделал так, что теперь можно с тобой разговаривать. Спасибо тебе. Но я не одна.

Не одна? А кто же ещё?!

Ещё твой Разум и Тело. Ты состоишь из нас. Человек имеет триединую сущность… Если хочешь, мы можем рассказать о себе.

Конечно, хочу…

Ну, слушай. Первым появляется Тело. Его уже с первых минут принято называть человеком…. Тело любит спать, просыпаться, пить, кушать. Ему «нравится, чтобы его берегли, беспрерывно лелеяли и заботились о нём. К хорошему оно быстро привыкает…. Вторым у тебя появился Разум», который «чужих, полезных советов не воспринимает. (Опыт не привьешь.)… Место, предназначенное для Души, заполняется последним. Душа смалу способна сострадать, испытывать стыд, любить и ненавидеть… Она – совесть человеческая».2

«Теперь решай сам – Телу, Разуму или Душе ты доверишь свою дальнейшую судьбу…». 3
Ответ детей: Душе.
- Послушайте песню «Не позволяй душе лениться» (слова Н.Заболоцкого, музыка В.Гаиной)
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.
Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!
ӀV. Рефлексия.

- Почему «Душа обязана трудиться…»?

- Почему она является и рабыней, и царицей?

Труд Души – это самовоспитание, упорная работа над собой, это проявление лучших качеств: доброты, отзывчивости, сострадания, любви и понимания.

Она рабыня потому, что мы можем заставить ее постоянно трудиться, можем гнать ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб». Закалив нашу Душу в труде, мы будем способны совершать достойные поступки и станем настоящими людьми. Но наша Душа, если мы позволим ей, может стать и царицей. Тогда нами будут управлять лень, равнодушие, черствость. Чтобы этого не допустить, «она обязана трудиться…».

Примечание

В мастерской также использованы отрывки из следующих рассказов А.Костюнина:

1 «Насилие»

2 «Волшебные стеклышки»

3 «Вера»



1


2


1


2


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск