Скачать 144.01 Kb.
|
Семинар для учителей физики «Коллективный способ обучения его влияние на повышение мотивации и качества обучения» МБОУ «Красногвардейская гимназия» Учитель: Солнышкина Н.Н. Коллективный способ обучения. Современная педагогическая наука изобилуют различными методиками , направлениями и способами. Все они призваны улучшить качество образования школьников, повысить их интерес к отдельным дисциплинам и к процессу познания в целом. В общественной жизни появилось и успешно развивается своеобразное педагогическое движение, включающее в себя группы учителей, методистов, ученых, организаторов обучения, направленное на создание, пропогандирование и распространение коллективного способа обучения (КСО). Какова же предыстория этого движении? Для начала определим понятие обучения. Профессор Виталий Кузьмич Дьяченко- один из основоположников этого КСО – определил так: -« Обучение-это специальным образом организованное общение входе которого усваивается и воспринимается накопленный общественно-исторический опыт всех видов человеческой деятельности». Способы обучения исторически всегда зависели от задач и потребностей общества в знающих и грамотных людях. Индивидуальный способ обучения, как одна из основных форм обучения, просуществовал до конца 17 века. Он предназначался для самых одаренных детей из высшего общества и предполагает непосредственное общение учитель- ученик. Своими корнями этот способ уходит во времена Сократа и Платона. Учитель ВТО время был самым грамотным человеком в обществе- мыслитель, философ, филолог-полиглот, математик, физик, врачеватель человеческого тела и души. Общество тогда еще не нуждалось в большом количестве высокообразованных и грамотных людей. С 18 века начался бурный рост промышленности. Науки, расцвет ремесел. Перед обществом стала новая задача- обучать многих, но не всех. Немного раньше ( в 1657году) Яном Каменским был создан групповой способ обучения , который включил в себя индивидуальную организационную форму (ИОФ), парно организационную форму (ПОФ) и групповую организационную форму (ГОФ). Каменскому не пришлось ничего выдумывать. Групповую форму обучения он позаимствовал у Джона Силла, который придумал и осуществил обучение по возрастным группам, т.е. впервые им было введено деление на классы. Ректором Страсбургской школы Штурмом было разделено обучение на 10 классов. В 1657 году Ян Коменский обобщил опыт мастеров прошлого и написал « Дидактику», он является создателем ГСО ( группового способа обучения ). Этим способом мы пользуемся и ныне, т.к. классно-урочная система обучения и относится к ГСО. Сейчас в обществе назрела необходимость в новом способе обучения-КСО. В.К. Дьяченко объединил: ИОФ +ПОФ + ГОФ+КОФ= КСО , (КОФ -коллективная организационная форма) . Разберемся, почему КСО -наиболее актуальный способ на современном этапе. Перед нашей страной в разные исторические периоды ставились разные задачи. 20-е годы годы – ликвидация безграмотности, 40-е годы- воспитание послушного грамотного человека(во времена Сталина), 70-80 годы-воспитание строителей коммунизма всесторонне развитой личности, 90-е годы- воспитание человека, способного выжить в условиях перехода к рынку. Какими же качествами должен обладать современный выпускник школы? Прежде всего, он должен быть: а) здоровым, б) самостоятельным, в) инициативным, г) деловым, д) уметь жить в социуме и т.д. Если говорить о здоровье, то по недавно проведенным исследовании некоторых медицинских ВУЗов только 2% выпускников школ не имеют никакого отклонения в состоянии здоровья. Если же говорить о творчестве, то по утверждению психологов, то за время обучения в школе процент творчески активных детей уменьшается с 37% до 2-3%. Картина далеко не радужная. Единственно, что нас может «успокоить», что мы в этом не одиноки. Уже на протяжении30-35 лет в печати и на всех крупных форумах в мировом масштабе речь идет о глубоком кризисе школы и всей системы образования. Еще в 1967 году в книге « Кризис образования в современном мире» Кумс писал, что этот кризис носит всемирный характер и порожден тем, что развитие школы, ее учебно-воспитательный процесс происходит слишком медленно по сравнению с темпами развития промышленности, техники, науки, т.е. всего общества в целом. Вот что пишет В. К.Дьяченко: « На протяжении многих лет мне и моим коллегам приходилось доказывать, что основной причиной современного школьного кризиса является сохранение технологии группового способа обучения, т.е. классно-урочной и лекционно-семинарской системы». Работая в школе мы замечаем, что интерес детей к учебе падает . В этом вина не только школы, но и семьи и в конечном итоге всего общества в целом . Наша же задача на современном этапе учить всех и учить хорошо. Как же это сделать? Сегодня в стране нет такой школы, где бы не предпринимались попытки борьбы с кризисом образования, это и новые учебники учебные программы, возвращение к старым педагогическим структурам: лицеям, гимназиям, авторским школам, уделяется внимание на и укреплению материальных баз школ, на курсы повышения квалификации работников учебных заведений. Однако все перечисленные меры, как показывает мировой опыт, не приводят к улучшению ситуации. Так почему же традиционная система обучения все же не справляется с поставленными задачами. Возможно все дело все дело в традиционном подходе к личности. КСО предполагает личностно-ориентированный подход. Сравним отношения учитель-ученик в традиционном подходе к обучению и КСО.
Цель личностно-ориентированной педагогики - развитие личности человека и как процесс и как результат. Изменение в структуре личности происходят лишь в том случае, если ребенок действует по внутреннему побуждению. Существует ли внутреннее побуждение при традиционном подходе , рассмотрим ниже приведенную таблицу. Вывод: нет. Существует принуждение как мотивация деятельности (потребность мотив , деятельность цель ). Получается, что почти вся классно-урочная система сводится к внешнему или внутреннему принуждению. Знания, усвоенные по принуждению, быстро забываются. Получается, что при традиционном подходе к обучению35% творчески одаренных детей мы теряем. Основная масса учащихся не может проявить себя как самостоятельная личность в общении учитель-ученик. А ведь по большому счету именно во взаимосвязи ученик –ученик при КСО и происходит основное изменение в структуре личности. При КСО любой ученик может выступить в роли и обучающего (учителя) и обучаемого (ученика). Это формирует такие качества как: 1) уважение к себе; 2) желание проявить себя с положительной стороны;3) умение выслушать других; 4) умение быть снисходительным, тактичным и т.д. – то есть ощущать себя значимой личностью. Самый незаметный в коллективе может стать полновесной личностью. Следовательно изменится мотивация к обучению, вместо надо сделать, а то..( последует наказание) появится радостное: Хочу! Могу! Делаю ! Сделал !!! И выполнится в жизни замечательное изречение:» Счастье- это естественное состояние ребенка, все остальное отклонение от нормы». Часто путают групповые занятия и коллективные. В чем их отличие ? 1)Основным признаком групповых учебных занятий является «Общий фронт», обстоятельство, когда все члены учебной группы делают одно и то же, заданное на данное время. Одним и тем же способом и теми же средствами. Отсутствие «общего фронта» можно рассматривать как один из принципов организации коллективных занятий. 2) Второй отличительный признак групповых занятий - это одинаковый маршрут освоения учебной программы, т.е. одинаковая для всех учащихся последовательность освоения разделов и тем учебной программы. В коллективных занятиях одну и ту же программу учащиеся могут осваивать по разным маршрутам. 3) однако , если отсутствует общий фронт и маршрут для всех одинаков, то этот вариант можно рассматривать как индивидуальные занятия. 4) Если «общий фронт» отсутствует, одинакового маршрута нет да плюс к этому работа в сменных парах ( непостоянного состава ), то получим коллективные занятия. Каковы же основные принципы КСО ? Основные принципы КСО: 1.Принцип завершенности темы 2.Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний. 3.Принцип взаимосотрудничества и взаимопомощи. 4.Обучение в соответствии со способностями каждого ученика. 5.Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. 6.Принцип разновозрастного коллектива. 7. Принцип разделения учебных заданий как особый случай разделения труда. 8. Принцип интернационализации учебного процесса ( обучение на 2-х и более языковой основе ). Методики КСО: 1.Методика Ривина Александра Григорьевича. 2.Методика взаимопередачи тем (ВПТ ). 3.Методика взаимообмена заданиями (ВОЗ). 4.Методика взаимодиктантов. 5. Методика « Обратная Ривина». 6.Мурманская методика. 7. Методика Ривина-Баженова. 8. Методика доводящей карточки. I Методика РИВИНА. Период активной практико-педагогической деятельности А.Г. Ривина и его учеников охватывает начало 20-го столетия вплоть до 40-х годов. Он представлен опытом организации учебных занятий с использованием взаимодействия учащихся в так называемых парах сменного состава. Для чего и ради чего ? - Ради развития интеллектуальных способностей и освоения учащимися общих способов мышления и коммуникаций. Именно это и позволит внести изменения в структуру личности. Методика Ривина предназначена для изучения сложных тем в сменных парах. Суть методики заключается в поабзацном изучении текста в сменных парах, под абзацем понимают смысловой кусочек текста. Лучше говорить не об уроках по методике Ривина, а о занятиях ( в занятие может быть включено, 2,3, 4 урока). Для этого необходимо подготовить блок (набор) сложных тем от 5 до 8. Темы должны быть независимы друг от друга, т. е. Последующую можно изучать не зная предыдущих. Что должен уметь ученик , работая по методике Ривина ? А ) читать , б) выделить абзац, в)обсудить содержание, г) выделить главное, д) озаглавить абзац, е) записать в тетрадь товарища, ж) пересказать, воспроизводить, з) выступить по тексту в группе, и) уметь общаться, к) уметь работать в шуме. Основные моменты методики Ривина: 1. Столы располагаются по кругу, один стол свободный, 2. Каждый ученик получает свою тему, темы могут повторяться. 3. За каждым столом пара учащихся с разными темами. Договариваются, кто из них первым изучает тему, второй –помощник. 4. Помощник работает с тетрадью товарища. 5. Товарищ читает свой смысловой кусок (абзац) текста, а помощник слушает, обсуждают, выясняют содержание,, определяют главное, придумывают название (заглавие )абзаца. 6.Помощник слушает, вникает, помогает выделить главное, составить заглавие. Затем он ставит в тетрадь товарища номер своей темы, свою фамилию и расписывается.
7. Затем помощник читает свой абзац, его слушает сосед по парте( теперь помощник он). 8. Закончив чтение и озаглавливание по 1-му абзацу, один из учащихся уходит на свободное место и продолжает в другой паре изучать 2-й абзац своей темы. 9. Каждый из вновь образующейся пары продолжает изучать свою тему, а товарищ помогает ему, помощник записывает заглавие. Предварительно каждый из учащихся пересказывает предыдущий абзац новому товарищу, тем самым вводит в курс дела своей темы. 10. В 3-ей паре участники пересказывают новому товарищу 2 предыдущих абзаца и т. д 11. после изучения всего текста ребята выступают на группе со своей темой. II Методика взаимопередачи тем ( ВПТ) Предназначается для изучения простых тем. Суть методики ВПТ : Изучив самостоятельно тему или текст, ученик эту тему передает другому, обучая своей теме товарища. Учитель должен подготовить набор ( блок ) сравнительно простых тем, независимых друг от друга. Изучается столько тем, сколько их содержится в блоке. Расстановка столов и учеников за столами: 3 4 4 1 2 1 2 3 4 5 6 Алгоритм ВПТ: 1.Ученики работают в своих тетрадях! 2.Ученики получают текст темы или задания по параграфу. Тетрадь ученика План-конспект теории……. Выполнение заданий:…. 0-го уровня сложности……….. 1-го уровня сложности…….. Самостоятельная работа: Выполнение задания 2-го уровня сложности………. Готовит учитель Теория…… задании 0-го уровня (пример, задача)……. Теория…… Задания1-го уровня (пример, задача)……. Контрольные вопросы….. Задания 2-го уровня сложности………… Образец решения задачи с объяснением -------------------------------- Задачи для самостоятельного решения 3.самостоятельно ( можно дома или с помощью учителя ) изучи текст. Выполни задания 0-го и 1-го уровня сложности. Ответь на контрольные вопросы и запиши в тетрадь. 4. Выполни самостоятельно задания 2-го уровня сложности (до определенного момента не показывая его товарищу). 5.Составь план передачи своей темы ( хотя и необязательно) 6. Обучи напарника своей теме, до 2-го уровня. 7.Напарник читает текст, а хозяин темы его слушает, если есть вопросы, обсуждают по необходимости. 8.Проверь напарника по контрольным вопросам. 9. После того как напарник проделал пункты от6до 8, обменятся темами. 10. Выполнить задания 2-го уровня сложности новых полученных тем и сверить их результаты с напарником. 11.Составить собственный план передачи новой темы. 12.Затем обмен темами с сидящим рядом. III Методика взаимообмена заданиями (ВОЗ ). Предназначена - для выработки умений и навыков решения задач или заданий. Алгоритм ВОЗ : 1.Запись ведется в тетрадь товарища ! 2. Для ВОЗ учителем готовится блок типовых задач или заданий, их записывают на карточки, создается четное число карточек с разными заданиями по отдельным модулям блока. В 1-й части карточки помещается образец выполнения задач с объяснением. Во второй части дается задание для самостоятельного решения. Расстановка столов и посадка учащихся, как и в методике ВПТ. 3.Допустим в классе 24 человека, для такого количества учеников целесообразно подготовить 6 типов карточек, класс делится на 6 групп, в каждой группе - по 1 консультанту, тогда у 4-х человек будут одинаковые карточки. 4. Как готовить консультантов ? а )можно подготовить по 1-му консультанту на каждую карточку, затем эти консультанты будут объяснять решение задачи тем ребятам, которым достанется эта карточка под №1. б) можно объяснить карточку №1 всем ребятам,, которые будут сидеть за разными столами. 5.Затем садясь за свои столы, консультанты начинают объяснять 1 часть карточки соседу, тот в сою очередь объясняет1 часть своей карточки. Затем самостоятельно решают 2-ю часть своих заданий, сверяются. Затем они обмениваются заданиями и меняются в парах, т.е. один из них пересаживается за соседний стол . IV Методика взаимных диктантов. Цель : помочь друг другу ( учащимся) научиться правильно писать новые слова, термины, проверка правильного написания формул. Алгоритм методики взаимных диктантов: 1. Каждый готовит задание для соседа по парте ( в своей тетради), потом вопросы диктуются соседу, затем диктует вопросы сосед. Учащиеся меняются тетрадями и проверяют правильность ответов по образцу. 2. Диктант с последующими устными или письменными или устными комментариями. Первый ученик диктует новые слова, определения или формулы , слушает или смотрит на правильность написания формул и комментирует ответ. Затем –наоборот : ,кто отвечал, тот слушает . 3. Диктант с заведомо деформированным текстом или формулы с ошибками, второй учащихся должен найти ошибки и исправить их. V Методика « Обратная Ривина» или «Проблемное изучение темы». Суть методики: Тема делится на куски (модули), составляются вопросы по каждому модулю с указанием литературы, страниц. Может предоставляться возможность найти ответы с использованием ИКТ. Вся необходимая литература лежит на столе. Тема №1 ----------------------- ; Тема №2-----------------; Тема №3-----------------------; Вопросы по 1теме-----------; Вопросы по 2 теме-------; Вопросы по 3 теме-----------; 1) Вопрос---------учеб.стр ; 1) Вопрос---------учеб.стр; 1) Вопрос---------учеб.стр 2) Вопрос---------реферат ; 2) Вопрос---------реферат; 2) Вопрос---------реферат 3) Вопрос-------доп.лит..стр ; 3) Вопрос-----доп.лит. стр; 3) Вопрос-----доп.лит .стр; 4) Вопрос-----интернет, сайт; 4) Вопрос-----интернет, сайт; 4) Вопрос-----интернет, сайт; V I Мурманская методика. Предназначена - для изучения новых тем . Перед изучением новой, большой темы, содержащей новые понятия, термины, определения, формулы составляется справка, на которую записываются определения, трактуемые по учебнику .Справки раздают по 1 на стол. Детям раздают карточки.1-я карточка содержит вопрос№1 ,указанный на карточке и задания к изучению этого вопроса. Карточка № 2 Вопрос № 2 Задания к вопрос: 0-й уров. сложн.-- 1-й уров. сложн.— 2-й уров. сложн.== Карточка № 3 Вопрос № 1 Задания к вопрос.: 0-й уров. сложн.-- 1-й уров. сложн.— 2-й уров. сложн.== Карточка № 1 Вопрос № 1 Задания к вопрос.: 0-й уров. сложн.-- 1-й уров. сложн.— 2-й уров. сложн.== СПРАВКА Определения: Вопрос № 1------ Вопрос № 2------ Вопрос № 3------ Вопрос № 4------- V II Методика РИВИНА-Боженова. Предназначена - для повторения теории и закрепления навыков решения задач. Суть методики: допустим прорешали 50 задач, каждый ученик в сменной паре паре объясняет решение задач, 1-й ученик с 1 по5, 2-й ученик с6по 10 и т.д, объясняют решение своих задач и слушают объяснения задач соседа, если возникают вопросы или сомнения разрешают их или обращаются к учителю. Используя эту методику, можно повторять вопросы теории, разбив их на билеты. V II Методика доводящей карточки. Предназначена - для углубления понимания теории, закрепления понятий и определений, при пробелах знаний или при изучении новой темы. Пример: « Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями». Ученик при выполнении этого задания делает много ошибок. Почему? Может он не понимает, что такое дробь, что такое числитель дроби, знаменатель дроби. Даем карточку: а) на карточке указываем дробь и не дробь, б) предлагаем самому найти дроби и целые числа, в) даем определения числителю и знаменателю дроби и предлагаем самому на примерах в карточке найти их, г) привести примеры дробей с одинаковыми знаменателями и сравнить их. Литература 1.В.К.Дьяченко «Коллективный способ обучения». Дидактика в диалогах. Москва.: Народное образование, 2. В.К. Дьяченко «Организационная структура учебного процесса и ее развитие». Москва. Педагогика 1989. 3. В.К..Дьяченко. «Общие формы организации процесса обучения»: Актуал. пробл. теории и практики обучения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. 4.В.К.Дьяченко. Современная дидактика: «Теория и практика обучения в общеобразова-тельной школе».: В 2 ч. / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИПК 1996 Журнал КСО. 5.В.К.Дьяченко Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001. 6.М.А.Мкртчян «Становление коллективного способа обучения»: монография. — Красноярск, Журнал КСО 7.В.Б.Лебединцев «Теоретико-дидактические предпосылки создания новых систем обучения» Инновации в образовании. 2012. № 3. 8.В.Б.Лебединцев «О необходимости и неизбежности перехода к нефронтальным системам обучения» Известия Российской академии образования. 2012. № 2. CD-ROM. 9.Концепция школы будущего / В. Б. Лебединцев (рук. авт. коллектива), Н. М. Горленко, А. О. Горностаев, О. В. Запятая, О. И. Емелина, С. М. Катыщук, Г. В. Клепец, И. Г. Литвинская; научно-педагогическая школа М. А. Мкртчяна. — Красноярск, 2012. 10. Д.И. Карпович ,Л.В. Бондаренко « Практика становления классно-предметной системы обучения». — Красноярск. — 2005 Журнал КСО. 11.Г.И. Климанова , В.В.Чеберяк «Становление системы разновозрастного обучения в малочисленной сельской школе» Методист. — 2009. № 8. . 12.В.Б.Лебединцев, Т.А.Сорокина «Разновозрастная организация взаимообучения плюс погружение» Школьные технологии. — 2006. № 3. 13. Материалы сайта общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения: www.kco-kras.ru. Материалы сайта общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения: www.kco-kras.ru. . |
Реферат по педагогическим технологиям На тему: Коллективный способ... | Коллективный способ обучения на уроках биологии У них вырабатываются навыки совместной работы. Но какие бы разнообразные варианты работы в парах учитель не использовал, такая форма... | ||
«Порядок» Геревич С. А., учитель математики, Пономарёва Н. В., учитель русского языка и литературы, Серебренникова Т. А., учитель изобразительного... | Урок по технологии в 1 классе Учитель начальных классов мбоу «Гимназия... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | ||
Мбоу «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Мбоу «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани рт | Коллективный договор Рекомендации для успешного заключения коллективного... Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2» Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,... | Коллективный договор памятка работодателю коллективный договор и его значение для организации Трудового Кодекса РФ. Так как коллективный договор является важнейшим внутренним локальным нормативным актом, содержащим обязательства... | ||
Рахматуллина Любовь Куприяновна, мбоу «Гимназия №3» городского округа... ... | Мбоу «Гимназия №8» (протокол № от 17. 08. 13 г.) Утверждено: Директор мбоу «Гимназия №8» «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Чеченской Республики, реализующих программы среднего (полного)... | ||
Мбоу одинцовская гимназия №13 брейн – ринг «Науки чудес и превращений»... Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: учитель географии и экологии Блинова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фомичева Елена Александровна.... | ||
Мбоу «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области В соответствии с Уставом, лицензией, основными целями и задачами, компонентами образовательных программ мбоу «Прохоровская гимназия»... | Тема: «Зависит ли будущее от меня?» Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | ||
Предлагаем вашему вниманию Публичный доклад мбоу «Элистинская классическая... Цель – выявление тенденций и определение результативности образовательной деятельности и степени эффективности деятельности мбоу... | Урок -игра «Слабое звено» учитель математики мбоу «Гимназия №8 с.... Мбоу «Гимназия №8 с. Ножай-Юрт Ножай-Юртовского муниципального района» Магамедова Патимат Мухадиевна |