Разработка интегрированного урока экологии и литературы по теме «От экологии природы к экологии души» по учебникам В. А. Самковой «Экология. 5 класс», Г. С. Меркина «Литература. 5 класс»
Презентация к уроку расположена по адресу:
http://navgimnazia1.my1.ru/load/uroki/integrirovannyj_urok_ehkologii_i_literatury_5_klass/2-1-0-7
Авторы: учитель географии и экологии Блинова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фомичева Елена Александровна. МБОУ «Гимназия №1 п. Навля»
Практическая реализация: урок проведен в рамках Ассоциации педагогических работников Брянской области.
Технологии: урок с применением компонентов технологий проблемного и опережающего обучения, развивающего обучения; технология сотрудничества; информационные технологии.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, метод проблемного изложения, исследовательский, проектная деятельность.
Деятельность учащихся на уроке: работа с разнообразными источниками информации: презентацией, художественным текстом; осуществление проектно- исследовательской работы, подготовка докладов и монолога, создание презентаций, представление своих работ.
Способы обучения: индивидуальный, групповой, коллективный.
Средства обучения: интерактивная доска, учебники литературы и экологии, презентации Power Point, средства массовой информации, интернет - источники.
Межпредметные связи: экология, литература, краеведение, информатика, биология.
Цель урока: достичь образовательных результатов:
Личностных: осознать важность и актуальность проблемы сохранения первозданной красоты родного края, природоохранной деятельности, ответственности за судьбу своего региона.
Предметных: знать следующие понятия: экосистема города, компоненты городской экосистемы, компоненты живой и неживой природы, искусственные компоненты, городское население, малые, средние и крупные города, города- миллионеры; уметь сопоставлять отдельные экологические и художественные явления, выделять главную (ключевую) информацию, аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Метапредметных: уметь анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, формулировать проблему, устанавливать логические связи, проводить учебную исследовательскую деятельность, создавать творческие проекты.
Предварительная подготовка к уроку.
За 2 недели до урока учащиеся выполняют исследовательские задания в группах, парах, а также выполняют индивидуальные задания. Они работают с разнообразными источниками информации: учебниками «Экология» (автор В.А Самкова) и «Литература» (автор Г.С. Меркин), СМИ, интернет – ресурсами. Учитель подчеркивает, что при создании творческого проекта «Навля- моя малая родина» учащиеся, приобщаясь к миру прекрасного, создавали фотоэтюды. Индивидуальным заданием было: 1.создание монолога главного героя рассказа; 2. поиск в СМИ стихотворений поэтов- земляков о Навле, выбор полюбившегося.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
| Слайды презентации
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Методический комментарий
| 1. Организация начала занятия
|
Демонстрация фильма «Как прекрасен этот мир…»
| Организация класса, положительный психологический настрой, организация внимания.
| Готовят все необходимое к уроку.
| Цели данного этапа:
психологический настрой обучающихся;
обеспечение нормальной обстановки на уроке.
| 2. Эмоциональный настрой на урок
| Учитель экологии
-Ребята, что испытали вы, вслушиваясь и всматриваясь в пейзажи; какие чувства появились в вашей душе?
-Выходит, что природа влияет на наше настроение, чувства, а самое главное- душу. Вот почему тема нашего урока выбрана не случайно: сегодня мы поговорим об экологии природы и экологии души
|
| Основная задача данного этапа урока – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить обучающихся к усвоению нового материала.
| 3. Подготовка к основному этапу занятия (мотивация деятельности и актуализация опорных знаний и умений)
|
| Учитель экологии
-Действительно, окружающий нас мир прекрасен! Прекрасны растения, животные, солнце, каждый пригорок, даже самый маленький звонкий ручеек.
-Ребята, подумайте, а что объединяет все эти компоненты природы?
ЭКОСИСТЕМА (слово появляется на доске).
-А чем отличаются растения (подсолнечник и ромашка луговая) и животные (заяц и котенок), изображенные здесь? -Ребята, а какие еще существуют искусственные экосистемы? -Среди систем, созданных человеком, в настоящее время особое место занимают города. А город- экосистема? Что нам нужно узнать, чтобы доказать или опровергнуть это утверждение?
| Ученики убеждаются в необходимости рассмотрения темы урока, самостоятельно формулируют цель урока.
Дают ответы на вопросы, включаются в проблемный диалог.
Сравнивают.
Сопоставляют.
Делают выводы
Определяют признаки, по которым можно получить ответ на вопрос
| Учитель на данном этапе урока создает проблемную ситуацию, а обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.
Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося
Активизация познавательной деятельности обучающихся через поиск, исследование
| 4. Усвоение новых знаний и способов действий
|
| -В мире множество городов- древних и созданных совсем недавно, огромных и маленьких, расположенных на берегах морей и высоко в горах, промышленных и культурных центров.
Пожалуй, лучше городского жителя о городе никто не расскажет. Правда, он живет в самом начале 20 века, но, поверьте, с тех пор город кардинально не изменился. Ребята, встречайте нашего гостя.
Учитель литературы
- Вы узнали нашего гостя? Героем какого рассказа он является? Назовите автора.
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ Петьки?
- А ведь Петька - ваш ровесник. Но нет в нём детского озорства, непринуждённости и живости. Почему?
-«…Большой жадный город равнодушно проглотил свою маленькую жертву». Пожалуй, эта фраза является ключевой в рассказе Петьки. А как мальчик характеризует городской бульвар?
- Итак, подводя итог всему сказанному, давайте выделим основные художественные детали, используемые Леонидом Андреевым при описании городского бульвара (открывается одна сторона доски с записью «жадный город, грохочущая улица, безжалостное солнце, серые от пыли деревья, рыжая трава»).
Учитель экологии
- Все компоненты природы можно разделить на природные и искусственные. Какие природные, а какие искусственные компоненты можно выделить в этом описании?
| Оценивают и анализируют информацию.
Работают с текстом учебника
Ученик читает составленный им на основе изученного рассказа монолог главного героя (театрализация) на фоне картины И. Жданова
*см. Приложение 1 Пытаются разрешить проблемную ситуацию
Работа с текстом
Обобщают ключевую информацию, формулируют выводы c учетом разных мнений
Анализируют полученную информацию
| Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием ЭОР Данный прием усиливает эмоциональное восприятие, вызывает сопереживание, сочувствие
Подводит к выводу через проблемный диалог
Организация устного анализа понятий, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений
| 5. Первичная проверка понимания (экология)
|
| Подтвердим правильность наших выводов, используя учебник (стр. 106, рисунок 62).
-Какие компоненты преобладают в городской экосистеме?
-Влияет ли природа на душевное состояние человека? (Подтвердите примерами)
-А какой компонент благотворнее влияет на душу человека- искусственный или природный?
Теперь понятно, почему Петя, живя в городе, был похож на маленького старичка.
| Работа с учебником экологии.
Самооценка
Приводят примеры
| Коррекция.
Обсуждение полученных ответов и формулировка вывода
| 6. Закрепление знаний и способов действий (литература)
|
| Учитель литературы
- Какие однокоренные слова, подтверждающие подавленное состояние героя, мы наблюдали в рассказе Петьки о городской жизни? (Равнодушно, равнодушные, равнодушие). Равнодушие поселилось в душе главного героя навсегда, или в жизни мальчика что- то изменилось? (С матерью-кухаркой Петька впервые очутился на барской даче).
- Итак, наш юный городской житель на даче. Автор продолжает ряд однокоренных слов. Найдём ещё одно («душонка»). - Ребята, почему только теперь Леонид Андреев заговорил о душе мальчика? ( Она наконец проснулась) - Докажите свою точку зрения. (Портрет, поход в лес, купание, рыбалка) -Что оказалось для Петьки живительной силой? (Природа) -Найдите в тексте ключевые художественные детали, с помощью которых Андреев описывает природу. Укажите вид тропа.
-А теперь ключ к этому заданию (открывается вторая часть доски с записью «задумчивый лес, весёлые полянки, ясное голубое небо, радостные облака-ангелочки, зеркальная гладь реки, густая трава»). Город и дача. Сопоставление двух противоположных явлений. Как называется этот художественный приём?
( Контраст)
|
Работа с художественным текстом.
Выразительно читается фрагмент текста.
*см. Приложение 2
Аргументированные ответы учащихся
Работа с художественным текстом
| Подведение к формулировке литературоведческого понятия «контраст»
| 7.Усвоение новых знаний и способов действий (экология)
|
| Учитель экологии
-Ребята, а понятия «город» и «сельская местность» контрастны? Чем город отличается от сельской местности? Давайте себе представим, что мы находимся в большом городе… Население- это главный компонент городской экосистемы. В России к городам относятся населенные пункты, в которых насчитывается не менее 12 000 жителей.
Все города можно разделить на группы по численности населения (презентация ученицы с комментариями). Малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. В настоящее время в России расположено около десятка городов- миллионеров, в том числе и столица нашей Родины- город Москва.
А Брянск к какой группе можно отнести? Почему?
| Проведение микроисследования:выдвигают гипотезу, определяют, что надо найти отличия города от сельской местности, моделируют ситуацию «Что я увижу в городе», «Что я увижу в селе»,
рассуждения учеников.
Обучающиеся знакомятся с презентацией, подготовленной их одноклассницей,
доказывают, обосновывают
| Обеспечивается восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
Проводятся микроисследования с комментариями учителя
Прием переноса изученного в реальную, конкретную ситуацию
| 8.Физминутка
| Физминутка «Золотая рыбка»
*см Приложение на CD
|
|
|
| 9.Первичная проверка понимания (экология)
|
| Учитель экологии
-В чем же еще проявляется контраст между городом и сельской местностью? Отличаются и занятия населения. В городах люди в основном работают на заводах и фабриках. В городах много транспорта: автобусов, трамваев, троллейбусов, метро. Есть театры, кинозалы, торговые центры.
Мы с вами живем в городе или в сельской местности? Почему вы так считаете? А где лучше жить? Аргументируйте свой ответ
-Ребята, вы любите свой поселок! Мы должны его беречь и сохранять в нем как можно больше природных компонентов!
|
Поиск путей решения и формулировка вывода: лучше жить в пгт Навля.
Аргументированные ответы обучающихся
|
Моделирование проблемной ситуации
| 10.Обобщение и систематизация знаний
(литература)
|
| Учитель литературы
-Природные компоненты, окружающие нас, возрождают душу, вселяя в нас надежду. Появилась ли вера в будущее у Петьки? Аргументируйте свой ответ (Петька сохранил удочку). -Вера в будущее победила. Известно, что прототип Петьки стал знаменитым парикмахером. Красота увиденного на даче закалила главного героя, сделала его сильным. Выходит, мы с вами часть природы. Говоря о Навле, вы воодушевились. Значит, гармония с удивительным родным краем уже поселилась в ваших душах. Именно поэтому в заключение нашего урока хочется предложить вашему вниманию стихотворение нашей землячки Розы Береснёвой, навсегда сохранившей крепкую связь с малой родиной. Ребята, а чтобы чтение было более красочным, ваши одноклассники продемонстрируют результаты своего творческого проекта под названием «Навля- моя малая родина »
|
Ученица читает стихотворение «Навля»
*см Приложение 3
| Учащиеся включаются в продуктивную деятельность по выявлению межпредметных связей
| 11.Контроль и систематизация знаний
|
| Учитель экологии
-Ребята, вы сегодня узнали много экологических терминов. Давайте их вспомним, отгадав кроссворд. Это поможет вам в выполнении домашнего задания
*см Приложение 4
| Обобщают и формулируют понятия
| Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции
| 12. Подведение итогов занятия
|
| -Ребята, почувствовали вы сегодня на уроке связь экологии природы и экологии души? В чем она проявляется?
Что нового и интересного каждый из вас узнал на уроке?
Что запомнилось больше всего на уроке?
Кто с чем-то не согласен?
Что еще вам хотелось бы узнать?
| Самооценка
| Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы задаются поочередно для получения рефлексии.
Наметить перспективу последующей работы
| 13.Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
|
| 1.Параграф 14 до стр. 109, ответить на вопросы 1-4
*Составить экологический кроссворд
2. Написать рассказ «Петька на даче», используя экологические термины.
*Можете написать рассказ от первого лица.
| Обеспечение выбора творческого задания
| Проверка соответствующих записей
| Приложение 1
Монолог Петьки (рассказ Л. Н. Андреева « Петька на даче) - Здравствуйте. Я Петька, но к имени своему не привык: парикмахер Осип Абрамович, обращаясь ко мне, резко и отрывисто кричит:"Мальчик! Воды!"
Я родился и вырос в городе. Он большой и жадный. Его грохочущие улицы равнодушно проглотили меня, как маленькую жертву...
Дни мои тянутся удивительно однообразно. Вокруг грязные зеркала, запятнанные стены и равнодушные посетители... Мне кажется, что это не правда, а длинный неприятный сон. В душе то же равнодушие и пустота...
Иногда мы с Николкой смотрим из окна на городской бульвар. Деревья, серые от пыли... Трава, рыжая от горячего, безжалостного солнца... Лица горожан, злые, равнодушные, с печатью крайнего утомления и пренебрежения к окружающему...
Я не знаю, скучно мне или весело, но хочу в другое место. Где оно? Какое оно?
« В первые два дня Петькина пребывания на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку». («Петька на даче». Л. Н. Андреев.)
Приложение 3 Навля Мы ныряли в травы и воды,
Брызги солнца роняя в кусты...
И не кажется нам, что годы
Поубавили здесь красоты. Навля нас окунала в купели,
Добрый лес укрывал от беды,
И призывные капли звенели
У ключа родниковой воды. Нам с тобой, обошедшим полсвета,
Жизнь сегодня познавшим сполна,
Всё мерещится детская эта
Зачарованная сторона...
Роза Береснёва |