Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 149.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.04.2014
Размер149.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Разработка интегрированного урока экологии и литературы по теме «От экологии природы к экологии души» по учебникам В. А. Самковой «Экология. 5 класс», Г. С. Меркина «Литература. 5 класс»

Презентация к уроку расположена по адресу:

http://navgimnazia1.my1.ru/load/uroki/integrirovannyj_urok_ehkologii_i_literatury_5_klass/2-1-0-7

Авторы: учитель географии и экологии Блинова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фомичева Елена Александровна. МБОУ «Гимназия №1 п. Навля»

Практическая реализация: урок проведен в рамках Ассоциации педагогических работников Брянской области.

Технологии: урок с применением компонентов технологий проблемного и опережающего обучения, развивающего обучения; технология сотрудничества; информационные технологии.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: интегрированный.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, метод проблемного изложения, исследовательский, проектная деятельность.

Деятельность учащихся на уроке: работа с разнообразными источниками информации: презентацией, художественным текстом; осуществление проектно- исследовательской работы, подготовка докладов и монолога, создание презентаций, представление своих работ.

Способы обучения: индивидуальный, групповой, коллективный.

Средства обучения: интерактивная доска, учебники литературы и экологии, презентации Power Point, средства массовой информации, интернет - источники.

Межпредметные связи: экология, литература, краеведение, информатика, биология.

Цель урока: достичь образовательных результатов:

Личностных: осознать важность и актуальность проблемы сохранения первозданной красоты родного края, природоохранной деятельности, ответственности за судьбу своего региона.

Предметных: знать следующие понятия: экосистема города, компоненты городской экосистемы, компоненты живой и неживой природы, искусственные компоненты, городское население, малые, средние и крупные города, города- миллионеры; уметь сопоставлять отдельные экологические и художественные явления, выделять главную (ключевую) информацию, аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

Метапредметных: уметь анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, формулировать проблему, устанавливать логические связи, проводить учебную исследовательскую деятельность, создавать творческие проекты.

Предварительная подготовка к уроку.

За 2 недели до урока учащиеся выполняют исследовательские задания в группах, парах, а также выполняют индивидуальные задания. Они работают с разнообразными источниками информации: учебниками «Экология» (автор В.А Самкова) и «Литература» (автор Г.С. Меркин), СМИ, интернет – ресурсами. Учитель подчеркивает, что при создании творческого проекта «Навля- моя малая родина» учащиеся, приобщаясь к миру прекрасного, создавали фотоэтюды. Индивидуальным заданием было: 1.создание монолога главного героя рассказа; 2. поиск в СМИ стихотворений поэтов- земляков о Навле, выбор полюбившегося.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Слайды презентации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методический комментарий

1. Организация начала занятия



Демонстрация фильма «Как прекрасен этот мир…»




Организация класса, положительный психологический настрой, организация внимания.



Готовят все необходимое к уроку.

Цели данного этапа:

  • психологический настрой обучающихся;

  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.




2. Эмоциональный настрой на урок

Учитель экологии

-Ребята, что испытали вы, вслушиваясь и всматриваясь в пейзажи; какие чувства появились в вашей душе?

-Выходит, что природа влияет на наше настроение, чувства, а самое главное- душу. Вот почему тема нашего урока выбрана не случайно: сегодня мы поговорим об экологии природы и экологии души




Основная задача данного этапа урока – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить обучающихся к усвоению нового материала.

3. Подготовка к основному этапу занятия (мотивация деятельности и актуализация опорных знаний и умений)





Учитель экологии

-Действительно, окружающий нас мир прекрасен! Прекрасны растения, животные, солнце, каждый пригорок, даже самый маленький звонкий ручеек.

-Ребята, подумайте, а что объединяет все эти компоненты природы?

ЭКОСИСТЕМА (слово появляется на доске).

-А чем отличаются растения (подсолнечник и ромашка луговая) и животные (заяц и котенок), изображенные здесь?
-Ребята, а какие еще существуют искусственные экосистемы?
-Среди систем, созданных человеком, в настоящее время особое место занимают города. А город- экосистема? Что нам нужно узнать, чтобы доказать или опровергнуть это утверждение?

Ученики убеждаются в необходимости рассмотрения темы урока, самостоятельно формулируют цель урока.

Дают ответы на вопросы, включаются в проблемный диалог.

Сравнивают.

Сопоставляют.

Делают выводы

Определяют признаки, по которым можно получить ответ на вопрос


Учитель на данном этапе урока создает проблемную ситуацию, а обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Активизация познавательной деятельности обучающихся через поиск, исследование

4. Усвоение новых знаний и способов действий




-В мире множество городов- древних и созданных совсем недавно, огромных и маленьких, расположенных на берегах морей и высоко в горах, промышленных и культурных центров.

Пожалуй, лучше городского жителя о городе никто не расскажет. Правда, он живет в самом начале 20 века, но, поверьте, с тех пор город кардинально не изменился. Ребята, встречайте нашего гостя.

Учитель литературы

- Вы узнали нашего гостя? Героем какого рассказа он является? Назовите автора.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ Петьки?

- А ведь Петька - ваш ровесник. Но нет в нём детского озорства, непринуждённости и живости. Почему?

-«…Большой жадный город равнодушно проглотил свою маленькую жертву». Пожалуй, эта фраза является ключевой в рассказе Петьки. А как мальчик характеризует городской бульвар?

- Итак, подводя итог всему сказанному, давайте выделим основные художественные детали, используемые Леонидом Андреевым при описании городского бульвара (открывается одна сторона доски с записью «жадный город, грохочущая улица, безжалостное солнце, серые от пыли деревья, рыжая трава»).

Учитель экологии

- Все компоненты природы можно разделить на природные и искусственные. Какие природные, а какие искусственные компоненты можно выделить в этом описании?

Оценивают и анализируют информацию.

Работают с текстом учебника

Ученик читает составленный им на основе изученного рассказа монолог главного героя (театрализация) на фоне картины И. Жданова

*см. Приложение 1
Пытаются разрешить проблемную ситуацию

Работа с текстом

Обобщают ключевую информацию, формулируют выводы c учетом разных мнений

Анализируют полученную информацию

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием ЭОР
Данный прием усиливает эмоциональное восприятие, вызывает сопереживание, сочувствие

Подводит к выводу через проблемный диалог

Организация устного анализа понятий, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений



5. Первичная проверка понимания (экология)




Подтвердим правильность наших выводов, используя учебник (стр. 106, рисунок 62).

-Какие компоненты преобладают в городской экосистеме?

-Влияет ли природа на душевное состояние человека? (Подтвердите примерами)

-А какой компонент благотворнее влияет на душу человека- искусственный или природный?

Теперь понятно, почему Петя, живя в городе, был похож на маленького старичка.


Работа с учебником экологии.

Самооценка


Приводят примеры


Коррекция.

Обсуждение полученных ответов и формулировка вывода

6. Закрепление знаний и способов действий (литература)




Учитель литературы

- Какие однокоренные слова, подтверждающие подавленное состояние героя, мы наблюдали в рассказе Петьки о городской жизни? (Равнодушно, равнодушные, равнодушие). Равнодушие поселилось в душе главного героя навсегда, или в жизни мальчика что- то изменилось? (С матерью-кухаркой Петька впервые очутился на барской даче).

- Итак, наш юный городской житель на даче. Автор продолжает ряд однокоренных слов. Найдём ещё одно («душонка»).
- Ребята, почему только теперь Леонид Андреев заговорил о душе мальчика? ( Она наконец проснулась)
- Докажите свою точку зрения. (Портрет, поход в лес, купание, рыбалка)
-Что оказалось для Петьки живительной силой? (Природа)
-Найдите в тексте ключевые художественные детали, с помощью которых Андреев описывает природу. Укажите вид тропа.

-А теперь ключ к этому заданию (открывается вторая часть доски с записью «задумчивый лес, весёлые полянки, ясное голубое небо, радостные облака-ангелочки, зеркальная гладь реки, густая трава»). Город и дача. Сопоставление двух противоположных явлений. Как называется этот художественный приём?

( Контраст)




Работа с художественным текстом.

Выразительно читается фрагмент текста.

*см. Приложение 2

Аргументированные ответы учащихся

Работа с художественным текстом


Подведение к формулировке литературоведческого понятия «контраст»


7.Усвоение новых знаний и способов действий (экология)







Учитель экологии

-Ребята, а понятия «город» и «сельская местность» контрастны? Чем город отличается от сельской местности? Давайте себе представим, что мы находимся в большом городе… Население- это главный компонент городской экосистемы. В России к городам относятся населенные пункты, в которых насчитывается не менее 12 000 жителей.

Все города можно разделить на группы по численности населения (презентация ученицы с комментариями). Малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. В настоящее время в России расположено около десятка городов- миллионеров, в том числе и столица нашей Родины- город Москва.

А Брянск к какой группе можно отнести? Почему?

Проведение микроисследования:выдвигают гипотезу, определяют, что надо найти отличия города от сельской местности, моделируют ситуацию «Что я увижу в городе», «Что я увижу в селе»,

рассуждения учеников.

Обучающиеся знакомятся с презентацией, подготовленной их одноклассницей,

доказывают, обосновывают

Обеспечивается восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Проводятся микроисследования с комментариями учителя

Прием переноса изученного в реальную, конкретную ситуацию

8.Физминутка

Физминутка «Золотая рыбка»

*см Приложение на CD










9.Первичная проверка понимания (экология)



Учитель экологии

-В чем же еще проявляется контраст между городом и сельской местностью? Отличаются и занятия населения. В городах люди в основном работают на заводах и фабриках. В городах много транспорта: автобусов, трамваев, троллейбусов, метро. Есть театры, кинозалы, торговые центры.

Мы с вами живем в городе или в сельской местности? Почему вы так считаете? А где лучше жить? Аргументируйте свой ответ

-Ребята, вы любите свой поселок! Мы должны его беречь и сохранять в нем как можно больше природных компонентов!


Поиск путей решения и формулировка вывода: лучше жить в пгт Навля.

Аргументированные ответы обучающихся



Моделирование проблемной ситуации



10.Обобщение и систематизация знаний

(литература)




Учитель литературы

-Природные компоненты, окружающие нас, возрождают душу, вселяя в нас надежду. Появилась ли вера в будущее у Петьки? Аргументируйте свой ответ (Петька сохранил удочку).
-Вера в будущее победила. Известно, что прототип Петьки стал знаменитым парикмахером. Красота увиденного на даче закалила главного героя, сделала его сильным. Выходит, мы с вами часть природы. Говоря о Навле, вы воодушевились. Значит, гармония с удивительным родным краем уже поселилась в ваших душах. Именно поэтому в заключение нашего урока хочется предложить вашему вниманию стихотворение нашей землячки Розы Береснёвой, навсегда сохранившей крепкую связь с малой родиной. Ребята, а чтобы чтение было более красочным, ваши одноклассники продемонстрируют результаты своего творческого проекта под названием «Навля- моя малая родина »



Ученица читает стихотворение «Навля»

*см Приложение 3

Учащиеся включаются в продуктивную деятельность по выявлению межпредметных связей



11.Контроль и систематизация знаний



Учитель экологии

-Ребята, вы сегодня узнали много экологических терминов. Давайте их вспомним, отгадав кроссворд. Это поможет вам в выполнении домашнего задания

*см Приложение 4

Обобщают и формулируют понятия

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции


12. Подведение итогов занятия




-Ребята, почувствовали вы сегодня на уроке связь экологии природы и экологии души? В чем она проявляется?

Что нового и интересного каждый из вас узнал на уроке?

Что запомнилось больше всего на уроке?

Кто с чем-то не согласен?

Что еще вам хотелось бы узнать?


Самооценка

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы задаются поочередно для получения рефлексии.

Наметить перспективу последующей работы

13.Домашнее задание, инструктаж по его выполнению



1.Параграф 14 до стр. 109, ответить на вопросы 1-4

*Составить экологический кроссворд

2. Написать рассказ «Петька на даче», используя экологические термины.

*Можете написать рассказ от первого лица.


Обеспечение выбора творческого задания

Проверка соответствующих записей

Приложение 1

Монолог Петьки (рассказ Л. Н. Андреева « Петька на даче)
- Здравствуйте. Я Петька, но к имени своему не привык: парикмахер Осип Абрамович, обращаясь ко мне, резко и отрывисто кричит:"Мальчик! Воды!"

Я родился и вырос в городе. Он большой и жадный. Его грохочущие улицы равнодушно проглотили меня, как маленькую жертву...

Дни мои тянутся удивительно однообразно. Вокруг грязные зеркала, запятнанные стены и равнодушные посетители... Мне кажется, что это не правда, а длинный неприятный сон. В душе то же равнодушие и пустота...

Иногда мы с Николкой смотрим из окна на городской бульвар. Деревья, серые от пыли... Трава, рыжая от горячего, безжалостного солнца... Лица горожан, злые, равнодушные, с печатью крайнего утомления и пренебрежения к окружающему...

Я не знаю, скучно мне или весело, но хочу в другое место. Где оно? Какое оно?

« В первые два дня Петькина пребывания на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку». («Петька на даче». Л. Н. Андреев.)

Приложение 3
Навля
Мы ныряли в травы и воды,

Брызги солнца роняя в кусты...

И не кажется нам, что годы

Поубавили здесь красоты.
Навля нас окунала в купели,

Добрый лес укрывал от беды,

И призывные капли звенели

У ключа родниковой воды.
Нам с тобой, обошедшим полсвета,

Жизнь сегодня познавшим сполна,

Всё мерещится детская эта

Зачарованная сторона...

Роза Береснёва

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск