Какой персонаж остался?





Скачать 117.16 Kb.
НазваниеКакой персонаж остался?
Дата публикации24.07.2014
Размер117.16 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Биология > Вопрос


- Назовите произведение, соедините с автором.
- Какой персонаж остался? (слон)

Встречался ли он нам раньше? (И. Крылов “Слон и Моська), добавляем портрет И. Крылова

2. Формулирование темы урока.

С этим персонажем мы сегодня встретимся снова в произведении Александра Куприна “Слон”.

- Сформулируйте тему урока : А. Куприн “Слон”
- Знакомы ли вы с творчеством А. Куприна?

На доску вывешиваем портрет А. Куприна

- Что у него читали?

Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство Куприна.

Его мама рано стала вдовой и в 6 лет его отдали на воспитание в сиротское училище. “Бывало, в раннем детстве, вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, пахнет свежей краской, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день, еще крепишься…Но когда настанет вечер, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой душой! Грызешь подушку, чтоб тебя никто не слышал, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь жаркими слезами и знаешь, что никто не поможет твоему горю”.

- Что вы можете сказать о жизни писателя?

3. Прогнозирование содержания текста.

- Как вы думаете о ком или о чем мы будем читать?
- Давайте рассмотрим иллюстрацию к тексту на стр. 213.
- Подтвердились ли наши версии?

3. Работа с текстом во время чтения.

Мы начинаем знакомство с произведением А. Куприна “Слон”

1 часть – чтение вслух.

- Давно ли болеет девочка?
- Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа?
- С какой проблемой столкнулся доктор?
- Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни?
- Что узнали о девочке из 1 части?

2 часть – чтение в парах

- Можно ли назвать Надю капризной девочкой?
- Какая она девочка?
- Прочитайте по ролям разговор мамы и дочери.
- Что чувствует мама? Надя?
- Как эти чувства передать при чтении?
- Найдите подтверждение тому, что с Надей действительно что- то не в порядке.
- Как автор рисует внутреннее состояние отца?
- Что вы можете сказать о семье девочки.

3 часть – самостоятельное чтение.

- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма к этому произведению.
- Прочитайте 3 часть и найдите отрывок к этому фрагменту.
- Поняли ли родители просьбу Нади?
- Почему так подробно автор описывает игрушку?
- Запишите описание игрушки в тетрадь на стр. 68
- Живой и совсем как живой. В чем вы видите разницу? А в чем ее видит Надя?
- Почему Наде приснился слон?
- В какое мгновение просьба дочери кажется папе прихотью? Подтвердите.
- Меняется ли состояние папы после разговора с Надей? Прочитайте это в тексте.
- Кого в этой семье можно назвать решительным? Почему?

4. Работа с текстом после чтения.

- Нарисуйте словами мечту Нади
- Верите ли вы , что слон может помочь девочке, излечить ее?
- Чтобы вы посоветовали родителям Нади, как можно ей помочь?
- Приведет ли папа Наде живого слона?

5. Домашнее задание.

Прочитать до конца рассказ, части 4 -6, стр. 217 – 226

Составить цитатный план.

ели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением “Слон”; способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём; способствовать формированию читательской компетенции.

  2. Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; развивать умение определять жанр произведения.

  3. Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе; воспитывать чувство сострадания к ближнему, любовь к животным.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения “Родная речь” Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, толковые словари С. И. Ожегова, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.

Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы

(Слайд 2):

  • К какому жанру относится новое произведение?

  • Кто является главными действующими героями?

Презентация.

Разминка речевого аппарата. (Слайд 3)

Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте с восхищением.

- Прочитайте громко, тихо.

- Прочитайте с ускорением.

- Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли? (ответы детей)

Введение в тему произведения.

- Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)

(Слайд 4)

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. (Слайд 5) Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 6) Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

У слонов есть хобот. (Слайд 7) На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

- Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем сегодня читать?

- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна “Слон”. (Слайд 8)

Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд 9)

Рассказывает ученица.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)

Подготовка к восприятию рассказа.

- Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.

- Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)

- Что нам в этом поможет? (толковый словарь)

Работаем в группах. (Слайд 11)

Заслушиваем работу групп (Слайды 12, 13)

- Какую работу мы проделали на этом этапе?

- Для чего мы её выполняли?

А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина (Слайд 14) и подумать, о чём мы будем читать. (Заслушиваются ответы детей)

Физкультминутка для глаз. (Слайд 15)

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

Знакомство с текстом произведения.

- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.

- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.

Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

Беседа по первичному восприятию произведения.

-Что вы испытывали при чтении текста?

- Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце. (Слайд 16)

Итог урока. Рефлексия.

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним наши контрольные вопросы.

- К какому жанру относится новое произведение? Докажите. (Слайд)

- Кто является главными действующими героями? (ответы детей)

- Какой вывод можем сделать? (поставленную задачу выполнили)

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал …..

  • Мне показалось интересным ….

  • Меня удивило…..

  • Я хочу похвалить …., за …… .

Домашнее задание.

  1. Прочитать текст ещё раз.

  2. Попробовать разделить текст на части.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 5 вопросов. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.

итель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.

1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.

2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?

3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.

4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?

5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?

Дети работают под музыку Слайда 12. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.

ель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)

(Слайд 19). Рефлексия.

Учитель: Я предлагаю составить синквейн. Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили. (Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн (в качестве примера – синквейн в презентации).

Учитель: Понравился вам наш синквейн? Какую отметку поставим себе за его составление?

(Слайд 20). Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

(Слайд 21).

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников

 Ход урока

Организационный момент.
Приветствие.слайд 1
Выход на тему:
 Опрос: “Верите ли Вы” слайд2
Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален.
Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?
Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?
        Семьей дорожить — счастливым быть.
А поможет ответить нам на все вопросы, произведение Александра Ивановича Куприна. Слайд3
Посмотрите на фото , кто-нибудь узнал этого писателя?
Прогнозирование содержания текста.

- Как вы думаете о ком или о чем мы будем читать?
- Давайте рассмотрим иллюстрацию к тексту на стр.
- Подтвердились ли наши версии?


Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?
Учитель: Кто он может быть по профессии? (писатель).
Учитель: слайд4 Кто- нибудь из вас читал произведения Александра Ивановича Куприна? О ком писал автор?(о животных) Ответы детей.
Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?
Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).
Учитель: Рассказ о А.Куприне. Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.
Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей

Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.

Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где можно взять книги? Ответы детей
Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг

Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.

Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 140 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.
Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?
Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)
Учитель: Сегодня, мы начнем знакомится с произведением Куприна. слайд5 Откройте учебник на стр. ….. , прочитайте как называется это произведение.
Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей.
Работа над темой.
Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).слайд6,7
Учитель: А вы любите цирк?( Слова для физминутки.)

Физминутка слайд8

Сейчас мы с вами начнём знакомство с произведением. У вас уже сформированы группы, в своей группе вы должны выбрать капитана. Каждая группа получает отрывок из произведения и ответит на поставленные вопросы слайд9 Работа учителя с каждой группой.


Чтение текста-стр
 Составление плана.
1.    Девочка нездорова.
2.    Диагноз врача: Равнодушие к жизни.
3.    Мрачное, больное  состояние девочки.
Опишите словами из текста это состояние.
Так чем же больна девочка? ( Ей не интересно жить).
– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово
А П А Т И Я (на доске)
Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия.(после работы групп)
– Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа
4.    Переживания папы.
Используя глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки:
•    быстро ходит;
•    курит, курит;
•    садится на край кровати;
•    тихо поглаживает ноги Нади;
•    встает, отходит к окну;
•    плечи трясутся;
•    торопливо прикладывает платок к глазам;
•    бегает из угла в угол;
•    курит, курит, курит.
(Растерян, нервничает, переживает, не знает, как помочь.)
    

Ответы капитанов каждой группы.


Самооценка участия в групповой работе.


Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по заданным вопросам – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Лучше всех в группе работал...

Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.
Заключение.
Учитель: Мы с вами познакомились с небольшим отрывком из произведения. Чтобы узнать чем оно закончилось, дома вы дочитаете его до конца. Это будет вашим домашним заданием.

Учитель: слайд10 Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье” может быть вставить где об авторе.


Учитель: Исходя из того что вы прочитали  Кто больше всех переживает за состояние Нади? (мама и папа)   – Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? (Папа)
(Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)
А где мы чувствуем себя по настоящему счастливыми? ( в семье)


Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Слайд11
Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)
Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью) я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН на тему семья. Как его составить вы видите на экране. Слайд12 Кто хочет составить свой синквейн? Слайд13

Молодцы! Я увидела, что каждый из вас талантлив и уникален по- своему. А сейчас мы вернёмся в начало нашего урока и ответим на вопросы

(вернуться в начало слайда ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ)

С каким произведением мы начали работать на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Слайд 14

  • Сегодня на уроке я узнал …..

  • Мне показалось интересным ….

  • Меня удивило…..

  • Я хочу похвалить …., за …… .

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок”слайд15 и подарить на память вот таких симпатичных слоников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какой персонаж остался? iconПрограмма для проведения вступительных испытаний в фгбоу впо «сгга» по географии
Охватывает практически всю территорию, какой имеет наибольший грузооборот или какой вид транспорта наиболее развит в северных районах...
Какой персонаж остался? iconБелов
Четыре с половиной тысячи звонков вместили в себя 11 школьных лет. Ни один них них не похож на другой. Какой-то торопил на первый...
Какой персонаж остался? iconСоюз. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление,...
Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не...
Какой персонаж остался? iconВоздействие музыки на организм человека
Целью данной работы является: выяснить, как влияет музыка на организм человека. Узнать в какой степени это влияние проявляется, какой...
Какой персонаж остался? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Политический лидер как персонаж телевизионных новостей: инструменты формирования социальной мифологии
Какой персонаж остался? iconКонспект занятия кружка «Кукольный театр» по теме "Интонация и персонаж кукольного спектакля"
Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе)
Какой персонаж остался? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наглядный материал: игровой персонаж (зайчик), репродукции картин с изображением весны и зимы, детали для иллюстраций
Какой персонаж остался? iconБилет №1 Что и какой целью изучают в курсе географии материков и...
«Белореченский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края
Какой персонаж остался? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературно-музыкальная композиция «Остался в сердце след войны» (ко Дню Победы в вов)
Какой персонаж остался? icon1. Вставьте пропущенные слова А) Господина, преследующего пьяную...
...
Какой персонаж остался? iconДействия над векторами
Отрезок на прямой определяется двумя равноправными точками – его концами. Различают также направленный отрезок, т е отрезок, относительно...
Какой персонаж остался? iconКто полысел, кто стал седым, Лишь ты остался молодым
Чиркова Е. А. зав отделом поддержки студенческих инициатив управления воспитательной работы со студентами
Какой персонаж остался? iconПлан урока разработала учитель начальных классов Ануфриева Л. А
Игровой персонаж – Капитошка; ведро с водой; прозрачные стаканчики для воды; короны «маленькие капельки»; картина, изображающая круговорот...
Какой персонаж остался? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приглашаю всех мальчишек и девчонок принять участие в спортивном празднике. К нам в гости должен прийти один сказочный персонаж....
Какой персонаж остался? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В гостях у ребят побывал Петя Светофоров, который задавал много вопросов. Ни один вопрос не остался без ответа
Какой персонаж остался? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: сказочный персонаж Хоббит, слайды с изображением времён года, карточки для индивидуальной, парной работы, карточки-схемы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск