Методические рекомендации





Скачать 145.65 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации
Дата публикации07.07.2013
Размер145.65 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Б3.Б.6.1. Медико-биологические основы дефектологии:

Возрастная анатомия и физиология


Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование
профиль Специальная психология


Практическое занятие № 1

Определение и оценка уровня физического развития

детей и подростков. Анализ индивидуальных медицинских карт
План

  1. Рассмотреть основные понятия, используемые при изучении физического развития

  2. Овладеть методами изучения и оценки физического развития учащихся

  3. 0ценить уровень физического развития студентов груп­пы (произвести самооценку физического развития).

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Понятие роста, развития и состояния здоровья.

2. Фазы роста, изменения пропорции тела с возрастом, фазы уве­личения массы тела, факторы физического развития.

3. Особенности развития: волнообразность, гетерохронность и гармоничность, акцелерация. Биологический смысл, педагогическое значение учета особенностей развития. Понятие надежности организ­ма. Энергетическое правило скелетных мышц (И.А. Аршавский).

4. Методики исследования и оценки физического развития детей и подростков.
Литература

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы н закономер­ности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. С. 5-13, 43-54.

  2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С. 41-71.

  3. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития. М.: МГУ, 1976. С. 3-9.

  4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985,2001. С. 21-48.

  5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.6-21.

  6. Харрисон Дж. и др. Биология человека. М., "Мир", 1979. С.366-471


Практическое занятие № 2

Роль наследственности и среды в развитии организма
План

  1. Клетка. Наследственный аппарат клетки. Ткани.

  2. Наследственные факторы роста и развития

  3. Роль внешней среды в реализации генетического потенциала организма ребенка.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Понятия гамета, зигота, генотип, фенотип, ген, хромосома.

  2. Условия реализации наследственных признаков. Доминантные и рецессивные гены.

  3. Влияние природно-климатических условий на рост и развитие организма.

  4. Роль социальной среды в реализации потенциальных возможностей организма.


Задание для самостоятельной работы

Раскрыть наследственные признаки, которые передались от родителей.
Литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С. 9-10.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология М., «Высш.школа», 1985 (2001). – С.48-82.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма /М., «Просвещение», 1986. – С.6-26.



Практическое занятие № 3

Строение и функциональное значение различных отделов ЦНС
План

  1. Значение нервной системы.

  2. Возрастные особенности в строении и функционировании нервной системы.

  3. Особенности мозга человека.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Строение и функции спинного мозга

  2. Строение и функции ствола головного мозга

  3. Строение и функции мозжечка

  4. Строение и функции больших полушарий

  5. Строение и функции подкорковых центров

  6. Строение и функции вегетативной нервной системы

  7. Понятия «серое» и «белое» вещество.

  8. Морфологическое развитие коры головного мозга (борозды и извилины, нервные центры)

  9. Функциональное развитие коры головного мозга (функциональная асимметрия мозга)


Литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. –С. 215-236.

  2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., "Медицина", 1981. – С. 5-8.

  3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология М., «Высш.школа», 1985 (2001). – С. 83-92; 106-131.



    1. Практическое занятие № 4

    2. Определение функционального состояния нервной системы



План

  1. Возрастные особенности функционирования различных отделов нервной системы.

  2. Овладеть некоторыми методиками определения функ­ционального состояния нервной системы.

  3. 0ценить уровень функционального состояния нервной системы у студентов груп­пы (произвести самооценку функционального состояния нервной системы).


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Функциональное значение соматической и вегетативной нервных систем.

  2. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Функциональная асимметрия мозга.

  3. Процесс становления функциональной асимметрии мозга у детей различного возраста.


Литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С. 237-243.

  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 412-468.

  3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С.83-131; 162-232.

  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.

  5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 23-38; 67-96.



Практическое занятие № 5

Функциональное значение различных желез внутренней секреции

в развитии организма ребенка

                1. План

  1. Гормоны. Действие гормонов.

  2. Взаимодействие нервной и гуморальной систем.

  3. Взаимодействие желез внутренней секреции. Роль гипофиза в регуляции деятельности эндокринной системы.

  4. Влияние ЖВС на рост и развитие организма.

  5. Особенности действия ЖВС в период полового созревания


Вопросы для коллективного обсуждения

  • Биологически активные вещества – витамины, ферменты, гормоны. Сходство и различие.

  • Возрастные проблемы половой идентификации


Литература (основная)

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKAEMA, 2003. С. 287-322

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985. С.246-261.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С.3-47.

  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.


Литература (дополнительная)

  1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., "Педагогика", 1991.

  2. Рапопорт Ж.Ж. Адаптация ребенка на Крайнем Севере. М.: Медицина, 1979.


Практическое занятие № 6

Анатомия зрительного и слухового анализаторов

План

  1. Понятия "органы чувств", "анализатор", "сенсорная система".

  2. Особенности строения рецепторных образований.

  3. Строение оптической системы глаза.

  4. Возрастные особенности в строения зрительного анализатора

  5. Возрастные особенности слухового анализатора


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Схема строения сенсорных систем человека.

  2. Строение различных отделов глаза и их становление с возрастом

  3. Строение внутреннего уха и вестибулярного аппарата и их возрастное развитие


Литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. С. 246-251.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С. 132- 161.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1986. С.205-252.

  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.

Практическое занятие № 7

Определение функционального состояния некоторых анализаторов

План

    1. Понятие об анализаторах и системном восприятии сенсорной информации

    2. Возрастные особенности функционирования и слухового анализаторов.

    3. Изучить некоторые методики определения функционального состояния зрительного анализатора


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Понятия органы чувств, анализаторы, сенсорные системы. Классификация анализаторов

  2. Общие свойства анализаторов (чувствительность, адаптация, иррадиация, индукция) и частные свойства зрительного и слухового анализаторов

  3. Взаимодействие анализаторов


Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKAEMA, 2003. С. 246-251.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С.132-161.

  3. Методические рекомендации по изучению темы «Охрана зрения детей в условиях дошкольного учреждения» – Мурманск: МГПУ, 1989.

  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.


Практическое занятие № 8

Кожа и кожный анализатор.

Терморегуляция и закаливание
План

  1. Возрастные особенности в строении кожи

  2. Кожный анализатор и его функции

  3. Возрастные особенности теплорегуляции

  4. Закаливание детского организма


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Функции кожи.

  2. Механизмы теплорегуляции

  3. Принципы, средства и формы закаливания.



Литература

  1. Анатомия человека. /Под ред. Иваницкого М.Ф., «Терра-спорт», 2003.

  2. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976,1986.


Практическое занятие № 9

Строение опорно-двигательного аппарата

План

  1. Особенности скелета в антенатальном и постнатальном периодах.

  2. Части скелета, строение и форма костей.

  3. Соединения костей.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Функциональное значение скелета в деятельности организма

  2. Строение костей и типы их соединений

  3. Возрастные изменения скелета, как критерии готовности детского организма к обучению в школе.

  4. Развитием мышечной системы в антенатальном и постнатальном периодах

  5. Строение, форма и функции мышечной системы

  6. Типы мышечного сокращения. Динамический и статический режимы мышечной работы.

  7. Влияние физической активности и гиподинамии на формирование ОДА.


Литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С.174-214.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С.262-292.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1986. С.253-285.



Практическое занятие № 10

Возрастные особенности мышечной работы
План

1. Типы мышечного сокращения. Динамический и статический режимы мышечной работы.

2. Возрастные особенности развития двигательных качеств.

3. Возрастные особенности мышечной работоспособности.

4. Особенности утомления у школьников разного возраста.
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Влияние физической активности на формирование ОДА.

  2. Влияние гиподинамии на работоспособность.

  3. Особенности развития процесса утомления.

  4. Взаимосвязь выносливости и работоспособности

  5. Причины утомления при мышечной деятельности.

  6. Физиологические закономерности, лежащие в основе поддержания наибольшей мышечной работоспособности



Практическое занятие № 11

Особенности развития внимания, памяти и эмоций

у детей дошкольного возраста
План

  1. Физиологические основы внимания, памяти и эмоций.

  2. Возрастные особенности внимания у детей дошкольного возраста

  3. Развитие внимания у детей дошкольного возраста

  4. Формирование эмоциональных реакций у детей в различные возрастные периоды


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Непроизвольное и произвольное внимание: особенности их возрастного развития

  2. Виды и типы памяти. Можно ли тренировать память?

  3. Потребности, мотивации и эмоции. Классификации эмоций


Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. 412 С.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985.

  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. 478 с.

  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.

  5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.

  6. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. 232с.



Практическое занятие № 12

Особенности ВНД человека: две сигнальные системы действительности

План

  1. Понятие о сигнальных системах действительности (И.П.Павлов)

  2. Развитие первой сигнальной системы действительности

  3. Развитие второй сигнальной системы действительности


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Локализация речевых функции в коре головного мозга

  2. Мозговая организация речи и формирование речевых функций


Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. 412 С.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985.

  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. 478 с.

  4. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л.: 1978.

  5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976, 1986.

  6. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.

  7. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.

  8. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. 232с.


Практическое занятие № 13

Общие и частные типы ВНД

План

  1. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности.

  2. Конституция человека и типы ВНД.

  3. Функциональная асимметрия и частные типы ВНД.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Свойства нервных процессов (нервной системы).

  2. Классификация типов ВНД по Красногорскому и Иванову-Смоленскому.

  3. Типы ВНД и профессиональное выгорание

  4. Типы ВНД и профориентация.



Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. 412 С.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985. С. 193-201.

  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. 478 с.

  4. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л.: 1978.

  5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», С. 184-187.

  6. Психология здоровья. /Под ред. Г.С.Никифорова. – М., "Питер", 2005.

  7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.

  8. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.

  9. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. 232с.


Практическое занятие № 14

Строение дыхательной и сердечно-сосудистой систем и их развитие

План

  1. Особенности развития дыхательного аппарата и системы кровообращения в антенатальном и постнатальном периодах

  2. Возрастные особенности строения дыхательного аппарата

  3. Возрастные особенности строения системы кровообращения


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Понятия воздухоносные пути, бронхи и бронхиальное дерево, альвеолы.

  2. Что входит в понятие дыхательный аппарат?

  3. Классификация сосудов.

  4. Большой и малый круги кровообращения.

  5. Кровообращение плода.

  6. Влияние двигательной активности на строение дыхательного аппарата и системы кровообращения


Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. С. 144-160.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985. С. 303-328.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С. 105-186.



Практическое занятие № 15

Оценка функции внешнего дыхания у детей

План

      1. Функционирование дыхательного аппарата в разные возрастные периоды.

      2. Нервно-гуморальная регуляция дыхания в разные возрастные периоды.

      3. Овладеть методикой по определению функционального состояния дыхательного аппарата с помощью различных функцио­нальных проб

      4. Оценить уровень развития системы дыхания.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Дыхание и его функции. Стадии дыхательного процесса. Внешнее и внутриклеточное дыхание.

  2. Объемы легких. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Вентиляция легких. Газообмен в альвеолах и тканях.

  3. Регуляция дыхания, виды регуляции, ее возрастные особенности. Понятие максимального потребления кислорода (МПК).


Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. С. 144-160.

  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология, М.: Высшая школа, 1986. С. 322-329.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С. 152-186.

  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.202-221.

  5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А, Возрастная физиология и школьная гигиена. М,: Просвещение, 1990. С. 236-250.



Практическое занятие №16

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку

Цель: Ознакомиться с возрастными особенностями функционирования и регуляции сердечно-сосудистой системы.

Задачи: 1. Овладеть методикой определения функционального со­стояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб.

2. Оценить уровень развития сердечно-сосудистой системы.
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Кровообращение. Круги кровообращения. Сердце и его физиологические свойства: автоматизм сердца, возбудимость и проводимость сердца.

  2. Кровеносные сосуды. Кровяное давление. Кровообращение в артериях, капиллярах, венах.

  3. Регуляция кровообращения. Нарушения в деятельности системы кровообращения. Особенности кровообращения на Крайнем Севере


Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. С. 108-112, 115-135.

  2. ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 1985. С. 329-349.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С. 187-216.

  4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 201-213.

Практическое занятие №17

Возрастные особенности анатомии и физиологии органов пищеварения

План

        1. Возрастные особенности строения системы пищеварения

        2. Пищеварительные железы и их функции

        3. Регуляция процессов пищеварения


Вопросы для коллективного обсуждения

              1. Пищеварение в ротовой полости.

              2. Пищеварение в желудке.

              3. Пищеварение в кишечнике.

              4. Роль печени в процессе пищеварения.



Практическое занятие №18

Физиологическая оценка суточного рациона детей и подростков

План

  1. Особенности обмена веществ у детей различного возраста

  2. Понятие рационального и сбалансированного питания.

  3. Принципы составления рациона.


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Гигиенические основы рационального сбалансированного питания. Значение рационального питания для здоровья.

2. Понятие о суточном рационе питания. Основные требования к качественному составу пищевых рационов. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, их пищевая и биологическая ценность.

3. БАДы в питании современного человека.

4. Физиологические нормы питания для различных групп населения.
Литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. С. 108-112, 115-135.

  2. ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 1985. С. 329-349.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С. 187-216.

  4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 201-213.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск