МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Б3.Б.6.1. Медико-биологические основы дефектологии:
Возрастная анатомия и физиология
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование профиль Специальная психология
Практическое занятие № 1
Определение и оценка уровня физического развития
детей и подростков. Анализ индивидуальных медицинских карт План
Рассмотреть основные понятия, используемые при изучении физического развития
Овладеть методами изучения и оценки физического развития учащихся
0ценить уровень физического развития студентов группы (произвести самооценку физического развития).
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Понятие роста, развития и состояния здоровья.
2. Фазы роста, изменения пропорции тела с возрастом, фазы увеличения массы тела, факторы физического развития.
3. Особенности развития: волнообразность, гетерохронность и гармоничность, акцелерация. Биологический смысл, педагогическое значение учета особенностей развития. Понятие надежности организма. Энергетическое правило скелетных мышц (И.А. Аршавский).
4. Методики исследования и оценки физического развития детей и подростков. Литература
Аршавский И.А. Физиологические механизмы н закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. С. 5-13, 43-54.
Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С. 41-71.
Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития. М.: МГУ, 1976. С. 3-9.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985,2001. С. 21-48.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.6-21.
Харрисон Дж. и др. Биология человека. М., "Мир", 1979. С.366-471
Практическое занятие № 2
Роль наследственности и среды в развитии организма План
Клетка. Наследственный аппарат клетки. Ткани.
Наследственные факторы роста и развития
Роль внешней среды в реализации генетического потенциала организма ребенка.
Вопросы для коллективного обсуждения
Понятия гамета, зигота, генотип, фенотип, ген, хромосома.
Условия реализации наследственных признаков. Доминантные и рецессивные гены.
Влияние природно-климатических условий на рост и развитие организма.
Роль социальной среды в реализации потенциальных возможностей организма.
Задание для самостоятельной работы
Раскрыть наследственные признаки, которые передались от родителей. Литература
Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С. 9-10.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология М., «Высш.школа», 1985 (2001). – С.48-82.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма /М., «Просвещение», 1986. – С.6-26.
Практическое занятие № 3
Строение и функциональное значение различных отделов ЦНС План
Значение нервной системы.
Возрастные особенности в строении и функционировании нервной системы.
Особенности мозга человека.
Вопросы для коллективного обсуждения
Строение и функции спинного мозга
Строение и функции ствола головного мозга
Строение и функции мозжечка
Строение и функции больших полушарий
Строение и функции подкорковых центров
Строение и функции вегетативной нервной системы
Понятия «серое» и «белое» вещество.
Морфологическое развитие коры головного мозга (борозды и извилины, нервные центры)
Функциональное развитие коры головного мозга (функциональная асимметрия мозга)
Литература
Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. –С. 215-236.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., "Медицина", 1981. – С. 5-8.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология М., «Высш.школа», 1985 (2001). – С. 83-92; 106-131.
Практическое занятие № 4 Определение функционального состояния нервной системы
План
Возрастные особенности функционирования различных отделов нервной системы.
Овладеть некоторыми методиками определения функционального состояния нервной системы.
0ценить уровень функционального состояния нервной системы у студентов группы (произвести самооценку функционального состояния нервной системы).
Вопросы для коллективного обсуждения
Функциональное значение соматической и вегетативной нервных систем.
Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Функциональная асимметрия мозга.
Процесс становления функциональной асимметрии мозга у детей различного возраста.
Литература
Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С. 237-243.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 412-468.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С.83-131; 162-232.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 23-38; 67-96.
Практическое занятие № 5
Функциональное значение различных желез внутренней секреции
в развитии организма ребенка
План
Гормоны. Действие гормонов.
Взаимодействие нервной и гуморальной систем.
Взаимодействие желез внутренней секреции. Роль гипофиза в регуляции деятельности эндокринной системы.
Влияние ЖВС на рост и развитие организма.
Особенности действия ЖВС в период полового созревания
Вопросы для коллективного обсуждения
Биологически активные вещества – витамины, ферменты, гормоны. Сходство и различие.
Возрастные проблемы половой идентификации
Литература (основная)
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKAEMA, 2003. С. 287-322
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985. С.246-261.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С.3-47.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.
Литература (дополнительная)
Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., "Педагогика", 1991.
Рапопорт Ж.Ж. Адаптация ребенка на Крайнем Севере. М.: Медицина, 1979.
Практическое занятие № 6
Анатомия зрительного и слухового анализаторов
План
Понятия "органы чувств", "анализатор", "сенсорная система".
Особенности строения рецепторных образований.
Строение оптической системы глаза.
Возрастные особенности в строения зрительного анализатора
Возрастные особенности слухового анализатора
Вопросы для коллективного обсуждения
Схема строения сенсорных систем человека.
Строение различных отделов глаза и их становление с возрастом
Строение внутреннего уха и вестибулярного аппарата и их возрастное развитие
Литература
Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. С. 246-251.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С. 132- 161.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1986. С.205-252.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.
Практическое занятие № 7
Определение функционального состояния некоторых анализаторов
План
Понятие об анализаторах и системном восприятии сенсорной информации
Возрастные особенности функционирования и слухового анализаторов.
Изучить некоторые методики определения функционального состояния зрительного анализатора
Вопросы для коллективного обсуждения
Понятия органы чувств, анализаторы, сенсорные системы. Классификация анализаторов
Общие свойства анализаторов (чувствительность, адаптация, иррадиация, индукция) и частные свойства зрительного и слухового анализаторов
Взаимодействие анализаторов
Литература
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKAEMA, 2003. С. 246-251.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С.132-161.
Методические рекомендации по изучению темы «Охрана зрения детей в условиях дошкольного учреждения» – Мурманск: МГПУ, 1989.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.
Практическое занятие № 8
Кожа и кожный анализатор.
Терморегуляция и закаливание План
Возрастные особенности в строении кожи
Кожный анализатор и его функции
Возрастные особенности теплорегуляции
Закаливание детского организма
Вопросы для коллективного обсуждения
Функции кожи.
Механизмы теплорегуляции
Принципы, средства и формы закаливания.
Литература
Анатомия человека. /Под ред. Иваницкого М.Ф., «Терра-спорт», 2003.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976,1986.
Практическое занятие № 9
Строение опорно-двигательного аппарата
План
Особенности скелета в антенатальном и постнатальном периодах.
Части скелета, строение и форма костей.
Соединения костей.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Функциональное значение скелета в деятельности организма
Строение костей и типы их соединений
Возрастные изменения скелета, как критерии готовности детского организма к обучению в школе.
Развитием мышечной системы в антенатальном и постнатальном периодах
Строение, форма и функции мышечной системы
Типы мышечного сокращения. Динамический и статический режимы мышечной работы.
Влияние физической активности и гиподинамии на формирование ОДА.
Литература
Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С.174-214.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С.262-292.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1986. С.253-285.
Практическое занятие № 10
Возрастные особенности мышечной работы План
1. Типы мышечного сокращения. Динамический и статический режимы мышечной работы.
2. Возрастные особенности развития двигательных качеств.
3. Возрастные особенности мышечной работоспособности.
4. Особенности утомления у школьников разного возраста. Вопросы для коллективного обсуждения
Влияние физической активности на формирование ОДА.
Влияние гиподинамии на работоспособность.
Особенности развития процесса утомления.
Взаимосвязь выносливости и работоспособности
Причины утомления при мышечной деятельности.
Физиологические закономерности, лежащие в основе поддержания наибольшей мышечной работоспособности
Практическое занятие № 11
Особенности развития внимания, памяти и эмоций
у детей дошкольного возраста План
Физиологические основы внимания, памяти и эмоций.
Возрастные особенности внимания у детей дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Формирование эмоциональных реакций у детей в различные возрастные периоды
Вопросы для коллективного обсуждения
Непроизвольное и произвольное внимание: особенности их возрастного развития
Виды и типы памяти. Можно ли тренировать память?
Потребности, мотивации и эмоции. Классификации эмоций
Литература
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. 412 С.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. 478 с.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.
Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. 232с.
Практическое занятие № 12
Особенности ВНД человека: две сигнальные системы действительности
План
Понятие о сигнальных системах действительности (И.П.Павлов)
Развитие первой сигнальной системы действительности
Развитие второй сигнальной системы действительности
Вопросы для коллективного обсуждения
Локализация речевых функции в коре головного мозга
Мозговая организация речи и формирование речевых функций
Литература
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. 412 С.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. 478 с.
Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л.: 1978.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976, 1986.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.
Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. 232с.
Практическое занятие № 13
Общие и частные типы ВНД
План
Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Конституция человека и типы ВНД.
Функциональная асимметрия и частные типы ВНД.
Вопросы для коллективного обсуждения
Свойства нервных процессов (нервной системы).
Классификация типов ВНД по Красногорскому и Иванову-Смоленскому.
Типы ВНД и профессиональное выгорание
Типы ВНД и профориентация.
Литература
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. 412 С.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985. С. 193-201.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. 478 с.
Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л.: 1978.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», С. 184-187.
Психология здоровья. /Под ред. Г.С.Никифорова. – М., "Питер", 2005.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.
Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. 232с.
Практическое занятие № 14
Строение дыхательной и сердечно-сосудистой систем и их развитие
План
Особенности развития дыхательного аппарата и системы кровообращения в антенатальном и постнатальном периодах
Возрастные особенности строения дыхательного аппарата
Возрастные особенности строения системы кровообращения
Вопросы для коллективного обсуждения
Понятия воздухоносные пути, бронхи и бронхиальное дерево, альвеолы.
Что входит в понятие дыхательный аппарат?
Классификация сосудов.
Большой и малый круги кровообращения.
Кровообращение плода.
Влияние двигательной активности на строение дыхательного аппарата и системы кровообращения
Литература
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. С. 144-160.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985. С. 303-328.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С. 105-186.
Практическое занятие № 15
Оценка функции внешнего дыхания у детей
План
Функционирование дыхательного аппарата в разные возрастные периоды.
Нервно-гуморальная регуляция дыхания в разные возрастные периоды.
Овладеть методикой по определению функционального состояния дыхательного аппарата с помощью различных функциональных проб
Оценить уровень развития системы дыхания.
Вопросы для коллективного обсуждения
Дыхание и его функции. Стадии дыхательного процесса. Внешнее и внутриклеточное дыхание.
Объемы легких. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Вентиляция легких. Газообмен в альвеолах и тканях.
Регуляция дыхания, виды регуляции, ее возрастные особенности. Понятие максимального потребления кислорода (МПК).
Литература
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. С. 144-160.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология, М.: Высшая школа, 1986. С. 322-329.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С. 152-186.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.202-221.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А, Возрастная физиология и школьная гигиена. М,: Просвещение, 1990. С. 236-250.
Практическое занятие №16
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку
Цель: Ознакомиться с возрастными особенностями функционирования и регуляции сердечно-сосудистой системы.
Задачи: 1. Овладеть методикой определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб.
2. Оценить уровень развития сердечно-сосудистой системы. Вопросы для коллективного обсуждения
Кровообращение. Круги кровообращения. Сердце и его физиологические свойства: автоматизм сердца, возбудимость и проводимость сердца.
Кровеносные сосуды. Кровяное давление. Кровообращение в артериях, капиллярах, венах.
Регуляция кровообращения. Нарушения в деятельности системы кровообращения. Особенности кровообращения на Крайнем Севере
Литература
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. С. 108-112, 115-135.
ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 1985. С. 329-349.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С. 187-216.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 201-213.
Практическое занятие №17
Возрастные особенности анатомии и физиологии органов пищеварения
План
Возрастные особенности строения системы пищеварения
Пищеварительные железы и их функции
Регуляция процессов пищеварения
Вопросы для коллективного обсуждения
Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке.
Пищеварение в кишечнике.
Роль печени в процессе пищеварения.
Практическое занятие №18
Физиологическая оценка суточного рациона детей и подростков
План
Особенности обмена веществ у детей различного возраста
Понятие рационального и сбалансированного питания.
Принципы составления рациона.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Гигиенические основы рационального сбалансированного питания. Значение рационального питания для здоровья.
2. Понятие о суточном рационе питания. Основные требования к качественному составу пищевых рационов. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, их пищевая и биологическая ценность.
3. БАДы в питании современного человека.
4. Физиологические нормы питания для различных групп населения. Литература
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. С. 108-112, 115-135.
ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 1985. С. 329-349.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1976. С. 187-216.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 201-213.
|