Администрация города Пскова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
______________________________________________________________________________________________________________
ул. 23 Июля, д.13, г. Псков, 180004 Тел. (8112) 735798 тел/факс (8112) 663793 ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ» АКТУАЛЬНОСТЬ: 1. Глобальный характер
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первом месте из которых вышла наркотизация подростков, а так же различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
2. Локальный характер
Результаты ежегодного мониторинга «Вредные привычки» показывает, что более 70% обучающихся имеют предрасположенность к курению, более 30% систематически употребляют алкогольную продукцию, 4-7% имеют наркотическую зависимость (или пробовали наркотики).
Диагностика ценностных предпочтений показывает, что, несмотря на, уже сложившиеся личностные качества у обучающихся, определение нравственных позиций, саморазвивающихся направляющих желает лучшего. Вызывают затруднение вопросы о приоритетных направлениях развития личности, наблюдается социальная дезадаптация, нарушения в морально-правовой сфере жизнедеятельности.
По этому, встает вопрос о создании условий в школе по расширению знаний о культуре здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса.
ЦЕЛЬ: сопровождение развития личности, представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптивного выпускника.
ЗАДАЧИ:
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с принципами здоровьесбережения;
Формирование познавательной и социальной мотивации на здоровый образ жизни;
Формирование у учащихся системы ценностей, связанной с собственным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний в этой области, формирование соответствующих умений и навыков;
Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой;
Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья;
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник;
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
Сформированная, внутренняя и внешняя культура всех участников педагогического процесса;
СРОКИ: 2010-2013 год (три года) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ))
Здоровьесберегающая образовательная технология (Петров) - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Здоровый образ жизни способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Физическое здоровье:
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптации к окружающей среде (педагогическое определение);
это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
ПРИНЦИПЫ реализации программы
административное, научно-методическое обеспечение всех этапов и направлений деятельности;
мониторинг и оценка эффективности промежуточных этапов реализации Программы, своевременное внесение;
коррективов создание соответствующего психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
опора на опыт учителя и самого ученика;
толерантность;
корректность поданной информации;
вовлечение в реализацию программы всех участников образовательного процесса
формирование позитивного мышления
УЧАСТНИКИ
Учащиеся
Классные руководители;
Учителя – предметники;
Школьные специалисты (психолог, социальный педагог);
Родители.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Учебные предметы (ОБЖ, биология, обществознание), формирующие основы здорового образа жизни;
Методические рекомендации классным руководителям по проведению классных часов, родительских собраний, Дней здоровья по профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни
Методические рекомендации учителям-предметникам по использованию на учебных занятиях и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий
Школьные мероприятия оздоровительной работы, Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни.
Пакет диагностик состояния здоровья учащихся.
Психодиагностика и психокоррекция (программа работы психолога)
КОМПОНЕНТЫ
Обязательный школьный компонент реализуется для учащихся через учебные программы по ОБЖ, а также здоровьесберегающий компонент предметов: физика, химия, биология, история, обществознание и т.д.
Воспитательный компонент реализуется через систему мероприятий (классных часов, акций, бесед, лекций, КТД, и т.д.) ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Направления
| Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни у учащихся
| Формирование навыков безопасной жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях
| Психо-социальное здоровье
| Вредные привычки
| Цель
| воспитание ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; потребности соблюдать нормы здорового образа жизни
| создание условий для формирования навыков здоровьесбережения и поведения в чрезвычайных ситуациях у участников образовательного процесса
| формирование навыков адаптивного поведения в различных жизненных ситуациях
| воздействовать на факторы риска курения, зависимости от алкоголя и употребления ПАВ с целью их уменьшения;
| Составляющие
| Стрессоустойчивость
Проблема «СПИД. ВИЧ»
Факторы влияющее на здоровье, самочувствие
Рациональное питание
Инфекционные заболевания
Репродуктивное здоровье
| Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Обеспечение безопасности дорожного движения
Пожарная безопасность
Безопасность в быту
Обеспечение безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года.
Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации. Терроризм
Нарушение экологического равновесия в местах проживания
Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности
| Система мировосприятия
Самосознание личности
Моральные принципы
Система отношений с окружающим миром
Психогигиена (умение управлять собственными эмоциями)
| Профилактика курения, употребления алкоголя
Профилактика употребления наркотических веществ
Выявление учащихся «группы риска»
Создание условий для получения доступной и качественной информации о последствиях вредных привычек для организма самого человека и окружающих его людей.
| Индивидуальные формы работы
| Консультирование
Диагностика
Коррекционные занятия
| Групповые формы работы
| Акции
Конкурсы Занятия в тренинговом режиме
Интерактивные занятия Просмотры д/ф, х/ф
Уроки здоровья
Беседы
| Инструктажи Дискуссии Олимпиады Эвакуации
Интерактивные занятия
Конкурсы листовок
| Занятия в тренинговом режиме
Творческие мастерские
Элективный курс
Семинар
Дискуссии
| Дискуссии
Деловые игры
Творческие мастерские
Акции
Тематические недели
Конкурсы Уроки здоровья
| События
| 7 апреля - Всемирный день здоровья 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом 24 марта Всемирный день борьбы с туберкулезом 8 мая -Международный день Красного креста и кранного полумесяца
| 4 октября - день гражданской оборы МЧС России
| 10 октября - Всемирный День психического здоровья 15 мая - Международный день семьи 1 июня – всемирный день защиты детей
| 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков 31 мая – всемирный день борьбы с курением 1 марта – Всемирный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом
|
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Мероприятия
| Сроки
| Исполнитель
| Система целесообразных форм и мер организации работы
| Издание приказов:
- об охране жизни и здоровья учащихся;
- о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности и охраны труда
- о назначении ответственного за ППН
- о создании конфликтной комиссии
| Сентябрь
| Директор ОУ
|
| Организация ремонта учебных кабинетов
| Июнь-август
| Зам директора
по АХЧ, предметники, ответственные за кабинеты
|
| Приемка школы к новому учебному году
| Август
| Директор
|
| Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности
| Сентябрь
| Администрация
|
| Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность доски и кабинета)
| В течение года
| Зам. директора по АХЧ
|
| Аттестация рабочих мест
| По плану
| Зам. директора по АХЧ
|
| Составление графика работы технического персонала
| Сентябрь
| Зам директора по АХЧ
|
| Приобретение моющих и чистящих средств
| В течение года
| Зам директора по АХЧ
|
| Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов
| В течение года
| Зам директора по АХЧ
|
| Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления в зимнее время
| К началу зимнего периода
| Зам директора по АХЧ
|
| Обеспечение лекарствами медицинских аптечек в кабинетах химии, биологии, физики, учительской
| В течение года
| Зам директора по АХЧ
|
| Обеспечение исправности электрохозяйства
| В течение года
| Зам директора по АХЧ
|
| Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе
| В течение года
| Зам директора по АХЧ
|
| Регулярное проведение учебных пожарных тревог
| По графику
| Директор, зам директора по АХЧ
|
| Составление расписания групповых консультаций, не допускающее перегрузок
| Сентябрь, январь
| Зам. директора по УВР
|
| Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому
| По необходимости
| Зам. директора по УВР
|
| Организация дежурства по школе
| Сентябрь
| Зам. директора по УВР
| График дежурства, тематический контроль (раз в полугодие) за осуществлением дежурства
| Учет посещаемости учащимися школы
| В течение года
| Зам. директора по УВР, классные руководители, социальный педагог
| Ежемесячные отчеты классных руководителей, анализ рапортичек, ежемесячно справка о посещаемости по школе (совещание при заместителе директора)
| Составление банка данных о заболеваемости учащихся, обновление банка данных
| Сентябрь-
май
| Социальный педагог,
классный руководитель
| Анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися, родителями
| Составление социологических карт по группам, составление списков
| Октябрь,
январь
| Социальный педагог,
классный руководитель
| Анализ социальных паспортов групп, индивидуальные беседы с учащимися
| Рейды:
- по проверке посещаемости;
- по проверке внешнего вида учащихся
- наличие учебных принадлежностей
| В течение года
| Зам. директора по УВР, совет учащихся
|
| Организация работы кружков, формирующие основы здорового образа жизни.
|
| Администрация школы
|
| Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни
| в течение года
| зав. библиотекой
|
| Подготовка учащихся к экзаменам
| апрель
| педагог-психолог
| - классные часы
- тренинги
- оформление информационного пространства
| Проведение генеральных уборок кабинетов. Конкурс на самый чистый и уютный кабинет
| Раз в месяц
| Ответственные за кабинеты
|
| Уборка школьной территории
| Октябрь,
апрель
| Классные руководители,
Зам. директора по АХЧ
|
|
Обязательный школьный компонент
Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни у учащихся
| Формирование навыков безопасной жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях
| Психо-социальное здоровье
| Вредные привычки
| 8 з.гр. ОБЖ
Физическая культура и закаливание
Основные понятия здоровья Основы репродуктивного здоровья подростков
9 з.гр. ОБЖ
Профилактика травматизма
Травмы и их классификация, асептика и антисептика Травмы головы, позвоночника, спины, конечностей
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Личная гигиена и факторы, влияющие на здоровье человека
10 з.гр.ОБЖ
Глобальные проблемы человечества: проблема здоровья людей Основные инфекционные болезни, их классификация Инфекции, передающиеся половым путем 11 з.гр. ОБЖ
Основы здорового образа жизни Правила личной гигиены и здоровья ИППП, меры профилактики Спид и его профилактика
ПМП как комплекс мероприятий ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте ПМП при травмах ПМП при ожогах ПМП при остановке сердца ПМП при тепловом и солнечном ударе ПМП при обморожении и переохлаждении ПМП при отравлении
12 з.гр.
Инфекционные заболевания
8 з.гр. биология
Витамины. Их роль в организме
Болезни 21 века. СПИД
| 8 з.гр. ОБЖ
Производственные аварии и катастрофы
Пожары и взрывы Правлила безопасного поведения при пожарах и взрывах
Аварии с выбросом СДЯВ Опасные химические и СДЯВ, правила безопасного поведения
Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия Правила безопасного поведения при радиационных авариях
Гидродинамические аварии
9 з.гр. ОБЖ
Терроризм
Чрезвычайные ситуации природного происхождения
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Безопасное поведение при пожарах
10 з.гр. ОБЖ
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни
8 з.гр. биология
ПМП при травмах, обморожении, ожогах
| 8 з.гр обществознание
что делает человека-человеком?
что человеку нужно ?
ваши способности
человек и человечность межличностные отношения
радости и сложности общения
малая группа
дружба психологический климат в семье
9 з.гр. обществознание
Правовые основы брака и семьи
Социальные права и обязанности
Личность и личный выбор
Что такое мораль?
Роль морали в жизни человека и общества
Нравственные основы семьи и брака
Современный этикет 11 з. гр. Обществознание
Деятельность и общение.
Социальные нормы и отклоняющееся общение.
Право в системе социальных норм. 12 з.гр. обществознание
Социальная структура и социальные отношения
Нации и межнациональные отношения
Социальный статус личности
Молодежь в современном обществе
Духовная культура 11 з.гр. ОБЖ
Брак и семья, основные понятия
Нравственное здоровье
| 10 з.гр. ОБЖ
Вредные привычки, их влияние и профилактика 12 з. гр. ОБЖ
Наркомания и токсикомания, меры профилактики Алкоголизм Курение
8 з.гр. биология
Вред курения
| Применение на групповых консультациях по всем предметам современных здоровьесберегающих технологий:
рациональная организация ГК:
использование активных методов и активных форм обучения
разнообразные виды деятельности (4-7)
частота чередования видов деятельности (7-10 мин)
плотность ГК не менее 60% и не более 75-80%
смена позы
эмоциональная разрядка.
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий, зачетным темам
|
Воспитательный компонент
Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни у учащихся
| Формирование навыков безопасной жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях
| Психо-социальное здоровье
| Вредные привычки
| Инструктажи
| Профилактическая работа во время эпидемий
| Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности, охране труда
технике пожарной безопасности
о недопустимости пала травы в осенний, весеннее-летний период
поведении на водоемах в летний период
ледоставе
ледоходе
| Инструктаж
Проведение инструктажей
правила поведения в ОУ
правила поведения в общественных местах
|
| Тематические недели, акции
| Неделя здоровья: здоровый образ жизни
| Неделя гражданской обороны
| Неделя здоровья: нравственный аспект
| Неделя здоровья «Нет вредным привычкам»
| Акция «Нет СПИДу и наркотикам»
|
| Акция «Рука другу»
Акция «Подгузник»
| Акция «Перемена без курения»
|
| Олимпиада по ПДД
|
| Интеллектуальный марафон
| Программы (педагог-психолог)
| Программа психо-сексуального развития
|
| Программа «Я иду на экзамен»
Элективный курс «Познай себя»
|
| Информационное пространство
| «Открытая ладонь» (СПИД) «Вирусные заболевания»
| «Жизнь без опасности» (материалы к инструктажам)
ПДД
|
| «Долой вредные привычки»
| Примерная тематика классных часов
| «Правильное питание – залог здоровья»
«Компьютер и здоровье»
«Женское здоровье»
«Ароматерапия»
Круглый стол «Болезни легче предотвратить чем лечить»
«Здоровое питание: ГМП»
«Здоровый образ жизни» - занятия в тренинговом режиме
| «Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации»
«Насилие и закон»
| «Эмоции и чувства - мои враги и друзья»
«Как стать успешным? Образ успешного человека. Создание своего имиджа»
«Искусство быть счастливым»
«Конфликт и пути его разрешения»
«Противостоять агрессии»
«Личное самоопределение. Семья и брак»
| «Правда и мифы о пиве»
Выход есть: живи без вредных привычек
Влияние наркотиков на жизненный стиль
Курильщик - сам себе могильщик”
«Наркотики: мифы и ральность»
«Как сказать наркотикам «нет»
«Быть уверенным – это здорово»
| Документальные, художественные фильмы
|
|
|
| д/ф «Реквием по мечте»
д/ф «Поймать обезьяну»
| Сотрудничество с вневедомственными организациями
| ГУЗ «Центр СПИД»
(69-15-54)
| Центр противодействия экстремизму
(53-01-92) ГИБДД
(72-04-62) Школьный инспектор (72-76-89)
| Центр планирования семьи Областная библиотека
Городская библиотека
| ГУЗ «Наркодиспансер»
(57-23-03)
Управление федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Псковской области
(68-63-90)
| Диагностический инструментарий
| Ежемесячный контроль за количеством учащихся, пропустивших занятия по болезни «Индекс отношения к здоровью» (С.Д. Дерябо, В.Я. Ясвин)
| Мониторинг «Криминогенность»
| Мониторинг «Воспитанность» «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (Андреев А.А.)
| Мониторинг «Вредные привычки»
|
Инструктивно-методическая работа с родителями (законными представителями)
(освещение вопросов на родительских собраниях)
Учебный год
| Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни у учащихся
| Формирование навыков безопасной жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях
| Психо-социальное здоровье
| Вредные привычки
| 2010/2011
| «Компьютерная и игровая зависимость (Геймер аддиктивность)
|
| Адаптация к условиям заочного обучения «С тревожностью на ты» (9, 12 з.группы)
| «Беда где-то рядом» (предупреждение наркотической зависимости)
| 2011/2012
|
| «Сотворившие кумира» (снижение рискогенного влияния социума)
| Адаптация к условиям заочного обучения
| «Наркотики, насилие, закон»
| 2012/2013
|
| «Антиобщественные группировки. Как противостоять влиянию»
| Адаптация к условиям заочного обучения
«Тепло семьи» (7-9 з.гр)
| «Как сказать наркотикам «нет»
| Ежегодно
(по запросам)
| Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей (педагог психолог, социальный педагог)
| Диагностический инструментарий
| «Индекс отношения к здоровью» (С.Д. Дерябо, В.Я. Ясвин)
|
Инструктивно-методическая работа с учителями
Учебный год
| Воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни у учащихся
| Формирование навыков безопасной жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях
| Психо-социальное здоровье
| Вредные привычки
| 2010/2011
|
| МО «Значение профилактических инструктажей. Методы и формы работы с учащимися по предупреждению несчастных случаев»
| Психолого-педагогическая студия
«Психологическое здоровье педагогов»
|
| 2011/2012
| Семинар «Здоровьесберегающие технологии»
|
| Практико-ориентированный семинар «Давайте учиться «не гореть» (профилактика профессионального выгорания)
| Семинар «Наркотики – зона риска».
| 2012/2013
| «Здоровый образ жизни. Его принципы и составляющие» - педсовет
|
| Семинар «Управление стрессом»
|
| Ежегодно
| ВШК «Работа педагогического коллектива по реализации программы «Здоровье»
| Ежегодно по запросам
| Проведение консультаций по проблеме сбережения здоровья (педагог психолог)
| Диагностический инструментарий
| «Индекс отношения к здоровью» (С.Д. Дерябо, В.Я. Ясвин)
«Ценностные ориентации»
| ЛИТЕРАТУРА
Выбираю жизнь – Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей – Петрозаводск, 2002
Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после, 2003г., №5, 45-50с.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.
Методические рекомендации для работников образования по выявлению потребителей наркотических средств и других психоактивных веществ среди организованного контингента учебных заведений - ГУЗ «Наркодиспансер», 2009
Пособие для работников образования по профилактике ВИЧ-инфекции - Псковский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом – Псков, 2003
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37-40с.
|