Скачать 262.86 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Балашова Саратовской области им. П.А. Столыпина» Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: На заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы Протокол №__ от ________О.В. Смирнова ______А.Г. Рыжков «___»______20___г. «___»__________20___г «___»________20___г Руководитель МО ______________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы Учитель : Атапина Наталия Юрьевна Балашов 2013 – 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (6 класс, 34 часа, 1 час в неделю) Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова о.А., Кучменко В.С. Рабочая программа по биологии составлена на основе:1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089; 2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. 3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005). 5. Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7 с изменениями). области 6. Учебного плана школы. Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Курс биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класса начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» и является частью биологического образования. Данный курс построен на биоцентризме и полицентризме в раскрытии живой природы. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом. Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков и не требуют для их проведения дополнительных учебных часов. Демонстрации могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом возможностей образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития. В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе. По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени в 6 классе сократился на 35 часов за счет перенесения их в региональный компонент для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. Указанные часы используются для преподавания интегрированного учебного курса «Биологическое краеведение» в рамках учебного предмета «Биология». Так как согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, то в структуру содержания введены некоторые изменения по количеству часов и по содержанию: - Темы «Систематика растений. Основные отделы царства растений», «Историческое развитие растительного мира, многообразие и происхождение культурных растений» «Природные сообщества» изучаются в курсе «Биологического краеведения». Урок «Оплодотворение у цветковых растений» перенесен в раздел «Процессы жизнедеятельности растений». Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса В результате изучения курса ученик должен знать/понимать • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, уметь • объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; • выявлять приспособления организмов к среде обитания; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы; • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами; • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; • соблюдения правил поведения в окружающей среде; • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Учебно- тематическое планирование Содержание учебной программы: Тема 1. "Введение" - 1 час. "Общее знакомство с растениями" - 4 часа. Биология - наука о живой природе. Значение растений в жизни человека. Мир растений. Разнообразие растений. Растение - организм. Условия жизни растений: факторы и среды.
Тема 2. Клеточное строение растений" 2 часа Вещества, из которых состоят растения. Увеличительные приборы. Растительная клетка: строение и жизнедеятельность. Ткани растений.
Тема 3. "Органы цветкового растения" -11 часов 1. Корень: внешнее и внутреннее строение. Значение корней, их разнообразие. 2. Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей. 3. Цветок. Соцветия. Плоды. Семена: строение, условия прорастания. Значение для растения.
Тема 4. "Основные процессы жизнедеятельности растений" 4 часа Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.
Тема 5. Основные отделы царства Растения 13 часов Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лишайники.
|
Пояснительная записка образовательная программа составлена на основе... И. Н. Пономаревой Биология в основной школе: Программы / сост. И. Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2009, рассчитанной на... | Приказ №133 Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Биология» «Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы.... | Курс. ( 64 часа. 2 час в неделю) Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной... | Рабочая программа по биологии 7б,г классы Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модифицикацией Программы курса... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модификацией Программы курса... | ||
Учебного курса по биологии для 6 класса Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модифицикацией Программы курса... | Рабочая программа по биологии 7 класс Пояснительная записка Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой /Биология в основной школе:... | ||
Учебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология.... Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,... | Учебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология.... Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы курса «Животные» для 7 класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной... |