Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы»





Скачать 262.86 Kb.
НазваниеПономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы»
страница1/2
Дата публикации01.08.2014
Размер262.86 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Балашова Саратовской области им. П.А. Столыпина»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол №__ от ________О.В. Смирнова ______А.Г. Рыжков

«___»______20___г. «___»__________20___г «___»________20___г

Руководитель МО

______________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы
http://hrsbstaff.ednet.ns.ca/jecameron/biology.gif

Учитель : Атапина Наталия Юрьевна


Балашов

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(6 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова о.А., Кучменко В.С.

Рабочая программа по биологии составлена на основе:


1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089;

2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

5. Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7 с изменениями).

области

6. Учебного плана школы.
Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Курс биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класса начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» и является частью биологического образования.

Данный курс построен на биоцентризме и полицентризме в раскрытии живой природы.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков и не требуют для их проведения дополнительных учебных часов. Демонстрации могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом возможностей образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени в 6 классе сократился на 35 часов за счет перенесения их в региональный компонент для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. Указанные часы используются для преподавания интегрированного учебного курса «Биологическое краеведение» в рамках учебного предмета «Биология».

Так как согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, то в структуру содержания введены некоторые изменения по количеству часов и по содержанию:

- Темы «Систематика растений. Основные отделы царства растений», «Историческое развитие растительного мира, многообразие и происхождение культурных растений» «Природные сообщества» изучаются в курсе «Биологического краеведения». Урок «Оплодотворение у цветковых растений» перенесен в раздел «Процессы жизнедеятельности растений».


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.




Название темы

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1

Введение. Общее знакомство с растениями

4

Л.р. №1 «Знакомство с цветковыми растениями»

2

Клеточное строение растений

2

Лаб. Р. № 2 «Рассматривание клеток»

3

Органы цветкового растения

11

Л.р.№3 «Строение семени фасоли»

Л.р.№4 «Рассматривание корня у проростка фасоли»

Л.р.№5 «Внутреннее строение листа»

Л.р.№6 «Строение цветка»

Л.р.№7 «Рассматривание цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений»

Л.р.№8 «Рассмотрение и определение соцветий»


4

Основные процессы жизнедеятельности растений

4




5

Основные отделы царства Растения

13

Экскурсия по окрестностям школьного участка




Итого

34




Учебно- тематическое планирование

Содержание учебной программы:
Тема 1. "Введение" - 1 час. "Общее знакомство с растениями" - 4 часа.
Биология - наука о живой природе. Значение растений в жизни человека.

Мир растений. Разнообразие растений. Растение - организм. Условия жизни растений: факторы и среды.

Базовый уровень

Повышенный уровень

Учащиеся должны знать

Царства. Что изучает биология, ботаника. Признаки царства растений.

Меры по охране растений. Растения культурные, дикорастущие.

Учащиеся должны уметь

Соблюдать правила поведения в природе.

Обосновывать необходимость охраны растений. Обосновывать значение растений в хозяйственной деятельности человека.

Термины и понятия темы

Биология. Царство. Ботаника.

Флора. Фенология. Зоология. Микология. Бактериология. Культурные растения. Дикорастущие растения.


Тема 2. Клеточное строение растений" 2 часа
Вещества, из которых состоят растения. Увеличительные приборы. Растительная клетка: строение и жизнедеятельность. Ткани растений.

Базовый уровень

Повышенный уровень

Учащиеся должны знать

Увеличительные приборы (микроскоп). Строение клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоль). Правила работы с микроскопом, последовательность приготовления микропрепарата. Названия тканей.

Состав клетки: вода, минеральные соли, органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы, рост, деление клетки. Клетка – единица строения и жизнедеятельности. Запасные вещества клетки. Функции основных частей клетки. Характеристику видов растительных тканей.

Учащиеся должны уметь

Пользоваться лупой. Рассматривать микропрепарат под микроскопом. Распознавать на рисунках, таблицах, микропрепаратах части клетки.

Пользоваться микроскопом. Готовить микропрепараты. Выявлять отличия молодой клетки от старой. Различать виды растительных тканей. Доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого.

Термины и понятия темы

Микроскоп. Микропрепарат. Лупа. Объектив. Окуляр. Штатив. Тубус. Предметный столик. Зеркало. Винты. Оболочка. Ядро. Вакуоль. Цитоплазма. Пластиды. Ткань.

Предметное стекло. Покровное стекло. Обмен веществ. Хромопласты. Хлорофилл. Межклетники. Поры. Органоиды. Виды тканей: покровная, проводящая, механическая, образовательная, всасывающая


Тема 3. "Органы цветкового растения" -11 часов
1. Корень: внешнее и внутреннее строение. Значение корней, их разнообразие.

2. Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей.

3. Цветок. Соцветия. Плоды. Семена: строение, условия прорастания. Значение для растения.

Базовый уровень

Повышенный уровень

Учащиеся должны знать

Семя. Значение семян в жизни растения. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Условия прорастания семян.

Корень. Корень – вегетативный орган растения. Функции корня (поглощение, укрепление). Виды корней. Типы корневых систем.

Побег. Побег – вегетативный орган растения. Части побега: стебель, листья, почки. Почки листовые и цветочные. Строение почек. Расположение почек.

Побег (лист). Лист – боковая часть побега. Внешнее строение: листовая пластинка, черешок. Листья черешковые и сидячие. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Листорасположение.

Побег (стебель). Стебель – осевая часть побега. Функции стебля (опора, проведение веществ). Строение стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Рост стебля в толщину. Годичные кольца.

Цветок. Плод. Строение цветка. Опыление. Способы опыления: перекрестное (ветром, насекомыми), самоопыление. Классификация плодов. Значение плодов и семян.

Семя. Дыхание семян. Агротехника посева семян и выращивания растений. Глубина заделки семян. Холодостойкие и теплолюбивые растения.

Корень. Зоны корня, их функции. Особенности строения клеток различных зон. Видоизменения корней (корнеплоды).

Побег. Узлы, междоузлия. Почка – зачаточный побег. Вегетативные и генеративные. Верхушечные и боковые. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их биологическое и хозяйственное значение.

Побег (лист). Части листа: прилистники, основание листа. Внутреннее строение листа: кожица, жилки, мякоть, устьица и их функции. Испарение. Листопад и его значение. Видоизменения. Космическая роль зеленых растений.

Побег (стебель). Функции коры, камбия, древесины, сердцевины. Ткани стебля. Передвижение органических и минеральных веществ по стеблю. Рост стебля в длину. Образование годичных колец.

Цветок. Плод. Цветок – видоизмененный побег. Околоцветник простой, двойной. Цветки обоеполые, мужские, женские. Соцветия, их биологическая роль.

Приспособленность растений к разным способам опыления.

Образование плодов и семян.

Учащиеся должны уметь

Семя. Узнавать семена однодольных и двудольных растений на рисунках, таблицах.

Корень. Распознавать типы корневых систем.

Побег. Узнавать на таблицах, рисунках, схемах части побега: стебель, листья, почки.

Побег (лист). Называть и показывать части листа. Определять тип листорасположения и жилкования, отличать простые листья от сложных.

Побег (стебель). Узнавать на рисунках, таблицах, схемах части стебля. Определять возраст ветки по спилу.

Цветок. Плод. Узнавать и называть основные части цветка. Определять плоды: сухие и сочные, односемянные и многосемянные.

Семя. Узнавать составные части семени. Сравнивать семена однодольных и двудольных растений

Побег. Сравнивать листовые и цветочные почки. Использовать знания для управления ростом побега.

Побег (лист). Сравнивать листья простые и сложные.

Побег (стебель). Объяснять рост стебля в длину и толщину.

Цветок. Плод. Определять по внешнему виду растений способ опыления; по внешнему виду плодов – способ распространения. Узнавать на наглядном материале виды соцветий. Определять типы плодов.

Термины и понятия темы

Семя. Размножение. Семя. Семенная кожура. Эндосперм. Зародыш. Однодольные. Двудольные. Органические и неорганические вещества.

Корень. Корень. Вегетативный орган. Главный. Боковой. Придаточный. Корневая система. Стержневая. Мочковатая.

Побег. Побег. Почки листовые и цветочные. Зачаточный стебель, лист, почка, цветок. Очередное, супротивное.

Побег (лист). Листовая пластинка. Черешковые. Сидячие. Очередное. Супротивное. Мутовчатое. Параллельное. Дуговое. Сетчатое. Фотосинтез. Дыхание.

Побег (стебель). Стебель. Кора. Камбий. Древесина. Сердцевина. Годичные кольца.

Цветок. Плод. Цветок. Чашечка. Венчик. Тычинки. Пестик. Семена. Плод. Плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные.


Семя. Семенное размножение. Стебелек. Корешок. Почечка. Семядоли. Рубчик. Белки. Жиры. Углеводы. Крахмал.

Корень. Зоны корня. Корневые волоски. Сосуды. Пикировка. Корневое давление. Почва. Удобрения: органические, минеральные. Корнеплод. Ткани.

Побег. Узел. Междоузлие. Верхушечные почки. Боковые почки. Вегетативные почки. Генеративные почки. Почечная чешуя. Мутовчатое. Конус нарастания. Листовой рубец. Пазуха листа.

Побег (лист). Основание листа. Листья световые и теневые. Кожица. Жилки. Мякоть. Волокна. Сосуды. Ситовидные трубки. Испарение. Органические вещества. Автотрофы. Вечнозеленые. Листопадные. Видоизменения.

Побег (стебель). Сосуды. Ситовидные трубки. Верхушечный рост. Вставочный рост. Чечевички. Кожица. Пробка. Луб. Волокна. Ткани стебля: покровная, проводящая, образовательная, механическая.

Цветок. Плод. Цветоножка. Цветоложе. Двойной околоцветник. Завязь. Столбик. Рыльце. Тычиночная нить. Пыльник. Обоеполые цветки. Соцветия. Ягода. Костянка. Боб. Стручок. Коробочка. Зерновка. Семянка. Ягода.


Тема 4. "Основные процессы жизнедеятельности растений" 4 часа

Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.


Базовый уровень

Повышенный уровень

Учащиеся должны знать

Размножение бесполое и половое. Биологическое и хозяйственное значение размножения. Семенное размножение.

Способы вегетативного размножения (черенками, отводками, делением куста, усами, видоизмененными побегами, отпрысками, прививкой). Двойное оплодотворение.

Учащиеся должны уметь




Размножать комнатные растения черенками. Использовать знания о способах размножения в практической деятельности.

Термины и понятия темы

Размножение. Вегетативное размножение.

Черенок. Отпрыск. Привой. Подвой. Двойное оплодотворение. Яйцеклетка. Сперматозоид. Гамета. Зигота. Размножение культурой ткани.


Тема 5. Основные отделы царства Растения 13 часов

Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лишайники.


Базовый уровень

Повышенный уровень

Учащиеся должны знать

Особенности строения и размножения бактерий. Спорообразование. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница и плодовое тело (шляпка, ножка). Значение грибов.

Строение лишайника. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Разнообразие бактерий по строению и способам питания.

Отличие царства грибов от других царств живой природы. Процессы жизнедеятельности (питание, размножение). Многообразие грибов: шляпочные, дрожжи, плесневые, паразиты. Группы лишайников

Учащиеся должны уметь

Узнавать бактерии на рисунках, таблицах.

Различать съедобные и ядовитые грибы. Рассматривать микропрепараты под микроскопом. Различать пластинчатые и трубчатые грибы.

Классифицировать бактерии по строению и способам питания.

Готовить микропрепарат плесневого гриба

Термины и понятия темы

Бактерии. Ядерные организмы. Доядерные организмы.

Плодовое тело. Грибница. Грибокорень. Симбиоз. Гетеротрофы. Эукариоты.

Капсула. Прокариоты. Эукариоты. Гетеротрофы: сапрофиты, паразиты.

Мицелий. Гифы. Микориза. Микология
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconПояснительная записка образовательная программа составлена на основе...
И. Н. Пономаревой Биология в основной школе: Программы / сост. И. Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2009, рассчитанной на...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconПриказ №133
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
«Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы....
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconКурс. ( 64 часа. 2 час в неделю)
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconРабочая программа по биологии 7 класс
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconРабочая программа по биологии 7б,г классы
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модифицикацией Программы курса...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модификацией Программы курса...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconУчебного курса по биологии для 6 класса
Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модифицикацией Программы курса...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconРабочая программа по биологии 7 класс Пояснительная записка
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой /Биология в основной школе:...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы курса «Животные» для 7 класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Пономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск