Рабочая программа учебного предмета «Биология»





Скачать 260.88 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «Биология»
страница1/2
Дата публикации02.08.2014
Размер260.88 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Негосударственное образовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»


Рассмотрена Утверждена педагогическим

на заседании кафедры.советом №____от_________

Руководитель кафедры Введена приказом по школе

_______Ильина И.Ю. №______от_______________ «____»____________2012г. Директор школы _________Резаева Е.Н.
Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

8 класс, базовый уровень


Разработана

Кашаевой Д. В.

учителем биологии

г. Альметьевск 2012 год
Пояснительная записка
Программа курса "Биология. Человек и его здоровье " составлена в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089»;

  • Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденного постановлением правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

  • Законом РТ от 19.10.1993 г. № 1982-XII«Об образовании»;

  • БУП РТ -2012;

  • Учебным планом НОУ средняя школа №23 «Менеджер»на 2012-2013 учебный год;

  • Положением о рабочей программе педагога НОУ средней школы № 23 «Менеджер», приказ № 206 от 31.08.2010 г.

  • Примерной программой основного общего образования по биологии (сайт Министерства образования и науки РФ (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства»)

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала;

  • Программой курса «Человек и его здоровье» для 8-го класса автора Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с.

Курс «Биология. Человек и его здоровье» предназначен для изучения биологии в восьмых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин)

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения биологии на этапе основного общего образования в 8 классе отводиться70 часов, 2 часа в неделю, в том числе на проведение контрольных работ – 9 часов, лабораторных работ- 10 часов, практических - 3 часа.

Цель курса: сформировать представления о морфологических и анатомо-физиологических особенностях человеческого организма, о гигиене и здоровом образе жизни, о человеке как биосоциальном существе

Задачи:

  • изучить строение организма человека и функционирования его органов и систем.

  • выявить связи организма человека с внешней средой. Социальные и экологические факторы воздействия на организм.

  • ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье, закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.

  • дать элементарные знания по психологии, темпераментах личности

  • научить детей основам правильного и рационального питания

  • формировать адекватное поведение, направленное на выздоровление в случае болезни, особенно хронической

  • воспитывать интерес к получению знаний о человеке как явлении природы

  • развивать творческий потенциал учащихся: подготовка рефератов, сообщений, выполнение практических работ, защита презентаций по здоровому образу жизни

  • развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы и умозаключения.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно - уровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.

Промежуточная аттестация проводиться в форме тестов, проектных работ, биологических диктантов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде тестирования с заданиями разного уровня сложности.

Содержание разделов учебного курса представлено в виде таблицы.
Содержание программы.


п/п №


Название раздела

Содержание.

Всего часов

В том числе

Деятельность ученика

уроки

лабораторные и практические

контрольные

1

Место человека в системе органического мира. Происхождение человека

Место и роль человека в системе органического мира. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека.начение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья

2

2

-

-

Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными


2

Общий обзор строения и функций организма человека

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организмаих значение. Ткани животных и человека.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Органы. Системы органов их функции. Организм как целостная система.

3

1

2

-

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов человека.

Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения

Различать на таблицах органы и системы органов человека

Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах

3

Координация и регуляция

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза. Болезни связанные с гипофункцией и гиперфункцией гипофиза. Гормоны щитовидной железы, болезни вызываемые их избытком или недостатком (базедова болезнь, слизистый оттек. Гормоны поджелудочной железы

14

8

3

3

Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Различать на таблицах и муляжах органы эндокринной системы Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Различать на таблицах и муляжах органы нервной системы Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения зрения и слуха


4

Опора и движение

Опора и движение. Строение и функции ОДС. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Травмы перелом, вывих, растяжения связок.. Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Плоскостопие, его коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Заболевания ОДС.Соблюдение правил ЗОЖ.

7

4

2

1

Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека

Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы.

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушении осанки и развития плоскостопия

Определять (на основе наблюдения) гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличия плоскостопия

Осваивать приемы оказаний первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.


5

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма, кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кровь, ее функции. Свертывание крови. Понятие об иммунитете. Иммунная система человека. Классификация иммунитета. Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость тканей. Резус фактор.

3

2

1

-

Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток

Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями

Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

Различать на таблицах органы кровеносной системы и лимфатической системы

Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечения

6

Транспорт веществ.

Кровеносная система строение и функции. Транспорт веществ. Большой и малый круг кровообращения. Лимфатическая система. Значениелимфообразования. Связь кровеносной и лимфатической системы. Сердечнососудистые заболевания, их причины и предупреждение. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья Фактор риска-гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

5

3

1

1

Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток

Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями

Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

Различать на таблицах органы кровеносной системы и лимфатической системы

Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях

7

Дыхание.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция. Заболевание органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Зависимость здоровья человека от окружающей среды.

Приемы оказания первой помощи при отравлениях угарным газом, спасении утопающего.

5

4

-

1

Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена

Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики и легочных заболеваний, борьбы с табакокурением

Различать на таблицах органы дыхательной системы

Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов.

Осваивать приемы определения жизненной емкости легки, профилактики простудных заболеваний, оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

8

Пищеварение.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как биологическая основа жизни.Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового питания. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

6

3

3

-

Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения работы пищеварительной системы

не

9

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен.Обмен и роль белков, углеводов, жиров в организме. Водно-солевой обмен. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы.Проявление авитаминозов (и их предупреждение.

4

2

1

1

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека

Приводить доказательства необходимости соблюдений мер профилактики нарушений р обмена веществ в организме и развития авитаминоза

10

Выделение.

Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. Образование мочи. Состав первичной и вторичной мочи. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения. Предупреждения заболеваний почек. Фактор риска- переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

3

3

-

-

Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена веществ из организма

Различать на таблицах органы мочевыделительной системы

Приводить доказательстванеобходимости соблюдения мер профилактики заболевания мочевыделительной системы.

11

Покровы тела

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Нарушение кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

4

3

-

1

Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции

Приводить доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями

Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечных ударах, ожогах, обмороках, травмах

12

Размножение и развитие

Размножение. Строение мужской и женской половой системы. Гигиена промежности. Оплодотворение. Внутриутробное развитие.. Роль генетических знаний в планировании семьи.

Постэмбриональное развитие человека. Возрастные периоды. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея) Культура отношений к собственному здоровью и здоровью окружающих.

4

4

-

-

Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека

Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.

13

Высшая нервная деятельность

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы их биологическое значение. Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Психология и поведение человека. Биологические ритмы. Сон фазы сна и бодрствование значение сна. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Особенности психики человека. Индивидуальные особенности личности. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.


10

9

-

1

Выделять существенные особенности поведения и психики человека.

Осваивать приемы организации труда и отдыха




Итого за курс

70

48

13

9



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по биологии Н. И....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных...
В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в основной школе (5 класс)
Рабочая программа составлена для изучения учебного предмета "Биология" учащимися 5 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Авторы: Захаров В. Б. Сонин Н. И. VII класс – Многообразие живых организмов. (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по биологии (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта, утвержденного приказом...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми...
Программа курса «Общая биология» предназначена для работы с учащимися 9-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
«Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Поронайска
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск