Негосударственное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»
Рассмотрена Утверждена педагогическим
на заседании кафедры.советом №____от_________
Руководитель кафедры Введена приказом по школе
_______Ильина И.Ю. №______от_______________ «____»____________2012г. Директор школы _________Резаева Е.Н. Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
8 класс, базовый уровень
Разработана
Кашаевой Д. В.
учителем биологии
г. Альметьевск 2012 год Пояснительная записка Программа курса "Биология. Человек и его здоровье " составлена в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089»;
Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденного постановлением правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
Законом РТ от 19.10.1993 г. № 1982-XII«Об образовании»;
БУП РТ -2012;
Учебным планом НОУ средняя школа №23 «Менеджер»на 2012-2013 учебный год;
Положением о рабочей программе педагога НОУ средней школы № 23 «Менеджер», приказ № 206 от 31.08.2010 г.
Примерной программой основного общего образования по биологии (сайт Министерства образования и науки РФ (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства»)
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала;
Программой курса «Человек и его здоровье» для 8-го класса автора Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с.
Курс «Биология. Человек и его здоровье» предназначен для изучения биологии в восьмых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин)
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения биологии на этапе основного общего образования в 8 классе отводиться70 часов, 2 часа в неделю, в том числе на проведение контрольных работ – 9 часов, лабораторных работ- 10 часов, практических - 3 часа.
Цель курса: сформировать представления о морфологических и анатомо-физиологических особенностях человеческого организма, о гигиене и здоровом образе жизни, о человеке как биосоциальном существе
Задачи:
изучить строение организма человека и функционирования его органов и систем.
выявить связи организма человека с внешней средой. Социальные и экологические факторы воздействия на организм.
ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье, закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.
дать элементарные знания по психологии, темпераментах личности
научить детей основам правильного и рационального питания
формировать адекватное поведение, направленное на выздоровление в случае болезни, особенно хронической
воспитывать интерес к получению знаний о человеке как явлении природы
развивать творческий потенциал учащихся: подготовка рефератов, сообщений, выполнение практических работ, защита презентаций по здоровому образу жизни
развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы и умозаключения.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно - уровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.
Промежуточная аттестация проводиться в форме тестов, проектных работ, биологических диктантов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде тестирования с заданиями разного уровня сложности.
Содержание разделов учебного курса представлено в виде таблицы. Содержание программы.
п/п №
| Название раздела
| Содержание.
| Всего часов
| В том числе
| Деятельность ученика
| уроки
| лабораторные и практические
| контрольные
| 1
| Место человека в системе органического мира. Происхождение человека
| Место и роль человека в системе органического мира. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека.начение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья
| 2
| 2
| -
| -
| Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными
| 2
| Общий обзор строения и функций организма человека
| Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организмаих значение. Ткани животных и человека.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Органы. Системы органов их функции. Организм как целостная система.
| 3
| 1
| 2
| -
| Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов человека.
Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения
Различать на таблицах органы и системы органов человека
Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах
| 3
| Координация и регуляция
| Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза. Болезни связанные с гипофункцией и гиперфункцией гипофиза. Гормоны щитовидной железы, болезни вызываемые их избытком или недостатком (базедова болезнь, слизистый оттек. Гормоны поджелудочной железы
| 14
| 8
| 3
| 3
| Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Различать на таблицах и муляжах органы эндокринной системы Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.
Различать на таблицах и муляжах органы нервной системы Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения зрения и слуха
| 4
| Опора и движение
| Опора и движение. Строение и функции ОДС. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Травмы перелом, вывих, растяжения связок.. Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Плоскостопие, его коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Заболевания ОДС.Соблюдение правил ЗОЖ.
| 7
| 4
| 2
| 1
| Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека
Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушении осанки и развития плоскостопия
Определять (на основе наблюдения) гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличия плоскостопия
Осваивать приемы оказаний первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
| 5
| Внутренняя среда организма
| Внутренняя среда организма, кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кровь, ее функции. Свертывание крови. Понятие об иммунитете. Иммунная система человека. Классификация иммунитета. Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость тканей. Резус фактор.
| 3
| 2
| 1
| -
| Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток
Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями
Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
Различать на таблицах органы кровеносной системы и лимфатической системы
Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечения
| 6
| Транспорт веществ.
| Кровеносная система строение и функции. Транспорт веществ. Большой и малый круг кровообращения. Лимфатическая система. Значениелимфообразования. Связь кровеносной и лимфатической системы. Сердечнососудистые заболевания, их причины и предупреждение. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья Фактор риска-гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
| 5
| 3
| 1
| 1
| Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток
Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями
Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
Различать на таблицах органы кровеносной системы и лимфатической системы
Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях
| 7
| Дыхание.
| Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция. Заболевание органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Зависимость здоровья человека от окружающей среды.
Приемы оказания первой помощи при отравлениях угарным газом, спасении утопающего.
| 5
| 4
| -
| 1
| Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена
Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики и легочных заболеваний, борьбы с табакокурением
Различать на таблицах органы дыхательной системы
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов.
Осваивать приемы определения жизненной емкости легки, профилактики простудных заболеваний, оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего
| 8
| Пищеварение.
| Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как биологическая основа жизни.Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового питания. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.
| 6
| 3
| 3
| -
| Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.
Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения работы пищеварительной системы
не
| 9
| Обмен веществ и энергии
| Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен.Обмен и роль белков, углеводов, жиров в организме. Водно-солевой обмен. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы.Проявление авитаминозов (и их предупреждение.
| 4
| 2
| 1
| 1
| Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека
Приводить доказательства необходимости соблюдений мер профилактики нарушений р обмена веществ в организме и развития авитаминоза
| 10
| Выделение.
| Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. Образование мочи. Состав первичной и вторичной мочи. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения. Предупреждения заболеваний почек. Фактор риска- переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
| 3
| 3
| -
| -
| Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена веществ из организма
Различать на таблицах органы мочевыделительной системы
Приводить доказательстванеобходимости соблюдения мер профилактики заболевания мочевыделительной системы.
| 11
| Покровы тела
| Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Нарушение кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика
| 4
| 3
| -
| 1
| Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции
Приводить доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями
Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечных ударах, ожогах, обмороках, травмах
| 12
| Размножение и развитие
| Размножение. Строение мужской и женской половой системы. Гигиена промежности. Оплодотворение. Внутриутробное развитие.. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Постэмбриональное развитие человека. Возрастные периоды. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея) Культура отношений к собственному здоровью и здоровью окружающих.
| 4
| 4
| -
| -
| Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека
Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.
| 13
| Высшая нервная деятельность
| Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы их биологическое значение. Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Психология и поведение человека. Биологические ритмы. Сон фазы сна и бодрствование значение сна. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Особенности психики человека. Индивидуальные особенности личности. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.
| 10
| 9
| -
| 1
| Выделять существенные особенности поведения и психики человека.
Осваивать приемы организации труда и отдыха
|
| Итого за курс
| 70
| 48
| 13
| 9
|
| |