Рабочая программа учебного предмета «Биология»





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Биология»
страница1/4
Дата публикации04.05.2015
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 »
Рассмотрено: Утверждаю:

руководитель МО директор МБОУ «СОШ № 19»

__________ /В.А. Хайрулина/

протокол № приказ №____________

от «__» _______201_ г. от «__» _____________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Биология»

Параллель 7 х классов

на 2014 - 2015учебный год
В основе рабочей программы лежит типовая авторская программа, разработанная авторами

В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост.Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011. – 92 с.


УМК: Биология.Животные: Учеб.для 7 класса общеобразоват. учеб.заведений / В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.- М., Дрофа, 2010

Составитель программы:
Матвеева Галина Алексеевна

учитель биологии

педстаж – 29 лет, 1 кв.категория


г. Череповец, 2014 год

Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В.В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных учреждений, рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). В ней содержатся разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе, и соответствуют содержанию действующей программе.

Программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • дать общую характеристику царства животных, их многообразия и основ систематики;

  • изучить характерные особенности, систематику распространение и значение основных типов животных ;

  • изучить особенности строения и жизнедеятельности животных различных типов в эволюции;

  • дать основы эволюции животного мира;

  • рассмотреть структуру и закономерности функционирования зооценозов, обратить внимание на влияние человека на животный мир и среду его обитания и как следствие на необходимость и проблемы охраны животных

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) животных, системы органов... Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, проверочные работы, устный и письменный опросы, зачеты);

- аттестация по итогам года (итоговое тестирование);

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценивание тестовых заданий: «5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «4» - 82-67%; «3» - 66 – 50%; «2» - менее 50%.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу использованию информации.

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка


Рабочая программа ориентирована на использование учебника: 
В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология.Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2010 - 304с.;
Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Общая характеристика учебного предмета, курса.

Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образованияи программы авторского коллектива в составе авторов: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы, к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт.-сост.Г.М. Пальдяева - М.: Дрофа, 2011)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:В.В. Латюшин ,В. А. Шапкин «Биология. Животные 7 класс М.,«Дрофа» 2012 г.

В.В.Латюшин, Е.А.Лемехова. Биология. Животные. 7 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2012;
Место предмета в базисном учебном плане

Учебная программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классе. По базисному учебному плану -34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на – 68 часов (2 часа в неделю).

В программе есть резервные часы в количестве 5 часов.

Эти дополнительные часы были распределены на темы: «Многообразие животных» - 1 час, « Животный мир и хозяйственная деятельность человека» - 1 час - для проведения экскурсий. Остальные часы для повторения изученного материала в конце учебного года.

В программе указы лабораторные работы, экскурсии предусмотренные программой.

Всего 7 лабораторных работ, 3 экскурсии.
Перечень лабораторных работ.

Л/Р. № 1« Знакомство с многообразием кольчатых червей»

Л/Р № 2 «Знакомство с многообразием ракообразных».

Л/Р. № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых»

Л/Р. № 4 « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

Л/Р. № 5 «Изучение внешнего строения птиц».

Л/Р. № 6 « Изучение особенностей различных покровов тела».

Л/Р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

Экскурсии:

  1. Экскурсия: « Изучение многообразия птиц»

  2. Экскурсия: « Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»»

  3. Экскурсия: « Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных».

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.
Описание ценностных ориентиров.

Учащиеся на конкретном материале изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Знания направлены на освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Содержание тем учебного курса.
Введение (2 ч)

История развития зоологии. Современная зоология

Многообразие животных (34 ч)

Простейшие (Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики ). Простейшие

(Жгутиконосцы. Инфузории)Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни гидры пресноводной. Многообразие кишечнополостных, их значение. Общая характеристика типа. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или кольчецы. Классы кольчецов. Тип Моллюски. Класс Моллюсков. Тип Иглокожие

Организм животного, особенности строения и жизнедеятельности (урок обобщения)

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные

Класс Насекомые. Отряды насекомых (Таракановые, Прямокрылые). Отряды насекомых (Стрекозы, Жуки, Вши, Клопы). Отряды насекомых (Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые)

Отряды насекомых (Перепончатокрылые). Тип Хордовые. Классы Рыб (хрящевые)

Классы рыб (костные). Класс Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Класс Земноводные

Класс Пресмыкающиеся. Отряды Пресмыкающихся. Класс Птицы. Отряды Птиц (Пингвины, Страусообразные, Гусеобразные). Отряды птиц (Дневные хищные, Куриные, Совы). Отряды птиц (Голенастые, Воробьинообразные). Класс Млекопитающие

Отряды млекопитающих (Грызуны, Зайцеобразные). Отряды млекопитающих (Хищные, Ластоногие, Хоботные). Отряды млекопитающих (Парнокопытные, Непарнокопытные)

Отряды млекопитающих (приматы).

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Инстинкт. Рефлекс. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения.

Индивидуальное развитие животных ( 3 ч)

Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие и продолжительность жизни животных.

Развитие животного мира на Земле(3 ч)

Доказательства эволюции животных. Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Мутации

Биоценозы(4 ч)

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы

Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира.

Резерв 3 ч « Повторение изученного материала»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

7 КЛАСС

по учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина

«Биология. Животные» (2 часа в неделю, всего 68 часов)

темы

Тема урока

Кол-во часов


1


Введение

2


2


Многообразие животных

34


3


Эволюция строения и функций органов и их систем

14

4.

Индивидуальное развитие животных


3


5


Развитие и закономерности размещения животных на Земле

3


6


Биоценозы

4


7


Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5


8

Повторение изученного материала:

Контрольно-обобщающий итоговый урок. Резервное время


3
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по биологии Н. И....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных...
В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в основной школе (5 класс)
Рабочая программа составлена для изучения учебного предмета "Биология" учащимися 5 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Авторы: Захаров В. Б. Сонин Н. И. VII класс – Многообразие живых организмов. (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»

Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по биологии (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта, утвержденного приказом...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми...
Программа курса «Общая биология» предназначена для работы с учащимися 9-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
«Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Поронайска
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск