Скачать 49.9 Kb.
|
Урок на тему: «Селекция микроорганизмов. Биотехнология » Задачи урока: 1. Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме «Селекция животных» 2. Сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. 3. Научить школьников обосновывать значение метода искусственного мутагенеза для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов. 4. Познакомить учащихся с основными направлениями биотехнологии. 5. Убедить учащихся в том, что биотехнология является гармоничным соединением современных научных знаний и практической деятельности, нацеленных на оптимальное решение народнохозяйственных проблем и задач. 6. Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем. современной селекции. Оборудование: презентация, тесты, кроссворды по теме «Селекция животных», пластилин двух цветов компьютер, диск «Биотехнология». План урока: I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний III. Изучение новой темы IV. Закрепление изученного материала V. Домашнее задание Ход урока I. Организационный момент . (вступительное слово учителя). II. Актуализация опорных знаний. Проводится в форме фронтального опроса. Трое учащихся получают индивидуальные задания: тест с выбором одного правильного ответа и два кроссворда. Один ученик работает у доски, пишет схему «основные методы селекции животных». Вопросы для опроса: 1. Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке? 2. Что такое селекция? 3. Дайте определение сорту, породе, штамму? 4. Какие методы используют селекционеры в работе с животными? (слайд 3) 5. Искусственный отбор? Виды? 6. Что такое гибридизация? Виды? 7. К чему приводит инбридинг? 8. Аутбридинг? Виды? 9. Каким способом вывели этих животных? (слайд 4) 10. Ответить на вопросы слайдов 5-7. 11. Задание на внимательность (слайд 9) III. Объяснение нового материала. 1. Вводное слово. 2. Понятие о биотехнологии 3. Свойства микроорганизмов и применение. 4. Методы селекции микроорганизмов. 1. Вводное слово. Численность популяции любых видов живых организмов держится примерно на одном уровне, потому что на них действует ограничивающий фактор. У человека действие ограничивающего фактора ослаблено, так как он является биосоциальным существом (слайд 10). Удвоение численности вида Человек разумный происходит с невероятно большой для планеты скоростью (слайд 11) В 1980 г. на Земле насчитывалось 4,5 млрд. человек, от которых ежегодно рождается 80 млн. детей. В настоящее время на планете - 6 млрд. человек. 10 млрд. человек Земля не прокормит, и встанет вопрос о регуляции численности населения! Чтобы этого не произошло, нужно удовлетворять возрастающие потребности людей в продуктах питания (слайд12) Всех их надо одевать, поить, кормить, лечить... Какие бы мы не выводили высокопродуктивные сорта растение и породы животных, Земля не в состоянии прокормить 10 млрд. человек. Тогда перед человечеством станет вопрос о регуляции численности людей. Страшно даже подумать о том, какими методами это будет достигаться, и что будет твориться. Конечно, природа сама старается поправить ситуацию (заработал ген гомосексуализма, рождается много генетических уродов, довольно частыми стали природные катастрофы), но… Нужны принципиально новые технологии производства. К счастью такая многоотраслевая наука недавно появилась - это биотехнология (слайд 14) 2. Понятие о биотехнологии Биотехнология - наука об использовании живых организмов, их биологических особенностей и процессов жизнедеятельности в производстве необходимых человеку веществ. Хотя эта наука молодая, но настолько важная, что даже в такой маленькой республике, как наша РСО-Алания, уже в двух ВУЗах открыты факультеты биотехнологии. Основным объектом, используемым в биотехнологических процессах, являются микроорганизмы. Поэтому мы будем рассматривать на уроке именно методы селекции микроорганизмов. Микроорганизмы - это группа прокариотических и эукариотических одноклеточных микроскопических организмов. Наука, изучающая микроорганизмы, называется микробиологией. 3. Свойство микроорганизмов и применение Если вы помните, то в предыдущих курсах биологии при рассмотрении царства Бактерии я много говорила о вреде, который приносят человечеству бактерии, вызывая пандемии и эпидемии (слайд 15). А сегодня я говорю вам, что они наша последняя надежда на выживание. Так какими же признаками должны обладать бактерии, если на них возлагается такая почетная миссия, как спасение человечества от голода, болезней и холода (слайд 16, 17) Теперь посмотрим, где же применяются, и на что способны микробы (слайды 18, 19) 4. Методы селекции микроорганизмов Продуктивность диких форм бактерий невысокая, поэтому человек совершенствует и выводит новые штаммы (слайды 21 и 22) В селекции микроорганизмов применяют традиционные и новейшие методы. К традиционным методам относят экспериментальный мутагенез и отбор по продуктивности. Экспериментальный мутагенез - это воздействие на организм различных мутагенов с целью получения мутации. Этот метод имеет свои особенности при селекции бактерий: - у селекционера имеется неограниченное количество материала для работы: за считанные дни в чашках Петри или пробирках на питательных средах можно вырастить бактерий - значительно меньшее количество генов, их генетическая регуляция более простая, взаимодействия генов просты или отсутствуют миллиарды клеток; - более эффективное использование мутационного процесса, поскольку геном микроорганизмов гаплоидный, что позволяет выявить любые мутации уже в первом поколении; - простота генетической организации (слайд 24) Но возможности традиционной селекции ограничены. Успехи же таких наук как молекулярная биология и генетика в изучении микроорганизмов, а так же возрастающие потребности практического использования микробных продуктов привели к созданию новейших методов целенаправленного и контролируемого получения микроорганизмов с заданными свойствами (слайд 25) К новейшим методам селекции относят генную инженерию (слайд 26). В генной инженерии используют два способа: - выделение нужного гена из генома одного организма и внедрение его в геном бактерий; - синтез искусственным путем гена и внедрение его в геном бактерий (слайд 27) IV. Обобщение и закрепление полученных знаний. Проводиться с помощью вопросов. 1. Какими методами селекционеры работают с микроорганизмами? 2. Где применяются микроорганизмы? 3. Что такое биотехнология? Далее с помощью пластилина двух цветов показывается методика внедрения гена инсулина в кольцевую молекулу кишечной палочки. V. Задание на дом Выучить §11.3. Составить кроссворд из терминов темы. В оставшееся время показывается кинофрагмент. |
Рабочая программа учебной дисциплины селекция декоративных культур... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, обязательные дисциплины... | Рабочая программа учебной дисциплины микробиология для подготовки... «Плодоводство», «Овощеводство», «Виноградарство и виноделие», «Генетика, селекция и биотехнология садовых культур», «Декоративное... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Молекулярная генетика» ДС1 при подготовке дипломированных специалистов (инженер по специальности 240900 “Биотехнология”) и магистров по специальности химическая... | Рабочая программа учебной дисциплины интенсивные и ресурсосберегающие... Профили: «Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Декоративное садоводство и флористика», «Селекция, генетика и биотехнология... | ||
Темы вашего учебного проекта В современном понимании селекция это наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных, сортов культурных растений... | Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы селекции... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 4 студентам очной формы обучения | ||
240700 «Биотехнология» Набор 2013 г. № п/п Наименование дисциплины и ее основные Изучающее чтение с выделением главных компонентов содержания текста. Основы медицины. Фармацевтическое образование. Основы биотехнологии.... | Рабочая программа учебной дисциплины размножение садовых культур... «Садоводство утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009г. №501 и зарегистрированного... | ||
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» Программой фгос третьего поколения среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования к знаниям студентов... | Выписка из фгос впопоспециальности «Лечебное дело» 060101 Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классификация, морфология и физиология микроорганизмов, их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние... | ||
Избранные главы биохимии микроорганизмов И избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. Е. Н. Афанасова. –... | Лаборатория биогеохимии и экологии Сотрудники Апробирована методика выделении ДНК из хемолитотрофных микроорганизмов месторождения Шануч, основанная на лизирующей активности Guscn... | ||
Учебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов» Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... |