«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов»





Скачать 311.55 Kb.
Название«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов»
страница1/3
Дата публикации27.11.2014
Размер311.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3

ГАОУ СПО «Балашовское медицинское училище»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Лекционного занятия для преподавателей

микробиологии и иммунологии

Тема:

« Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов»

Специальности: 060101 «Лечебное дело»

060501 «Сестринское дело»

Количество часов: 2 учебных часа

преподаватель: Тимофеева О.С.

Утверждена

На заседании ЦМК________

_________________________

Протокол №___ от_______ г.

Председатель ЦМК

_______________________

г. Балашов

Методическое обоснование темы
Программой ФГОС третьего поколения среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования к знаниям студентов – выпускников медицинского училища в области структуры микробиологии как науки и классификации микроорганизмов:
Студент должен иметь представление:

  • о микробиологии как науке и значение ее в общей системе;

  • о роли микробиологии в подготовке медицинских работников;

  • об этапах развития микробиологии;

  • о достижениях микробиологии в борьбе с инфекционными заболеваниями.


Студент должен знать:

  • предмет и задачи медицинской паразитологии, микробиологии, вирусологии и иммунологии;

  • принципы классификации микроорганизмов;

  • краткую характеристику групп возбудителей инфекционных болезней и их медицинское значение.


Государственным стандартом Минздрава Российской Федерации в рамках изучения базового курса «Основы микробиологии и иммунологии» по рабочей программе 2012 года на изучение темы «Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» отводится 2 часа лекционных занятий.

Лекционные занятия по теме «Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» имеет цель сформировать представление о микробиологии как науке, ее роли в подготовке медицинских работников; рассмотреть этапы развития микробиологии и основных достижений этой науки; определить предмет и задачи медицинской паразитологии, микробиологии, вирусологии и иммунологии; охарактеризовать различные группы возбудителей.

Без знаний классификации и характерных особенностей отдельных групп микроорганизмов невозможно: понимание закономерностей организации и способов микроскопических организмов; их свойств, положения и роли в системе живой природы. Эти знания помогут ориентироваться студентам в существующих группах патогенных и условно-патогенных микробов и иметь представление о биологических и патогенетических особенностях каждой группы в отдельности. Данная тема закладывает фундамент теоретических знаний и представлений для изучения последующих тем и вопросов, касающихся структуры и физиологии патогенных бактерий, грибов, простейших, гельминтов, вирусов; инфекционного процесса; иммунитета, экологии микроорганизмов.

Знание данной темы раскрывает возможности понимания причин, путей, механизмов возникновения и патогенеза бактериальных заболевания, их последствий.

Структура лекционного занятия: организационный момент; формулирование темы и ее обоснование; определение цели занятия и сообщение плана; изложение нового учебного материала; подведение итогов занятия и домашнее задание.

По теме занятия приведен список литературы для самоподготовки, что не исключает возможность студентов самостоятельно расширять этот список с целью углубления знаний по теме. Работа по подбору рабочих источников полезна при подготовке студентами докладов, рефератов, проектов, презентаций, или при выполнении самостоятельных работ.

По форме организации лекционное занятие является информационной лекцией с опорным конспектированием, элементами беседы и использованием мультимедиа установки.

Знания, полученные в рамках данной темы, важны для дальнейшей профессиональной деятельности будущих медицинских работников, а также необходимы для изучения таких дисциплин, как патологическая анатомия, основы патологии, основы сестринского дела, инфекционные болезни, терапия, педиатрия, гигиена и экология человека, гинекология, акушерство, фармакология, цитология.
Оснащение занятия:

  • таблицы «Классификация микроорганизмов», «Инфекционные заболевания»

  • портреты ученых;

  • слайды для мультимедиа.



ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ

Учебные:

Иметь представление:

  • о значении микробиологии в общей системе знаний;

  • об этапах развития микробиологии;

  • об различных группах микроорганизмов.

Знать:

  • основные задачи микробиологии;

  • структуру науки;

  • об основных классификациях микроорганизмов;

  • характерные особенности отдельных групп.

Уметь:

  • ориентироваться в отдельных группах микроорганизмов;

  • давать характеристику отдельным группам микроорганизмов;

  • уметь распознавать отдельных представителей групп микроорганизмов наглядно, по картинкам.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать вежливость, отзывчивость, тактичность, взаимовыручку, необходимые для межличностного и профессионального общения;

  • сформировать и поддержать стремление к знаниям;

  • воспитывать творческое отношение к приобретению новых знаний;

  • формировать уважительное отношение к личности;


РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать такие психологические процессы, как логическое мышление, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, дифференцирование;

  • развивать познавательную активность и умение применять приобретенные знания на практике.

Студент должен:



Уметь:

  • ориентироваться в отдельных группах микроорганизмов;

  • давать характеристику отдельным группам микроорганизмов;

  • распознавать отдельных представителей групп микроорганизмов наглядно по картинкам.



Знать:

  • основные задачи микробиологии;

  • структуру науки;

  • основные классификации микроорганизмов

  • характерные особенности отдельных групп микроорганизмов.



Иметь представление:

  • о значении микробиологии в общей системе знаний;

  • об этапах развития микробиологии;

  • о различных группах микроорганизмов.




ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВЯЗИ

ТЕМА:

«Ведение в микробиологию.

Классификация микроорганизмов»


Основы сестринского дела

Фармакология

Терапия

Педиатрия

Патология

Анатомия

Гигиена

Экология

Генетика

Цитология

Инфекционные болезни

Введение в микробиологию.

Классификация микроорганизмов


Структура лекционного занятия. Этапы планирования занятия



Название этапа

Краткое описание деятельности

Цель

Время

Оснащенность

Преподавателя

Студентов

1

Организация занятия

Отмечает отсутствующих. Уточняет готовность студентов к занятию.

Готовят лекцион-ные тетради

Мобилизиро-вать студентов на работу

1 мин

Журнал успеваемости и посещаемости группы.

2

Формирование темы и ее обоснование

Сообщает тему, акцентирует внимание на ее значимости.

Записывают в тетрадь тему, слушают обоснование.

Раскрыть теоретическую значимость темы

2 мин

Тетрадь для лекционных занятий

3

Определение цели занятия

Сообщает цели занятия

Записывают цели занятия

Показать студентам конечный результат

2 мин

Тетрадь для лекционных занятий

4

Сообщение плана занятия

Сообщает план занятия

Записывают план занятия

Конкретизировать внимание студентов

5 мин

Тетрадь для лекционных занятий

5

Изложение нового учебного материала

Излагает новый материал учащимся в соответствии с планом

Записывают новый материал в соответствии с планом

Углубление и расширение знаний студентов по теме

60 – 70 мин

Тетрадь, таблицы, слайды, мультимедиа

установка

6

Закрепление материала

Задает вопросы по разделам лекции

Слушают вопросы и отвечают на них

Контроль уровня усвоения нового материала

5 мин

Тетрадь, таблицы

7

Подведение итогов занятия

Подводит итоги занятия, отмечает достижение результатов

Слушают вопросы и отвечают на них

Контроль уровня усвоения нового материала

2 мин

Тетрадь, таблицы

8

Домашнее задание

Называет объем материала для подготовки домашнего задания

Записывают в тетрадь

Подготовка студентов к семинарскому занятию

3 мин

Тетрадь




Тема: «Введение в микробиологию.

Классификация микроорганизмов»
План:

1. Предмет задачи, разделы микробиологии. Роль и место микробиологии в подготовке медицинских работников.

2. История развития микробиологии и её достижения.

3. Классификация микроорганизмов, их медицинское значение.

Актуальность изучения микробиологии

Для достижения успехов в деле снижения и ликвидации инфекционных болезней, необходимо хорошо знать экологию и биологию их возбудителей, особенности взаимодействия микроорганизмов с организмом хозяина и закономерности распространения инфекции. Эти знания позволяют создавать систему мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней.

Успех этих мероприятий обеспечивается деятельностью среднего медицинского персонала, а качество работы фельдшеров, лаборантов, медицинских сестер зависит от их знаний и подготовки в области медицинской микробиологии.

На основе изучения таких вопросов как:

  • морфология и физиология микроорганизмов;

  • методы микробиологического исследования;

  • свойства и особенности патогенных микробов;

  • взаимоотношения между патогенным микроорганизмом и организмом;

  • изменения в организме человека под взаимодействием патогенного микроба и его токсинов;

  • значение условий существования людей, определяющих возможность развития инфекционных заболеваний;

  • свойства отдельных патогенных микробов-возбудителей инфекционных заболеваний;

  • сведения по эпидемиологии и мерам борьбы с отдельными инфекционными болезнями и понимания сущности, характера инфекционного процесса и иммунитета;

  • рассматриваются методы лабораторных исследований, позволяющих распознать болезнь, а также специальные меры предупреждения, методы специфической профилактики и лечения заразных болезней.



Вопрос №1. «Предмет задачи, разделы микробиологии. Роль и место микробиологии в подготовке медицинских работников.
Микробиология (от греч. «mikros» - малый, «bios» - жизнь, «logos» - учение) - наука о мельчайших, невидимых невооруженным глазом организмах, называемых микроорганизмами или микробами.

Микробиология – раздел биологии, изучающий закономерность жизни и развитие микроорганизмов в их единстве с окружающей средой. Эта наука изучает свойства микроорганизмов, а также процессы, которые они вызывают в макроорганизме (в частности, в организме человека) и различных объектах окружающей среды.

Предметом изучения медицинской микробиологии являются свойства патогенных (болезнетворных) и условно-патогенных для человека микроорганизмов с целью разработки методов диагностики вызываемых этими микроорганизмами заболеваний.

Объектом изучения медицинской микробиологии являются патогенные и условно-патогенные для человека микроорганизмы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconВведение в микробиологию
Микробиология (от греч. «mikros» – малый, «bios» – жизнь, «logos» – учение) – наука, изучающая мир мельчайших живых существ – микроорганизмов...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconРабочая программа дисциплины Введение в микробиологию
Дисциплина «Введение в микробиологию» относится к вариативной части профессионального (специального) цикла (М2) ооп магистратуры...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconВыписка из фгос впопоспециальности «Лечебное дело» 060101
Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классификация, морфология и физиология микроорганизмов, их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconРоссийской федерации
Дисциплина «Введение в микробиологию» относится к профессиональному циклу М1, вариативной части М1В2, читается в 11 семестре. Форма...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconИзбранные главы биохимии микроорганизмов
И избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. Е. Н. Афанасова. –...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconЛаборатория биогеохимии и экологии Сотрудники
Апробирована методика выделении ДНК из хемолитотрофных микроорганизмов месторождения Шануч, основанная на лизирующей активности Guscn...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconТематическое планирование курса «Органическая химия» (2часа в неделю)
Введение в предмет. Строение и классификация органических соединений (9 часов)
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconУчебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов»
Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconКлассификация типов уроков
Организация начала урока; введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconВведение 3 Косвенные и прямые налоги 5 Заключение 20 Использованная литература 21
Классификация, которую изучает наука, позволяет все разнообразие явлений свести к небольшому числу групп
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconПлан лабораторных занятий по органической химии для студентов
Классификация, номенклатура, виды изомерии органических соединений. Введение в практикум и правила техники безопасности, ознакомление...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение в операционные системы. Определение, назначение, состав и функции операционных систем. Классификация операционных систем”...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconКлассификация угроз. Формализация подхода к обеспечению информационной...
...
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Потребности и их классификация. Пирамида потребностей по Маслоу Блага и их классификация. Экономические блага. Ресурсы Производство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск