Скачать 92.99 Kb.
|
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе Петухова Надежда Юрьевна, учитель биологии муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 36 г. Ярославля В настоящее время особенную актуальность приобретает проблема сохранения здоровья учащихся. В нашей школе под моим руководством ведется работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. В школе создана «Служба здоровья», в совет которой входят учащиеся 5-11 классов. Направления работыI. Соблюдение гигиенических требований образовательного процесса: а) проветривание кабинетов и рекреаций; б) хорошее освещение школьных помещений; II. Повышение двигательной активности учащихся: а) выполнение утренней зарядки (перед первым уроком в школе); б) физкультминутки на уроках; в) упражнения для снятия напряжения на разных этапах урока; г) школьные спортивные соревнования; д) «Дни здоровья»; е) работа кружков и секций в школе. III. Информационно-образовательное обеспечение: а) беседы о здоровом образе жизни в начальной школе; б) выпуск санбюллетеня в) радиопередачи г) рубрика «Службы здоровья» в школьной газете; д) валеологическая направленность учебно-воспитательного процесса (на примере урока биологии в 8 классе: «Закаливание организма»). Приложения: 1. Открытый урок «Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви» 8 класс. 2. План работы кружка «Здоровьесохраняющая программа» на I полугодие. 3. Комплекс упражнений для проведения физкультминуток на уроках. 4. Упражнения на разных этапах урока. Приложение 1 Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. 8 классНа протяжении ряда лет (с 2002 г.) школа осваивает и внедряет здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. Для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся была разработана программа, в которую были включены мероприятия для педагогов и учащихся: педагогические советы, семинары, циклы бесед. Создана «Служба здоровья», куда вошли учащиеся от каждого класса школы. «Служба здоровья» участвовала в анализе школьного расписания, готовила беседы «О здоровом образе жизни» в начальной школе, проверяла санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, осуществляла контроль за режимом проветривания, разучивала комплекс утренней зарядки и физкультминуток. Материалы педсоветов, комплексы упражнений оформлены в папки. По вопросам обмена опытом можно обратиться в школу №36. Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технолологиям при подготовке уроков. Конспект урокаМетодический комментарий. Урок проводится в рамках темы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Урок носит интегрированный характер, включает знания по анатомии, физиологии, гигиене, медицине, физической культуре, этики и эстетики. Валеологическая направленность урока предполагает теоретические знания, практические умения и навыки, физические упражнения в начале урока для активизации мыслительной деятельности, физкультминутка в середине урока (4-5 упражнения), упражнения в конце урока (лобно-затылочная коррекция). Цель урока:
Ход урока П: Начинаем наш урок, настраивая свой организм, все его системы на работу с помощью упражнений. (Учащиеся выполняют физические упражнения). П: Современный человек привык жить в комфорте с определенным температурным режимом, с водопроводом и газом, телевизором и… малоподвижностью. Поэтому-то он стал легко уязвим для легчайших сквозняков и температурных колебаний, стал чаще болеть. Что можно посоветовать этому современному человеку? У: Больше двигаться и закаляться. П: Совершенно верно. Сегодняшний урок мы так и назовем: «Закаливание организма». (Запись в тетради). Это лишь первый вопрос урока. Второй вопрос, который мы сегодня изучим, - это «Гигиена одежды и обуви». Ведь от того, что и как мы носим, тоже зависит здоровье человека. (Запись в тетради). Как вы думаете, почему одни люди купаются зимой в проруби, а другим достаточно ступить босой ногой на холодный пол, чтобы простудиться; одни спокойно работают в поле под палящими лучами солнца, а другие изнывают от жары, если начинает припекать солнце? У: Одни люди закаленные, другие – нет. П: Значит, закаленный – это человек, который практически не болеет. Что же такое закаливание? (Ученики предлагают свои варианты ответов) П: Обратимся к определению закаливания, которое дают авторы учебника. (Ученики читают определение) П: Это определение вы запишите дома в словарь. Предлагаю вам послушать сообщение, подготовленное ученицей класса на тему: «Основные принципы закаливания организма». (Запись в тетради). По ходу сообщения вам предстоит сделать записи в тетради, отметить 7 основных принципов закаливания. Сообщение ученицы и проверка сделанных в тетради записей. Принципы закаливания:
П: Считаете ли вы себя закаленными или нет? Ответы учеников с места. П: Я попрошу встать тех учеников, которые считают себя закаленными, и объяснить, почему. Какие методы закаливания вы используете? Ответы учеников. П: А сейчас я хочу предоставить слово нашему школьному врачу. Мы попросим Татьяну Витальевну дать оценку состояния здоровья учеников нашего класса. Может, нам стоит всерьез задуматься над проблемой закаливания нашего организма. Выступление врача. П: Какие же выводы вы для себя сделали? Ответы учеников с места П: Перед тем, как мы перейдем ко второму вопросу нашего урока, проведем небольшую физкультминутку. Физкультминутка. П: Следующий вопрос нашего урока тоже связан с нашим здоровьем – гигиена одежды и обуви. Для чего человеку одежда и обувь? Ответы учеников: Одежда и обувь
П: Послушайте сообщение на тему: «Гигиенические требования к одежде» и оформите основные требования в тетради. Сообщение ученицы и проверка записей в тетради. Гигиенические требования к одежде и обуви:
П: А теперь решите: соответствует ли ваша сегодняшняя одежда гигиеническим требованиям. Может, вам следует что-то изменить? Ведь от правильно подобранной одежды, как и от образа жизни, зависит здоровье человека. Сегодня мы с вами изучили два вопроса: «Закаливание организма», «Гигиена одежды и обуви». От решения этих вопросов во многом зависит здоровье каждого из нас. Здоровье – это самое большое богатство, которым располагает человек. Перед вами ряд мудрых изречений о здоровье. Выберете то, которое, на ваш взгляд, отражает главный вывод нашего урока. Ученики предлагают: «Здоровье из чужих рук не получишь!» Это высказывание может служить эпиграфом к нашему уроку. Сегодня мы хорошо поработали, узнали для себя много нового и полезного. Для снятия напряжения нам необходимо выполнить несколько упражнений. (Выполняются упражнения). Урок окончен. Д.з. параграф 40, п.1-3; параграф 41, п.3-4. В тетради ответить на вопрос: «Здоровый образ жизни для меня – это…». Приложение 2 План работы кружка «Здоровьесохраняющая программа» на I полугодие Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Приложение 3 Средний школьный возраст 5-9 классы Комплекс №1 для проведения физкультминуток на уроке 1. И.П. – сидя держаться за край стула. 1-3 – опираясь на спинку стула, прогнуться – вдох. 4 – И.П. – выдох. (4 раза) Методические указания. Упражнение способствует формированию правильной осанки, голову держать прямо, следить за дыханием. 2. И.П. – стоя, руки за спиной (с захватом предплечья). 1-2 подняться на носки. 3-4 И.П. (4-6 раз) Методические указания. Следить за осанкой, дыхание не задерживать. 3. И.П. – стоя, руки на поясе. 1 стойка на носках, руки вверх. 2 И.П. (4-6 раз) Методические указания. Следить за осанкой, руки в локтях не сгибать. 4. И.П. – стоя, руки за голову. 1 – правую ногу назад на носок, руки вверх – в стороны. 2 И.П. 3 – то же другой ногой. 4 И.П. 5. И.П. – стоя, руки на поясе. 1 отвести локти назад, «развернуть» грудную клетку – вдох носом. 2 И.П. – выдох ртом. (4 раза) Методические указания. Следить за дыханием. 6. И.П. – стоя, руки на поясе. 1-2 поворот головы налево. 3-4 И.П. 5-6 – то же направо 7-8 И.П. 7. И.П. – стоя, руки на поясе. 1-2 поворот туловища вправо. 3-4 И.П. 5-6 поворот налево 7-8 И.П. Приложение 4 Упражнения на разных этапах урокаI. В начале урока 1. «Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма. Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. Растереть уши ладонями. 2. «Перекрестные движения» - активизируют оба полушария, готовят к усвоению знаний. Перекрестные координированные движения, правая рука, левая нога. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад. 3. «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение. Дышать глубоко, уронить голову вперед, плечи расставить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение. Подбородок вычерчивает на груди слегка изогнутую линию. 4. «Ленивые восьмерки» - активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по 3 раза сначала одной рукой потом другой, затем сразу обеими руками. 5. «Симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию, облегчает процесс письма. Нарисовать в воздухе симметричные рисунки. II. Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения 1. «Лобно-затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообращение. Упражнение выполнять в течение 1 минуты, сидя, с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. 2. «Медвежьи покачивания» - расслабляет позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю, затем подключить руки. 3. «Поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу, потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представить себя деревом. Удерживать позу 15-20 сек. Можно стоя. 4. «Дыхательная гимнастика» - гармонирует дыхательную деятельность, нервную, сердечно-сосудистую системы. Трансформирует отрицательные эмоции в положительные. Ритмичное дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха. 5. «Гимнастика для глаз» - снимает напряжение с глаз. а) тренаж со зрительными метками. В разных участках комнаты фиксируются яркие объекты – зрительные метки. Располагаются в равноудаленных частях комнаты. В положении стоя на счет 1, 2, 3, 4 дети быстро фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая эти действия с движениями головы, глаз и туловища 1,5-2 мин. III. Снять психологическое напряжение в конце работы на уроке Релаксация «медуза». Сидя на стуле совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. |
Конспект открытого урока «Саратов мой любимый город» в рамках темы «Школа» в 7а классе Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного | Урок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» ... | ||
"Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека... | Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представленный ниже мультимедийный урок проводится в 7классе по учебнику Бим И. Л. и, Садомова Л. В. «Deutsch» в рамках темы „Umweltschutz... | Конспект Модульного урока по биологии в 8 классе на тему «Зрительный... Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Определите, какой ответ является правильным | ||
Конспект урока по учебнику «Окружающий мир. 1 класс». Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в рамках темы «Bücher sind unsere Gefährten» и посвящён году И. В. Гёте и 250 летию со дня рождения (1794-1832) | ||
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» | Конспект урока Педагогический марафон (далее марафон) проводится Городским управлением образованием Администрации города Абакана в рамках мероприятий,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в рамках изучения темы «Размножение организмов» после знакомства школьников с особенностями вегетативного размножения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мечание. Урок может быть проведен в 8 классе в рамках раздела «Зарубежная литература» (программа А. Г. Кутузова), в 9 классе в рамках... | ||
Конспект урока: «Тайны известных географических названий» Класс: Цели и задачи урока: Учебные Место урока в базисном учебном плане: второй урок (закрепление) темы «Великие географические открытия» | Тезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли» Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения» | ||
Конспект урока географии на тему: «Северная Америка. Канада» ... | Конспект урока. (размещается только в папке с конкурсным материалом) ... |