Скачать 103.75 Kb.
|
Сценарий урока литературы Тема урока: Идеал человека в «Божественной комедии» Данте. Отступления от его благородной роли. Система ценностей Данте. Тип урока: Урок внеклассного чтения. Примечание. Урок может быть проведен в 8 классе в рамках раздела «Зарубежная литература» (программа А.Г.Кутузова), в 9 классе в рамках темы «От средневековья к Возрождению» (программа В.Г.Маранцмана), в 9 классе в рамках темы «Н.В. Гоголь «Мертвые души» (программа Т.Ф. Курдюмовой и программа Бунеевых). Учитель: Чеботкова Любовь Васильевна Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук. Цели и промежуточные задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Этапы урока:
Ход урока:
На предшествующем уроке дети самостоятельно отвечали на поставленный вопрос, распределяя качества людей по местам от 1 до 9 в порядке убывания значимости. В начале данного урока учитель или дети представляют результаты опроса, в них наиболее популярные ответы занимают первые позиции, наименее популярные находятся в конце.
Учитель: - Позже, ребята, вы поймете, зачем мы выполняли это задание. 2. Вступительное слово учителя о Данте и его главном произведении. - Сегодня мы работаем с поэмой, за которой стоят целые века культуры. Поэта, ее написавшего, итальянцы называют божественным. Этот же эпитет был добавлен его почитателями и к названию его главного произведения. - О ком идет речь? (На предыдущем уроке учащиеся познакомились с биографией Данте и прочитали несколько его сонетов, поэтому вопрос не вызовет затруднений.) - Как Данте назвал свое главное произведение, написанное в изгнании? На доске появляется запись: Данте Алигьери (1265 – 1321) «Божественная комедия» (1307 – 1321) - Даже Пушкину, высоко ценившему «Божественную комедию», не расстававшемуся с «ветхим» томом Данте, итальянский поэт иногда казался диким. Это ощущение таинственной бездонности Данте было свойственно не только русскому читателю. Характерен отзыв Гете о творениях Данте: «Всех нас поражал темный их смысл, непонятный даже итальянцам, иноземцам же тем паче невозможно было проникнуть в глубины этого мрака». И все-таки, дорогие иноземцы, в глубины этого мрака я вам как раз и предлагаю погрузиться. Отправимся в дантовский ад, но сначала восстановим некоторые факты и наметим направления движения. 3. Просмотр слайд-фильма и беседа по его содержанию. Слайд-фильм, заранее подготовленный детьми (См. распечатку презентации в Приложении № 1, биографию Данте в Приложении № 2), посвящен судьбе Данте, обвиненного в подстрекательстве к мятежу, изгнанного из родной Флоренции и умершего в изгнании в тихом итальянском городке Равенне, где занимался главным делом своей жизни. В слайд-фильм включено изображение «Страшного суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы. Данте описал ад словами, а Микеланджело – кистью и красками. После просмотра учитель задает вопросы: - Почему Флоренция названа сначала родной матерью, а затем мачехой? - О каком печальном уделе Данте говорится в слайд-фильме? 4. Постановка задач урока. Учитель: - Первое знакомство с Данте в России произошло в 18 веке. И больше всего с тех пор переводился, цитировался, комментировался «Ад», одна из трех частей «Божественной комедии». Как вы думаете, почему? - Действительно, во все времена, начиная с древнейших, человек пытался представить, как устроен загробный мир, какое место в нем занимают грешники. Как вы полагаете, о чем можно судить по расположению грешников в аду и характеру наказаний? - Можно ли увидеть в этом расположении систему ценностей Данте и идеал средневекового человека вообще? - Что удивляет читателя в названии произведения? В результате побуждающего диалога на доске появляются сформулированные в виде вопросов задачи, которые учащиеся будут решать в течение урока:
5. Путешествие по кругам ада. Учитель: - В «Божественной комедии» Данте совершает путешествие по трем царствам загробного мира: аду, чистилищу и раю. В аллегорическом плане это путешествие понимается как путь души, освобождающейся от греха и устремляющейся к Божественной истине. Данте предстает перед читателями 35-летним человеком, именно этот возраст считался в средние века серединой человеческой жизни: Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Он заблудился в темном лесу страстей и грехов. Вывести его на верный путь обещает Вергилий (70 – 19 гг. до н.э.), римский поэт, уже при жизни считавшийся величайшим; его сравнивали с Гомером, иногда ставили выше. Только очистившись созерцанием греха и способов его искупления и раскаянием, душа станет достойной созерцать райские блаженства. Ведомый Вергилием, Данте спускается в ад, представляющий собой воронку, сужающуюся к центру земли. В каждом круге ада карается определенный грех; чем тяжелее грех, тем ниже круг и суровее наказание, точнее возмездие за грех. Приблизившись к входу в ад (он располагается рядом с земным Иерусалимом – дети показывают его на карте), Данте замирает в сомнении, продолжить ли ему путь, его страшит надпись на вратах: «Входящие, оставьте упованья». Но подбодренный Вергилием, он вступает в преддверье ада, где томятся ничтожные «жалкие души, что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел». Равнодушных не впускают ни в рай, ни в ад. Неопределенность желаний, поведения, бесчувствие для Данте отвратительны. Далее по кругам ада вы поведете друг друга сами. Перед уроком вы получили задание по группам – перечитать указанные песни «Ада» и приготовить рассказ об одном из кругов ада. Сейчас в течение двух минут обсудите в группах подобранные материалы, определите спикера группы и того, кто будет делать фиксацию в соответствующем круге ада на схеме (См. схему в Приложении № 3). Через некоторое время дети представляют результаты обсуждения. 1-ая группа: В 1-ом круге ада, Лимбе, находятся умершие до Христа (добродетельные нехристиане и некрещеные младенцы), вздыхающие от безбольной скорби. Отсюда высшей волей был вызван Вергилий, здесь Данте встречает Гомера, Горация и многих других. Перед спуском во 2-ой круг, где адский вихрь карает сладострастников (развратников, прелюбодеев), Данте сталкивается с чудовищем Миносом, определяющим степень греха прибывающих душ. Среди погубленных «жаждой наслажденья грешников» Семирамида, Клеопатра, Ахилл, Парис, Тристан и др. Скорбный рассказ Франчески и Паоло об их любви вызывает у Данте глубокое сострадание. Пожар сердца для Данте страшен и прекрасен. Грехи плоти предстают в двойном освещении: похоть и любовь. Адская буря гонит грешников с тем неистовством, с каким они отдавались своим страстям. 2-ая группа: В 3-ем круге ада Данте вводит нас в круг чревоугодников (обжор), у которых грех неумеренности более низок, с его точки зрения, чем бурные стихии любовных страстей. Ледяной дождь истязает плоть чревоугодников: Тяжелый град, и снег, и мокрый гной Пронизывают воздух непроглядный. Народ вязнет в этой топи смрадной. Обжоры не в силах поглотить грязь, в которую погружены, и избавиться от преследований ненасытного Цербера, странного гибрида собаки и червя. В 4-ом круге мы знакомимся с грехом неумеренности в еще более низком, порочном варианте. Перед нами скупцы и расточители: Два сонмища шагали рать на рать, Толкая грудью грузы, с воплем вечным, Потом они сшибались и опять С трудом брели назад, крича друг другу: «Чего копить?» или «Чего швырять?» 3-я группа: В 5-ом круге Данте видит Стигийское болото (Стикс, по-греч. - ненавистный), где яростно дерутся друг с другом гневные: Они дрались не только в две руки, Но головой, и грудью, и ногами, Друг друга норовя изгрызть в клочки. В этом же болоте вечно скучающие бессильными вздохами пузырят воду: … под волнами Есть также люди; вздохи их, взлетев, Пузырят воду на пространстве зримом. В 6-ом круге бесы терзают еретиков (отступников от веры): … здесь меж ям ползли огни, Так их каля, как в пламени горнила Железо не калилось искони. Была раскрыта каждая могила… И зной в гробах где злей, где меньше страшен. 4-ая группа: 7-ой круг разделен на пояса. В каждом заключены насильники. В первом поясе наказуется насилие над ближним. Тираны, лившие кровь других людей, теперь захлебываются кипящей кровью, бурлящей, как их ярость: Течет поток кровавый, сожигая Тех, кто насилье ближнему нанес. Во втором поясе 7-го круга мучаются самоубийцы. Они для Данте страшнее, чем насильники над другими, т.к. теряют любовь к жизни, не ценят даже собственного существования. Вся песнь – размышления о причинах самоубийства. Хищные гарпии (мифические птицы с девичьими лицами) клюют, терзают грешников: В упавшего всей силой жадной хватки Они впились зубами на лету И растащили бедные остатки. В поясе третьем - противящиеся богу, богохульники, т.е. хулящие бога, оскорбляющие церковные реликвии, обряды. У этих грешников земля горит под ногами и жжет их, как жар песка в пустыне, а сверху падают языки пламени: А над пустыней медленно спадал Дождь пламени широкими платками. В следующем поясе – насильники над своей природой (содомиты). 5-ая группа: 8-ой круг являет Данте картину возмездия за обман самого разного рода. Обманщики распределены по десяти злым мешкам (щелям). Все они корыстны, но прикрываются маской добра, а потому хуже и помещены ниже. Сводники, обольстители, гадатели, прорицатели, маги, мошенники, взяточники, лукавые советчики плавают в кипящей смоле. Бесы хлещут их бичами. У гадателей шея свернута и голова смотрит назад. Льстецы плавают в дерьме. Торговцы церковными должностями воткнуты головой в землю, пламя лижет их пятки. Лицемеры наказаны тяжестью: в свинцовых одеяниях идут по распятым колами, прижатым жердями. Воров преследуют змеи, жаля их и превращая в пепел. Здесь же те, кто вводит людей в обман из-за несдержанности своего ума, кто был увлечен желаниями интеллекта, хитроумием познания. Неуемная жажда познания, безудержный зов ума ведут к обману и смерти. По Библии, безмерная страсть к познанию – грех. Бездны, в которые ведет ум, более греховны, чем прямой обман, воровство. Грешники горят в раздвоенных языках пламени: несдержанность ума ведет к раздвоению человека. Зачинщики раздора, сеятели вражды рассечены, расколоты, их раны постоянно обновляются. Алхимики (те, кто подделывал металлы) сдирают с себя покровы, добираясь до собственной кожи. Фальшивомонетчики, клятвопреступники, люди, подделывавшие свой облик одеждой, словом, делом жадно рвут друг друга, пытаясь урвать то, что им не принадлежит. 6-ая группа: В 9-ом круге – колодец гигантов, сынов Геи (Земли), восставших против власти богов. Тела гигантов скованы цепями и по пояс погружены в колодцы. На дне колодца страшное ледяное озеро Коцит: Потом я видел сотни лиц во льду, Подобных песьим мордам. Это впаяны в лед озера Коцит предатели родины, единомышленников, друзей родных, предатели величества божеского и человеческого. Они вмерзли в лед до головы (предательство совершается при скованных руках), действуют зубами, глодая друг друга. Среди грешников убийцы Цезаря, предатели бога Иуда и Люцифер, некогда прекраснейший из ангелов. Представители каждой группы заполняют схему, и перед учащимися появляется примерная картина распределения грешников в аду (См. заполненную схему в Приложении № 4). 6. Выстраивание системы ценностей Данте, сопоставление с современными нормами. Учитель: - Теперь у вас есть все для ответа на вопрос, какова система ценностей Данте и соответственно каков идеал средневекового человека. Обсудите ответ на вопрос в группах. Сопоставьте систему средневековых ценностей с современной, в этом вам помогут результаты опроса. По истечении 2-3 минут спикеры от групп представляют результаты обсуждения. 7. Выявление жанрового своеобразия средневековой комедии. Учитель: - У нас остался еще один вопрос, поставленный в начале урока. Он связан с названием поэмы Данте. Следует отметить, что эпитет «божественная» был добавлен современниками Данте в знак величайшего восхищения его творением. А вот что в этом эпическом произведении от драматического жанра комедии, давайте подумаем вместе. Но сначала вспомним, что характерно для комедии на уровне героев, конфликта, комедийного действия, финала и сопереживания зрителей (См. схему жанровой структуры в Приложении № 5). Дети видят сходство поэмы Данте с драматическим жанром в том, что в обоих случаях судьба героев меняется от худшего к лучшему, а в финале происходит возрождение положительных героев. Учитель добавляет, что в средние века комедией называлось любое произведение с печальным началом и счастливым финалом. В поэме Данте проходит путь от человеческого греха и адских бездн через нелегкое очищение к небесному совершенству и райскому блаженству. Именно потому он называет свое произведение комедией. Учитель: - С собственно комедией как драматическим жанром мы встретимся при выполнении домашнего задания к следующему уроку внеклассного чтения. 8. Домашнее задание. Учитель: - На следующем уроке внеклассного чтения мы продолжим разговор об эпохе Возрождения, первым поэтом которой стал Данте. Мы будем погружаться в творчество еще одного великого гуманиста – В.Шекспира. Вам необходимо прочитать одну из его комедий на выбор и ответить на вопрос: с кем и с чем сражается в своих комедиях Шекспир? |