Рабочая программа по биологии 7 класс





Скачать 220.26 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 7 класс
Дата публикации16.08.2014
Размер220.26 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа

Бюджетное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

"Средняя общеобразовательная школа № 5"


Рассмотрено на МО

Протокол № ______ от__________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________________

Л.А.Кириллова

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________________

Э.В.Киселев


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

7 класс

Составитель: Пельшмякова Татьяна Флавиановна

учитель биологии высшей квалификационной категории

г. Сокол

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на базе Программы среднего (полного) общего образования по биологии на основе авторской программы В.В. Пасечника, издательство "Дрофа",2011г. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1.        освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

2.        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3.        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

5.        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать

      Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

      сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

       особенности строения организмов животных разных систематических групп.

уметь

       объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

       изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

       распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

       выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

       сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

       определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

       проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

- оказания первой помощи при укусах животных;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения домашних

животных, ухода за ними.

Содержание учебного курса биологии 7 класса

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Тема 1. Многообразие животных (34 часа)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №1: Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №2: Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3: Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №5: Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия: Изучение многообразия птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильмов.

Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела.

Лабораторная работа №6: Изучение особенностей различных покровов тела

Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа №7: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Тема 3. Развитие животного мира на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Тема 4. Биоценозы (6 часов)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Календарно- тематическое планирование

68 часов-2 часа и неделю.

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Домашнее задание



Введение (2 часа).

1

1

История развития зоологии

§1

2

2

Современная зоология

§2

По программе-2ч. Взято-2ч.

1.Многообразие животных(34ч.)

1.Простейшие (2ч)

3

1

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики


§3

4

2

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории

§4

По программе-2ч. Взято-2ч.

2.Многоклеточные животные

Беспозвоночные (16ч)

5

1

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные,

Обыкновенные.


§5,таблица в тетради.

6

2

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

§6

7

3

Тип плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

§7

8

4

Тип Круглые черви

§8,

9

5

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

§9

10

6

Классы кольчецов: Малощетинковые и пиявки. Л/р№1 « Знакомство с многообразием кольчатых червей».

§10, оформить л/р

11

7

Тип Моллюски.

§11

12

8

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

§12

13

9

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

§13

14

10

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Л/р№2 «Знакомство с многообразием ракообразных».

§14, оформить л/р

15

11

Класс насекомые. Л/р№6 «Изучение представителей отрядов насекомых».

§15, оформить л/р

16

12

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

§16

17

13

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

§17

18

14

Отряды насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, двукрылые, Блохи.

§18

19

15

Отряд насекомых Перепончатокрылые.

§19 Подготовиться к тесту.

20

16

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

Повторить всю тему.

По программе-16ч. Взято-16ч.

Позвоночные

Тип хордовые(18ч)

21

1

Тип хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Позвоночные.

§20

22

2

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л/р№4 «Внешнее строение и передвижение рыб».

§21, оформить л/р.

23

3

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и химерообразные.

§22

24

4

Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.


§23

25

5

Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

§24

26

6

Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.

§25

27

7

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

§26

28

8

Класс Птицы. Отряд пингвины. Л/р№5 «Изучение внешнего строения птиц».

§27, оформить л/р.

29

9

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казарообразные, Гусеобразные.

§28

30

10

Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные.

§29

31

11

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

§30

32

12

Экскурсия «Изучение многообразия птиц»

Оформить отчет об экскурсии.

33

13

Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные,

Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

§31

34

14

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные


§32

35

15

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные,

Хищные.

§33

36

16

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

§34

37

17

Отряд млекопитающих: Приматы.

§35 Подготовиться к тесту.

38

18

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные.

Повторить всю тему.













По программе-18ч. Взято-18ч.

2.Строение, индивидуальное развитие.

Эволюция.

3.Эволюция строения и функций органов и их систем.

39

1

Покровы тела .Л/р№6 «Изучение особенностей покровов тела»

§36 оформить

л/р

40

2

Опорно-двигательная система.

§37

41

3

Способы передвижения животных. Полости тела.

§38

42

4

Органы дыхания газообмен.

§39

43

5

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

§40

44

6

Кровеносная система. Кровь.

§41

45

7

Органы выделения.

§42

46

8

Нервная система .Рефлекс. Инстинкт.

§43

47

9

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

§44

48

10

Продление рода. Органы размножения.

§45

49

11

Способы размножения животных. Оплодотворение.

§46

50

12

Развитие животных с превращением и без превращения. Л/р№7 «Изучение стадий развития животных и определение возраста животного».

§47, оформить л/р

51

13

Периодизация и продолжительность жизни животных.

§48

52

14

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем».

Повторить всю тему.

По программе-14ч. Взято-14ч.

4.Развтие закономерности размещения животных на Земле (4ч)

53

1

Доказательства эволюции животных.

§49

54

2

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

§50

55

3

Усложнение строения животных .Многообразие видов как результат эволюции.

§51

56

4

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

§52

По программе-4ч. Взято-4ч.

5.Биоценозы (6ч)

57

1

Естественные и искусственные биоценозы.

§53

58

2

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

§54

59

3

Цепи питания. Поток энергии.

§55 Составить цепи питания.

60

4

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

§56

61

5

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза».

Отчет об экскурсии.

62

6

Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Повторить всю тему.

По программе-6ч. Взято-6ч.

6.Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)

63

1

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

§57

64

2

Одомашнивание животных.

§58

65

3

Законы России об охране животного мира.

§59

66

4

Охрана и рациональное использование животного мира.

§60

67

5

Экскурсия «Посещение выставки с/х и домашних животных».

Отчет об экскурсии.

68

6

Заключительный урок по курсу «Биология: животные.7 класс». Летние задания.

Летние задания.

По программе-6ч. Взято-6ч.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 11 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии, 7 класс
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа По биологии Класс: 7
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по биологии 7 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск