Бюджетное образовательное учреждение
Сокольского муниципального района
"Средняя общеобразовательная школа № 5"
Рассмотрено на МО
Протокол № ______ от__________
| СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________________
Л.А.Кириллова
| УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________________
Э.В.Киселев
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
7 класс
Составитель: Пельшмякова Татьяна Флавиановна
учитель биологии высшей квалификационной категории
г. Сокол
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на базе Программы среднего (полного) общего образования по биологии на основе авторской программы В.В. Пасечника, издательство "Дрофа",2011г. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать / понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения организмов животных разных систематических групп.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения домашних
животных, ухода за ними.
Содержание учебного курса биологии 7 класса
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Тема 1. Многообразие животных (34 часа)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1: Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №2: Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3: Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5: Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела.
Лабораторная работа №6: Изучение особенностей различных покровов тела
Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа №7: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Тема 3. Развитие животного мира на Земле (4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Тема 4. Биоценозы (6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Календарно- тематическое планирование
68 часов-2 часа и неделю.
№ урока
| № урока в теме
| Тема урока
| Домашнее задание
|
Введение (2 часа).
1
| 1
| История развития зоологии
| §1
| 2
| 2
| Современная зоология
| §2
| По программе-2ч. Взято-2ч.
1.Многообразие животных(34ч.)
1.Простейшие (2ч)
3
| 1
| Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики
| §3
| 4
| 2
| Простейшие: жгутиконосцы, инфузории
| §4
| По программе-2ч. Взято-2ч.
2.Многоклеточные животные
Беспозвоночные (16ч)
5
| 1
| Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные,
Обыкновенные.
| §5,таблица в тетради.
| 6
| 2
| Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
| §6
| 7
| 3
| Тип плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.
| §7
| 8
| 4
| Тип Круглые черви
| §8,
| 9
| 5
| Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.
| §9
| 10
| 6
| Классы кольчецов: Малощетинковые и пиявки. Л/р№1 « Знакомство с многообразием кольчатых червей».
| §10, оформить л/р
| 11
| 7
| Тип Моллюски.
| §11
| 12
| 8
| Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
| §12
| 13
| 9
| Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.
| §13
| 14
| 10
| Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Л/р№2 «Знакомство с многообразием ракообразных».
| §14, оформить л/р
| 15
| 11
| Класс насекомые. Л/р№6 «Изучение представителей отрядов насекомых».
| §15, оформить л/р
| 16
| 12
| Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.
| §16
| 17
| 13
| Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
| §17
| 18
| 14
| Отряды насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, двукрылые, Блохи.
| §18
| 19
| 15
| Отряд насекомых Перепончатокрылые.
| §19 Подготовиться к тесту.
| 20
| 16
| Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»
| Повторить всю тему.
| По программе-16ч. Взято-16ч.
Позвоночные
Тип хордовые(18ч)
21
| 1
| Тип хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Позвоночные.
| §20
| 22
| 2
| Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л/р№4 «Внешнее строение и передвижение рыб».
| §21, оформить л/р.
| 23
| 3
| Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и химерообразные.
| §22
| 24
| 4
| Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.
| §23
| 25
| 5
| Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.
| §24
| 26
| 6
| Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.
| §25
| 27
| 7
| Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.
| §26
| 28
| 8
| Класс Птицы. Отряд пингвины. Л/р№5 «Изучение внешнего строения птиц».
| §27, оформить л/р.
| 29
| 9
| Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казарообразные, Гусеобразные.
| §28
| 30
| 10
| Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные.
| §29
| 31
| 11
| Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.
| §30
| 32
| 12
| Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
| Оформить отчет об экскурсии.
| 33
| 13
| Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные,
Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.
| §31
| 34
| 14
| Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
| §32
| 35
| 15
| Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные,
Хищные.
| §33
| 36
| 16
| Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.
| §34
| 37
| 17
| Отряд млекопитающих: Приматы.
| §35 Подготовиться к тесту.
| 38
| 18
| Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные.
| Повторить всю тему.
|
|
|
|
| По программе-18ч. Взято-18ч.
2.Строение, индивидуальное развитие.
Эволюция.
3.Эволюция строения и функций органов и их систем.
39
| 1
| Покровы тела .Л/р№6 «Изучение особенностей покровов тела»
| §36 оформить
л/р
| 40
| 2
| Опорно-двигательная система.
| §37
| 41
| 3
| Способы передвижения животных. Полости тела.
| §38
| 42
| 4
| Органы дыхания газообмен.
| §39
| 43
| 5
| Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
| §40
| 44
| 6
| Кровеносная система. Кровь.
| §41
| 45
| 7
| Органы выделения.
| §42
| 46
| 8
| Нервная система .Рефлекс. Инстинкт.
| §43
| 47
| 9
| Органы чувств. Регуляция деятельности организма
| §44
| 48
| 10
| Продление рода. Органы размножения.
| §45
| 49
| 11
| Способы размножения животных. Оплодотворение.
| §46
| 50
| 12
| Развитие животных с превращением и без превращения. Л/р№7 «Изучение стадий развития животных и определение возраста животного».
| §47, оформить л/р
| 51
| 13
| Периодизация и продолжительность жизни животных.
| §48
| 52
| 14
| Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем».
| Повторить всю тему.
| По программе-14ч. Взято-14ч.
4.Развтие закономерности размещения животных на Земле (4ч)
53
| 1
| Доказательства эволюции животных.
| §49
| 54
| 2
| Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.
| §50
| 55
| 3
| Усложнение строения животных .Многообразие видов как результат эволюции.
| §51
| 56
| 4
| Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
| §52
| По программе-4ч. Взято-4ч.
5.Биоценозы (6ч)
57
| 1
| Естественные и искусственные биоценозы.
| §53
| 58
| 2
| Факторы среды и их влияние на биоценозы.
| §54
| 59
| 3
| Цепи питания. Поток энергии.
| §55 Составить цепи питания.
| 60
| 4
| Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
| §56
| 61
| 5
| Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза».
| Отчет об экскурсии.
| 62
| 6
| Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»
| Повторить всю тему.
| По программе-6ч. Взято-6ч.
6.Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)
63
| 1
| Воздействие человека и его деятельности на животный мир.
| §57
| 64
| 2
| Одомашнивание животных.
| §58
| 65
| 3
| Законы России об охране животного мира.
| §59
| 66
| 4
| Охрана и рациональное использование животного мира.
| §60
| 67
| 5
| Экскурсия «Посещение выставки с/х и домашних животных».
| Отчет об экскурсии.
| 68
| 6
| Заключительный урок по курсу «Биология: животные.7 класс». Летние задания.
| Летние задания.
| По программе-6ч. Взято-6ч.
| |