Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме





Скачать 144.9 Kb.
НазваниеПрограмма комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме
Дата публикации19.08.2014
Размер144.9 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

Консультативный текст

Дистанционное обучение- обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.


Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) - совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Компенсация (лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

Адаптация (лат. adaptio — приспособлять) — это процесс приспособления ребенка к условиям жизни, к ее нормам и требованиям, к активной-познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Реабилитация (лат. rehabilitatio — восстановление) — это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа комплексного сопровождения — это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме.

Комплексное сопровождение — это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система.

Система комплексного сопровождения осуществляется по следующим направлениям:

  1. Образовательное - усвоение образовательной программы (нач. школа-развитие, ср.звено-стандарт)

  2. Коррекционно-развивающее - индивидуальное сопровождение ребенка с особенностями в развитии педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем -дефектологом, врачом. Работа учителя в подгруппе (кор. занятия) и в группе (факультативы).

  3. Социальное развитие детей- которое происходит в ходе совместных мероприятий, занятиях доп. образования.

Нормативно-правовой и документальной основой являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)


Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Поэтому для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека.

Безусловно, стартовым условием для интеграции инвалидов в общество является создание партнерства власти, бизнеса, гражданского общества и, безусловно, образования. Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни. Эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования, и призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Больше всех в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционные учебные программы в последнее время занимают значимое место в современном образовательном пространстве. Никого уже не удивляет, что с помощью Интернет можно выучить иностранный язык, научиться программировать, побывать в крупнейших музеях различных стран мира, не выходя из дома. Дистанционно проводятся предметные курсы и олимпиады, конференции по обмену опытом, мастер-классы т.д.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме.

В условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме для каждого учащегося школы может быть составлен учебный план в соответствии с его индивидуальными особенностями здоровья и образовательными потребностями, которые включают в себя планы на продолжение образования и получение профессии.

В условиях получения учащимися с ОВЗ образования с использованием сетевых образовательных ресурсов значительная роль отводится сетевым преподавателям и педагогам-кураторам, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса соответственно. Именно на этих субъектов образовательного процесса возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося.

Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности с высоким уровнем её эффективности. Для учащихся с ОВЗ данный фактор в значительной степени является существенным, так как в условиях необратимости недуга, школьник всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование сначала по выбранной специальности, а затем для повышения уровня своей профессиональной квалификации. В образовательном пространстве учащийся может в процессе обучения самостоятельно решать не только организационные вопросы, выбирая темп и ритм изучения того или иного курса, но и, пользуясь избыточностью и вариативностью учебного материала Интернет-уроков, может выбирать уровень получения образования по тому или иному предмету, что способствует развитию навыка осознанного отношения к учебной деятельности и повышает мотивацию учения.


Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.


Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Нарушения слуха

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения зрения.

Слепые дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.

Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость.

Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Комплексные нарушения.

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм.

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).

Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.

Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.

Важной закономерностью является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом”. Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.

Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.

Вид (тип) нарушения.

Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.

Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;

Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.

Список литературы

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. учеб.для студентов педагогических вузов. Изд. «Гуманитарная педагогика», вып.6., г.Волгоград, 2006.

2. Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. Издание: М.: Современный гуманитарный университет, 2004.

3. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/Отв. ред. В.И. Шкатулла.- М.: Юрист, 2001.

4. Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.)

5. Куров С.В. Защита права в образовании/С.В. Куров// Право и образование.-2002.-№5. с.116-140.

6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

7.Национальная образовательная инициатива: «Наша новая школа».

8.О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 № 48.

9. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150.

10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект.

11.Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.09.97 №15/730-2, от 24.09.97 № 2510/7148-97-32 Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288. Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconПрактическая работа по реализации программы коррекционной работы
Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconОптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными...
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconПо уставу
Школа оказывает образовательные услуги и коррекционную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с ограниченными...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconПриказ №274 от 30. 05. 2011 Об утверждении основной образовательной программы
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconПрограмма коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся...
Моу «сош№3 с углубленным изучением отдельных предметов» Лосева Галина Александровна
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме icon«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,...
Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме icon«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconПрограмма «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными...
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconУтверждаю. Директор мкс(к)оу школы-интерната №11
Методическая тема школы: Профессиональная компетентность педагога как условие обеспечения качественного коррекционно-развивающего...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconПрограмма адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной...
Огического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconРабочая программа по обслуживающему труду 10 класс
Цель: формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную...
Программа комплексного сопровождения это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме iconПрограмма основного общего образования пгт. Могойтуй, 2012 Паспорт...
Ожидаемые конечные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск