Скачать 110.34 Kb.
|
Открытый урок по анатомии, 8 класс. Задачи урока: 1. Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение», выяснить роль питательных веществ в организме 2. Сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов. 3. Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу). Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, компьютер, мультипроектор, таблица, корзина с продуктами, этикетки от продуктов питания. Организационный момент. (1 мин) Приветствие. Проверка отсутствующих в классе. Сегодня в вашем классе открытое мероприятие, у нас присутствуют гости. Представлять их вам нет необходимости, вы знакомы. 2. Вводная часть. (2 мин.) (СЛАЙД 1) Тема сегодняшнего урока «Пищевые продукты, питательные вещества, пищевые добавки и их превращения в организме» . Цель урока: выяснить, что такое пищевые продукты, питательные вещества, пищевые добавки и узнать о том, как происходит пищеварение в нашем организме. Работаем по следующему плану: 1. Пищевые продукты. 2. Питательные вещества и их роль в организме. 3. Пищеварение, его этапы 4 Пищевые добавки Учитель: Итак, здравствуйте! Желаю всем здоровья! Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать. А вы знаете пословицы о питании? - Тощий живот ни в пляску, ни в работу. - Сытый голодного не вразумит. - Кто ест скоро, тот и работает споро. - Много есть, невелика честь. - Сытое брюхо на ученье глухо. - Любимая весть, как скажут, что пора есть. - Добрый повар стоит доктора. Из народных пословиц мы видим как важно значение питания для человека. Задание 1. Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»? (СЛАЙД 2) Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества: а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба. Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и. Вывод: Пищевые продукты – это привычные нам продукты питания, а питательные вещества – то, из чего эти продукты состоят. К питательным веществам относятся жиры, белки, углеводы, вода, минеральные соли. Задание 2 Известно, что тело человека в среднем содержит определенное число белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей (раздаем таблички с диаграммами). По материалам учебника с. 148 абзац 2, заполнить диаграмму и сделать вывод. После выполнения прикрепляем на доску. (СЛАЙД 2) Вывод: Тело ч-ка содержит 15-20% белков, 60-65% воды, 0.6 % углеводов, 19% жиров, 5.9% минеральных солей. Задание 3 Учитель достает корзинку с продуктами и раскладывает на две группы, после чего просит продолжить работу 1 ученика, остальным предлагает определить по какому принципу делятся продукты питания. (таб с надписью растительного и животного происхождения) Таблица (СЛАЙД 4, 5, 6)
Задание 4 Учитель: Получив питательные в-ва организм должен их усвоить. Но Б, Ж, У представляют собой очень сложные органические соединения и в таком виде не могут быть использованы организмом. Сначала они должны превратиться в более простые химические в-ва, из которых затем в организме уже могут быть образованы свойственные человеку органические соединения. Этот процесс называется пищеварением. Прошу найти вас в толковом словаре полное определение процессу пищеварения. Запись в тетрадь определения. Пищеварение – процесс не простой, он имеет несколько этапов. Этапы пищеварения:
Расщепленные вещества всасываются в кровь и разносятся по организму. Вопрос: А зачем мы питаемся? (дышать, двигаться) А благодаря чему возможны эти процессы? (Энергии) Теперь выразим с помощью уравнений процесс образования энергии в организме: Доска : (из элементов) БЕЛКИ: H,O,C,N + O2 = H2O + CO2 + мочевина + Q ЖИРЫ: H,O,C + O2 = H2O + CO2 + Q УГЛЕВОДЫ: H,O,C + O2 = H2O + CO2 + Q Вывод: Пищеварение в организме у человека освобождает энергию, необходимую для жизни. Учитель: Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения. Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.) Учитель:(СЛАЙД 7) Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении. История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок. Современные пищевые добавки выполняют 2 главные задачи
Вопрос классу: Для погружения в урок учитель описывает ситуацию из жизни. У многих из вас есть «карманные» деньги, и вы можете тратить их по своему усмотрению. Часть этих денег вы тратите на продукты питания. Каким продуктам вы отдаете предпочтение? ( Слайд8) (Предполагаемый ответ: запакованным в красивые обёртки, банки, фантики, коробки.) Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)Учитель: Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками». Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 800. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны? (Слайд 9) Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов); Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта); Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи); Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов); Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания); Е600–Е699 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.
( Слайд 10)
Обсуждение: Многие пищевые добавки наносит непоправимые повреждения особенно растущему организму: страдает мозг, нарушается зрение, психика, активизируются раковые клетки. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам (гиперактивность). Это происходит даже после одиночной дозы, т.к. некоторые вещества (Например, глютомат натрия: Е600 - Е699 действует как наркотик не более, не менее. По мнению ряда исследователей глютомат натрия вреден, т.к.:
Полностью определить размер полученного вреда от пищевых добавок можно будет только через 10-12 лет, вполне вероятно, что мы все вскоре станем мутантами. Важен ещё один факт: Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола. А бензол - опасный канцероген, способный вызывать рак. Я раздаю вам таблицы с кодами пищевых продуктов, ищите их на обертках продуктов, а, найдя, ни за что не покупайте! Теперь вы и предупреждены и вооружены. Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Учащимся предлагается, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания. Рекомендации по употреблению продуктов питания (Слайд 11):
(памятка) раздать Д\З с 148-151, ответы на ? с. 150 VII. Подведение итогов урока. Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми продуктами, питательными веществами, пищеварением, пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”. (Предполагаемый ответ: утвердительный В заключение урока я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»». Составьте, пожалуйста, синквейн к уроку. (Слайд 12) Я благодарю вас за активную работу на уроке и хочу подарить вам подарки. Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки? (Предполагаемый ответ: фрукты необходимы для полноценного питания, они не содержат в своем составе пищевых добавок) - А на прощание маленький секрет. Дотроньтесь языком верхнего нёба. Почувствовали поперечные полоски? А знаете что это? Это небные валики – остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается у всех зародышей млекопитающих закладываются зубы в несколько рядов, а развивается только один ряд. Вот о зубах вы и поговорите на следующем уроке. (СЛАЙД 13) Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Следите за своим питанием. Всем спасибо. Урок окончен. Можете быть свободны. |
Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты,... План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | Домашнее задание по биологии на период с 08. 02 по 14. 02 План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | ||
План урока Методы обучения План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | § Классификация пищевых добавок. Их место в продуктах питания. Пищевые добавки Пищевые добавки используются людьми много веков. Например, специи – перец, мед, гвоздика, корица | ||
Казьменко Артем Анатольевич 10 класс мбоу сош №2 сельского поселения... Но в то же время, нисколько не тревожась, употребляют продукты, содержащие искусственные пищевые добавки и консервирующие вещества.... | Реферат Пищевые добавки Ведь правильная организация питания требует знания хотя бы химического состава продуктов питания, какие пищевые добавки в нее входят.... | ||
Исследовательская работа на тему «Пищевые добавки в моих любимых продуктах» Выявить содержание и влияние пищевых добавок на самые употребляемые детские продукты | Тематический план Раздел: «Кулинария» Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые вещества и продукты. Источники и пути проникновения... | ||
Реферат проблемно-поискового характера» Тема «Пищевые добавки» Что такое е-коды? | Рабочая программа учебной дисциплины пищевые и биологически активные добавки Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тематический план Раздел: «Кулинария» Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые вещества и продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов... | Пищевые и биологически активные добавки ... | ||
Научно-практическая конференция «Эврика» мбоу сош №63 г. Краснодара ... | Реферат Пищевые добавки Целью исследования является изучение и обработка данных о пищевых добавках и их свойств; о некоторых химических компонентах пищи... | ||
Тема исследования Актуальность проблемы: в современном хлебопекарном производстве часто используются пищевые добавки для улучшения качества продукции,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |