Скачать 81.28 Kb.
|
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» Учитель биологии Гончарова Н.М. 2009г. Тема урока: Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме. Цели и задачи: 1. Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение», выяснить роль питательных веществ в организме, сформировать знания о морфофизиологическом строении пищеварительной системы человека, ее функциях. 2. Развивать умения работать творчески, логически мыслить и рассуждать, доказывать свою точку зрения, умения работать с учебником и дополнительной литературой. 3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, компьютер, мультипроектор, таблица, корзина с продуктами. 1. Организационный момент. (1 мин.) - Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Наталья Владимировна Герцева. Я провожу у вас сегодня конкурсный урок. Мне сказали, что вы самые активные, умные ученики, смелые. Не стесняйтесь высказывать свои суждения, отстаивайте их. Я надеюсь, что у нас все получится. 2. Вводная часть. (2 мин.) - Итак, тема сегодняшнего урока «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме». Цель урока: выяснить, что такое пищевые продукты, питательные вещества, мы поговорим о строении пищеварительной системы человека и о том, как происходит пищеварение в нашем организме. Работаем по следующему плану: 1. Пищевые продукты. 2. Питательные вещества и их роль в организме. 3. Пищеварение. 4. Строение пищеварительной системы и ее функции. 5. В конце урока мы обсудим следующий проблемный вопрос: ПОСТ - вред или польза? 3. Пищевые продукты. (5 мин.) - Эпиграфом, пожалуй, ко всему разделу «пищеварения» можно выбрать следующую пословицу «Полноценное питание – залог здоровья». В устном народном творчестве существует огромное множество пословиц о питании. Скажите, ребята, а вы знаете какие – нибудь пословицы? Послушайте несколько из них: - Тощий живот ни в пляску, ни в работу. - Сытый голодного не вразумит. - Кто ест скоро, тот и работает споро. - Много есть, невелика честь. - Сытое брюхо на ученье глухо. - Любимая весть, как скажут, что пора есть. - Добрый повар стоит доктора. Из пословиц мы видим как важно значение питания для человека. Последний раздел, который вы изучили – «Дыхание». Наш сегодняшний урок – это логическую цепочку, связывающую эти два процесса – дыхание и питание. - На что тратится энергия? - Скажите, может ли человек использовать энергию солнечного света? Сделайте вывод, что же является источником энергии для человека? Раскройте понятие «Пищевые продукты». - Я не случайно принесла эту корзину с пищевыми продуктами. Посмотрите на меня внимательно. Я раскладываю продукты на две группы. По какому принципу я это делаю? Продолжите, пожалуйста, начатую мной работу. Сделайте вывод, на какие две группы делятся пищевые продукты? 4.Питательные вещества. (9 мин.) - Переходим к следующему этапу нашего урока. Посмотрите на рисунок на странице 148 учебника и назовите химический состав тела человека в процентном отношении. - Каких веществ больше в организме? Как вы полагаете, каково значение воды? А сколько воды человек должен употреблять в сутки? Сколько суток человек может прожить без воды? - Знаете, ребята, ученые утверждают, что наша умственная работоспособность напрямую зависит от количества выпитой воды. Поэтому я вам рекомендую носить с собой небольшие пластиковые бутылочки с водой и пользоваться ими при необходимости. Только помните, пожалуйста, о личной гигиене. - К неорганическим веществам помимо воды относятся и минеральные соли. Они играют немаловажную роль в распределении воды в организме и участвуют в создании органических соединений. При недостатке или избытке даже очень малой доли тех или иных минеральных солей происходит нарушение обмена веществ. Например, когда повышается уровень содержания Na в организме, начинает снижаться уровень К и задерживаться вода, что приводит к повышению давления крови, т.е. мы видим зависимость обмена веществ от минеральных солей. - А теперь поговорим об органических веществах. Назовите орг. вещества. Как вы думаете, все эти вещества входят в состав пищевых продуктов? - Итак, ребята, что мы называем «питательными веществами»? Сформулируйте понятие. - Обратимся к таблице в вашем дополнительном материале. Скажите, различается ли количество питательных веществ в растительной и животной пище? Какую вы заметили закономерность? Приведите примеры пищевых продуктов, которые содержат больше белка, т.е. пример белковой пищи. А теперь углеводной и жировой пищи. - Как вы считаете, одинаковые ли функции выполняют белки, жиры и углеводы? А какие именно функции выполняют питательные вещества? - Посмотрите на суточную норму потребления питательных веществ в граммах (таблица). Вы видите, что преобладать должны углеводы, а содержание жиров и белков приблизительно одинаковое. - Мы поговорили практически обо всех веществах, которые должны содержаться в полноценной пище. Но о чем - то мы забыли сказать. О чем? - Конечно же, это витамины, которые являются ферментами или входят в состав ферментов. А что такое фермент? Давайте заглянем в словарик. Прочитайте определение. - И еще в пище должны содержаться грубые растительные волокна – клетчатка. Для чего нужна такая пища? - У меня для вас, ребята, есть загадка. Чем пища человека отличается от пищи животных? Что означает кулинарная обработка? Для чего обрабатывают пищу? К тому же эстетичный вид пищи, и приятный запах вызывают аппетит. - А сейчас давайте сделаем обобщение. Перечислите вещества, которые должна содержать полноценная пища. 5. Пищеварение.(2 мин.) - Предположим наш организм, получил все необходимые вещества. А может ли организм в неизменном виде усваивать какие – либо вещества? Да, только вода и минеральные соли в растворенном виде. Почему же питательные вещества не могут усвоиться организмом? Что же с ними должно произойти? А как называется процесс превращения сложных органических соединений в простые вещества? - Найдите в словарике определение «пищеварения». Исходя из определения, назовите мне функции пищеварения. - А теперь с помощью дополнительного материала запишите функции пищеварительной системы в задание №122 стр.47 рабочей тетради. Давайте проверим. 6. Строение пищеварительной системы человека, ее функции.(10 мин.) - Итак, мы с вами подошли к вопросу о морфофизиологических особенностях строения пищеварительной системы. Посмотрите на слайд и назовите органы пищеварительной системы человека. - Давайте вспомним, каково строение пищеварительной системы млекопитающих животных. Перечислите все органы этой системы (уч-ся показывает строение пищеварительной системы собаки). Сравните пищеварительную систему млекопитающего со строением пищеварительной системы человека. Вы заметили сходство? Чем его можно объяснить? - А теперь мы должны выяснить, какие превращения происходят с пищей в различных органах пищеварительной системы. Один ученик должен показать и назвать органы, а вы по очереди комментируете. - Сегодня на уроке мы создаем дидактический материал для последующего изучения пищеварения. На схеме различными цветами вы должны обозначить, какие изменения происходят с питательными веществами в органах пищеварительного тракта. Углеводы обозначаем зеленым цветом, белки – красным, жиры – синим. Если расщепления не происходит – рисуем сплошную линию, если вещества расщепляются – пунктирную, если всасываются – точки. 7. Историческая справка.(2 мин.) - А теперь небольшая историческая справка. Говоря о пищеварительной системе нельзя не сказать о человеке, который всю свою жизнь посвятил ее изучению. Это выдающийся русский физиолог, человек создавший учение о высшей нервной деятельности на основе рефлекторной теории. Догадались кто это? И. П. Павлов(1849 – 1936). В 1904 году он одним из первых русских ученых был удостоен Нобелевской премии за открытия в области физиологии и медицины. Его любимым подопытным животным была собака. Признательность ей была выражена в сооружении памятника. Я думаю, на последующих уроках вы еще будете говорить об этом ученом. 8. Обсуждение проблемного вопроса(3 мин.) - А сейчас вернемся к нашей проблеме. Она актуальна сейчас. Возможно, вы знаете, что с 6 марта начинается 40-дневный пост. Попробуем порассуждать, нужно ли соблюдать пост вам , подросткам. Назовите все плюсы и минусы поста. Я думаю вам можно снова вернуться к этой проблеме на заключительном уроке. 9. Закрепление.(2 мин.) - Теперь, ребята, мы закрепим полученные вами знания. Я задаю вопрос, и каждый из вас мне отвечает да или нет (с помощью «светофориков»). Вопросы: 1. В теле человека менее 50% воды. 2. Животная пища богата жирами. 3. В неизменном виде человек усваивает воду и минеральные соли. 4. Углеводы выполняют структурную функцию. 5. В процессе механической обработки пища измельчается, увлажняется и перемешивается. 6. Витамины являются ферментами. ДЕЛАЮ ВЫВОД ОБ УСВОЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 10. Домашнее задание.(1 мин.) -Запишем домашнее задание двух уровней: Iуровень - стр. 148 –149 учебника, №121 в рабочей тетради. Это задание для всех. II уровень – для желающих. Вы можете сделать реферативное сообщение об опытах И. П. Павлова. 11. Итоги урока.(3 мин.) - Подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Что вам понравилось, что показалось интересным? Достигли мы поставленных целей? - Если вас заинтересовали какие-то вопросы, вы можете обратиться к следующей литературе: «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» А.Д.Зверева, «Про тебя самого» А.Дорохова, Клаус Обербайль «Чудо – вода», Н.Е. Макарова «Раздельное питание», сборник Ридерз Дайджест «15 минут в день для здоровья» - А на прощание маленький секрет. Дотроньтесь языком верхнего нёба. Почувствовали поперечные полоски? А знаете что это? Это небные валики – остатки недоразвитых зубных рядов. Оказывается у всех зародышей млекопитающих закладываются зубы в несколько рядов, а развивается только один ряд. Вот о зубах вы и поговорите на следующем уроке. - Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания. |
Домашнее задание по биологии на период с 08. 02 по 14. 02 План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | План урока Методы обучения План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | ||
Сегодняшнего урока «Пищевые продукты, питательные вещества, пищевые... Раскрыть понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение», выяснить роль питательных веществ в организме | Методическая разработка урока с мультимедийным приложением Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Литература по микробиологии. Ход урока Организация класса Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Автор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Характеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Тематическое планирование по биологии Класс: 10 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).;на основе программы общеобразовательных... | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока биологии в 8 классе Автор: Почекина Е. Н., учитель биологии | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект открытого урока по биологии для 9-го класса "Приспособленность... Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан | Учитель: Сенюкович Г. А. Предмет: химия. Класс План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для получения учащимися системы знаний по теме: «Питательные вещества и продукты питания» |