Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование





Скачать 153.53 Kb.
НазваниеПредметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование
Дата публикации29.08.2014
Размер153.53 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
100-bal.ru > Биология > Календарно-тематическое планирование
5. Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы)

Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев

Календарно-тематическое планирование

Темы уроков

Содержание

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Тема 1. Человек – 14 часов

Уроки 1-2

Два человеческих начала

Что изучает предмет «обществознание»?
Краткое знакомство с учебником. Человек как биологическое существо. Физиологические потребности человека.

Чем человек отличается от животного? Социальная сущность человека.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.
Сравнивать свойства человека и животных, самостоятельно определив критерии сравнения.

Смысловое чтение текста, определение основной и второстепенной информации, извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к тексту.
Просмотр фрагмента мультфильма «Маугли», построение собственных аргументов и выводов по проблеме «Почему дети—маугли не могут стать полноценными людьми?»
Рефлексия: сочинение синквейна на тему «Два человеческих начала».
Сочинение рассказа «Чем человек отличается от животного» (индивидуальное домашнее задание по желанию учащегося) 1

Урок 3

Наследственность

Наследственность – биологическая сущность всех людей. Носители наследственности – гены. Что ребенок наследует от родителей? Можно ли влиять на наследственность. Качества, проявляющиеся в процессе роста и развития человека. Моя собственная наследственность.

Самостоятельное определение понятия «наследственность» на основе имеющихся у учащихся представлений и знаний.

Смысловое чтение: определение основной и второстепенной информации, извлечение из текста биологических признаков, передающихся ребенку от родителей; самостоятельный вывод о факторах, влияющих на наследственность.

Работа в мини-группах над проблемой «Человек, родившийся среди себе подобных, должен научиться быть человеком». Обмен мнениями, построение логической цепи рассуждений, формулирование общих аргументов и выводов.

Создание символов-рисунков, иллюстрирующих сущность основных понятий урока.

Рефлексия: написание небольшого рассказа в виде логически связанных друг с другом ответов на вопросы.

Урок 4.

Что такое личность?

Что такое «личность», какие качества и свойства характеризуют личность. Работа над проблемой: личностью рождаются или становятся? Создание обобщающего портрета личности.

Осознание предложенной проблемной ситуации «Кого искал Диоген», самостоятельная формулировка темы урока.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к тексту.

Адекватное, осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устном и письменном виде.

Работа в мини-группах над проблемами урока. Построение логической цепи рассуждений, формирование монологической и диалогической речи.
Рефлексия: моделирование обобщающего портрета личности.


Урок 5.

Индивидуальность

Что такое «индивидуальность? В чем проявляется индивидуальность человека?

Хорошо или плохо быть индивидуальностью? Индивидуальность в произведениях живописи. Какими способами художники показывают индивидуальные особенности своих персонажей?

Осознание темы урока через игру в мини-группах: «я люблю, я не люблю», а также просмотра мультфильма «Какой чудесный день», и ответов на вопросы к нему.

Осознание понятия «индивидуальность» посредством анализа нескольких произведений живописи. Определение и описание эмоционального состояния человека, его образа жизни, особенностей характера и поведения, а также определение способов, которыми художнику удалось все это показать.

Рефлексия: написание обобщающего вывода: что такое индивидуальность и в чем она проявляется?

Чем различаются понятия «личность» и «индивидуальность»?

Оформление коллажа или постера «Это я» с кратким комментарием к нему (индивидуальное домашнее задание по желанию).



Уроки 6-7.

Сильная личность

Повторение изученных терминов и определений.

Понятие «сильная личность». Поэтапная работа над словесным портретом сильной личности.


Повторение пройденных терминов и понятий путем работы в группах над составлением кроссвордов и их отгадыванием в результате взаимообмена между группами.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста (качества сильной личности) .

Работа над проблемой урока в мини-группах: просмотр видеороликов, обсуждение и выработка общего мнения по заданным вопросам. Построение логической цепи рассуждений, формирование монологической и диалогической речи.
Рефлексия: выбор черт, присущих сильной личности из предложенного списка; работа по теме урока с текстом стихотворения Киплинга, моделирование обобщающего портрета сильной личности.

Уроки 8-9

Подростковый возраст: легко ли быть подростком?

Повторение понятий «личность», «индивидуальность», «сильная личность».

Определение понятия «подросток». Особенности подросткового возраста.

Влияние полезной пищи и здорового образа жизни на самочувствие школьника-подростка.

Осознание понятий «личность», «сильная личность», «индивидуальность» посредством анализа нескольких произведений живописи. Определение и описание эмоционального состояния человека, особенностей характера и поведения, а также определение способов, которыми художнику удалось все это показать.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Самостоятельное определение сущности понятий «подросток», «подростковый возраст» путем игры в ассоциации и ознакомления с мнением по этому вопросу пользователей Интернета, а также в результате описания собственного эмоционального, физического и психологического состояния.
Совместная работа в мини-группах над проблемой урока «Легко ли быть подростком». Построение логической цепи рассуждений, формирование монологической и диалогической речи.
Рефлексия: Запишите в тетради главные трудности подросткового возраста, определив их последовательность в соответствии со значимостью. Сочинение даймонда на тему «Подросток».

Индивидуальные задания на развитие творческого, образного, ассоциативного мышления в Информационном пространстве.

Уроки 10-11 Самостоятельность – показатель взрослости

Что такое «самостоятельность», в чем она проявляется, всегда ли приносит пользу?

Что такое «мечта», чем она отличается от фантазии, желания, цели в жизни? Для чего человеку мечтать?

Осознание темы урока через игру в ассоциации.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему. Построение общей логической цепочки (последовательности) своих действий для реализации какой-либо идеи.

Осознанная работа с определением понятия «самостоятельность» - выделение в нем ключевых слов.

Осознание понятия «самостоятельность » посредством анализа картины П.А. Федотова «Свежий кавалер» и

индивидуальной работой над вопросом «Всегда ли самостоятельность приносит пользу». Адекватное, осознанное построение речевых высказываний.

Определение и описания индивидуальности человека, охарактеризованного одним словом (работа в парах)

Смысловое чтение: определение главной идеи притчи. Учащиеся должны выразить эту идею в самостоятельно сформулированном названии притчи.

Работа в группах над вопросами: Что такое мечта?

Для чего человеку мечтать? Построение логической цепи рассуждений, формирование монологической и диалогической речи.

Рефлексия. Сочинение синквейна, четвертой строкой которой должна стать одна из трех заданных фраз (по выбору учащегося)

Сочинить короткую притчу о важности мечтаний или нарисовать свою мечту, дав краткие пояснения к рисунку(индивидуальное домашнее задание по желанию учащегося)

Индивидуальное задание на развитие творческого, образного, ассоциативного мышления.

Урок 12.

Способности человека.

Понятия «способности», «талант», «гениальность». Роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

Осознание понятий «способности», «талант», «гениальность» и различия между ними через конкретные примеры.

Смысловое чтение: определение главной идеи текста на примере нескольких притч по теме урока. Учащиеся должны выразить главную мысль (мораль), дав собственное название притчи.

Работа в мини-группах над проблемой урока.

Формирование монологической и диалогической речи,
построение логической цепи рассуждений.

Рефлексия. Составление списка качеств, необходимых для развития способностей.

Урок 13.

Темперамент.

Какими признаками определяется характер человека, а какими признаками - его темперамент. Что такое «темперамент». Биологическая сущность темперамента. Типы темперамента и их краткая характеристика. Влияет ли темперамент на способности человека?

Определение собственного темперамента путем тестирования.

Осознание разницы между характером и темпераментом человека путем умозаключений на основе собственных представлений и знаний учащихся.

Определение преобладающего типа темперамента путем анализа поведения человека в конкретных ситуациях и фотопортретов разных людей.

Определение собственных цветовых ассоциаций, характеризующих разные типы темперамента (развитие ассоциативного мышления)

Определение преобладающего типа темперамента у учащихся путем психологического тестирования и анализа собственного отношения к миру (самоанализ) с обобщающим выводом.

Рефлексия. Сочинение короткого сюжетного рассказа при соблюдении определенных условий.

Сочинение стихотворения или даймонда на тему «Темперамент»(Индивидуальное задание по желанию)

Урок 14

Практикум «Кто я ? Какой я?»

Повторение темы «темперамент» путем взаимопроверки и взаимооценки домашнего задания.

Понятия «интроверт» и «экстраверт».

Тестирование на определение степени развития волевых качеств. Подведение итогов по теме «Познай самого себя», обобщение результатов.

Взаимопроверка и взаимооценка домашнего задания (сюжетного рассказа, определение типа темперамента его героя, название рассказа, выставление оценки за работу в соответствии с общими критериями).

Осознание понятий «интроверт», «экстраверт» путем тестирования учащихся и написания вывода по его результатам.

Рефлексия
Сочинение даймонда на тему «Интроверт и экстраверт».

Формулирование итогового конкретизирующего вывода. Индивидуальное творческое задание и кроссворд в Информационном пространстве (по желанию), урок 15.

Тема 2. Семья – 5 часов

Уроки 15-16

Семья – частичка общества.

Что такое семья. Как она возникает? Какие бывают семьи (классификация). Для чего создаются семьи. Семья – частичка общества. Забота государства о семье.

Самостоятельное определение понятия «семья» на основе имеющихся у учащихся представлений и знаний.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста (признаки семьи, главные функции семьи, забота государства о семье).

Осознание существования разных типов семей и их определение по признакам через конкретные примеры.

Рефлексия. Сочинение сюжетного рассказа

по картине.


Урок 17.

Семейное хозяйство

Основные функции семьи. Семейное хозяйство - результат труда всех членов семьи. Понятие «семейное хозяйство». Хозяин дома. Распределение обязанностей в семье. Семейные потребности.

Самостоятельное определение понятия «семейное хозяйство» на основе имеющихся у учащихся представлений и знаний.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Работа в группах над проблемой урока «Что такое семейное хозяйство», «Как распределить обязанности в семье?» Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.

Рефлексия: создание творческого мини-проекта на тему «Моя семья»

Урок 18.

Свободное время.

Что такое «свободное время». Семейный досуг. Как можно проводить свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Мои увлечения. Определение значимости здорового образа жизни.

Самостоятельное определение понятия «свободное время» на основе имеющихся у учащихся представлений и знаний.

Исследование несложных практических ситуаций, связанных с проведением подростками свободного времени. Описание и оценивание собственных увлечений в контексте возможностей и личностного развития. Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.

Рефлексия.

Выбери одну картину из картинной галереи.

Напиши краткий рассказ о том, как герой (герои) проводят свое свободное время.

Придумать рекламу своего хобби.

Урок 19.

УОП по теме




Выполнение комплекса практических заданий

Тема 3. Школа – 4 часа

Урок 20
Школьное образование

Школьное образование сегодня. Ступени школьного образования. Обучение детей в прошлом. Сравнение современной школы и школы в прошлом.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.

Сравнение старинной и современной школы: выделение общих черт и различий. Работа в парах.

Урок 21

Учись учиться

Учись учиться. Организация рабочего места школьника. Как правильно делать уроки. Советы по организации внимания и развития памяти.

Осознание учебы как основного труда школьника.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Самостоятельное выявление позитивных результатов учения и самообразования для человека на примерах из художественных произведений.

Оценивание собственного умения учиться и возможностей его развития. Решение логических задач.

Рефлексия. Формулирование обобщающего вывода по теме урока.
Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков», составление пяти советов герою мультфильма.

Урок 22

Одноклассники

Одноклассники, сверстники, друзья.

Правила и особенности общения.

Разрешение конфликтных ситуаций.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Причинно-следственный анализ при характеристике конкретных ситуаций, младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями

Работа в мини-группах. Исследование несложных практических ситуаций, связанных с обучением в школе.

Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.

Урок 23.

Практикум по теме.




Выполнение практических упражнений на поиск необходимой информации в тексте, на построение собственных аргументов и выводов, развитие логического мышления.


Тема 4. Труд – 5 часов

Урок 24.

Труд – основа жизни.


Каким бывает труд. Роль и значение труда в жизни человека. Правила его организации. Результаты труда. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Благотворительность и меценатство



Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Осознание различных видов труда и важности труда в жизни человека посредством анализа нескольких произведений живописи.

Исследование несложных практических ситуаций, связанных с отношением разных людей к труду.

Рефлексия.

Подберите несколько пословиц и поговорок о труде.


Урок 25.

Творческий труд.

Что такое «творчество»? Особенности творческого труда. Кого называют мастером? Примеры творчества.


Анализ пословиц и поговорок о труде. Анализ произведений живописи по теме. Работа в парах.
Подберите картину любого художника под свое настроение, сделайте презентацию и подготовьте о ней рассказ.


Урок 26.

На пути к жизненному успеху

 Слагаемые жизненного успеха.



Работа в мини-группах над проблемой «Слагаемые жизненного успеха»

Урок 27.

Выбор жизненного пути

Как выбрать свою будущую профессию?

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Исследование несложных практических ситуаций, связанных с выбором будущей профессии.

Урок 28.

Практикум по теме




Выполнение практических упражнений на поиск необходимой информации в тексте, на построение собственных аргументов и выводов, развитие логического мышления.


Тема 5. Родина – 5 часов

Урок 29.

Наша Родина – РФ.

Наша страна - РФ. Русский язык – государственный. Патриотизм – это любовь к Родине.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.

Исследование карты РФ.

Работа в группах по характеристике РФ (территория, население и т.д.)

Урок 30.

Символы РФ

Герб государства в прошлом и настоящем.

Государственный Флаг. Гимн РФ.

Работа над индивидуальным творческим проектом.

«Гербы городов России»

Урок 31.

Гражданин РФ.

Подданство и гражданство. Понятие «гражданин». Закон о гражданстве РФ.
Права и обязанности гражданина РФ.

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.


Урок 32.

Мы – многонациональный

народ

Многонациональная культура РФ. Что такое «национальность».

Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.

Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.

Урок 33.

Мы – многонациональный

народ

Групповой творческий проект

Работа над групповым творческим проектом.

«Народы и народности РФ»

Урок 34.

Групповой творческий проект

Работа над групповым творческим проектом.

«Народы и народности РФ»



1 Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время.

.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconКалендарно-тематическое планирование на 2011 / 2012 учебный год по...
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Е. И. Жильцова, Л. Ф. Иванова, А. Т. Кинкулькин, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев. Введение в...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconКонспект урока «Демократические выборы и политические партии» (обществознание 10 класс)
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Е. И. Жильцова, Л. Ф. Иванова, А. Т. Кинкулькин, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев. Введение в...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconКалендарно-тематическое планирование предмет: Обществознание. 7 класс
Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. Обществознание. 7 кл., М.: Просвещение, 2013
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconРабочая программа по обществознанию 10 класс профильное изучение предмета
Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, опубликованной в сборнике «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений....
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconУчебник для 8-9 кл общеобразоват учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л....
Экономику и Право разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеев А. И. Обществознание. 6-9 классы // Программы общеобразовательных учреждений....
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconПрограмма Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. В. Иванова и др. «Обществознание. 10 -11 классы»
Программа Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. В. Иванова и др. «Обществознание. 10 -11 классы» Базовый уровень Москва, Просвещение,...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Обществознание, 6-9 классы. (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.) к учебнику «Обществознание»: учеб для 8класса...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconРабочая программа по предмету обществознание основное общее образование
«Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconРабочая программа по обществознанию для 5 класса разработана в соответствии...
Обществознание. 5-9 классы /под общей редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой «Обществознание» (сборник Рабочие программы «Обществознание....
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconТематическое планирование По обществознанию 6 класс
Учебник: Обществознание 6 класса общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая [и др.]; под...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconПояснительная записка обществознание 11 класс (базовый уровень) 2013-2014 учебный год
Право) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconО. П. Кузнецовой от 16. 09. 2013 №271
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) создана на основе программы «Обществознание 6 – 11 классы. Программа...
Предметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев Календарно-тематическое планирование iconРабочая учебная программа по обществознанию 7 класс
Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Москва «Просвещение», 2009 год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск