Тема 1. Человек – 14 часов
|
Уроки 1-2
Два человеческих начала
| Что изучает предмет «обществознание»? Краткое знакомство с учебником. Человек как биологическое существо. Физиологические потребности человека.
Чем человек отличается от животного? Социальная сущность человека.
| Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных, самостоятельно определив критерии сравнения.
Смысловое чтение текста, определение основной и второстепенной информации, извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к тексту. Просмотр фрагмента мультфильма «Маугли», построение собственных аргументов и выводов по проблеме «Почему дети—маугли не могут стать полноценными людьми?» Рефлексия: сочинение синквейна на тему «Два человеческих начала». Сочинение рассказа «Чем человек отличается от животного» (индивидуальное домашнее задание по желанию учащегося) 1
|
Урок 3
Наследственность
| Наследственность – биологическая сущность всех людей. Носители наследственности – гены. Что ребенок наследует от родителей? Можно ли влиять на наследственность. Качества, проявляющиеся в процессе роста и развития человека. Моя собственная наследственность.
| Самостоятельное определение понятия «наследственность» на основе имеющихся у учащихся представлений и знаний.
Смысловое чтение: определение основной и второстепенной информации, извлечение из текста биологических признаков, передающихся ребенку от родителей; самостоятельный вывод о факторах, влияющих на наследственность.
Работа в мини-группах над проблемой «Человек, родившийся среди себе подобных, должен научиться быть человеком». Обмен мнениями, построение логической цепи рассуждений, формулирование общих аргументов и выводов.
Создание символов-рисунков, иллюстрирующих сущность основных понятий урока.
Рефлексия: написание небольшого рассказа в виде логически связанных друг с другом ответов на вопросы.
|
Урок 4.
Что такое личность?
| Что такое «личность», какие качества и свойства характеризуют личность. Работа над проблемой: личностью рождаются или становятся? Создание обобщающего портрета личности.
| Осознание предложенной проблемной ситуации «Кого искал Диоген», самостоятельная формулировка темы урока.
Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к тексту.
Адекватное, осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устном и письменном виде.
Работа в мини-группах над проблемами урока. Построение логической цепи рассуждений, формирование монологической и диалогической речи. Рефлексия: моделирование обобщающего портрета личности.
|
Урок 5.
Индивидуальность
| Что такое «индивидуальность? В чем проявляется индивидуальность человека?
Хорошо или плохо быть индивидуальностью? Индивидуальность в произведениях живописи. Какими способами художники показывают индивидуальные особенности своих персонажей?
| Осознание темы урока через игру в мини-группах: «я люблю, я не люблю», а также просмотра мультфильма «Какой чудесный день», и ответов на вопросы к нему.
Осознание понятия «индивидуальность» посредством анализа нескольких произведений живописи. Определение и описание эмоционального состояния человека, его образа жизни, особенностей характера и поведения, а также определение способов, которыми художнику удалось все это показать.
Рефлексия: написание обобщающего вывода: что такое индивидуальность и в чем она проявляется?
Чем различаются понятия «личность» и «индивидуальность»?
Оформление коллажа или постера «Это я» с кратким комментарием к нему (индивидуальное домашнее задание по желанию).
|
Уроки 6-7.
Сильная личность
| Повторение изученных терминов и определений.
Понятие «сильная личность». Поэтапная работа над словесным портретом сильной личности.
| Повторение пройденных терминов и понятий путем работы в группах над составлением кроссвордов и их отгадыванием в результате взаимообмена между группами.
Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста (качества сильной личности) .
Работа над проблемой урока в мини-группах: просмотр видеороликов, обсуждение и выработка общего мнения по заданным вопросам. Построение логической цепи рассуждений, формирование монологической и диалогической речи. Рефлексия: выбор черт, присущих сильной личности из предложенного списка; работа по теме урока с текстом стихотворения Киплинга, моделирование обобщающего портрета сильной личности.
|
Уроки 8-9
Подростковый возраст: легко ли быть подростком?
| Повторение понятий «личность», «индивидуальность», «сильная личность».
Определение понятия «подросток». Особенности подросткового возраста.
Влияние полезной пищи и здорового образа жизни на самочувствие школьника-подростка.
| Осознание понятий «личность», «сильная личность», «индивидуальность» посредством анализа нескольких произведений живописи. Определение и описание эмоционального состояния человека, особенностей характера и поведения, а также определение способов, которыми художнику удалось все это показать.
Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему. Самостоятельное определение сущности понятий «подросток», «подростковый возраст» путем игры в ассоциации и ознакомления с мнением по этому вопросу пользователей Интернета, а также в результате описания собственного эмоционального, физического и психологического состояния. Совместная работа в мини-группах над проблемой урока «Легко ли быть подростком». Построение логической цепи рассуждений, формирование монологической и диалогической речи. Рефлексия: Запишите в тетради главные трудности подросткового возраста, определив их последовательность в соответствии со значимостью. Сочинение даймонда на тему «Подросток».
Индивидуальные задания на развитие творческого, образного, ассоциативного мышления в Информационном пространстве.
|
Уроки 10-11 Самостоятельность – показатель взрослости
| Что такое «самостоятельность», в чем она проявляется, всегда ли приносит пользу?
Что такое «мечта», чем она отличается от фантазии, желания, цели в жизни? Для чего человеку мечтать?
| Осознание темы урока через игру в ассоциации.
Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему. Построение общей логической цепочки (последовательности) своих действий для реализации какой-либо идеи.
Осознанная работа с определением понятия «самостоятельность» - выделение в нем ключевых слов.
Осознание понятия «самостоятельность » посредством анализа картины П.А. Федотова «Свежий кавалер» и
индивидуальной работой над вопросом «Всегда ли самостоятельность приносит пользу». Адекватное, осознанное построение речевых высказываний.
Определение и описания индивидуальности человека, охарактеризованного одним словом (работа в парах)
Смысловое чтение: определение главной идеи притчи. Учащиеся должны выразить эту идею в самостоятельно сформулированном названии притчи.
Работа в группах над вопросами: Что такое мечта?
Для чего человеку мечтать? Построение логической цепи рассуждений, формирование монологической и диалогической речи.
Рефлексия. Сочинение синквейна, четвертой строкой которой должна стать одна из трех заданных фраз (по выбору учащегося)
Сочинить короткую притчу о важности мечтаний или нарисовать свою мечту, дав краткие пояснения к рисунку(индивидуальное домашнее задание по желанию учащегося)
Индивидуальное задание на развитие творческого, образного, ассоциативного мышления.
|
Урок 12.
Способности человека.
| Понятия «способности», «талант», «гениальность». Роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.
| Осознание понятий «способности», «талант», «гениальность» и различия между ними через конкретные примеры.
Смысловое чтение: определение главной идеи текста на примере нескольких притч по теме урока. Учащиеся должны выразить главную мысль (мораль), дав собственное название притчи.
Работа в мини-группах над проблемой урока.
Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.
Рефлексия. Составление списка качеств, необходимых для развития способностей.
|
Урок 13.
Темперамент.
| Какими признаками определяется характер человека, а какими признаками - его темперамент. Что такое «темперамент». Биологическая сущность темперамента. Типы темперамента и их краткая характеристика. Влияет ли темперамент на способности человека?
Определение собственного темперамента путем тестирования.
| Осознание разницы между характером и темпераментом человека путем умозаключений на основе собственных представлений и знаний учащихся.
Определение преобладающего типа темперамента путем анализа поведения человека в конкретных ситуациях и фотопортретов разных людей.
Определение собственных цветовых ассоциаций, характеризующих разные типы темперамента (развитие ассоциативного мышления)
Определение преобладающего типа темперамента у учащихся путем психологического тестирования и анализа собственного отношения к миру (самоанализ) с обобщающим выводом.
Рефлексия. Сочинение короткого сюжетного рассказа при соблюдении определенных условий.
Сочинение стихотворения или даймонда на тему «Темперамент»(Индивидуальное задание по желанию)
|
Урок 14
Практикум «Кто я ? Какой я?»
| Повторение темы «темперамент» путем взаимопроверки и взаимооценки домашнего задания.
Понятия «интроверт» и «экстраверт».
Тестирование на определение степени развития волевых качеств. Подведение итогов по теме «Познай самого себя», обобщение результатов.
| Взаимопроверка и взаимооценка домашнего задания (сюжетного рассказа, определение типа темперамента его героя, название рассказа, выставление оценки за работу в соответствии с общими критериями).
Осознание понятий «интроверт», «экстраверт» путем тестирования учащихся и написания вывода по его результатам.
Рефлексия Сочинение даймонда на тему «Интроверт и экстраверт».
Формулирование итогового конкретизирующего вывода. Индивидуальное творческое задание и кроссворд в Информационном пространстве (по желанию), урок 15.
|
Тема 2. Семья – 5 часов
|
Уроки 15-16
Семья – частичка общества.
| Что такое семья. Как она возникает? Какие бывают семьи (классификация). Для чего создаются семьи. Семья – частичка общества. Забота государства о семье.
| Самостоятельное определение понятия «семья» на основе имеющихся у учащихся представлений и знаний.
Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста (признаки семьи, главные функции семьи, забота государства о семье).
Осознание существования разных типов семей и их определение по признакам через конкретные примеры.
Рефлексия. Сочинение сюжетного рассказа
по картине.
|
Урок 17.
Семейное хозяйство
| Основные функции семьи. Семейное хозяйство - результат труда всех членов семьи. Понятие «семейное хозяйство». Хозяин дома. Распределение обязанностей в семье. Семейные потребности.
| Самостоятельное определение понятия «семейное хозяйство» на основе имеющихся у учащихся представлений и знаний.
Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Работа в группах над проблемой урока «Что такое семейное хозяйство», «Как распределить обязанности в семье?» Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.
Рефлексия: создание творческого мини-проекта на тему «Моя семья»
|
Урок 18.
Свободное время.
| Что такое «свободное время». Семейный досуг. Как можно проводить свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Мои увлечения. Определение значимости здорового образа жизни.
| Самостоятельное определение понятия «свободное время» на основе имеющихся у учащихся представлений и знаний.
Исследование несложных практических ситуаций, связанных с проведением подростками свободного времени. Описание и оценивание собственных увлечений в контексте возможностей и личностного развития. Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.
Рефлексия.
Выбери одну картину из картинной галереи.
Напиши краткий рассказ о том, как герой (герои) проводят свое свободное время.
Придумать рекламу своего хобби.
|
Урок 19.
УОП по теме
|
| Выполнение комплекса практических заданий
|
Тема 3. Школа – 4 часа
|
Урок 20 Школьное образование
| Школьное образование сегодня. Ступени школьного образования. Обучение детей в прошлом. Сравнение современной школы и школы в прошлом.
| Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.
Сравнение старинной и современной школы: выделение общих черт и различий. Работа в парах.
|
Урок 21
Учись учиться
| Учись учиться. Организация рабочего места школьника. Как правильно делать уроки. Советы по организации внимания и развития памяти.
| Осознание учебы как основного труда школьника.
Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Самостоятельное выявление позитивных результатов учения и самообразования для человека на примерах из художественных произведений.
Оценивание собственного умения учиться и возможностей его развития. Решение логических задач.
Рефлексия. Формулирование обобщающего вывода по теме урока. Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков», составление пяти советов герою мультфильма.
|
Урок 22
Одноклассники
| Одноклассники, сверстники, друзья.
Правила и особенности общения.
Разрешение конфликтных ситуаций.
| Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Причинно-следственный анализ при характеристике конкретных ситуаций, младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями
Работа в мини-группах. Исследование несложных практических ситуаций, связанных с обучением в школе.
Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.
|
Урок 23.
Практикум по теме.
|
| Выполнение практических упражнений на поиск необходимой информации в тексте, на построение собственных аргументов и выводов, развитие логического мышления.
|
Тема 4. Труд – 5 часов
|
Урок 24.
Труд – основа жизни.
| Каким бывает труд. Роль и значение труда в жизни человека. Правила его организации. Результаты труда. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Благотворительность и меценатство
| Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Осознание различных видов труда и важности труда в жизни человека посредством анализа нескольких произведений живописи.
Исследование несложных практических ситуаций, связанных с отношением разных людей к труду.
Рефлексия.
Подберите несколько пословиц и поговорок о труде.
|
Урок 25.
Творческий труд.
| Что такое «творчество»? Особенности творческого труда. Кого называют мастером? Примеры творчества.
| Анализ пословиц и поговорок о труде. Анализ произведений живописи по теме. Работа в парах. Подберите картину любого художника под свое настроение, сделайте презентацию и подготовьте о ней рассказ.
|
Урок 26.
На пути к жизненному успеху
| Слагаемые жизненного успеха.
| Работа в мини-группах над проблемой «Слагаемые жизненного успеха»
|
Урок 27.
Выбор жизненного пути
| Как выбрать свою будущую профессию?
| Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Исследование несложных практических ситуаций, связанных с выбором будущей профессии.
|
Урок 28.
Практикум по теме
|
| Выполнение практических упражнений на поиск необходимой информации в тексте, на построение собственных аргументов и выводов, развитие логического мышления.
|
Тема 5. Родина – 5 часов
|
Урок 29.
Наша Родина – РФ.
| Наша страна - РФ. Русский язык – государственный. Патриотизм – это любовь к Родине.
| Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.
Исследование карты РФ.
Работа в группах по характеристике РФ (территория, население и т.д.)
|
Урок 30.
Символы РФ
| Герб государства в прошлом и настоящем.
Государственный Флаг. Гимн РФ.
| Работа над индивидуальным творческим проектом.
«Гербы городов России»
|
Урок 31.
Гражданин РФ.
| Подданство и гражданство. Понятие «гражданин». Закон о гражданстве РФ. Права и обязанности гражданина РФ.
| Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.
|
Урок 32.
Мы – многонациональный
народ
| Многонациональная культура РФ. Что такое «национальность».
| Смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста, ответы на вопросы к нему.
Формирование монологической и диалогической речи, построение логической цепи рассуждений.
|
Урок 33.
Мы – многонациональный
народ
| Групповой творческий проект
| Работа над групповым творческим проектом.
«Народы и народности РФ»
|
Урок 34.
| Групповой творческий проект
| Работа над групповым творческим проектом.
«Народы и народности РФ»
|