ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
обществознание
11 класс(базовый уровень)
2013-2014 учебный год
Настоящая рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Москва «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Учебник:
Обществознание : учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.
В соответствии с базисным учебным планом, количество часов: всего – 68 (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти знания необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч.) №
п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид
контроля.
измерители
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1
| Общество как сложная динамическая система
| 1
| Изучение нового материала
| Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон
| знать основные положения.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Вид контроля: выборочное оценивание.
Измерители: ответы на вопросы
|
|
|
| Глава 1. Человек и экономика
| 2
| Экономика как наука
| 1
| усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
| Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности
| знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.
Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 1, вопросы 3-4
|
|
| 3
| Экономика как хозяйство
| 1
| § 1,
задания 2-4
|
|
| 4
| Экономический рост
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл
| знать, что такое «порочный круг бедности». Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 2, задания
№ 1–4,
|
|
| 5
| Экономическое развитие.
| 1
| Комбинированный урок
| § 2, вопросы 3,4
|
|
| 6
| Рыночные отношения в экономике
| 1
| Комбинированный урок
| Рынок и его роль
в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики
в России
| знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.
Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной
(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.
Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 3, 3-4 задания
|
|
| 7
| Конкуренция и монополия
| 1
| § 3, вопросы № 1–4,
|
|
| 8
| Фирмы
в экономике
| 1
| Комбинированный урок
| Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые
предприятиями
| знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.
Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 4, вопросы
№ 3–4
|
|
| 9
| Факторы производства
| 1
| Комбинированный урок
| § 4, задания
№ 1–4
|
|
| 10
| Правовые основы предпринимательской деятельности
| 1
| .Комбинированный урок
| Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.
Как открыть свое дело
| знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.
Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права.
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 5, вопросы
№ 4,5
|
|
| 11
| Организационно-правовые основы предпринимательства
| 1
| Комбинированный урок
| § 5, задания
4-5
|
|
| 12
| Слагаемые успеха
в бизнесе
| 1
| Комбинированный урок
| Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга
| знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.
Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.
Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 6, вопросы
№ 1–3
|
|
| 13
| Основы менеджмента и маркетинга
| 1
| Урок повторения и обобщения материала
| § 6, документ
|
|
| 14
| § 7. Экономика и государство
| 1
| усвоение нового учебного материала.
Комбинированный урок
| Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-нало-говая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
| знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.
Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 7, вопросы 3,4 задания
|
|
| 15
| Экономические функции государства
| 1
| § 7, задания
№ 2-4
|
|
| 16
-
17
| Финансы в экономике
| 2
| Итоговые уроки (семинар)
| Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины
и последствия
| знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.Уметь объяснять, почему возникает инфляция
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 8, задания
|
|
| 18
| Занятость и безработица
| 1
| Комбинированный урок
| Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости
| знать, как действуют спрос и пред-ложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безра-ботицы; как государство регулирует занятость населения.Понимать, для чего необходим рынок труда.Уметь объяснять, почему трудно достичь равновесия на рынке труда
| Выборочное оценивание. Ответы на вопросы
| § 9,
документ
|
|
| 19
| Государственная политика в области занятости
| 1
| Комбинированный урок
| § 9,
задания 3,4
|
|
| |