8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Москва «Просвещение», 2009 год.
Учебник:
обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
В соответствии с базисным учебным планом, количество часов: всего – 36 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
– развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопределу и самореализации;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в конституции российской федерации;
– освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
– овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
– формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений, в сферах экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
– социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
– сущность общества как формы совместной деятельности людей;
– характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
– содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
– описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
– сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
– объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
– приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
– осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебного текста и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;
– самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
– общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
– нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– первичного анализа и использования социальной информации;
– сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (36 ч.) №
п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
Вид деятельности.
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид
контроля.
измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Введение
| 1
| Изучение нового материала Индивидуальная, групповая работа.
| Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности
| Знать термины, общие представления об обществознании
| Беседа,
тестовые
задания
|
| С. 6–7, рабочая тетрадь, № 1, 3, 4, с. 4–5, словарь.
Темы сообщений:
1. Человек глазами древних мудрецов.
2. Человек – гордость Вселенной.
3. Гуманизм: за и против
|
|
| Глава 1. Что такое человек (8 часов)
| 2
| § 1. Что делает человека человеком?
| 1
| Изучение нового материала Индивидуальная, групповая работа.
| Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается. Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?
Природное и общественное в человеке.
| Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать качества человека;
проследить способности человека к творческой деятельности
| Устный опрос, составить словарь темы
|
| § 1, рабочая тетрадь, № 2, 3, 4, 6, 7, с. 6–7, словарь.
Темы сообщений:
1. Происхождение человека: загадки
и гипотезы.
2. Язык – богатство или обуза?
3. Как я мыслю?
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
| Основные отличия
человека от других живых существ. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству
|
|
|
| 4. Нет преград воображению.
5. Человеческое
и сверхчеловеческое в человеке
|
|
| 3
| § 2. Что человеку нужно?
| 1
| Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
| Потребности. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.
Понятия: потребности, иерархическая теория потребностей, классификация потребностей,
биологические потребности, культурные потребности, социальные потребности, духовные потребности
| Знать основные положения по теме урока: нужда человека в чем-то – это есть потребность; потребности человека зависят от условий, в которых живут люди; потребности лежат в основе направленности личности и побуждения ее поступков, стимулируют поведение.
Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия; показывать связь между трудом и удовлетворением
| Опрос. Письменные задания
| Классификация потребностей
| § 2, рабочая тетрадь, № 1, 2, 3, 4,
с. 7–8, словарь.
Темы сообщений:
1. Желания разумные и неразумные.
2. Скажи вредным привычкам «нет».
3. Что хотят мои сверстники.
4. Есть ли предел человеческим потребностям?
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
| различных потребностей; определять роль ценностных ориентиров в жизни человека
|
|
|
|
|
| 4
| § 3. Ваши способности в вашей власти
| 1
| Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
| Ординарные и неординарные способности.
Способность, талант, гениальность. Характер и сила воли
| Знать основные положения по теме урока: способность – это индивидуальные особенности личности; способности помогают человеку успешно заниматься определенной деятельностью; для полноценной жизни необходимо стремление сформировать свой характер, развить свои способности.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; осуществлять поиск информации
| Опрос. Письменные задания
|
| § 3, рабочая тетрадь, № 1, 2, 4, 5, с. 10–12, словарь.
Темы сообщений:
1. Способности и таланты.
2. Гений – сын ошибок трудных.
3. Раннее проявление дарований
|
|
| 5
| § 4. Человек
и человечность
| 1
| Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
| Мораль и гуманизм. Моральные нормы
и поступки людей
| Знать основные положения по теме урока: биосоциальная сущность человека; основные этапы и факторы социализации
| Опрос. Письменные задания
| Соотнесение морали и права
| § 4, рабочая тетрадь, № 1, 2, 3, 4, с. 12–14, словарь.
Темы сообщений:
1. Что такое хоро-
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
| личности; место и роль человека в системе общественных отношений.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
|
|
| шо и что такое плохо?
2. Нравственные заповеди на каждый день.
3. Должное и допустимое.
4. Нравы, мораль, нравственность
|
|
| 6
| § 5. Человек
и культура
| 1
| Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
| Культура подлинная
и мнимая. Культура творчества и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Приобщение к мировой культуре – необходимое условие человеческого существования
| Знать основные положения по теме урока.
Уметь характеризовать духовную жизнь человека; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Опрос. Творческие работы
| Культура чувств
и культура общения
| § 5, рабочая тетрадь, № 2, с. 14.
Темы сообщений:
1. Культ культуры.
2. Культурные традиции и новаторство.
3. Культура моего народа.
4. Культура молодых
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 7
| § 6. Человек познает мир
| 1
| Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
| Познание. Органы чувств, которые помогают человеку познавать мир. Формирование образа – Я. Многообразие познавательных возможностей человека
| Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Опрос. Письменные задания
| Я-кон-цепция
| § 6.
Темы сообщений:
1. Знаю, познаю, хочу узнать.
2. Люди о творцах и умельцах.
3. Знания и интуиция.
4. Истина.
5. Знакомый незнакомец или какой Я?
|
|
| 8
| § 7. Вечные вопросы
| 1
| Комбинированный Индивидуальная, групповая работа.
| Человек, личность. Кто Я? Зачем я живу? Что останется после меня?
| Знать основные положения по теме урока.
Уметь определять признаки, характеризующие человека как индивида и личность; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Опрос. Письменные задания.
Творческое задание
|
| § 7, рабочая тетрадь, № 1, 2, с. 15–16.
Темы сообщений:
1. В поисках смысла жизни.
2. Жизнь и счастье.
3. Бессмертие.
4. Зачем я?
|
|
| 9
| Что такое человек
| 1
| Повторение и обобщение Индивидуальная, групповая работа.
| Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.
| Опрос. Письменные задания. Творческое задание
|
| рабочая тетрадь, с. 16–18
|
|
| |