Скачать 276.42 Kb.
|
http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»
СОДЕРЖАНИЕВведение Зачем вообще нам нужно спать, во сколько лечь, во сколько встать? Джером К. Джером как-то заметил: «Меня возмущает, что драгоценные часы нашей жизни, эти чудесные мгновения, которые никогда уже не вернутся, бесцельно тратятся на сон». Я позволю себе не согласиться с известным писателем. Во время сна у человека отдыхает мозг, душа и тело и происходит энергетическая подзарядка всего организма. С наступлением темноты мы ложимся и засыпаем до утра, чтобы после восхода солнца с новыми силами продолжать активную жизнь. Во сне человек проводит около 1/3 своей жизни. Потребность во сне очевидна, и возникает вопрос «Зачем нужен сон?» И я решила узнать о сне больше и посвятила этому своей проект, тема которого «Зачем нужен сон?» Так как после сна самочувствие бывает не всегда одинаковым, я выдвинула гипотезу: предположим, что от параметров сна зависит его качество, которое влияет на состояние здоровья ребенка и трудоспособность (учебная деятельность). Цель проекта: выявить параметры здорового сна. Задачи проекта:
Предмет исследования: параметры здорового сна. Объект исследования: сон. Методы и приемы: анализ тематических источников информации, анкетирование, наблюдения, составление рекомендаций. План работы:
I. Теоретическая часть «Я сплю, я вижу сны, следовательно, я существую» Мишель Жуве Большинство людей ложится спать и встает в одно и то же время, год за годом. Возможны небольшие колебания, связанные с выходными днями, праздниками или отпуском, но в целом регулярность нашего ритма покой - активность четко прослеживается при длительной регистрации. Мы редко оказываемся в состоянии свободно выбирать время для сна и пробуждения; обычно приходится подчинять свой режим требованиям семьи, школы, работы и другим социальным и культурным факторам. Есть много причин тому, что обычно мы спим ночью. С незапамятных времен человеческие существа с наступлением темноты укрывались в жилищах, так как в темноте мало что можно делать, а риск и опасность возрастают. После захода солнца люди занимались домом, семьей и подготовкой ко сну. Раньше полагали, что сон – это торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности. Исследования последних лет показали, что сон – не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной информации. Основная функция сна - это восстановление физических и психических сил, которое позволяет максимально адаптироваться к изменению условий внешней и внутренней среды. Головной мозг, так же, как и мышцы, нуждается в периодическом отдыхе. Самый лучший отдых – это сон. Человек может больше времени продержаться без пищи, чем без сна. Если же человеку вообще не давать спать, то он может умереть. Во сне мозг готовится к следующему рабочему дню, приводит себя в порядок. И в то же время он отдыхает. Во время сна поток крови через сосуды мозга уменьшается почти наполовину. Вот почему важно, как следует выспаться. Нельзя слишком поздно засиживаться перед телевизором или за компьютером. Иначе мозг не успеет до утра отдохнуть, как следует. Не выспавшийся человек с утра чувствует усталость. Сон дает возможность организму отдохнуть, а мозгу переработать полученную за день информацию. Во сне человек проводить одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растём мы именно во сне. Больше всего спят младенцы, восьмилетнему ребенку следует спать около 11 часов, а старикам достаточно и 5 -6 часов. Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он недополучает то, что должно было восполниться и образоваться в его организме во время сна. Это неизбежно ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия. Сон (нравится нам это или нет) – жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится. У сна есть разные фазы, которые попеременно сменяют друг друга. Во время первой фазы сна замедляется биение сердца, расслабляются мышцы, а глазные яблоки производят медленные круговые движения. В этой фазе человека очень легко разбудить и он даже может отрицать, что спал. После первой фазы наступает вторая, которая длится около получаса, также сопровождается медленными вращениями глазного яблока и постепенного подводит спящего в третьей фазе. Во время третьей фазы разбудить человека гораздо сложнее, мышцы становятся все более расслабленными, понижается температура тела, падает кровяное давление. И наконец, наступает четвертая стадия – глубокий медленный сон, - которая длится около 20 минут, после чего мы возвращаемся снова к поверхностному сну в первую, вторую стадию и так далее по кругу. В течение ночи такие циклы могут повторяться много раз. Сны мы чаще видим на этапе быстрого сна. Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Врачам стало известно, что когда человек спит, то он постоянно видит сны. Это удалось выяснить с помощью прибора, который называется электроцефалограф. Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. Было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает. Известно много случаев, когда поэты, писатели, ученые и изобретатели видели сны, в которых сочиняли стихи, прозу или придумывали новую научную теорию. Именно снам мы обязаны появлению на свет знаменитой периодической системы элементов Менделеева, иголки для швейной машинки. В среднем за ночь человек меняет 30 раз положение тела, причем число принимаемых поз не превышает 12. У каждого человека есть свои биологические часы и людей условно поделили на «сов», «жаворонков» и «голубей». «Жаворонки» легко встают по утрам, «совы» наиболее активны с 18.00 до 23.00, встать утром им сложно. А проще всего «голубям» – они могут легко проснуться, когда нужно. Но, по мнению валеологов, все люди от природы – жаворонки. Просыпаться всем без исключения нужно с 3 до 5 часов утра. В это время в организме пробуждаются все орган, обновляется кровь. А вот спать необходимо ложиться с 20 до 22 часов. Чтобы организм набрался сил, в целом нужно проспать не менее 20-24 восстановительных часов. Только с 10 до 12 часов ночи нервная система отдыхает во сне. Любителей же засиживаться за полночь поджидает синдром хронической усталости. Валеологи говорят, что с 19 до 20 часов вечера один час сна равен 7 восстановительным часам; с 20 до 21 – 6 часам, а с 2 до 3часов ночи – 30 минутам и в остальные часы – всего лишь 15 минутам. По данным американских исследователей, только за последние 30 лет средняя продолжительность сна в течение недели сократилась на 3 часа. Можно сказать, что современное общество – это общество невыспавшихся людей. В основе нарушения сна лежат переутомление, расстройства, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. В этом случае человеку нужно рекомендовать отдых, прогулки перед сном, занятия спортом. Безусловно, на высыпаемость и самочувствие человека влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом и невыспавшемся состоянии. Качество сна зависит, прежде всего, от атмосферы в комнате. Нужно соблюдать некоторые правила гигиены сна для повышения его качества.
Для качественного сна важно также состояние организма перед тем, как отойти ко сну.
Выполнение этих нетрудных правил обеспечит Вам здоровый и полноценный сон. II. Исследовательская часть В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди учеников, я решила исследовать, сколько времени учащиеся 2-4 классов нашего лицея уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? Параллельно, я решила связать эти факторы с работоспособностью школьников, их режимом питания, спортивной деятельностью, способом проведения свободного времени и состоянием здоровья. Ученикам была предложена анкета (Приложение 1). В социологическом исследовании, проведённом в нашем лицее, участвовало 167 опрошенных: 27 человек – 16% из 2-классов, 79 человек – 47% из 3-классов и 61 человек – 37% из 4-классов. В ходе анализа анкеты мы получили следующие результаты. В нашем лицее не высыпается почти 75% школьников. Продолжительность сна учащихся с увеличением класса и нагрузок уменьшается. Увеличивается количество школьников, которые спят меньше 10 часов, и уменьшается количество тех, кто спит больше 8 часов. Так, в среднем 3-классники высыпаются лучше, чем 4-классники, но хуже, чем 2-классники (Приложение 2 рисунок 2.1). Количество часов, которое необходимо учащимся начальных классов, чтобы выспаться составляет 10 часов. При этом большая часть школьников (68%) просыпается в течение ночи (Приложение 2 рисунок 2.2) и 65% опрошенных утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна (Приложение 2 рисунок 2.3). Менее 15% опрошенных среди 2 и 4 классов могут сказать, что они не хотят спать на уроках, потому что высыпаются. Среди учащихся 3 классов увеличивается процент тех, кто хочет спать на уроках и составляет 20%. Находятся и такие, которые отвечают, что им хочется спать, потому что на уроке скучно (Приложение 2 рисунок 2.4). Ученики поздно ложатся спать, в основном, по 2 причинам: либо они делают уроки и занимаются, либо - читают книги, смотрят телевизор, сидят за компьютером (Приложение 2 рисунок 2.5). В ходе анкетирования я выяснила, что учащиеся спят ночью неспокойно и иногда просыпаются, несмотря на то, что соблюдают гигиену сна. Практически все спят в свободной одежде, в темной проветренной комнате на удобной кровати с чистым постельным бельем (Приложение 2 рисунок 2.6). Таким образам, можно сделать вывод, что недосыпание - достаточно актуальная проблема в нашем лицее. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособности и ухудшение качества сна. Однако многие стараются соблюдать гигиену сна и соответствовать постоянному графику сна и бодрствования. Я попыталась выяснить, к какому из типов активности относится учащийся. Оказалось, что ярко выраженных типов очень мало, а также во многих случаях наблюдается несоответствие между тем, какой тип заложен в организме природой, и тем, какому типу приходится соответствовать при жизни. Как выяснилось, подавляющее большинство школьников - «голуби». Можно сказать, что умение организовывать свой рабочий день сильно сказывается на режиме сна и бодрствования. Те из учащихся, которые сбивают свои биоритмы, плохо себя чувствуют; их работоспособность понижается. Наглядно процентное соотношение представлено на рисунке 2.7 (Приложение 2). На рисунке 2.8 (Приложение 2) показано исследование влияния недосыпания на работоспособность школьников. У 52% опрошенных работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у разных людей по-разному. У некоторых просто понизится настроение и пропадет интерес к работе, а некоторые вообще ничего делать не смогут. Отметим, что учащимся нужно меньше отвлекаться и серьезнее подходить к выполнению той или иной работы. Для плодотворной деятельности необходимо днем организовывать вокруг себя соответствующую спокойную обстановку, а ночью отдыхать от дневных дел. Это самый полезный для организма режим функционирования, которым не стоит пренебрегать. Одним из факторов, который влияет одновременно на утомляемость и качество сна учащихся, является двигательная деятельность. На рисунке 2.9 (Приложение 2) представлен анализ, сколько времени учащиеся уделяют спортивной деятельности. Во 2 классах учащиеся занимаются спортом меньше, чем в 3 и 4. В 3 и 4 классах процент занимающихся спортом составляет 67%. Однако во всех параллелях более 30% учащихся вообще не занимаются спортом, либо только лишь раз в неделю приходят на урок физкультуры. Все, кто регулярно занимается спортом, отмечают, что спорт делает их организм более выносливым и придает ему силы и бодрость. Также некоторые учащиеся отметили, что они делают некоторые физические упражнения для того, чтобы взбодриться. И это действительно помогает! Поэтому никак нельзя отрицать положительное влияние физической деятельности на работоспособность и здоровье человека. Спортивная деятельность необходима для лучшего функционирования организма, повышения работоспособности и настроения. Как известно, режим питания также немаловажен для здоровья. Однако четкий режим питания имеет далеко не каждый ученик (Приложение 2 рисунок 2.10).Среди 2-классов 63% школьников не имеют режима питания, во время дня они просто часто перекусывают. Среди 3 и 4-классов таких только 25%. Среди школьников 39% ложатся спать на полный желудок, почти сразу после того, как поужинали. Можно сказать, что необходимо следовать четкому режиму питания, активно кушать в первой половине дня и не особо наедаться во второй. Съеденная на ночь пища или выпитая жидкость идут только во вред организму. Половина школьников нашего лицея проводит время перед телевизором. Компьютер и телевизор являются наиболее сильными отвлекающими факторами, негативно влияющими на организм учащегося (Приложение 2 рисунок 2.11). Таким образом, мы видим, что недосыпание очень негативно влияет на состояние организма, причем не только физическое, но и психическое. Те ребята, которые высыпаются, по праву считают себя здоровыми людьми. Режим любого человека, а школьника особенно, должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приёма пищи, сна. Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным? Поэтому я решила понаблюдать, что произойдет, если один вечер лечь спать вовремя, а другой вечер лечь поздно, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника. В течение недели я записывала свои наблюдения (Приложение 3). Исследование показало, что:
Выводы:
Давно уже замечено, что если человек рано ложится спать и рано встает, то он долго сохраняет хорошую работоспособность и чувствует себя бодрее, чем лежебока. Вспомним нашу пословицу: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». У англичан есть похожая: «Рано ложись и рано вставай – будешь здоровым, богатым и мудрым». Заключение Исследование проблемы показало, что сон – действительно важное и необходимое условие жизни, он защищает наш организм от переутомления и бережёт здоровье. Систематическое нарушение режима сна приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушению нервной системы. Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:
Выдвигаемая в начале работы гипотеза, подтвердилась: от параметров сна зависит его качество, которое влияет на состояние здоровья ребенка и трудоспособность (учебная деятельность). По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для школьников, которые представлены в буклете (Приложение 4). СПИСОК ЛитературЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета Перед Вами анкета, на результатах которой будет основываться научное исследование, поэтому просьба отнестись к заданию серьезно. Вам требуется ответить на нижеследующие вопросы. На некоторые уже предложены варианты ответов. Вам остается только выбрать (не обязательно один вариант). Если подходящего варианта нет, вы можете написать свой ответ рядом или в конце анкеты как примечание. На некоторые другие вопросы Вам придется ответить самостоятельно. Анкета анонимна. Вы указываете лишь пол и класс. Заранее спасибо! Пол: М Ж класс - __________
Да, я ложусь в ___ часов и встаю в ______ часов Нет, я сплю в среднем ___часов, но в разное время суток
Да, всегда засыпаю сразу Иногда лежу дольше 15 минут Иногда не могу заснуть больше получаса
Высыпаетесь Не высыпаетесь
Да, потому что я мало сплю Да, потому что на уроках неинтересно Нет, потому что интересно Нет, потому что я высыпаюсь
Все равно не засну Поздно ложатся родители, брат, сестра Делаю уроки, занимаюсь Читаю книги, смотрю телевизор, сижу за компьютером
Да Нет Иногда
Рано ложиться и рано вставать Поздно ложиться и поздно вставать Рано ложиться и поздно вставать Поздно ложиться и рано вставать
Легко Не очень легко Очень трудно
Сплю в свободной одежде Сплю, в чем засну Сплю в проветренной комнате Не проветриваю Сплю на удобной кровати с чистым постельным бельем Читаю книгу в кровати Со светом из другой комнаты С включенным телевизором
Будете делать до ночи и ляжете поздно Встанете пораньше и доделаете утром
Да, в среднем раз в неделю Да, в среднем раз в 3-4 недели Не пропускаю по этой причине
Позеваю - и перестану Буду соображать медленнее Будет болеть голова, и мне будет трудно работать Понизится настроение Буду вялым и медлительным Вообще ничего делать не смогу Снизится, существенно Почти не снизится
Да Нет Большое спасибо! Приложение 2 Таблица 1 – График сна
Таблица 2 – Бессонница
Таблица 3 – Хочется ли Вам спать на уроках
Таблица 4 – Причина позднего засыпания
Таблица 5 – Просыпаетесь ли Вы ночью
Таблица 6 – Жаворонки и совы
Таблица 7 – Легко ли Вы просыпаетесь утром
Таблица 8 – Гигиена сна
Таблица 9 – Пропускаете ли Вы школу, потому что Вам надо отоспаться
Таблица 10 – Работоспособность при недосыпании
Таблица 11 – Спортивная жизнь школьников
Таблица 12 – Питание
Таблица 13 – Просмотр телевизора перед сном
Рисунок 2.1 – Продолжительность сна учащихся 2-4 классов Рисунок 2.2 – Просыпаетесь ли Вы ночью? Рисунок 2.3 – Как засыпают учащиеся 2-4 классов Рисунок 2.4 – Хочется ли Вам спать на уроках Рисунок 2.5 – Причина, по которой поздно ложатся спать учащиеся 2-4 классов Рисунок 2.6 – Гигиена сна Рисунок 2.7 – Процентное соотношение количества "сов", "жаворонков" и "голубей" среди 2-4 классов Рисунок 2.8 – Снижается ли Ваша работоспособность, если Вы не выспались? Рисунок 2.9 – Спортивная жизнь учащихся 2-4 классов Рисунок 2.10 – Питание учащихся 2-4 классов Рисунок 2.11 – Перед сном Вы проводите время перед телевизором? Приложение 3 Лист наблюдений
Приложение 4 * * * Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну. * * * Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна. * * * Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы. * * * Непосредственно перед сном прекращай подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора. * * * Учёные выяснили, что лучшие друзья при засыпании - это затемнение комнаты и тишина. * * * Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло. ПОЛНОЦЕННОГО СНА ПРАВИЛА МАОУ лицей №12 г. Екатеринбург ♦Зарядка для тела (ежедневная утренняя гимнастика). ♦ Зарядка для ума (активная умственная нагрузка). ♦ Прогулка на свежем воздухе в течение 1,5 часов. ♦ 5-разовое питание (питайся часто и понемногу). ♦ Ложись спать не позднее 22 часов. Зангирова Даша 4-г класс * * * Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим матрасом. * * * Помни, нельзя спать в том, в чём ты ходил днём! Ночная одежда должна быть из натуральных тканей, без грубых швов и тугих резинок. * * * Воздержись от еды в позднее время! Ужин должен быть за 2-3 часа до сна. ЭТО ИНТЕРЕСНО! Многие знают, что Дмитрий Менделеев открыл свою периодическую систему во сне. Неужели можно совершить открытие, просто увидев сон? В действительности перед нами завершение мысли не днём, а когда человек спит. Бывает вечером, что-то решить не можешь, а утром решение приходит само. Не зря на Руси говорят: утро вечера мудренее! Наполеон Бонапарт говорил о норме сна: «Четыре часа – для мужчин, пять – для женщин». При этом сам он ложился спать в 9 вечера, а в час ночи вставал бодреньким, как огурец. Леонардо да Винчи отменил ночной сон вообще, зато каждые четыре часа ложился вздремнуть на 15 минут, тратя в итоге за сутки на сон 1,5 часа, посвящая все остальное время своим исследованиям и экспериментам. Возможно, именно благодаря этому он и прожил долгую, насыщенную жизнь, оставив множество гениальных работ в самых разных областях науки и искусства. Если гормон сна (мелатонин) вырабатывается, то ваша жизнь продлевается. Но проблема в том, что в достаточном количестве мелатонин вырабатывается лишь до возраста 25-30 лет, а затем выработка этого гормона всё больше уменьшается, что неуклонно ведёт организм к старению. Не сокращайте свой сон в детстве! Утомление, истощение, перенесённое тяжёлое заболевание - повышает потребность во сне, увеличивает сонливость. Человек, достигший 60 лет, в среднем проспал примерно 20 лет! Получается, сну мы отдаем треть нашей жизни! Не огорчайтесь! Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать и активно отдыхать – читать, играть в подвижные игры, заниматься спортом, посещать театры и т.п. МАОУ лицей №12 Рекомендации |
Программа дисциплины Культурология для направления 030500. 62 подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа разработана в соответствии с: 2Цели освоения дисциплины... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика» | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Финансы... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... |