Скачать 71.42 Kb.
|
Сидько Елена Николаевна, учитель физической культуры МОУ «Гимназия №1 им. В.Я.Шишкова» г. Бежецка Тверской областиПроект «Восстанови свою осанку»Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава? Великий мудрец ответил:»Ни богатство, ни слава не делает ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!» Хорошее здоровье - один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять. В последнее время ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.Цель нашего проекта – создание целостной системы развития и коррекции осанки учащихся начальных классов. Задачи: 1.Вовлечение обучающихся в активный исследовательский процесс. 2. Активизация потребности в здоровом образе жизни. 3. Формирование активного двигательного стереотипа жизнедеятельности. 4. Создание комплекса физических упражнений на коррекцию и формирование осанки для учеников 1-4 классов. Одним из ключевых предметов в выработке мотивации каждого ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического совершенствования. Ребенок должен внутренне принять позицию: «Это мне надо!», «В этом я через неделю, месяц, год могу достичь успеха». Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не мало важно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение. Одной из самых распространенных патологий школьного возраста является патология опорно – двигательного аппарата, разделяемая большинством ортопедов на функциональную и врожденную. К функциональной патологии относятся нарушения осанки всех типов и видов и функциональное плоскостопие, а также субклинические проявления юношеского остеохондроза. Поэтому данный проект рассчитан на коррекцию, а затем на развитие и совершенствование мышечного корсета как правильного формирования телосложения и физического развития и актуален для всех учащихся. Наиболее распространенные дефекты осанки проявляются в асимметрии положения плечевого и тазового пояса, увеличении физиологических изгибов позвоночника и угла наклона таза, боковом искривлении позвоночника в вертикальном положении обследуемого, которые уже встречаются у детей младшего школьного возраста (K.N. Kovalenko, A.Yu. Mushkin, 1997). Осанка имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться в зависимости от условий, состояния организма, физической подготовленности и других факторов. Количество нарушений возрастает в период полуростового и ростового скачка, полового созревания, особенно среди девочек (О. А. Козырева, 1998). В школе особенно важно рано выявлять все функциональные нарушения, в том числе, и со стороны опорно – двигательного аппарата (ОДА). Актуальность данной программы заключается и в том, что: во – первых, функциональные нарушения могут быть исправлены методами и средствами физического воспитания в совокупности с ортопедической помощью; во – вторых, процент детей с данной патологией колеблется стабильно от 35 до 65% учащихся. Учитывая низкие показатели физического развития школьников и большой процент школьников с нарушениями осанки и слабым мышечным корсетом, программа по коррекции и формированию осанки, включающая комплексы на развитие всех групп мышц и их выносливость является весьма актуальной. В школе был проведен медицинский осмотр, который выявил нарушения осанки у детей начальных классов и результаты были неутешительными. Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными и добрыми. Но многие родители не дают своим детям правильно физического воспитания из-за незнания азов физической культуры. И успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадает работа над хорошей правильной осанкой. В нашей стране огромное внимание уделяется здоровью подрастающего поколения. В школьный период формируются основы психологического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях школы и семьи. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в школьном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, слабостью мышечного корсета, неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во время игры, врождённые аномалии развития грудной клетки, позвоночника и т.д. вызывают развитие нарушения осанки. Плохая осанка не только портит фигуру, но и существенно влияет на физическое развитие, снижает жизненные функции организма, его работоспособность. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по исправлению. В настоящее время много школьников имеют нарушение осанки. Первым этапом была проведена диагностика учеников начальных классов совместно с врачом и были выявлены нарушения. 1 класс – 32%, 2 класс- 6о%, 3 класс – 80%, 4 класс – 79%. Результаты были неутешительные. Мы восхищаемся людьми, которые могут держаться прямо. Не случайно сравнения: «Какая стройная девочка, ну, прямо, березка!».»Прекрасно сложен молодой человек, стройный, как Аполлон». Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека. Схема осмотра: В начале проводится общий осмотр при котором определяется телосложение ребенка, состояние его мускулатуры,. Осмотр проводится в следующей последовательности: спереди, сбоку, сзади и в наклоне вперед. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом, с целью проверки способности ребенка волевым усилием изменять осанку. Осмотр сбоку: отмечаем расположение всех частей тела сверху вниз: положение головы, положение плечевого пояса, форма грудной клетки и живота, форма спины, угол наклона таза, ось нижних конечностей. Принято выделять следующие виды нарушения осанки сагиттальной плоскости: 1- сутулая спина, 2 - круглая спина, 3 - плоская спина, 4 - плосковогнутая спина, 5 – кругло - вогнутая спина. Вторым этапом мы изучили отношение детей к собственному здоровью. Было определено три типа отношений. Полученные результаты также не радовали. 35% относились к пассивно-равнодушному типу. Это дети, которые понимают важность здорового образа жизни, но не прилагают никаких усилий для своего физического развитиям, и ведут спонтанный образ жизни. 40% - устойчиво дестабилизирующий тип. Это дети, которые не задумываются о значении здорового образа жизни, не занимаются спортом. 25% - активно-ответственный тип детей ,которые понимают важность здорового образа жизни, занимаются спортом и не останавливаются на достигнутом. Грубое деление детей на здоровых и больных неправомерно, так как важно обратить внимание даже на небольшие отклонения в состоянии здоровья ребенка, чтобы принять своевременные меры, предупредить развитие болезни. Поэтому данный проект рассчитан на коррекцию, а затем на развитие и совершенствование мышечного корсета как правильного формирования телосложения и физического развития и актуален для всех учащихся. Проводимые на уроках, переменах, группах продленного дня, и в домашних условиях физ. минутки, физ. паузы, позволяют учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма. Чтобы упражнения детям понравились важно обеспечить успех первого занятия, вселить в них веру в себя и свои способности. Ребенок должен внутренне принять позицию: «Это мне надо!», это принесет им радость и вызовет интерес к выполнению комплексов упражнений. Комплекс упражнений предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления поставленной цели во многом зависит от включенности каждого ученика в процесс реализации данного проекта. Предлагаемые учащимся комплексы составлены с учетом возраста, включают доступные упражнения, с последующим его усложнением. Учащиеся школы будут иметь высокий уровень мотивации к занятиям физической культуры. С младшей школы будет сформирована потребность в здоровом образе жизни. У большинства детей будет выработан оптимальный двигательный стереотип жизнедеятельности. Создан комплекс физических упражнений для коррекции и формирования правильной осанки у учеников 1-4 классов. Повторная диагностика показала, что данный проект и все мероприятия связанные с ним в результате дали положительные улучшения и повысило сопротивляемость не благоприятным факторам жизни. Летний оздоровительный лагерь. Каникулы – латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. В созвездии дней школьного года самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебное время должно обязательной прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Специфика организации жизнедеятельности детей в рамках летнего лагеря является продолжение реализации проекта «Восстанови свою осанку», проводимой в течение учебного года. Таким образом, в период каникул реализация проекта не прекращает свое функционирование, а реализуется далее в период работы пришкольного лагеря в каникулярное время. Варианты реализации проекта могут быть различными и строятся не только на основе комплексов упражнений, но и через игры с правилами, предусматривающими формирование правильной осанки. Подвижные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на организм ребенка и высокую эмоциональную насыщенность. Обстановка школьного оздоровительного лагеря существенно отличается от тех условий, которые характерны для организации в течении учебного года. В первую очередь это связано с отсутствием строгой регламентации деятельности и представлением ребенку более широкого спектра возможностей. Осанка не развивается сама по себе, а формируется с детства. Чтобы предотвратить нарушение осанки важно с раннего возраста физически развивать ребенка. Очень полезны подвижные игры и занятия связанные с мышечной деятельностью. К концу лагерной смены были подведены итоги и награждены самые активные ребята. |
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни... Программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя на начальном этапе обучения в пятом классе.... | Используемая литература 11 Специалисты признают, что не сегодняшний день туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики,... | ||
Стволовая часть головного мозга План Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;... | Урок по предмету «Истоки» в 9 классе. Тема: «Слава и успех» Цели:... Этот урок – добрым или горьким. Неважно и то – был ли он в истории первым, вторым или третьим. Важно, чтобы он был всегда единственным... | ||
Категории кредита и кредитования в настоящее время не вызывает сомнений Кредитование населения в настоящее время является наиболее активно развивающейся банковской операцией и, одновременно, важным условием... | Лабораторная работа. «Кинетика и катализ» Разработка рациональной технологической схемы нефтеперерабатывающего завода с подбором технологических установок и определением наиболее... | ||
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека... | Руководством В. Н. Ирхина, д п. н, профессор Белгу по теме: «Технология... В наш век технического прогресса возникла большая проблема сохранение здоровье человека. Мы прекрасно знаем, что здоровье – это неоценимое... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С его помощью появилась возможность участвовать в интернет конференциях, находить единомышленников и друзей по всему миру, заниматься... | Конкурсная программа «А ну-ка, бабушки» «Мы помним свято обо всем,... «Моя семья – мое богатство» (вечер отдыха, посвященный Дню любви, семьи и верности) | ||
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее 2007» Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кровотечения наиболее опасные посттравматические осложнения, угрожающие жизни пострадавшего человека. Степень возможного риска зависит... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Камю? Какую стратегию выбирает он сам Какая из стратегий кажется вам наиболее разумной Можно ли вообще жить, не имея цели и смысла... | Твои эмоции и здоровье Объяснить, что все, что происходит в жизни, вызывает у человека различные чувства, или эмоции | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с правом человека на физическое,... | Значение музыки в жизни человека Роль и значение музыки в жизни современного человека нельзя переоценить. Появившись около сорока тысяч лет назад, она заняла место... |