Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным.





Скачать 229.89 Kb.
НазваниеПояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным.
Дата публикации29.08.2014
Размер229.89 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
«Пятиклассники»

Пояснительная записка

Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, у учеников, отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.

К сожалению, иногда в силу ряда объективных обстоятельств и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.

Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.

Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.

Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из 8 разделов и рассчитана на 35 часов. Каждое занятие рассчитано на один академический час.

В данной работе представлены разработки занятий с элементами тренинга, которые рекомендуется проводить с начала учебного года. Кроме того, предлагаемые диагностические методики, могут быть использованы педагогом-психологом в данный период.

Актуальность: Часть занятий посвящена развитию навыков здорового жизненного стиля и профилактике вредных привычек, что становится особенно актуально в последнее время.

Цель программы:
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи:
1. Формирование у обучающихся:
· представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
· навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;
· адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
· представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.
2. Ознакомление обучающихся:
· с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;
· с разными формами коммуникации;
· с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
3. Создание условий для:
· снижения тревожности;
· развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
· выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Категория участников: педагоги, родители, учащиеся 5 классов. Программа психопрофилактической направленности, помогающая в преодолении школьных проблем.

Ожидаемый результат:

Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.

Предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся.

Снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.

Система контроля:

1. Тестирование обучающихся.

2. Анкетирование участников образовательного процесса.

3. Наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебное и во внеурочное время.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №6 городского округа Отрадный Самарской области

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: «УТВЕЖДАЮ»

на заседании МО гуманитарного профиля с научно-методическим советом Директор ГБОУ СОШ №6г.о.Отрадный

Протокол № ____________________ _____________Н.Н.Ивкова

От «___»_________20_____г. «____»_________20___г. «_____»__________20____г.

Профилактическая программа

по адаптации учащихся к среднему звену

«Пятиклассники»

Составитель: Черкасова И.А.

г.Отрадный

2013г.

Содержание профилактической программы

по адаптации учащихся к среднему звену

«Пятиклассники»


занятия

тема

Количество часов




Раздел 1. Что такое 5 класс!

8

1

Давайте познакомимся

2

2

Мы и наше настроение

1

3

Мы и наш режим дня

1

4

Мы и наши привычки

1

5

Наши недостатки и наши достоинства

1

6

Наши права и наши обязанности

1

7

Мы и класс

1




Раздел 2. Новичок в средней школе

2

8

Встречаем новенького

2




Раздел 3. Познай себя

5

9

Познаем себя

2

10

Мои способности

1

11

Мой характер

1

12

Мой темперамент

1




Раздел 4. Мир эмоций

3

13

Наши эмоции

2

14

Групповой портрет

1




Раздел 5. Понимаем ли мы друг друга

3

15

Будь внимателен!

2

16

Умей учитывать позицию другого

1




Раздел 6. Что такое Я?

4

17

Кто такой «Я»

1

18

Мои заветные желания

1

19

«Вот он - Я!»

2




Раздел 7. Я и Ты: разговор о дружбе!

4

20

Ищу друга

1

21

Учимся слушать друг друга

1

22

Почему люди ссорятся?

1

23

Вот тебе моя рука

1




Раздел 8. Наши уроки и учителя

6

24

Легко ли быть учеником?

1

25

Что поможет мне учиться?

1

26

Чего я боюсь?

1

27

Я и учеба

1

28

Ставим цели

1

29

Наши учителя

1




итого

35


Тематический план занятий

профилактической программы по адаптации учащихся к среднему звену

«Пятиклассники»

Цель программы: Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Категория обучающихся: учащиеся 5 класса.

Срок обучения: 35 занятия.

Режим занятий: Возраст 11- 12 лет - 1 раза в неделю по 40 минут.




тема

Цели и задачи

Формы работы, упражнения




Раздел 1. Что такое 5 класс!







1

Давайте познакомимся

Развивать представления о новом социальном статусе пятикл. по сравнению со статусом уч-ся нач.шк, дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям

Упр: «Имя и цвет», «Мячи», «Встаньте те, кто…», «Что важно для меня», «Продолжи фразу», «Как мы похожи», Правила, которые помогают нам», «Руки», «Школьный путь». Рефлексия

2

Мы и наше настроение-от кого и от чего оно зависит?

Развитие навыков произвольного контроля и регуляции своего настроения


Рис. «Мой портрет в лучах солнца». Игра: «Встаньте, сколько назовут». Упр: «Изобрази настроение когда…», «Вверх по радуге». Продолжи фразу «Настроение-это…»

3

Мы и наш режим дня

Формирование представления о режиме дня, самостоятельно планировать дела с учетом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек

Упр: «Нос-пол-потолок». Продолжи фразу«…я делаю, это…». Беседа. Моя рабочая неделя», «Ассоциации»

4

Мы и наши привычки

Закрепление навыков соблюдения правил личной гигиены, развивать убеждения в преимуществах опрятности, стремление быть аккуратным

Упр: «Любое число», продолжи фразу «Гигиена-это…», «Аукцион идей»

5

Наши недостатки и наши достоинства

Развивать позитивное самовосприятие и навыки самоанализа.

Упр: «Имя и эпитет», «Моя вселенная», «Ярмарка достоинств», «Вверх по радуге», «Телеграмма»

6

Наши права и наши обязанности

Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях, дальнейшем развитии навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои права

Игра: «Шестерка», «Опиши чувства». Беседа «Как отстаивать свои личные права»

7

Мы и класс

Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы;
осмыслить себя как члена группы

Упр: «Коллективный счет» ,Коллаж, Проективная методика «Дерево». Анкета «пятиклассник!»




Раздел 2. Новичок в средней школе







8

Встречаем новенького

Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и
сравнивать свои достижения с успехами других.



Упр: «Добрый и злой мяч», «Воображала», «Новичок Том». Беседа «Будем учиться на отлично».




Раздел 3. Познай себя







9

Познаем себя

Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию

Упр:«Море волнуется», «О тебе», Цвет настроения», «Кто Я?», «Вот Якакой!Угадали?», «Горячий стул», «Я рад общаться с тобой», «Я думаю, что…», «Ошибка Мишани»

10

Мои способности

Расширять знания о самом себе, обучать методам самопознания, самосовершенствования

Беседа «Что такое способности?» Память. Внимание. Мышление. Диагностика

11

Мой характер

Расширять знания о самом себе, обучать методам самопознания, самосовершенствования

Беседа «Что такое характер?». Тестирование: Капитан?Рулевой?Пассажир? Самохарактеристика.

12

Мой темперамент

Расширять знания о самом себе, обучать методам самопознания, самосовершенствования

Беседа «Что такое темперамент?» Тестирование: определение типа темперамента




Раздел 4. Мир эмоций







13

Наши эмоции

Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние

Игра: «Угадай эмоцию», «Фигуры эмоций» «Дорисуй и передай эмоцию», «Ха-ха», «Походки», «Назови эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Поставь балл эмоции». Релаксация-Цветок

14

Групповой портрет

Обучение способам проявления дружелюбия и доброжелательности, умение принимать других такими, какие они есть, развитие навыков уверенного поведения и социальной компетентности

«Угадай внутреннее состояние своего соседа», «Театр масок», «В лучах солнца», «Обратная связь». Шкала самооценки




Раздел 5. Понимаем ли мы друг друга







15

Будь внимателен!

Предоставить детям возможность моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные); развивать ответственность за свои поступки

Упр: «Где я?», «Эксперимент», «Не повторяться», «Два дела одновременно», Мини-лекция: «Правила самоорганизации внимания», «Письмо», «Расстановка чисел»

16

Умей учитывать позицию другого

Формирование навыков общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию

Упр: «Ссора», «Встреча», «Жмурки», «Ключ», «Найди ведущего», «На узкой тропинке». Рефлексия




Раздел 6. Что такое Я?







17

Кто такой «Я»

Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию

Игра: «Что такое Я», «Вглядись в себя», «Интервью». Упр: «Мои слабые и сильные стороны». Психологический автопортрет

18

Мои заветные желания




Упр: «Движение по кругу», «Я на лестнице», «Цветик-Семицветик», коллаж «Мои мечты, желания»

19

«Вот он - Я!»

Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги

Упр: «Светофор», «Волшебная эмблема», «В гостях у сказки», «Прощание»




Раздел 7. Я и Ты: разговор о дружбе!







20

Ищу друга

Помочь учащимся определить критерии дружеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыслить и получить опыт предъявления себя



Упр: «Пальчики», Объявление: «Ищу друга». Дискуссия

21

Учимся слушать друг друга

Показать значимость друг друга. Показать значимость собственного «Я». Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими

Упр: «Где Я?», «Рисунок по инструкции», «Умеете ли вы слушать?», «Пойми меня». Тест: «Умеете ли вы слушать?»

22

Почему люди ссорятся?

Познакомить с понятием «конфликт». Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации. Обучать способам выхода из конфликтной ситуации

Игра: «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Перетягивание каната», «Петухи». Тест: «Конфликтный ли ты человек?»

23

Вот тебе моя рука

Развивать навыки возможных выходов из конфликтных ситуаций. Развитие эмпатии

Упр: «Мостики дружбы», «Рука друга». Релаксация «Лес». Рефлексия




Раздел 8. Наши уроки и учителя







24

Легко ли быть учеником?

Помочь осознать какие качества необходимы хорошему ученику, способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности

Притча о башмачнике. Игра: «Идеальный ученик». Дискуссия. Рефлексия

25

Что поможет мне учиться?

Помочь осознать правила работы на уроке способствовать самораскрытию и развитию эмпатии

Упр: «Нарисуй свое настроение», «Правила поведения в школе, на урок». Дискуссия. Рефлексия

26

Чего я боюсь?

Научить распознавать свои школьные страхи. Помочь найти способы их преодоления; снизить школьную тревожность

Упр: Если весело живется, делай так», «Чего я боюсь?», «На ошибках учатся», «Рисуем слово». Рефлексия

27

Я и учеба

Формирование положительных учебных мотивов, снятие чувства тревоги, сплочение группы

Упр: «От всей души!», «Незаконченные предложения…». Диагностика. Как организовать свои занятия…рабочее место…Дискуссия Школьная оценка.

28

Ставим цели

Помочь в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе

Упр: «Ставим цели», «Доброжелательное послание», «Мои цели», «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?», «Положительное и отрицательное». Рефлексия

29

Наши учителя

Формирование представлений о педагогах как об интересных личностях

Упр: «Что ты услышал?», «Как зовут наших учителей», «Настоящий учитель-это…», напиши 5 качеств об учителе, «Какие они, наши учителя?», «Если бы директором был я»




Итого:

35




Учебный план занятий

по адаптации учащихся к среднему звену

«Пятиклассники»

Цель программы: Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Категория обучающихся: учащиеся 5 класса

Срок обучения: 35 занятия

Режим занятий: Возраст 11- 12 лет - 1 раза в неделю по 40 минут



тема

всего

В том числе

Форма контроля

Теоретич

Практич

Раздел 1. Что такое 5 класс!

1

Давайте познакомимся

2

5мин

75мин

Тренинг. Наблюдение. Рефлексия

2

Мы и наше настроение-от кого и от чего оно зависит?

1

5мин

35мин

Беседа-рассуждение. Анализ ответов. Рефлексия

3

Мы и наш режим дня

1

5мин

35мин

Беседа. Упражнения. Игры. Рефлексия

4

Мы и наши привычки

1

5мин

35мин

Самоанализ. Упражнения. Игры. Рефлексия

5

Наши недостатки и наши достоинства

1

5мин

35мин

Беседа-рассуждение. Упражнения.Наблюдение

6

Наши права и наши обязанности

1

5мин

35мин

Беседа. Игры.Наблюдение

7

Мы и класс

1

5мин

35мин

Упражнения.Групповая работа. Диагностика. Анкетирование

Раздел 2. Новичок в средней школе

8

Встречаем новенького

2

5мин

35мин

Беседа-рассуждение. Анализ ответов. Наблюдение. Рефлексия

Раздел 3. Познай себя

9

Познаем себя

2

5мин

75мин

Диалог-рассуждение. Игры. Наблюдение. Рефлексия

10

Мои способности

1

5мин

35мин

Беседа. Диагностика

11

Мой характер

1

5мин

35мин

Беседа. Тестирование. Самохарактеристика

12

Мой темперамент

1

5мин

35мин

Беседа. Тестирование

Раздел 4. Мир эмоций

13

Наши эмоции

2

5мин

75мин

Игры. Упражнения. Релаксация.Наблюдение. Рефлексия

14

Групповой портрет

1

5мин

35мин

Игры упражнения. Самооценивание. Рефлексия

Раздел 5. Понимаем ли мы друг друга

15

Будь внимателен!

2

5мин

75мин

Мини-лекция. Упражнения. Игры. Наблюдение. Рефлексия

16

Умей учитывать позицию другого

1

5мин

35мин

Игровые упражнения. Наблюдение. Рефлексия

Раздел 6. Что такое Я?

17

Кто такой «Я»

1

5мин

35мин

Игровые упражнения. Наблюдение. Психологический автопортрет. Рефлексия

18

Мои заветные желания

1

5мин

35мин

Самоанализ. Презентация. Наблюдение. Рефлексия

19

«Вот он - Я!»

2

5мин

75мин

Игры. Упражнения. Презентация. Рефлексия

Раздел 7. Я и Ты: разговор о дружбе!

20

Ищу друга

1

5мин

35мин

Упражнения. Дискуссия. Наблюдение. Рефлексия

21

Учимся слушать друг друга

1

5мин

35мин

Упражнения. Тестирование

22

Почему люди ссорятся?

1

5мин

35мин

Беседа-диалог. Игровые упражнения. Наблюдение. Тестирование Рефлексия

23

Вот тебе моя рука

1

5мин

35мин

Игры. Наблюдения. Релаксация. Рефлексия

Раздел 8. Наши уроки и учителя

24

Легко ли быть учеником?

1

5мин

35мин

Прослушивание притчи о башмачнике. Игры. Дискуссия. Рефлексия

25

Что поможет мне учиться?

1

5мин

35мин

Упражнения. Дискуссия. Рефлексия

26

Чего я боюсь?

1

5мин

35мин

Упражнения. Наблюдение. Рефлексия.

27

Я и учеба

1

5мин

35мин

Упражнения. Диагностика. Дискуссия. Рефлексия.

28

Ставим цели

1

5мин

35мин

Игровые упражнения. Наблюдение. Рефлексия.

29

Наши учителя

1

5мин

35мин

Упражнения. Беседа. Ответы. Самоанализ. Рефлексия.




итого

35










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconПрограмма по биологии разработала преподаватель: Дьяченко Е. А
Жизнь человека, его здоровье, условия его труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими другими...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconОднажды Сократа спросили: Что является для человека наиболее ценным...
Цель нашего проекта – создание целостной системы развития и коррекции осанки учащихся начальных классов
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconПерспективы использования электронного обучения в начальной школе
Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconВсе главное в судьбе человека начинается со школьной скамьи. Каким...
Семенюгина Н. В. выпуск 1978 года – директор школы, Шевцов Ю. П. выпуск 1974 года — учитель технологии, Ковалева О. Н. выпуск 1994...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшний наш урок был как никогда добрый, потому что говорить мы сегодня будем о…
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconЗам директора по вр: Комолятова О. В
В1: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы собрались в этом уютном зале, чтобы встретиться с одноклассниками и учителями, чтобы вспомнить...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мне бы тоже очень хотелось, чтобы сегодняшний урок запал вам в память и пусть даже через годы, но все же дал ростки
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconРассказать о школе, чем я живу как учитель
Еще будучи молодым учителем, имеющим много идей, планов, задумок, хотелось успеть всё! Очень хотелось, чтобы все мои ученики стремились...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая княгиня прекрасно играет на фортепьяно; нужно постараться, чтобы в ее комнатах был хороший инструмент; она очень любит цветы,12...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. icon«Роль спорта в предотвращении формирования вредных привычек у школьников»
Актуальность работы. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако, ряд привычек которые человек может начать приобретать...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconРеферат по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обуче­ния...
Планирование производственной деятельности: Методические указания по написанию реферата / Сост. В. А. Чеванин, Б. А. Карташов, Т....
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconУспешный педагог кто он?
Школа… Школьные годы – это целая эпоха в жизни любого человека. Память надолго хранит тот день, когда мы пришли в первый класс, когда...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconВ: Они уже стоят на старте. Для них – последний школьный праздник! В
Нам хотелось, чтобы это праздник еще больше сблизил всех нас, чтобы оставил в сердцах каждого из пришедших сюда самые радостные,...
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconРеферат по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обуче­ния...
Инновационный менеджмент: Методические указания по написа-нию реферата / Сост. Б. А. Карташов. В. А. Чеванин Т. А. Смелова, А. Е....
Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. iconСтволовая часть головного мозга План
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск