«Пятиклассники»
Пояснительная записка
Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, у учеников, отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.
К сожалению, иногда в силу ряда объективных обстоятельств и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.
Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.
Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.
Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из 8 разделов и рассчитана на 35 часов. Каждое занятие рассчитано на один академический час.
В данной работе представлены разработки занятий с элементами тренинга, которые рекомендуется проводить с начала учебного года. Кроме того, предлагаемые диагностические методики, могут быть использованы педагогом-психологом в данный период.
Актуальность: Часть занятий посвящена развитию навыков здорового жизненного стиля и профилактике вредных привычек, что становится особенно актуально в последнее время.
Цель программы: Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи: 1. Формирование у обучающихся: · представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене; · навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других; · адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения; · представления о себе как о человеке с большими возможностями развития. 2. Ознакомление обучающихся: · с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований; · с разными формами коммуникации; · с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни. 3. Создание условий для: · снижения тревожности; · развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; · выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
| Категория участников: педагоги, родители, учащиеся 5 классов. Программа психопрофилактической направленности, помогающая в преодолении школьных проблем.
Ожидаемый результат:
Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.
Предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся.
Снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.
Система контроля:
1. Тестирование обучающихся.
2. Анкетирование участников образовательного процесса.
3. Наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебное и во внеурочное время.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №6 городского округа Отрадный Самарской области
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: «УТВЕЖДАЮ»
на заседании МО гуманитарного профиля с научно-методическим советом Директор ГБОУ СОШ №6г.о.Отрадный
Протокол № ____________________ _____________Н.Н.Ивкова
От «___»_________20_____г. «____»_________20___г. «_____»__________20____г.
Профилактическая программа
по адаптации учащихся к среднему звену
«Пятиклассники»
Составитель: Черкасова И.А.
г.Отрадный
2013г.
Содержание профилактической программы
по адаптации учащихся к среднему звену
«Пятиклассники»
занятия
| тема
| Количество часов
|
| Раздел 1. Что такое 5 класс!
| 8
| 1
| Давайте познакомимся
| 2
| 2
| Мы и наше настроение
| 1
| 3
| Мы и наш режим дня
| 1
| 4
| Мы и наши привычки
| 1
| 5
| Наши недостатки и наши достоинства
| 1
| 6
| Наши права и наши обязанности
| 1
| 7
| Мы и класс
| 1
|
| Раздел 2. Новичок в средней школе
| 2
| 8
| Встречаем новенького
| 2
|
| Раздел 3. Познай себя
| 5
| 9
| Познаем себя
| 2
| 10
| Мои способности
| 1
| 11
| Мой характер
| 1
| 12
| Мой темперамент
| 1
|
| Раздел 4. Мир эмоций
| 3
| 13
| Наши эмоции
| 2
| 14
| Групповой портрет
| 1
|
| Раздел 5. Понимаем ли мы друг друга
| 3
| 15
| Будь внимателен!
| 2
| 16
| Умей учитывать позицию другого
| 1
|
| Раздел 6. Что такое Я?
| 4
| 17
| Кто такой «Я»
| 1
| 18
| Мои заветные желания
| 1
| 19
| «Вот он - Я!»
| 2
|
| Раздел 7. Я и Ты: разговор о дружбе!
| 4
| 20
| Ищу друга
| 1
| 21
| Учимся слушать друг друга
| 1
| 22
| Почему люди ссорятся?
| 1
| 23
| Вот тебе моя рука
| 1
|
| Раздел 8. Наши уроки и учителя
| 6
| 24
| Легко ли быть учеником?
| 1
| 25
| Что поможет мне учиться?
| 1
| 26
| Чего я боюсь?
| 1
| 27
| Я и учеба
| 1
| 28
| Ставим цели
| 1
| 29
| Наши учителя
| 1
|
| итого
| 35
|
Тематический план занятий
профилактической программы по адаптации учащихся к среднему звену
«Пятиклассники»
Цель программы: Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе. Категория обучающихся: учащиеся 5 класса.
Срок обучения: 35 занятия.
Режим занятий: Возраст 11- 12 лет - 1 раза в неделю по 40 минут.
№
| тема
| Цели и задачи
| Формы работы, упражнения
|
| Раздел 1. Что такое 5 класс!
|
|
| 1
| Давайте познакомимся
| Развивать представления о новом социальном статусе пятикл. по сравнению со статусом уч-ся нач.шк, дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям
| Упр: «Имя и цвет», «Мячи», «Встаньте те, кто…», «Что важно для меня», «Продолжи фразу», «Как мы похожи», Правила, которые помогают нам», «Руки», «Школьный путь». Рефлексия
| 2
| Мы и наше настроение-от кого и от чего оно зависит?
| Развитие навыков произвольного контроля и регуляции своего настроения
| Рис. «Мой портрет в лучах солнца». Игра: «Встаньте, сколько назовут». Упр: «Изобрази настроение когда…», «Вверх по радуге». Продолжи фразу «Настроение-это…»
| 3
| Мы и наш режим дня
| Формирование представления о режиме дня, самостоятельно планировать дела с учетом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек
| Упр: «Нос-пол-потолок». Продолжи фразу«…я делаю, это…». Беседа. Моя рабочая неделя», «Ассоциации»
| 4
| Мы и наши привычки
| Закрепление навыков соблюдения правил личной гигиены, развивать убеждения в преимуществах опрятности, стремление быть аккуратным
| Упр: «Любое число», продолжи фразу «Гигиена-это…», «Аукцион идей»
| 5
| Наши недостатки и наши достоинства
| Развивать позитивное самовосприятие и навыки самоанализа.
| Упр: «Имя и эпитет», «Моя вселенная», «Ярмарка достоинств», «Вверх по радуге», «Телеграмма»
| 6
| Наши права и наши обязанности
| Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях, дальнейшем развитии навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои права
| Игра: «Шестерка», «Опиши чувства». Беседа «Как отстаивать свои личные права»
| 7
| Мы и класс
| Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы; осмыслить себя как члена группы
| Упр: «Коллективный счет» ,Коллаж, Проективная методика «Дерево». Анкета «пятиклассник!»
|
| Раздел 2. Новичок в средней школе
|
|
| 8
| Встречаем новенького
| Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
| Упр: «Добрый и злой мяч», «Воображала», «Новичок Том». Беседа «Будем учиться на отлично».
|
| Раздел 3. Познай себя
|
|
| 9
| Познаем себя
| Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию
| Упр:«Море волнуется», «О тебе», Цвет настроения», «Кто Я?», «Вот Якакой!Угадали?», «Горячий стул», «Я рад общаться с тобой», «Я думаю, что…», «Ошибка Мишани»
| 10
| Мои способности
| Расширять знания о самом себе, обучать методам самопознания, самосовершенствования
| Беседа «Что такое способности?» Память. Внимание. Мышление. Диагностика
| 11
| Мой характер
| Расширять знания о самом себе, обучать методам самопознания, самосовершенствования
| Беседа «Что такое характер?». Тестирование: Капитан?Рулевой?Пассажир? Самохарактеристика.
| 12
| Мой темперамент
| Расширять знания о самом себе, обучать методам самопознания, самосовершенствования
| Беседа «Что такое темперамент?» Тестирование: определение типа темперамента
|
| Раздел 4. Мир эмоций
|
|
| 13
| Наши эмоции
| Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние
| Игра: «Угадай эмоцию», «Фигуры эмоций» «Дорисуй и передай эмоцию», «Ха-ха», «Походки», «Назови эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Поставь балл эмоции». Релаксация-Цветок
| 14
| Групповой портрет
| Обучение способам проявления дружелюбия и доброжелательности, умение принимать других такими, какие они есть, развитие навыков уверенного поведения и социальной компетентности
| «Угадай внутреннее состояние своего соседа», «Театр масок», «В лучах солнца», «Обратная связь». Шкала самооценки
|
| Раздел 5. Понимаем ли мы друг друга
|
|
| 15
| Будь внимателен!
| Предоставить детям возможность моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные); развивать ответственность за свои поступки
| Упр: «Где я?», «Эксперимент», «Не повторяться», «Два дела одновременно», Мини-лекция: «Правила самоорганизации внимания», «Письмо», «Расстановка чисел»
| 16
| Умей учитывать позицию другого
| Формирование навыков общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию
| Упр: «Ссора», «Встреча», «Жмурки», «Ключ», «Найди ведущего», «На узкой тропинке». Рефлексия
|
| Раздел 6. Что такое Я?
|
|
| 17
| Кто такой «Я»
| Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию
| Игра: «Что такое Я», «Вглядись в себя», «Интервью». Упр: «Мои слабые и сильные стороны». Психологический автопортрет
| 18
| Мои заветные желания
|
| Упр: «Движение по кругу», «Я на лестнице», «Цветик-Семицветик», коллаж «Мои мечты, желания»
| 19
| «Вот он - Я!»
| Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги
| Упр: «Светофор», «Волшебная эмблема», «В гостях у сказки», «Прощание»
|
| Раздел 7. Я и Ты: разговор о дружбе!
|
|
| 20
| Ищу друга
| Помочь учащимся определить критерии дружеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыслить и получить опыт предъявления себя
| Упр: «Пальчики», Объявление: «Ищу друга». Дискуссия
| 21
| Учимся слушать друг друга
| Показать значимость друг друга. Показать значимость собственного «Я». Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими
| Упр: «Где Я?», «Рисунок по инструкции», «Умеете ли вы слушать?», «Пойми меня». Тест: «Умеете ли вы слушать?»
| 22
| Почему люди ссорятся?
| Познакомить с понятием «конфликт». Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации. Обучать способам выхода из конфликтной ситуации
| Игра: «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Перетягивание каната», «Петухи». Тест: «Конфликтный ли ты человек?»
| 23
| Вот тебе моя рука
| Развивать навыки возможных выходов из конфликтных ситуаций. Развитие эмпатии
| Упр: «Мостики дружбы», «Рука друга». Релаксация «Лес». Рефлексия
|
| Раздел 8. Наши уроки и учителя
|
|
| 24
| Легко ли быть учеником?
| Помочь осознать какие качества необходимы хорошему ученику, способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности
| Притча о башмачнике. Игра: «Идеальный ученик». Дискуссия. Рефлексия
| 25
| Что поможет мне учиться?
| Помочь осознать правила работы на уроке способствовать самораскрытию и развитию эмпатии
| Упр: «Нарисуй свое настроение», «Правила поведения в школе, на урок». Дискуссия. Рефлексия
| 26
| Чего я боюсь?
| Научить распознавать свои школьные страхи. Помочь найти способы их преодоления; снизить школьную тревожность
| Упр: Если весело живется, делай так», «Чего я боюсь?», «На ошибках учатся», «Рисуем слово». Рефлексия
| 27
| Я и учеба
| Формирование положительных учебных мотивов, снятие чувства тревоги, сплочение группы
| Упр: «От всей души!», «Незаконченные предложения…». Диагностика. Как организовать свои занятия…рабочее место…Дискуссия Школьная оценка.
| 28
| Ставим цели
| Помочь в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе
| Упр: «Ставим цели», «Доброжелательное послание», «Мои цели», «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?», «Положительное и отрицательное». Рефлексия
| 29
| Наши учителя
| Формирование представлений о педагогах как об интересных личностях
| Упр: «Что ты услышал?», «Как зовут наших учителей», «Настоящий учитель-это…», напиши 5 качеств об учителе, «Какие они, наши учителя?», «Если бы директором был я»
|
| Итого:
| 35
|
| Учебный план занятий
по адаптации учащихся к среднему звену
«Пятиклассники»
Цель программы: Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе. Категория обучающихся: учащиеся 5 класса
Срок обучения: 35 занятия
Режим занятий: Возраст 11- 12 лет - 1 раза в неделю по 40 минут
№
| тема
| всего
| В том числе
| Форма контроля
| Теоретич
| Практич
| Раздел 1. Что такое 5 класс!
| 1
| Давайте познакомимся
| 2
| 5мин
| 75мин
| Тренинг. Наблюдение. Рефлексия
| 2
| Мы и наше настроение-от кого и от чего оно зависит?
| 1
| 5мин
| 35мин
| Беседа-рассуждение. Анализ ответов. Рефлексия
| 3
| Мы и наш режим дня
| 1
| 5мин
| 35мин
| Беседа. Упражнения. Игры. Рефлексия
| 4
| Мы и наши привычки
| 1
| 5мин
| 35мин
| Самоанализ. Упражнения. Игры. Рефлексия
| 5
| Наши недостатки и наши достоинства
| 1
| 5мин
| 35мин
| Беседа-рассуждение. Упражнения.Наблюдение
| 6
| Наши права и наши обязанности
| 1
| 5мин
| 35мин
| Беседа. Игры.Наблюдение
| 7
| Мы и класс
| 1
| 5мин
| 35мин
| Упражнения.Групповая работа. Диагностика. Анкетирование
| Раздел 2. Новичок в средней школе
| 8
| Встречаем новенького
| 2
| 5мин
| 35мин
| Беседа-рассуждение. Анализ ответов. Наблюдение. Рефлексия
| Раздел 3. Познай себя
| 9
| Познаем себя
| 2
| 5мин
| 75мин
| Диалог-рассуждение. Игры. Наблюдение. Рефлексия
| 10
| Мои способности
| 1
| 5мин
| 35мин
| Беседа. Диагностика
| 11
| Мой характер
| 1
| 5мин
| 35мин
| Беседа. Тестирование. Самохарактеристика
| 12
| Мой темперамент
| 1
| 5мин
| 35мин
| Беседа. Тестирование
| Раздел 4. Мир эмоций
| 13
| Наши эмоции
| 2
| 5мин
| 75мин
| Игры. Упражнения. Релаксация.Наблюдение. Рефлексия
| 14
| Групповой портрет
| 1
| 5мин
| 35мин
| Игры упражнения. Самооценивание. Рефлексия
| Раздел 5. Понимаем ли мы друг друга
| 15
| Будь внимателен!
| 2
| 5мин
| 75мин
| Мини-лекция. Упражнения. Игры. Наблюдение. Рефлексия
| 16
| Умей учитывать позицию другого
| 1
| 5мин
| 35мин
| Игровые упражнения. Наблюдение. Рефлексия
| Раздел 6. Что такое Я?
| 17
| Кто такой «Я»
| 1
| 5мин
| 35мин
| Игровые упражнения. Наблюдение. Психологический автопортрет. Рефлексия
| 18
| Мои заветные желания
| 1
| 5мин
| 35мин
| Самоанализ. Презентация. Наблюдение. Рефлексия
| 19
| «Вот он - Я!»
| 2
| 5мин
| 75мин
| Игры. Упражнения. Презентация. Рефлексия
| Раздел 7. Я и Ты: разговор о дружбе!
| 20
| Ищу друга
| 1
| 5мин
| 35мин
| Упражнения. Дискуссия. Наблюдение. Рефлексия
| 21
| Учимся слушать друг друга
| 1
| 5мин
| 35мин
| Упражнения. Тестирование
| 22
| Почему люди ссорятся?
| 1
| 5мин
| 35мин
| Беседа-диалог. Игровые упражнения. Наблюдение. Тестирование Рефлексия
| 23
| Вот тебе моя рука
| 1
| 5мин
| 35мин
| Игры. Наблюдения. Релаксация. Рефлексия
| Раздел 8. Наши уроки и учителя
| 24
| Легко ли быть учеником?
| 1
| 5мин
| 35мин
| Прослушивание притчи о башмачнике. Игры. Дискуссия. Рефлексия
| 25
| Что поможет мне учиться?
| 1
| 5мин
| 35мин
| Упражнения. Дискуссия. Рефлексия
| 26
| Чего я боюсь?
| 1
| 5мин
| 35мин
| Упражнения. Наблюдение. Рефлексия.
| 27
| Я и учеба
| 1
| 5мин
| 35мин
| Упражнения. Диагностика. Дискуссия. Рефлексия.
| 28
| Ставим цели
| 1
| 5мин
| 35мин
| Игровые упражнения. Наблюдение. Рефлексия.
| 29
| Наши учителя
| 1
| 5мин
| 35мин
| Упражнения. Беседа. Ответы. Самоанализ. Рефлексия.
|
| итого
| 35
|
|
|
| |