Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 101.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер101.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
(Слайд 1)

Урок внеклассного чтения по сказке французского писателя

Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(Слайд 2)

Тема: «Жажда сердца» (путешествие в Страну метафор)
(Слайд 3)

Цели и задачи:

а) раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении;
б) вести речь о неизменных человеческих качествах, изображённых писателем;

в) учить детей метафорическому восприятию текста;

г) постигать философию произведения, его нравственную сторону;

д) способствовать развитию стремления осуществить светлую мечту о высоком предназначении человека;
е) воспитывать чувство дружбы, верности, развивать творческие способности учащихся .
Ход урока
Орг. момент

Сообщение о специфике урока, целях и задачах
1)

Посмотрите на (Слайд 4), это слова из сказки «Маленький принц» (чтение)

- Мне бы тоже очень хотелось, чтобы сегодняшний урок запал вам в память и пусть даже через годы, но все же дал ростки.

Обратите внимание, что я подчеркнула фразу. Конечно, ваш жизненный опыт не так богат, но все-таки, может, кто-то знает ответ на этот вопрос? (ответы уч-ся)

- Вы перечислили мне чувства. Тогда выходит, что жизнь – это кладовая наших чувств? Где же она? Где ее искать?

- Вообще-то человеку свойственно что-то искать. Люди искали и философский камень – вещество, будто бы способное превратить любой металл в золото, многие пытались открыть эликсир молодости – напиток, продлевающий жизнь, некоторые мечтали о вечном двигателе.
- Так в какой же далекой стране сокрыт от нас этот вечный, желаемый смысл человеческого бытия? Что есть ИСТИНА?

- А чтобы для вас этот вопрос не остался риторическим, мы на уроке попытаемся понять истинный смысл сказки, ее мудрость, ее ФИЛОСОФИЮ.

- У вас на столах есть листы-путеводители, запишите тему урока.

2) (Слайд 5)

Чтение эпиграфа к уроку.

- Что же знают дети, чего не знают взрослые? Давайте попытаемся разгадать детскую философию.
- Что показалось вам необычным в книге?

(автор сам выполнил рисунки, много загадок и неясностей)

- Не показалось ли вам странным, что действие сказки происходит в пустыне?

- Что такое философия?

(ответы уч-ся)

- Запишите синонимы или ряд ассоциаций к слову «философия»

СЛАЙД анимация(Слайд 6)
Философия — это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей.

- Вспомните, что такое сказка? И почему автор обратился именно к этому жанру?

(Сказка даёт возможность сделать обобщение, поучение, а ещё она связана с миром детства, который так ценил Антуан де Сент-Экзюпери.)

- Почему философская?

(Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое).

- В ваших листах есть некоторые символы, попытайтесь их угадать.

А ещё философские вещи не лежат на поверхности повествования, они скрыты.
3) Работа с рис. рассказчика

Рисунок №1
-Кому показывал рассказчик, будучи 6-летним ребенком, этот рисунок?

(взрослым, которые думали, что это шляпа)

Рисунок №2

- Зачем был сделан этот рисунок?

(Слайд7)
- В чем же проблема, почему взрослые не понимали мальчика?

(Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя)
- Чем ограничивают себя взрослые?

(чтение отрывка №1: «Взрослые очень любят цифры и т.д.

чтение отрывка №2 стр.16 гл 6: Когда летчик чинил свой самолет, а малыш не давал ему покоя с расспросами. Тогда лётчик ответил первое, что ему пришло в голову и добавил, что он занят серьезным делом.

-Ты говоришь, как взрослые. Все ты путаешь, ничего ты не понимаешь!

Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до вечера твердит одно и то же: «Я человек серьёзный! Я человек серьёзный!» - совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.)



(Слайд 8анимация)
- Почему книга посвящена ребенку? (Слайд 9)анимация
( В посвящении другу Леону Верту, когда он был маленьким, звучит мысль о разнице между взрослыми и детьми) взрослые и дети — это два мира, две разные планеты.



МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕСКАЗКИ
Итак, два рисунка №1 и №2, которые надо разгадать: увидеть не скучную шляпу, а страшную и увлекательную жизнь джунглей; увидеть не ящик с дырками, а спрятанного в нем чудесного барашка.

ВОТ ТАК, в самом начале сказки автор учит нас МЕТАФОРИЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ, творческому, преобразующему взгляду на мир, ПОТОМУ ЧТО тот, кто не в состоянии посмотреть на мир по-новому, с неожиданной точки зрения, ТОТ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ПОЛЮБИТЬ ЭТОТ МИР ПО-НАСТОЯЩЕМУ.

А еще эти рисунки указывают на то, КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ.

(Слайд 10 анимация)
- Обычно мы следим за развитием сюжета, а здесь надо уследить за развитием метафор, из них и рождается сюжет.


Актуализация

На уроках лит-ры мы уже познакомились с такими понятиями как сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и т.д.

Искали их в изучаемых произведениях и выясняли их роль.

- Скажите, зачем нужны эти языковые средства, какова их роль?

(Они помогают понять истинный смысл слова, мысль автора)
- К сегодняшнему уроку я просила вас повторить, что такое сравнение и метафора.

- Что такое сравнение?

Слайд 11
- Что такое метафора?

Слайд 12
- Что общего м\д метафорой и сравнением?

- Чем отличаются?

Примеры пословицы и метафоры

Слайд 13

……………………………..

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕТАФОРАМ

(Карта)

Отправка со станции «Символы»
МЕТАФОРА 1

1) - Почему рассказчик становится летчиком?

Слайд 15

( Я жил среди взрослых совсем один….)
Запись на доске

ОДИНОЧЕСТВО

2)- Почему в пустыне?

Образ пустыни…..

Запись на доске

ПУСТЫНЯ
3) – Можно ли назвать это словосочетание метафорой?

Есть образ.

А чтобы угадать предмет, надо разгадать метафору, то есть найти, как она реализовалась в книге.
Всю свою жизнь летчик был заколдован этой метафорой: он жил среди людей – совсем один.

ОН СКРЫВАЛ СВОЁ ОДИНОЧЕСТВО (никогда никому не говорил об этом, он просто летал)

Раскрываем метафору: самолет терпит аварию, и летчик в ПУСТЫНЕ – СОВСЕМ ОДИН ЯВНО.
(Слайд 16)

Скрытое одиночество становится явным

Остановка №1 «Пустыня одиночества» (Слайд 17)


4) – М. принц тоже заколдован этой метафорой.

Докажите мне это.
Но ведь Земля - это седьмая планета из тех, которые он успел посетить.

5) – Почему ни на одной из них он не задержался так долго, как на Земле?
6) – Почему на предыдущих шести было всего по одному обитателю?

(Они живут в своем собственном мире, ЗАМКНУТОМ, ОГРАНИЧЕННОМ, они забыли об истинных ценностях) (Слайд 18)

Слайд 19

“Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить”.
7) - Что напоминает вам этот маршрут?(дом)

8) – Как уехать с этой остановки?

Куда?

(Слайд 20) анимация

«БЕЗ любви и т. д.»
А КАК же преодолеть одиночество, как преодолеть эту метафору?

(М. принц встречает именно здесь в пустыне Лиса, который говорит, что чувство одиночества проходит, если кого-нибудь приручить)

Именно здесь в пустыне М. принц осознает высшую мудрость человеческой жизни – дружба. Он находит друга.

Именно здесь наступает его прозрение:

(ЧТЕНИЕ отрывка: Маленький принц пошел взглянуть на розы.

Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как и вы. Но она мне одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая то ветра. Для нее убивал гусениц, только де или три оставлял, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

- Прощай, - сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты заботился, ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли истину: ТЫ ВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ.

- Я в ответе за свою розу, - сказал Маленький принц.»
- Почему маленький принц так заспешил на свою планету?

(Он в ответе за свою розу)
Запись ключевых слов этой станции (Слайд 21)
ПЕСНЯ «НЕЖНОСТЬ»

( чтение отрывка: стр 19)

Слайд 22

Слайд 23


(Слайд 24 ПУСТЫНЯ фото)

Остановка №2

«Жажда сердца»

- Когда человек попадает в пустыню, что он чувствует? –

( это жажда)

Запись на доске

ЖАЖДА

- Что такое жажда?

Физическое чувство – ревность к воде.

Жажда воды – это то, что придает смысл воде.

ОБРАЗ

- Какую жажду испытывал Мал. принц? Ведь он мог обойтись и без воды.

(ЧТЕНИЕ : стр 41: Да, все, что ты рассказываешь, очень интересно, но я еще не починил машину, а у меня не осталось ни капли воды, и мне придется умереть от жажды. Он не понял.

- Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть. Вот я очень рад, что дружил с Лисом…

«Он не понимает, как велика опасность. Он никогда не испытывал ни голода, ни жажды. Ему довольно солнечного луча…»

Я не сказал этого вслух, только подумал. Но Мал. принц посмотрел на меня и промолвил:

- Мне тоже хочется пить… Пойдем поищем колодец…

- Значит ты тоже знаешь, что такое жажда?

Но он не ответил. Он сказал просто:

ВОДА БЫВАЕТ НУЖНА И СЕРДЦУ…

Я не понял, я промолчал.)

Запись на доске

СЕРДЦА

- Как преодолевают оба героя эту метафору?

(сначала они очень долго идут по пустыне, совершая физический труд, а уже потом, когда они напились воды, и летчик починил свой самолет, он услышал, как Мал. принц беседовал со змеей и спрашивал, хороший ли у нее яд. Он понимает, что ребенок сам сознательно жертвует свою жизнь, ради розы, лишь бы вернуться назад домой. Мал. принц готов умереть)

Именно здесь в пустыне наступает прозрение летчика. Он находит друга.

Именно здесь в пустыне он понимает, что такое любовь и самопожертвование. Он понимает, что такое ЖАЖДА СЕРДЦА.

Слайд 25

Слайд 26
Запись ключевых слов этой станции (Слайд 27)
Остановка №3

«Человек – планета»

СТИХОТВОРЕНИЕ

(Слайд 28)
Представьте, что вы в пустыне

Послушайте стихотворение и подумайте, какая связь м\д стих и сказкой?

«Людей неинтересных в мире нет…»

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый дивный миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать…

Е.Евтушенко

1) Стихотворение учит заботиться о близких, друзьях, учит быть внимательными и чуткими.

2) Пустыня – это место, где человек испытывает жажду общения с человечеством, задумывается о смысле жизни и смерти.

3) Именно пустыня учит мечтать о простых вещах как о чуде.

И совсем не обязательно туда ехать.
Просто взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг ее съел барашек?» И вы увидите, что все станет по-другому.

Запись ключевых слов этой станции (Слайд 29)

ФИНАЛ

ФИЛОСОФИЯ МУДРОСТЬ МОРАЛЬ

- Так скажите, в чем же мудрость сказки, ее мораль, ее ФИЛОСОФИЯ?

ИСТИНА

(ответы)

Надо УЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ ГОЛОС СЕРДЦА

(Слайд 30)

Мир детства хрупок и чист, дети — это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца.

Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети — это два мира, две разные планеты.

И чтобы не стать тем взрослым в кавычках, а сохранить в своей душе чистоту и детскую непосредственность , нужно обязательно прислушиваться к голосу своего сердца.

Слайд 31 (По Эзюпери…)
(Слайд 32)

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН НА ВСЮ ЖИЗНЬ СОХРАНИТЬ В СЕБЕ ЧИСТУЮ ДУШУ РЕБЕНКА.

Кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца…
(Слайд 22)Рисунок со звездой 2
- Почему у Маленького принца нет имени? Послушайте и подумайте.

(ЧТЕНИЕ Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован на предыдущей странице, но я нарисовал его еще раз, чтобы вы получше разглядели его. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез.

Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой. И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся.)

- Так почему же у Маленького принца нет имени? (ДЕТСТВО)
ИТОГ УРОКА:

-Запишите в свои листы значение образов-символов

Лис – друг

Роза – любовь и нежность и т. д.
Домашнее задание
«Дети! Берегитесь баобабов!» (написать мини-сочинение как не стать «взрослым»)

Только ли о семенах полезных и вредных говорится в диалоге или имеется другой, более глубокий смысл? (Планета - это человек, а растения - его черты характера. Хорошие черты характера надо развивать, а плохие - подавлять.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск