Скачать 101.21 Kb.
|
(Слайд 1) Урок внеклассного чтения по сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (Слайд 2) Тема: «Жажда сердца» (путешествие в Страну метафор) (Слайд 3) Цели и задачи: а) раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении; б) вести речь о неизменных человеческих качествах, изображённых писателем; в) учить детей метафорическому восприятию текста; г) постигать философию произведения, его нравственную сторону; д) способствовать развитию стремления осуществить светлую мечту о высоком предназначении человека; е) воспитывать чувство дружбы, верности, развивать творческие способности учащихся . Ход урока Орг. момент Сообщение о специфике урока, целях и задачах 1) Посмотрите на (Слайд 4), это слова из сказки «Маленький принц» (чтение) - Мне бы тоже очень хотелось, чтобы сегодняшний урок запал вам в память и пусть даже через годы, но все же дал ростки. Обратите внимание, что я подчеркнула фразу. Конечно, ваш жизненный опыт не так богат, но все-таки, может, кто-то знает ответ на этот вопрос? (ответы уч-ся) - Вы перечислили мне чувства. Тогда выходит, что жизнь – это кладовая наших чувств? Где же она? Где ее искать? - Вообще-то человеку свойственно что-то искать. Люди искали и философский камень – вещество, будто бы способное превратить любой металл в золото, многие пытались открыть эликсир молодости – напиток, продлевающий жизнь, некоторые мечтали о вечном двигателе. - Так в какой же далекой стране сокрыт от нас этот вечный, желаемый смысл человеческого бытия? Что есть ИСТИНА? - А чтобы для вас этот вопрос не остался риторическим, мы на уроке попытаемся понять истинный смысл сказки, ее мудрость, ее ФИЛОСОФИЮ. - У вас на столах есть листы-путеводители, запишите тему урока. 2) (Слайд 5) Чтение эпиграфа к уроку. - Что же знают дети, чего не знают взрослые? Давайте попытаемся разгадать детскую философию. - Что показалось вам необычным в книге? (автор сам выполнил рисунки, много загадок и неясностей) - Не показалось ли вам странным, что действие сказки происходит в пустыне? - Что такое философия? (ответы уч-ся) - Запишите синонимы или ряд ассоциаций к слову «философия» СЛАЙД анимация(Слайд 6) Философия — это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. - Вспомните, что такое сказка? И почему автор обратился именно к этому жанру? (Сказка даёт возможность сделать обобщение, поучение, а ещё она связана с миром детства, который так ценил Антуан де Сент-Экзюпери.) - Почему философская? (Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое). - В ваших листах есть некоторые символы, попытайтесь их угадать. А ещё философские вещи не лежат на поверхности повествования, они скрыты. 3) Работа с рис. рассказчика Рисунок №1 -Кому показывал рассказчик, будучи 6-летним ребенком, этот рисунок? (взрослым, которые думали, что это шляпа) Рисунок №2 - Зачем был сделан этот рисунок? (Слайд7) - В чем же проблема, почему взрослые не понимали мальчика? (Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя) - Чем ограничивают себя взрослые? (чтение отрывка №1: «Взрослые очень любят цифры и т.д. чтение отрывка №2 стр.16 гл 6: Когда летчик чинил свой самолет, а малыш не давал ему покоя с расспросами. Тогда лётчик ответил первое, что ему пришло в голову и добавил, что он занят серьезным делом. -Ты говоришь, как взрослые. Все ты путаешь, ничего ты не понимаешь! Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до вечера твердит одно и то же: «Я человек серьёзный! Я человек серьёзный!» - совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.) (Слайд 8анимация) - Почему книга посвящена ребенку? (Слайд 9)анимация ( В посвящении другу Леону Верту, когда он был маленьким, звучит мысль о разнице между взрослыми и детьми) взрослые и дети — это два мира, две разные планеты. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕСКАЗКИ Итак, два рисунка №1 и №2, которые надо разгадать: увидеть не скучную шляпу, а страшную и увлекательную жизнь джунглей; увидеть не ящик с дырками, а спрятанного в нем чудесного барашка. ВОТ ТАК, в самом начале сказки автор учит нас МЕТАФОРИЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ, творческому, преобразующему взгляду на мир, ПОТОМУ ЧТО тот, кто не в состоянии посмотреть на мир по-новому, с неожиданной точки зрения, ТОТ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ПОЛЮБИТЬ ЭТОТ МИР ПО-НАСТОЯЩЕМУ. А еще эти рисунки указывают на то, КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ. (Слайд 10 анимация) - Обычно мы следим за развитием сюжета, а здесь надо уследить за развитием метафор, из них и рождается сюжет. Актуализация На уроках лит-ры мы уже познакомились с такими понятиями как сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и т.д. Искали их в изучаемых произведениях и выясняли их роль. - Скажите, зачем нужны эти языковые средства, какова их роль? (Они помогают понять истинный смысл слова, мысль автора) - К сегодняшнему уроку я просила вас повторить, что такое сравнение и метафора. - Что такое сравнение? Слайд 11 - Что такое метафора? Слайд 12 - Что общего м\д метафорой и сравнением? - Чем отличаются? Примеры пословицы и метафоры Слайд 13 …………………………….. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕТАФОРАМ (Карта) Отправка со станции «Символы» МЕТАФОРА 1 1) - Почему рассказчик становится летчиком? Слайд 15 ( Я жил среди взрослых совсем один….) Запись на доске ОДИНОЧЕСТВО 2)- Почему в пустыне? Образ пустыни….. Запись на доске ПУСТЫНЯ 3) – Можно ли назвать это словосочетание метафорой? Есть образ. А чтобы угадать предмет, надо разгадать метафору, то есть найти, как она реализовалась в книге. Всю свою жизнь летчик был заколдован этой метафорой: он жил среди людей – совсем один. ОН СКРЫВАЛ СВОЁ ОДИНОЧЕСТВО (никогда никому не говорил об этом, он просто летал) Раскрываем метафору: самолет терпит аварию, и летчик в ПУСТЫНЕ – СОВСЕМ ОДИН ЯВНО. (Слайд 16) Скрытое одиночество становится явным Остановка №1 «Пустыня одиночества» (Слайд 17) 4) – М. принц тоже заколдован этой метафорой. Докажите мне это. Но ведь Земля - это седьмая планета из тех, которые он успел посетить. 5) – Почему ни на одной из них он не задержался так долго, как на Земле? 6) – Почему на предыдущих шести было всего по одному обитателю? (Они живут в своем собственном мире, ЗАМКНУТОМ, ОГРАНИЧЕННОМ, они забыли об истинных ценностях) (Слайд 18) Слайд 19 “Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить”. 7) - Что напоминает вам этот маршрут?(дом) 8) – Как уехать с этой остановки? Куда? (Слайд 20) анимация «БЕЗ любви и т. д.» А КАК же преодолеть одиночество, как преодолеть эту метафору? (М. принц встречает именно здесь в пустыне Лиса, который говорит, что чувство одиночества проходит, если кого-нибудь приручить) Именно здесь в пустыне М. принц осознает высшую мудрость человеческой жизни – дружба. Он находит друга. Именно здесь наступает его прозрение: (ЧТЕНИЕ отрывка: Маленький принц пошел взглянуть на розы. Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как и вы. Но она мне одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая то ветра. Для нее убивал гусениц, только де или три оставлял, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя. - Прощай, - сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты заботился, ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли истину: ТЫ ВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ. - Я в ответе за свою розу, - сказал Маленький принц.» - Почему маленький принц так заспешил на свою планету? (Он в ответе за свою розу) Запись ключевых слов этой станции (Слайд 21) ПЕСНЯ «НЕЖНОСТЬ» ( чтение отрывка: стр 19) Слайд 22 Слайд 23 (Слайд 24 ПУСТЫНЯ фото) Остановка №2 «Жажда сердца» - Когда человек попадает в пустыню, что он чувствует? – ( это жажда) Запись на доске ЖАЖДА - Что такое жажда? Физическое чувство – ревность к воде. Жажда воды – это то, что придает смысл воде. ОБРАЗ - Какую жажду испытывал Мал. принц? Ведь он мог обойтись и без воды. (ЧТЕНИЕ : стр 41: Да, все, что ты рассказываешь, очень интересно, но я еще не починил машину, а у меня не осталось ни капли воды, и мне придется умереть от жажды. Он не понял. - Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть. Вот я очень рад, что дружил с Лисом… «Он не понимает, как велика опасность. Он никогда не испытывал ни голода, ни жажды. Ему довольно солнечного луча…» Я не сказал этого вслух, только подумал. Но Мал. принц посмотрел на меня и промолвил: - Мне тоже хочется пить… Пойдем поищем колодец… - Значит ты тоже знаешь, что такое жажда? Но он не ответил. Он сказал просто: ВОДА БЫВАЕТ НУЖНА И СЕРДЦУ… Я не понял, я промолчал.) Запись на доске СЕРДЦА - Как преодолевают оба героя эту метафору? (сначала они очень долго идут по пустыне, совершая физический труд, а уже потом, когда они напились воды, и летчик починил свой самолет, он услышал, как Мал. принц беседовал со змеей и спрашивал, хороший ли у нее яд. Он понимает, что ребенок сам сознательно жертвует свою жизнь, ради розы, лишь бы вернуться назад домой. Мал. принц готов умереть) Именно здесь в пустыне наступает прозрение летчика. Он находит друга. Именно здесь в пустыне он понимает, что такое любовь и самопожертвование. Он понимает, что такое ЖАЖДА СЕРДЦА. Слайд 25 Слайд 26 Запись ключевых слов этой станции (Слайд 27) Остановка №3 «Человек – планета» СТИХОТВОРЕНИЕ (Слайд 28) Представьте, что вы в пустыне Послушайте стихотворение и подумайте, какая связь м\д стих и сказкой? «Людей неинтересных в мире нет…» Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой всё особое, своё, и нет планет, похожих на неё. У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый дивный миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это всё неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой… Всё это забирает он с собой. Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная всё, не знаем ничего. Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать… Е.Евтушенко 1) Стихотворение учит заботиться о близких, друзьях, учит быть внимательными и чуткими. 2) Пустыня – это место, где человек испытывает жажду общения с человечеством, задумывается о смысле жизни и смерти. 3) Именно пустыня учит мечтать о простых вещах как о чуде. И совсем не обязательно туда ехать. Просто взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг ее съел барашек?» И вы увидите, что все станет по-другому. Запись ключевых слов этой станции (Слайд 29) ФИНАЛ ФИЛОСОФИЯ МУДРОСТЬ МОРАЛЬ - Так скажите, в чем же мудрость сказки, ее мораль, ее ФИЛОСОФИЯ? ИСТИНА (ответы) Надо УЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ ГОЛОС СЕРДЦА (Слайд 30) Мир детства хрупок и чист, дети — это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети — это два мира, две разные планеты. И чтобы не стать тем взрослым в кавычках, а сохранить в своей душе чистоту и детскую непосредственность , нужно обязательно прислушиваться к голосу своего сердца. Слайд 31 (По Эзюпери…) (Слайд 32) ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН НА ВСЮ ЖИЗНЬ СОХРАНИТЬ В СЕБЕ ЧИСТУЮ ДУШУ РЕБЕНКА. Кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца… (Слайд 22)Рисунок со звездой 2 - Почему у Маленького принца нет имени? Послушайте и подумайте. (ЧТЕНИЕ Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован на предыдущей странице, но я нарисовал его еще раз, чтобы вы получше разглядели его. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой. И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся.) - Так почему же у Маленького принца нет имени? (ДЕТСТВО) ИТОГ УРОКА: -Запишите в свои листы значение образов-символов Лис – друг Роза – любовь и нежность и т. д. Домашнее задание «Дети! Берегитесь баобабов!» (написать мини-сочинение как не стать «взрослым») Только ли о семенах полезных и вредных говорится в диалоге или имеется другой, более глубокий смысл? (Планета - это человек, а растения - его черты характера. Хорошие черты характера надо развивать, а плохие - подавлять.) |