Скачать 225.45 Kb.
|
МБОУ «Холмовская СОШ» Холм-Жирковского района Смоленской области Тема самообразования (теоретический материал) Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС. Подготовила Сергеева В.Н. учитель химии I категория 2013 год Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС. Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье и отношение к здоровью обучающихся и педагогов играет важнейшую роль в связи с тем, что образовательные учреждения являются звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. В современном обществе состояние здоровья подрастающего поколения не только вызывает тревогу, но и становится угрозой национальной безопасности страны. Существенные изменения, происходящие в жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. В современных условиях, обусловленных, с одной стороны, модернизацией образования, а с другой стороны, продолжающимся процессом ухудшения состояния здоровья школьников, требуются более эффективные меры формирования, укрепления и сохранения здоровья детей. «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усреднённого подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» из выступления Д.А. Медведева. Пребывание ребёнка в школе в течение всего периода обучения – наиболее значимый для развития, когда формируется его познавательная активность, стили поведения и общения. Здоровье детей и подростков ухудшается по мере обучения в школе, что позволяет рассматривать образовательную среду в качестве одной из основных причин ухудшения здоровья школьников. Согласно данным, полученным разными специалистами Института возрастной физиологии и данным мониторинга 2009-2012 годов, за время обучения в образовательных учреждениях наблюдается ухудшение состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят в хроническую патологию. Ко времени окончания школы в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Особо следует отметить увеличение в 5 раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в 2 раза – с заболеванием туберкулезом (по некоторым данным до 5,5% детей болеют туберкулезом). К окончанию школы 80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на их репродуктивный потенциал. Значительный прирост нарушений состояния здоровья отмечен в наиболее критические периоды детства: у младших школьников – в 7, 10 лет и у подростков – в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние образовательной среды в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%. Ценность здоровья людей должна рассматриваться государством как ключевая, а детей особенно, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого её гражданина. Традиционно считается, что основная задача образовательных учреждений – дать необходимое образование, но не менее важная задача - сохранить здоровье детей в процессе обучения. Именно с состоянием здоровья связана и успешность обучения. Химия - один из самых трудных предметов в среднем звене. Как правило, уровень знаний учащихся по этой дисциплине невысок. Большинство выпускников непрофильных классов и школ химию не понимают, не учат, не любят и не выбирают в качестве основы будущей профессии. Поэтому, при низкой успеваемости учащиеся теряют интерес к предмету, а преподаватель становится для них источником постоянных неприятностей и страхов вне зависимости от его личностных качеств. Уроки превращаются в тяжкое испытание и для учащихся и для преподавателя. Трудности, возникающие при изучении такого логического предмета, как химия, могут быть связаны и с медленными темпами развития учащихся, и с несформированностью необходимых учебных навыков, требующих умений оперировать анализом, классификацией, обобщением, пространственным мышлением, умением выделять признаки, теоретически обобщать и систематизировать. Основные определения, положения, законы и принципы химии как науки абстрактной и опирающейся на готовность к логическим операциям воспринимаются учащимися с большим нервным напряжением. В результате организм подростка испытывает дополнительный стресс, связанный с процессом получения среднего образования вообще и химического в частности. Невротизация и стресс становятся постоянными их спутниками и проблема выходит за рамки отдельного предмета, приобретая острую актуальность. Помочь учащимся получить хорошие знания, развить логические способности, сохранив при этом психофизическое равновесие, может применение здоровьесберегающих технологий на уроках. В понимании Т.В. Ахутиной, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, (2000) «здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
И.В. Кузнецова (2003) утверждает, что образовательные технологии являются здоровьесберегающими тогда, когда
Целью реализации здоровьесберегающих технологий в школе, является формирование у школьников рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и здоровью в соотнесении с жизнью и здоровьем других людей. По определению Н.К. Смирнова (2003, 2005), здоровьесберегающие образовательные технологии, - это все те технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина (2002), это: условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность любых методик); организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; необходимый, рационально организованный двигательный режим. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. А.П. Грачёва предлагает систематизировать здоровьесберегающие технологии по особенностям организации, по отношению к педагогическому процессу, по форме и методам, по характеру воздействия на организм школьников. Систематизация технологий здоровьесберегающей среды школы Организационные О С Н О В Н Ы Е Т И П Ы З С Т Обеспечивающие Реконструирующие ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Лечебно-оздоровительные Социально-адаптирующие и личностно-развивающие Учебно-воспитательные Психолого-педагогические Организационно-педагогические ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМЕ И МЕТОДАМ Медико-гигиенические Физкультурно-оздоровительные Здоровьесберегающие образовательные технологии Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Экологические ТЕХНОЛОГИИ ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ Информационно-обучающие Стимулирующие Компенсаторно-нейтрализующие Защитно-профилактические Т.Г. Киселёва, Е.В. Коточигова, М.Н. Терещук рассматривают в качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий : 1.создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. 2.творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. 3.обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью. 4.построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций: переход от совместных действий к самостоятельным, переход от развёрнутых поэтапных действий к свёрнутым и автоматизированным. 5.предпочтение значимого, осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности. 6.осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени. 7.рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы. 8.обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной, активной работы и расслабления, смена активации необходима во избежание переутомления детей. 9.обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий. Основой здоровьесберегающей образовательной технологии является соблюдение педагогом следующих медико-психолого-педагогических принципов: 1.учёта возрастно-половых особенностей детей; 2.учёта состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей; 3.структурирование урока на три части: вводная часть, основная и заключительная; 4.использование здоровьесберегающих элементов для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся. С учётом данных принципов предложена модель здоровьесберегающей технологии обучения школьников, в основу которой положено использование таких здоровьесберегающих элементов, как: 1) оптимальная плотность урока; 2) рациональное чередование видов учебной деятельности; 3) уважительный стиль общения; 4) эмоциональная разрядка; 5) физкультурная пауза; 6) правильная рабочая поза; 7) положительные эмоции. Большинство критериев, на основе которых традиционно анализируется урок, касаются сугубо педагогических сторон его проведения, однако почти каждый из критериев связан с проблемой здоровья учащихся, иногда преподавателей. К критериям рациональной организации урока с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся можно отнести следующее: -количество видов учебной деятельности при норме: 4-7 видов за урок. Утомлению учащихся способствует выполнение монотонных работ, например контрольной работы. Более частая смена деятельности (более 7 раз) так же способствует утомлению, так как требует от учащихся дополнительных усилий; -средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут); -виды изучения учебного материала. Норма: не менее 3-х видов; -чередование способов объяснения учебного материала. Норма: не позже, чем через 10-15 минут; -обстановка на уроке, гигиенические условия в кабинете (температура, свежесть воздуха, освещение всего помещения, доски, наличие звуковых раздражителей); -мотивация учебной деятельности учащихся; наличие на уроке методов, способствующих активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся, направленных на самопознание, самооценку, развитие воображения, интеллекта; -психологический климат на уроке. Характер взаимоотношений преподавателя и учащихся; -наличие эмоциональной разрядки; -присутствие в содержательной части урока вопросов, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни, овладение способами безопасного поведения, и т. д.; -поза учащихся на уроке, её чередование в соответствием с видом выполняемой работы; -длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). Вопрос отбора средств обучения является актуальным с позиции построения образовательной среды, отвечающей требованиям здоровьесбережения. Простые средства 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр. Сложные средства 3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети. Функции здоровьесберегающей технологии ФОРМИРУЮЩАЯ осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе; ИНФОРМАТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью; ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка; АДАПТИВНАЯ - воспитание у учащихся направленности на здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности. РЕФЛЕКСИВНАЯ заключается в переосмыслении личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья. ИНТЕГРАТИВНАЯ объединяет народный опыт, различные научные системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию учащимися предмета, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения и сохранения их психического и физического здоровья. Методы и средства обучения, способствующие формированию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках. Под здоровьесберегающими методами обучения целесообразно понимать упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленную на достижение заданной цели обучения и способствующую минимизации отрицательного воздействия на здоровье учащихся (А.П. Грачёва, 2007). К числу методов обучения, при которых сохранение и укрепление здоровья являются приоритетом и обеспечиваются на технологическом уровне (в принципах, задачах, методах, программах, используемых средствах обучения) и подтверждаются результатами диагностики здоровья школьников, А.П. Грачёва относит:
А.Г.Сухарев, Н.М. Цыренова (2007) под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения понимают модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья. Вопрос отбора средств обучения является актуальным с позиции построения образовательной среды, отвечающей требованиям здоровьесбережения. В.В. Воронов (2008) считает, что средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства, оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контролирующая. Простые средства 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр. Сложные средства 3. Механические визуальные приборы: микроскоп, приборы для проведения химического эксперимента, исследования, интерактивная доска как моделирующая процессы, и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео, компьютерная презентация, клип. 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети. А.П. Грачёва считает, что электронные средства обучения (Интернет-ресурсы) могут оказывать и негативное влияние на здоровье и психику школьников.Это свидетельствует о необходимости рассмотрения противодействия возможному моральному вреду, наносимому содержанием некоторых Интернет-ресурсов как компонента здоровьесберегающей среды школы и элемента методической системы обучения информатике. Использование Интернет в обучении практически по всем школьным дисциплинам позволяет учащимся овладеть дополнительными умениями по применению новых технологий поиска, переработки и представления информации. Благодаря этому средства и ресурсы Интернет можно рассматривать как один из шагов на пути к практической реализации межпредметной интеграции. Следовательно, вопрос использования средств обучения, которые безопасны для здоровья обучающихся, особенно важен. Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих технологий и проверка педагогической компетентности в вопросах здоровьесбережения. На уроке выделяют три группы задач, связанных с проблемой здоровья: Диагностические (проветрено ли помещение, не мешает шум, достаточно ли света и т.п.) Коррекционные – умение скорректировать неправильную позу ученика, изменить темп проведения урока, вовремя провести физминутку, включить активные формы организации урока, дать творческое задание - проводятся мягко, участливо, доброжелательно. Формирующие – последовательное и непрерывное формирование устойчивого интереса к понятию «здоровье» как главного для жизни и деятельности человека. Здоровьесберегающая организация учебного процесса включает:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:
Организация учебного процесса с позиций здоровьесбережения обучающихся. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. Чередование различных видов учебной деятельности способствует регулированию работы нервной системы: – опрос учащихся; – работа с учебником; – рассматривание наглядных пособий; – ответы на вопросы; – решение задач. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся: – метод свободного выбора (беседа); – активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь). Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. Проведение физкультурных минуток: – расслабление кистей рук. Устаёт рука – устаёт ребёнок; – на координацию движений и психологическую разгрузку. (Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.) – предупреждение утомления глаз; – на регуляцию психического состояния. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз. Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудичстую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: – эмоциональная мотивация в начале урока; – создание ситуации успеха. Экологическое пространство: – озеленение кабинета; – освещение кабинета; – проветривание кабинета. Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. Социализация личности ребёнка: – экскурсии; – интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически. Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: – рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%; – в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём; – количество видов учебной деятельности должно быть несколько; – в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; – необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся; – на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки; – необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки или спортпаузы. Литература. 1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. 2.Воронов В.В., Крившенко Л.П., Юзефавичус Т.А. Педагогика. Учебник. «ВЕЛБИ, Проспект», 2008 с:432 3.Грачёва А.П. Инновационная деятельность преподавателя. Психологические науки. М.: «Спутник» 2004 № 6(10), стр. 15-23 4. Грачева А.П. Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия “Информатика и информатизация образования”. – М.: МГПУ, 2005. №2 (5). – С.21-25. 5.Канаев Б.И. Система внутришкольного управления. М.: «Магистр», 1997. -190 с. 6.Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М. «Радио и связь», 2003 7.Панов В.И. Психодидактика образовательных систем. Теория и практика. М.: Питер. 8.Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. Практическое руководство. М.: Издательство Института Психотерапии.2001. 9.Пономаренко В. А. Размышления о школе // Вопросы психологии № 2, 91 стр. 5 10.Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. М.: Психотерапия. 2006 11.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: Аркти, 2005 12.Сухарев А.Г, Цыренова Н.М. Концептуальная модель здоровьесберегающей образовательной технологии в современной школе М.: Современная гуманитарная академия, - 2007 13.Тутатчиков А. Т. Педагогическое управление здоровьесберегающим образованием в средней школе. Челябинск, 2004 - 179 c. |