Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа





Скачать 35.59 Kb.
НазваниеЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Дата публикации14.09.2014
Размер35.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА
Солуянова Марина Алексеевна (solujanova@gmail.com)
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (ГБОУ гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга), г. Санкт-Петербург
Аннотация

Цифровой микроскоп позволяет наблюдать объекты исследования на экране монитора или видеопроектора, сохранять результаты в виде фотографий или видеофайлов. В докладе представлен урок с использованием цифрового микроскопа. Применение современных технических средств активизирует эмоциональную сферу учащихся, развивает любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
В состав оборудования любого школьного кабинета биологии входит микроскоп. Широко распространённые световые микроскопы не позволяют передавать получаемое ими изображение на устройства коллективного просмотра (мультимедийный проектор, интерактивную доску), а также сохранять его в цифровом виде для дальнейшего использования.

Эти возможности предоставляют цифровые микроскопы. В частности, в гимназии №42 имеется цифровой микроскоп Digital Blue QX5. Технические возможности микроскопа позволяют:

  • просматривать изображения объектов с увеличением 10200Х на компьютере при работе в группе или проецировать их с использованием мультимедийного проектора на большой экран для целого класса;

  • делать видеозаписи, что дает возможность изучения различных процессов в развитии;

  • осуществлять съемку одиночных кадров и серий кадров с различными интервалами между ними (от 1 кадра в секунду до 1 кадра в час), что позволяет отслеживать медленные процессы, например рост грибков, прорастание семян и т. п.;

  • снимать микроскоп с основания и получать увеличенное изображение какого-либо объекта, который нельзя разместить на предметном столике (ручной режим работы), а также вести фото- и видеосъемку в этом режиме;

  • формировать собственную коллекцию цифровых изображений и видеозаписей исследованных объектов.

Цифровой микроскоп предоставляет учителю и ученикам широкие возможности для исследования различных биологических объектов и процессов, которые ранее были недоступны. Использование современных технических средств повышает интерес учащихся к предмету, развивает их творческий потенциал. Поэтому мной были разработаны уроки, в ходе которых применяется цифровой микроскоп QX5, и составлена коллекция фото- и видеоизображений различных биологических объектов, отснятых самостоятельно.

Варианты использования цифрового микроскопа можно проиллюстрировать на примере лабораторной работы «Внешнее и внутреннее строение рыбы» (Биология, 7 класс. Курс «Многообразие живых организмов»). Перед уроком на факультативном занятии группа учащихся под руководством учителя производит вскрытие рыбы и формирует с помощью цифрового микроскопа коллекцию фотографий различных её органов.

В ходе работы учащиеся должны заполнить таблицу о внешнем и внутреннем строение рыб (системы органов, органы и их функции) на основании просмотра изображений, полученных с помощью цифрового микроскопа и отображаемых на экране посредством мультимедиа-проектора.

В начале урока учащимся предлагается рассмотреть внешний вид рыбы с помощью микроскопа, работающего в ручном режиме. Для этого учитель (или учащийся) подносит съёмную часть микроскопа к рыбе и, проводя им вдоль неё, демонстрирует на экран через проектор голову (глаза, ноздри, жаберные крышки), плавники (рисунок 1), орган боковой линии (рисунок 2).

Затем другой учащийся отделяет пинцетом рыбью чешуйку, помещает её на предметное стекло в поле зрения микроскопа. При увеличении 60Х можно рассмотреть линии годового прироста и таким образом определить возраст рыбы (рисунок 3). Полученное изображение фотографируется при помощи микроскопа и помещается в коллекцию.

















Рисунок 1

Грудной плавник рыбы

(увеличение 10Х)

Рисунок 2

Орган боковой линии рыбы (увеличение 10Х)

Рисунок 3

Чешуя рыбы. Отмечены линии годового прироста (увеличение 60Х)


Внутренние органы рыбы исследуются по сделанным до урока фотографиям, отображаемым с помощью проектора. Учащиеся зарисовывают увиденное в тетрадь и заполняют таблицу до конца.

Использование цифрового микроскопа позволяет экономить время на уроке, так как все учащиеся одновременно вовлечены в ход работы и видят один и тот же объект. Это позволяет оперативно обсуждать увиденное и решать возникающие вопросы. Участие учащихся в подготовке и проведении урока способствует развитию исследовательских навыков и учит самостоятельно делать правильные выводы.

Использование цифрового микроскопа на уроках биологии позволяет повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Полученный с помощью цифрового микроскопа материал может быть использован как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности (кружок, факультатив, элективный курс).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconУрок окружающего мира "Кладовая витаминов" 2 класс с использованием цифрового микроскопа Задачи
Познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconИспользование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н
Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconУрок : Окружающий мир. Тема урока : Свойства снега и льда
Краткое описание: с использованием цифрового микроскопа, у учащихся появляется интерес к исследованию,с помощью которого ребята самостоятельно...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации»
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconУрок Тема урока: «Прибор, открывающий «невидимое»
Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом;...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconЗадание №8 «Технические особенности и способы применения цифрового микроскопа»
Вопрос Для подготовки к уроку Вам нужно получить и разместить на слайдах презентации увеличенные изображения стебля хлопка. Назовите...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconРабочая программа Международной научно-практической конференции «Актуальные...
Антонова Д. А., учитель информатики, гимназия №3. Лабораторные работы с использованием компьютера
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconНа уроках немецкого языка
...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconПравила рейтинга по курсу «Метрология» для студентов специальности...
Итоговый рейтинговый балл начисляется как сумма баллов за лабораторные работы, теоретический курс и практические занятия. Максимальное...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconУроках биологии
...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconПлан работы шмо учителей биологии, химии и географии на 2013/2014 учебный год
Денисова Л. А.: изучение способов реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconДемоверсия экзаменационной работы по биологии 9 класс (угл) зимняя сессия 2011-12 уч год Часть 1
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бартошевич М. Б. Материалы для работы мо учителей химии и биологии по теме «Разноуровневое обучение на уроках химии и биологии»
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconМодульная программа Раздел «Животные» 7 класс урок №1 (2 ч) Зоология наука о животных
Цель урока: в процессе работы над учебными элементами вы должны повторить правила работы на уроках биологии; изучить структуру и...
Лабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шмо работало над проблемой: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии, биологии, технологии, географии с использованием...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск