Скачать 35.59 Kb.
|
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА Солуянова Марина Алексеевна (solujanova@gmail.com) Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (ГБОУ гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга), г. Санкт-Петербург Аннотация Цифровой микроскоп позволяет наблюдать объекты исследования на экране монитора или видеопроектора, сохранять результаты в виде фотографий или видеофайлов. В докладе представлен урок с использованием цифрового микроскопа. Применение современных технических средств активизирует эмоциональную сферу учащихся, развивает любовь к предмету, интерес к окружающему миру. В состав оборудования любого школьного кабинета биологии входит микроскоп. Широко распространённые световые микроскопы не позволяют передавать получаемое ими изображение на устройства коллективного просмотра (мультимедийный проектор, интерактивную доску), а также сохранять его в цифровом виде для дальнейшего использования. Эти возможности предоставляют цифровые микроскопы. В частности, в гимназии №42 имеется цифровой микроскоп Digital Blue QX5. Технические возможности микроскопа позволяют:
Цифровой микроскоп предоставляет учителю и ученикам широкие возможности для исследования различных биологических объектов и процессов, которые ранее были недоступны. Использование современных технических средств повышает интерес учащихся к предмету, развивает их творческий потенциал. Поэтому мной были разработаны уроки, в ходе которых применяется цифровой микроскоп QX5, и составлена коллекция фото- и видеоизображений различных биологических объектов, отснятых самостоятельно. Варианты использования цифрового микроскопа можно проиллюстрировать на примере лабораторной работы «Внешнее и внутреннее строение рыбы» (Биология, 7 класс. Курс «Многообразие живых организмов»). Перед уроком на факультативном занятии группа учащихся под руководством учителя производит вскрытие рыбы и формирует с помощью цифрового микроскопа коллекцию фотографий различных её органов. В ходе работы учащиеся должны заполнить таблицу о внешнем и внутреннем строение рыб (системы органов, органы и их функции) на основании просмотра изображений, полученных с помощью цифрового микроскопа и отображаемых на экране посредством мультимедиа-проектора. В начале урока учащимся предлагается рассмотреть внешний вид рыбы с помощью микроскопа, работающего в ручном режиме. Для этого учитель (или учащийся) подносит съёмную часть микроскопа к рыбе и, проводя им вдоль неё, демонстрирует на экран через проектор голову (глаза, ноздри, жаберные крышки), плавники (рисунок 1), орган боковой линии (рисунок 2). Затем другой учащийся отделяет пинцетом рыбью чешуйку, помещает её на предметное стекло в поле зрения микроскопа. При увеличении 60Х можно рассмотреть линии годового прироста и таким образом определить возраст рыбы (рисунок 3). Полученное изображение фотографируется при помощи микроскопа и помещается в коллекцию.
Внутренние органы рыбы исследуются по сделанным до урока фотографиям, отображаемым с помощью проектора. Учащиеся зарисовывают увиденное в тетрадь и заполняют таблицу до конца. Использование цифрового микроскопа позволяет экономить время на уроке, так как все учащиеся одновременно вовлечены в ход работы и видят один и тот же объект. Это позволяет оперативно обсуждать увиденное и решать возникающие вопросы. Участие учащихся в подготовке и проведении урока способствует развитию исследовательских навыков и учит самостоятельно делать правильные выводы. Использование цифрового микроскопа на уроках биологии позволяет повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Полученный с помощью цифрового микроскопа материал может быть использован как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности (кружок, факультатив, элективный курс). |
Урок окружающего мира "Кладовая витаминов" 2 класс с использованием цифрового микроскопа Задачи Познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма | Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого... | ||
Урок : Окружающий мир. Тема урока : Свойства снега и льда Краткое описание: с использованием цифрового микроскопа, у учащихся появляется интерес к исследованию,с помощью которого ребята самостоятельно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации» | ||
Урок Тема урока: «Прибор, открывающий «невидимое» Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом;... | Задание №8 «Технические особенности и способы применения цифрового микроскопа» Вопрос Для подготовки к уроку Вам нужно получить и разместить на слайдах презентации увеличенные изображения стебля хлопка. Назовите... | ||
Рабочая программа Международной научно-практической конференции «Актуальные... Антонова Д. А., учитель информатики, гимназия №3. Лабораторные работы с использованием компьютера | На уроках немецкого языка ... | ||
Правила рейтинга по курсу «Метрология» для студентов специальности... Итоговый рейтинговый балл начисляется как сумма баллов за лабораторные работы, теоретический курс и практические занятия. Максимальное... | Уроках биологии ... | ||
Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | План работы шмо учителей биологии, химии и географии на 2013/2014 учебный год Денисова Л. А.: изучение способов реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии | ||
Демоверсия экзаменационной работы по биологии 9 класс (угл) зимняя сессия 2011-12 уч год Часть 1 А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бартошевич М. Б. Материалы для работы мо учителей химии и биологии по теме «Разноуровневое обучение на уроках химии и биологии» | ||
Модульная программа Раздел «Животные» 7 класс урок №1 (2 ч) Зоология наука о животных Цель урока: в процессе работы над учебными элементами вы должны повторить правила работы на уроках биологии; изучить структуру и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шмо работало над проблемой: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии, биологии, технологии, географии с использованием... |