Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н





Скачать 54.24 Kb.
НазваниеИспользование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н
Дата публикации28.07.2014
Размер54.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА.
КОЛОШВА О.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»
Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена необходимостью создания условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика, развития коммуникативных способностей личности «информационного общества».

Цель моей работы – исследование влияния информационно-коммуникативных средств обучения, в частности цифрового микроскопа, на развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении биологии.

Основные задачи данной работы:

  • Изучить ИКТ, их виды, цели применения и эффективность в образовательном процессе.

  • Разработать уроки и мероприятия с применением ИКТ (цифрового микроскопа).

  • Отследить и проанализировать эффективность применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

  • Сделать выводы о внедрении информационных технологий, как способа самоорганизации труда и самообразования учителя и ученика.

В настоящее время обучение ставит целью не только приобретение знаний и умений, но и обеспечение качественного процесса обучения, создание соответствующих условий для получения качественного результата в образовании.

Современные технологии предназначены для реализации инновационных образовательных проектов в области естественных наук, а кабинет биологии является инновационным образовательным пространством для одаренных учащихся, в котором использование информационных и педагогических технологий, позволяет формировать инновационное поведение, креативную созидательную деятельность учащихся.

К таким инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп.

Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:

  • повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;

  • проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  • реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде

  • изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности.

В современной школе используются две модели цифрового микроскопа:

    1. Оптико-цифровой микроскоп Микромед С-11

    2. Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 фирмы Intel

Как я использую цифровой микроскоп на уроках биологии?

Цифровой микроскоп – наглядное пособие, использование изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения новой темы или при опросе учащихся. Наличие одного цифрового микроскопа на столе у учителя даёт возможность продемонстрировать микропрепарат одновременно всем учащимся (выводя изображение на экран) и обратить внимание на детали, что невозможно сделать при использовании традиционных микроскопов.

Так, при изучении строения клеток в 5 классе проводится лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы лука и изучение его под микроскопом». В ходе работы использую традиционные микроскопы (работа в паре) и один цифровой микроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главных структурах клетки (ядре, цитоплазме и клеточной оболочке). Теперь учащиеся точно знают, что они должны были увидеть в микроскоп.

Использование разноуровневых задания для учащихся одного класса:

  1. Из предложенных микропрепаратов выберите ткани

  1. растений;

  2. животных.

    1. Сравните ткани изображённые на рисунках с натуральными объектами, что общего и в чём различие?

    2. Рассмотрите микропрепарат эвглены зелёной. Почему ботаники относят её к растениям, а зоологи – к животным?

Изучение объекта не только статически, но и в динамике. Преподавание биологии в школе в обязательном порядке сопровождается демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени и отсутствия современного материально-технического оснащения. И даже при наличии приборов и оборудования, реальный эксперимент требует значительно большего времени как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. Поэтому основное его предназначение – служить источником знаний теряется. Для решения этой проблемы использую цифровой микроскоп. Так, лабораторную работу «Каталитическая активность ферментов в живых клетках» провожу под микроскопом. Для этого беру веточку элодеи, помещаю на предметное стекло в каплю воды и добавляю каплю раствора перекиси водорода. Выделяемые пузырьки газа кислорода доказывают активность ферментов-белков в живых клетках. Ход эксперимента учащиеся наблюдают на экране и делают выводы.

Одним из приятных моментов в работе с цифровым микроскопом для учителя является экономия времени: не нужно доставать микроскоп из шкафа и настраивать его. Микроскоп постоянно подключен к компьютеру. Достаточно положить микропрепарат на предметный столик и навести резкость.

В 8 классе проводится лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки, найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки? Почему?»

В ходе работы учащиеся приходят к выводу:

  • Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.

  • Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. Кроме того, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Деятельность учителя характеризуется постоянным совершенствованием профессионального мастерства, повышением методического уровня преподавания. Совершенствование средств и методов преподавания биологии должно ориентироваться на развитие познавательной деятельности и творческого мышления учащихся, выработку умений применять знания на практике. Для существенного улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые активизируют работу учеников. В этих условиях значительное место в современном обучении отведено использованию ИКТ.

В заключение, хочу заметить, что использование ИКТ мною ставится не как самоцель, а как ещё один способ постижения мира ребёнка. Компьютер используется, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и ученика, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя и как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

За 18 лет работы в школе я выработала формулу успеха, по которой стараюсь жить и работать.

  1. Чтобы заинтересовать детей, интересуюсь сама (я с удовольствием узнаю новое в разных областях и стараюсь внедрить новшество в свою работу).

  2. Чтобы что-то просить, нужно что-то отдать.

  3. Принимаю детей такими, какие они есть (каждый человек – уникум, и имеет право быть самим собой).

  4. Учитель – человек, он имеет право на ошибки (умею признавать свои ошибки и стараюсь исправить их).

  5. «Терпение – наш взаимный шанс, ведь кто-то так же терпит нас».

Дети – маленькие мудрецы, они знают много того, о чём мы давно забыли. Поэтому каждое наше общение – это творчество, обогащённое знаниями и опытом. Я учу их, они учат меня.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского...
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconЗадача, в которой какой-нибудь текст слово изображены комбинацией...
К урокам гуманитарного цикла можно подобрать много интересного материала по культуре Родного края, истории нашей Родины; на уроках...
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconТема шмо учителей естественнонаучного цикла
Работа шмо учителей естественнонаучного цикла гимназии №15 в 2013-2014 учебном году
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации»
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconУрок окружающего мира "Кладовая витаминов" 2 класс с использованием цифрового микроскопа Задачи
Познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Активизация познавательной деятельности студентов на уроках естественнонаучного цикла»
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconОсвоение и внедрение новых педагогических технологий на уроках естественно...
Использование икт и других новых пед технологий на уроках естественно – математического цикла
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconИнформация о педагогах мо естественнонаучного цикла, обж и физической культуры
Особенности физического развития детей школьного возраста на уроках физической культуры
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconЗадание №8 «Технические особенности и способы применения цифрового микроскопа»
Вопрос Для подготовки к уроку Вам нужно получить и разместить на слайдах презентации увеличенные изображения стебля хлопка. Назовите...
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconВнеклассное мероприятие 5б 10б Мустафина А. Ф., 1 кв категория Шахматова А. М
Использование информационного интегрированного продукта «км-школа» на уроках естественно-научного цикла
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconУрок Тема урока: «Прибор, открывающий «невидимое»
Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом;...
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н icon«Использование межпредметных связей на уроках географии»
Необходимость интеграции курса школьной географии с другими предметами школьного цикла
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconУрок : Окружающий мир. Тема урока : Свойства снега и льда
Краткое описание: с использованием цифрового микроскопа, у учащихся появляется интерес к исследованию,с помощью которого ребята самостоятельно...
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconИспользование икт на уроках географии
Номинация: «Лучшая методика использования современных информационных технологий и продуктов компании Microsoft» при изучении предметов...
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconДиплом 2 степени в номинации «Урок»
Городской семинар «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках гуманитарного...
Использование цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла. Колошва о. Н iconИспользование учебного цифрового интерактивного оборудования при...
Использование учебного цифрового интерактивного оборудования при решении образовательных задач в условиях реализации фгос в мбоу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск