ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА. КОЛОШВА О.Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47» Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена необходимостью создания условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика, развития коммуникативных способностей личности «информационного общества».
Цель моей работы – исследование влияния информационно-коммуникативных средств обучения, в частности цифрового микроскопа, на развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении биологии.
Основные задачи данной работы:
Изучить ИКТ, их виды, цели применения и эффективность в образовательном процессе.
Разработать уроки и мероприятия с применением ИКТ (цифрового микроскопа).
Отследить и проанализировать эффективность применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Сделать выводы о внедрении информационных технологий, как способа самоорганизации труда и самообразования учителя и ученика.
В настоящее время обучение ставит целью не только приобретение знаний и умений, но и обеспечение качественного процесса обучения, создание соответствующих условий для получения качественного результата в образовании.
Современные технологии предназначены для реализации инновационных образовательных проектов в области естественных наук, а кабинет биологии является инновационным образовательным пространством для одаренных учащихся, в котором использование информационных и педагогических технологий, позволяет формировать инновационное поведение, креативную созидательную деятельность учащихся.
К таким инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп.
Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:
повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде
изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности.
В современной школе используются две модели цифрового микроскопа:
Оптико-цифровой микроскоп Микромед С-11
Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 фирмы Intel
Как я использую цифровой микроскоп на уроках биологии?
Цифровой микроскоп – наглядное пособие, использование изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения новой темы или при опросе учащихся. Наличие одного цифрового микроскопа на столе у учителя даёт возможность продемонстрировать микропрепарат одновременно всем учащимся (выводя изображение на экран) и обратить внимание на детали, что невозможно сделать при использовании традиционных микроскопов.
Так, при изучении строения клеток в 5 классе проводится лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы лука и изучение его под микроскопом». В ходе работы использую традиционные микроскопы (работа в паре) и один цифровой микроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главных структурах клетки (ядре, цитоплазме и клеточной оболочке). Теперь учащиеся точно знают, что они должны были увидеть в микроскоп.
Использование разноуровневых задания для учащихся одного класса:
Из предложенных микропрепаратов выберите ткани
растений;
животных.
Сравните ткани изображённые на рисунках с натуральными объектами, что общего и в чём различие?
Рассмотрите микропрепарат эвглены зелёной. Почему ботаники относят её к растениям, а зоологи – к животным?
Изучение объекта не только статически, но и в динамике. Преподавание биологии в школе в обязательном порядке сопровождается демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени и отсутствия современного материально-технического оснащения. И даже при наличии приборов и оборудования, реальный эксперимент требует значительно большего времени как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. Поэтому основное его предназначение – служить источником знаний теряется. Для решения этой проблемы использую цифровой микроскоп. Так, лабораторную работу «Каталитическая активность ферментов в живых клетках» провожу под микроскопом. Для этого беру веточку элодеи, помещаю на предметное стекло в каплю воды и добавляю каплю раствора перекиси водорода. Выделяемые пузырьки газа кислорода доказывают активность ферментов-белков в живых клетках. Ход эксперимента учащиеся наблюдают на экране и делают выводы.
Одним из приятных моментов в работе с цифровым микроскопом для учителя является экономия времени: не нужно доставать микроскоп из шкафа и настраивать его. Микроскоп постоянно подключен к компьютеру. Достаточно положить микропрепарат на предметный столик и навести резкость.
В 8 классе проводится лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки, найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки? Почему?»
В ходе работы учащиеся приходят к выводу:
Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.
Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. Кроме того, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода.
Деятельность учителя характеризуется постоянным совершенствованием профессионального мастерства, повышением методического уровня преподавания. Совершенствование средств и методов преподавания биологии должно ориентироваться на развитие познавательной деятельности и творческого мышления учащихся, выработку умений применять знания на практике. Для существенного улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые активизируют работу учеников. В этих условиях значительное место в современном обучении отведено использованию ИКТ.
В заключение, хочу заметить, что использование ИКТ мною ставится не как самоцель, а как ещё один способ постижения мира ребёнка. Компьютер используется, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и ученика, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя и как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.
За 18 лет работы в школе я выработала формулу успеха, по которой стараюсь жить и работать.
Чтобы заинтересовать детей, интересуюсь сама (я с удовольствием узнаю новое в разных областях и стараюсь внедрить новшество в свою работу).
Чтобы что-то просить, нужно что-то отдать.
Принимаю детей такими, какие они есть (каждый человек – уникум, и имеет право быть самим собой).
Учитель – человек, он имеет право на ошибки (умею признавать свои ошибки и стараюсь исправить их).
«Терпение – наш взаимный шанс, ведь кто-то так же терпит нас».
Дети – маленькие мудрецы, они знают много того, о чём мы давно забыли. Поэтому каждое наше общение – это творчество, обогащённое знаниями и опытом. Я учу их, они учат меня.
|