Скачать 472.67 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Рязани «Использование межпредметных связей на уроках географии» Работа учителя географии Суховой Светланы Анатольевны Содержание
1. Что такое интеграция? «Науки разделены не естественным путём, А лишь из соображений удобства. Природа не заинтересована в подобном разделении и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки». Р. Фейнман Важную роль в развитии личности в процессе обучения играет интеграция учебных предметов, которая не является простой суммой отдельных учебных курсов. Процесс интеграции требует существенной переработки содержания и структуры учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций. Интеграция, как учебная категория – это есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного, которая в обучении реализуется как взаимопроникновение учебных предметов друг в друга, через использование ряда сквозных идей, проходящих через различные школьные предметы, что приводит к стиранию граней между ними. В своём развитии идея интеграции походит две взаимосвязанные тенденции:
Это приводит к координации учебных программ на основе интеграции, подбора предметных знаний в соответствии с ведущими общенаучными идеями, перехода от согласования преподавания различных дисциплин к их глубокому взаимопроникновению, что реализуется на разных уровнях: Уровни интеграции
Возможны различные пути интеграции:
Вместе с тем, для решения задач необходимо соблюдать ряд условий:
Таким образом, интеграция учебных дисциплин является эффективным средством перестройки учебного плана и всей системы образования, а это, в свою очередь, приводит учащихся к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и необходимо синтезированное изучение природы как целого, объединение предметов гуманитарного, естественно-математического и художественного циклов. В результате у учащихся формируется интегративное мышление, которое предполагает:
Следовательно, формированием данного типа мышления можно повысить эффективность интеллектуального развития личности учащихся, обновить всю духовно-нравственную сферу личности, т.к. в основе учебно-воспитательного процесса лежит учёт человеческого фактора, идейно-нравственный потенциал и гуманитарное содержание всех без исключения школьных предметов. Только интеграция может стать эффективным средством гуманитаризации образования. Реализация данных идей стимулирует новое педагогическое мышление к выходу за рамки своего предмета, расширяет кругозор и повышает культурный уровень педагога, а также помогает педагогу более эффективно решать поставленные перед ним задачи обучения. География – наука интегральная и представляет собой синтезированный курс. Она имеет многогранные связи с другими предметами. Объясняется это тем, что география изучает как природные, так и общественные системы и поэтому широко опирается на знания как естественных, так и гуманитарных наук. Гуманитарный Естественно-математический цикл предметов цикл предметов Литература Языки Математика Химия История Музыка География Астрономия Физика ИЗО Экономика Биология Экология Обществознание Охрана природы 2. Необходимость интеграции курса школьной географии с другими предметами школьного цикла. Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Однако учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначные оценки встречаются и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убеждённости в необходимости глубокого изучения. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Обучая своему предмету, я сознательно или невольно формирую у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом моей работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают своё отношение к предмету чётко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв является одним из критериев оценки моей работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но мне необходимо выявить наиболее существенные из них. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Природа – наш общий дом, в котором всё взаимосвязано между собой, поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие при изучении предметов школьного курса. Школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без неё нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету при изучении других. Отсюда и возникает необходимость давать интегрированные уроки. Интегрированное обучение создаёт новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин. Интегрированные уроки позволяют создать атмосферу заинтересованности и творчества; рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже. 3. Цели и задачи данной работы: Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещённости) в зависимости от широты места, пользование масштабом, измерения на карте и местности, определение площадей различных объектов, азимута, глазомерная съёмка плана местности невозможны без математических расчётов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образование осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки чёрных и цветных металлов, переработки нефти, образования кислотных дождей, газа необходимы знания по химии. Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся выяснялась при усвоении представлений, при усвоении понятий (общих и единичных), при установлении закономерных связей между явлениями и объектами природы. При этом учитывалось, что роль межпредметных связей в учебном процессе в значительной степени определяется спецификой учебного предмета, на знание которого опирается изучение географических объектов и явлений. Так, использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов. Знания по физике позволяют им глубже познать сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии помогает раскрыть взаимосвязи между компонентами природы. Вот поэтому именно развитию межпредметных связей я уделяю такое большое значение на своих уроках. Таким образом, главными задачами учителя при осуществлении интегрированного подхода в обучении являются:
4. Основные виды межпредметных связей:
Важные этапы осуществления межпредметных связей:
Типы уроков с привлечением межпредметных связей: Уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов при изучении нового материала, а также обобщающие уроки могут быть проведены в следующей форме: - урок-игра - урок-беседа - урок-дискуссия - урок-наблюдение или урок-исследование - урок-открытие - урок-конференция - урок-путешествие На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ кинофильмов, компьютерных презентаций), выполнение заданий на закрепление изученного. Внеклассные мероприятия с привлечением знаний из других дисциплин: - брейн-ринги - викторины 5. Основные приёмы, способы и методы осуществления межпредметных связей:
Домашние задания. Некоторые домашние задания включают в себя повторение материала по другим предметам для понимания вопросов, которые будут рассмотрены на следующем уроке. Примеры таких заданий представлены в таблице: Использование межпредметных связей и опережающих домашних заданий межпредметного характера в начальном курсе географии. 6 класс
|
Методические рекомендации по разработке и проведению игр на уроках географии География, возможно, единственный предмет, который обладает широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие... | Курсовая работа Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного... Тема: «Использование межпредметных связей мхк и изобразительного искусства в преподавании литературы» | ||
Методические рекомендации по созданию и использованию электронных... Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных... | «Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... | ||
Новые линии учебников географии, использование икт на уроках географии Переход преподавания географии в 6, 10 и 11 классах на 35 часов, наличие соответствующих учебников | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель посещения Изучить использование и реализацию межпредметных связей в процессе изучения дисциплины | ||
Использование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и икт ... | Обобщение педагогического опыта работы Осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии с другими предметными дисциплинами посредством системного использования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рмо учителей географии «Использование технологии группового обучения на уроках географии» | МО: использование современных образовательных технологий на уроках... Применение тестов на установление причинно-следственных связей и развитие логического мышления на уроках биологии | ||
На уроках географии через использование Ечина Любовь Николаевна, учитель географии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Покровская основная общеобразовательная... | Использование интерактивных электронных карт на уроках – компетенция... Использование интерактивных электронных карт на уроках – компетенция учителя географии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология... | "Визитная карточка" проекта «Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания... | ||
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт... Все дети в школе, в классе имеют индивидуально-психологические качества. Делятся на левополушарных и правополушарных, в большей мере... | Примерная программа по географии составлена на основе федерального... Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам... |