Скачать 275.38 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Тема: Внедрение межпредметных связей на уроках физики (элективный курс). Выполнила: Сергеева В.Е. Учитель физики МОУ СОШ №4 Г. Удомля Тверской области Руководитель: Борисов И.И., Гл. методист по физике УМЦ ТОИУУ Тверь, 2006 Содержание. Введение.
Все дети в школе, в классе имеют индивидуально-психологические качества. Делятся на левополушарных и правополушарных, в большей мере на гуманитариев и детей с техническим (математическим) складом ума. И именно у детей, отдающих предпочтение истории, литературе, биологии, географии – гуманитарным предметам – снижается интерес к техническим наукам, иногда они вообще перестают учить трудно дающийся им предмет, исключают его из своего поля зрения, мотивируя это тем, что в дальнейшем им это не пригодиться, так как они выбирают гуманитарное профильное обучение. А у учеников, полностью занятых техническими предметами и планирующими в дальнейшем поступать в технические ВУЗы, снижается интерес к гуманитарным предметам. Передо мной встала задача объединить и заинтересовать детей с различной психологической направленностью. Стимулировать у одних интерес к изучению физики, у других – интерес к гуманитарным предметам. Преодолеть узконаправленное понимание физики как науки. Создать условия, при которых можно глубже видеть связь между различными предметами, сообщение новых знаний, повысить качество обучения. Прочитав элективный курс ученикам 9х классов, стоящим перед выбором профильного обучения, многих удалось заинтересовать изучением именно физики, и таких новых наук, как астрофизика, биофизика, геофизика, агрофизика, космонавтика, экология. Содействовать развитию любознательности, интереса к овладению знаниями, творческих способностей, интеллектуальных умений, вызвать положительную мотивацию к учению. Основным вопросом организации профильного обучения в настоящее время является определения структуры и направления профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать не только стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (что ведет к созданию большого числа различных профилей), но и ряд факторов, сдерживающих такую дифференциацию образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и т.д. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых для завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Концепция деятельности. I. Пояснительная записка. Современный этап развития нации характеризуется возрастающей связью и взаимопроникновением наук, и особенно связью физики с другими отраслями знаний. Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи. Она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы имеют решающее значение для всех естественных наук. Систематическая связь учебных дисциплин убеждает учащихся в том, что между различными отраслями знаний нет резких границ, что они не оторваны друг от друга, а с разных сторон и каждая своими методами изучают материальный мир; совокупность полученных ими результатов даёт нам общее представление о мире. Знания, полученные на уроках физики применяются на уроках алгебры, геометрии, химии, биологии, географии, астрономии. Даже такие гуманитарные предметы как история и литература знакомят учащихся со многими вопросами, общими для физики, но освещают их с иных точек зрения. Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением. Чтобы физические понятия были хорошо усвоены учащимися, необходимо иллюстрировать их материалом из окружающей действительности – природы быта, наук, изучаемых в школе. В связи с этим, межпредметная связь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение – она состоит в развитии мышления учащихся, обеспечивает формирование цельного представления о явлениях природы, делает знания более глубокими, повышает интерес к изучению физики. Глубокая связь физики с другими науками вызвана появление новых отраслей знаний: астрофизики, биофизики, геофизики, космонавтики, агрофизики. II. Цели и задачи проведения курса.
III. Способы осуществления межпредметных связей.
IV. Планируемые результаты.
Выводы Элективный курс был опробирован на учениках 9х классов УСОШ №4 г. Удомля качестве предпрофильной подготовки в количестве 18 часов. Курс посетило 20 человек из четырёх девятых классов, из них 8 человек собираются в физико-математический класс, 6 человек – в химико-математический, 6 человек – в экономико-правовой класс. Считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты. Рецензии учеников прилагаются (Приложение 1). Планирование.
Современная физика развивается в тесной связи с математикой. «Математика – это не только язык физики, это язык и логики вместе». Математические методы широко используются в физике как для обработки опытного материала, так и для обработки теории. Межпредметная связь между школьными курсами физики и математики содержит большие возможности в деле повышения научного уровня преподавания каждой из этих дисциплин. Поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения. При этом важно стремиться к тому, чтобы одни и те же научные понятия, используемые в физике и математике, получали бы согласованную, взаимно дополняющую трактовку. Среди многих вопросов методики обучения физике, которые могут быть успешно решены только в тесной связи с изучением математики, играют большую роль следующие понятия:
Способы задания функций – таблицей, графиком, формулой. Математические функции в курсе физики.
Изучаются функции вида , . Координаты точки являются функцией времени - кинематическое уравнение движения точки. Задача. Записать в координатной форме уравнение - зависимость скорости от времени, построить график. =1м/с, a=2м/с
Поступательное движение представляет собой параллельный перенос, характеризуемый вектором перемещения , , . Векторная форма уравнений в сочетании с рисунком раскрывает физическую ситуацию в задаче. Эта форма облегчает алгебраическую запись уравнения движения или условия равновесия. Сложение векторов. Если физическая величина имеет направление, то – это вектор, если нет – это скаляр. Векторные величины: путь, скорость, направление; скалярные: время, давление. Задача. Даны две силы, направленные под углом друг к другу. Найти равнодействующую.
, , - делимое, - делитель, - частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. .
Математика требует выполнять все вычисления точно, нужно дать навыки приближённых вычислений. , при вычислениях |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей | Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт... Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";... | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Проводят после ее изучения на теоретических уроках «Гродненский областной учебно-методический центр профессионально-технического образования» | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей... | Программа элективного предмета для учащихся 9 классов Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Старооскольский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Психология человека в современном мире том 6 Духовно-нравственное... Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования... | Программа профессиональная подготовка Министерство здравоохранении России Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования... | ||
Санкт-петербургский государственный электротехнический университет... Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования... | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Реферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями... Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской... | Элективный курс «Компьютерное моделирование свободных и вынужденных электромагнитных колебаний» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Областное государственное учреждение социального обслуживания «Владимирский... Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Элективный курс для 7 класса «Секреты русского речевого этикета» Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |