Скачать 0.57 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Обобщение педагогического опыта Тема: Роль семьи в эстетическом развитии личности младшего школьного возраста Выполнила: Комарова Л.Л. учитель начальных классов МОУ СОШ№14 г. Твери Тверь, 2011 Содержание
1. Введение 1.1.Исходная ситуация Современная школа находится в стадии преобразований, а преобразования влекут за собой нестабильность и, как следствие теряет устойчивость. Нестабильная, находящаяся в шатком положении школа переживает множество противоречий, и на этом фоне возникает большое количество проблем социально-педагогического плана. Наша школа является средне образовательной, поэтому в классе можно наблюдать семьи как обеспеченные, так и малоимущие. Социальный показатель сильно влияет на развитие школьников. В нашем классе большинство родителей среднего достатка (около 60-70%). Оставшийся процент делиться поровну между обеспеченными и малоимущими. 1.2.Проблемы Уже с первого класса дети не проявляют интереса к учебе и школе. Школа «дает знания», но старается не замечать, что знания «не берут». Слаба связь с учреждениями культуры, с творческими работниками в разных областях искусства, а без этих связей деятельность после уроков, организованная только силами учителей, малоинтересна. Школьные программы дают поверхностное представление об искусстве. Проводя опрос, мы пытались понять, чем мы преподаватели, можем помочь детям, родителям и школе. В связи с тем, что многие родители, в основном, заняты тем, что стремятся обеспечить материальную базу семьи. Многие родители надеются на то, что школа даст ребенку все остальное, а школа не всегда в состоянии воспитывать, развивать и контролировать детей, возникают проблемы следующего характера: проблемы школьной наркомании, некультурность, курение, воровство, самоубийства, неумение любить и многое другое. 1.3.Причины В связи с обновлением образования, отсутствует до сих пор устойчивая база успешных форм работы со школьниками по организации учебно-воспитательного процесса. На данный момент осуществляется попытка свести всю систему образования по образу и подобию заграничных школ (с рейтингами и баллами), которые не всегда являются показателями качества образования. В данной погоне забывается мир души ребенка, его стремления и желания. Кроме того, невысокая заработная плата заставляет учителя брать большую учебную нагрузку, что сказывается на его деятельности. Учебная загруженность мешает творческому и профессиональному росту учителей, что отдаляет их от учеников, так как именно сейчас педагог должен быть готовым к изменениям жизни, должен понимать и осмысливать происходящее в стране, должен помочь развить личность. Многие учителя в силу разных причин превратились в машины по вещанию определенного предмета. Учителя выполняют большую часть времени роль делопроизводителя, заполняя журнал, личные дела и оформляя требующиеся бумаги. 1.4.Последствия Если не решать проблемы, связанные с воспитанием и развитием детей, начиная с младшего школьного возраста, то потом уже становиться сложнее перевоспитать, переучить школьников. Однако самое страшное -это невоспитанное, лишенное эмоций, уважения, любви общество. То самое общество, которое будет жить по принципам улицы, так как ни родители, ни школа не нашли возможности воспитать и развить нравственность, духовность, эстетику школьника. 1.5.Ключевая проблема А.С. Макаренко неоднократно указывал на то, что педагогика немыслима без эстетического развития воспитанников. Интерес педагога к этой проблеме был продиктован требованиями к человеку, как к «человеку богатого вкуса... огромной культуры души, огромной культуры личности», его заботой о многостороннем, гармоническом воспитании подрастающего поколения. Итак, основная проблема - это развитие и воспитание ребенка (не только в плане эстетики), оказание любой помощи для развития его творческого начала как со стороны школы, так и со стороны семьи. 1.6. Опыт решения сходных проблем Каждая школа постсоветского периода столкнулась с проблемой необходимости создания новой модели образования, так как после отказа от комсомольских и пионерских организаций появился вакуум, который не чем было заполнить. Положительные результаты достигались за счет взаимодействия учителей, администрации школы и родителей. Основной проблемой являлась проблема отсутствия четкой, последовательной государственной стратегии в вопросах воспитания и развития детей, слишком либеральное отношение государственных органов к деятельности средств массовой информации, несоблюдение прав ребенка и гражданина государственными органами. Так в одном классе (не будем уточнять в каком по этическим соображениям) классному руководителю не получалась проводить мероприятия с привлечением родителей, так как постоянно находились разнообразные на то причины. В связи с этим фактом, классный руководитель провел серию родительских собраний на тему «Учитель и семья». Это способствовало активизации родителей. 1.7. Актуальность На основании закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования и «Программы развития воспитания в системе образования России, в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического развития, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического развития. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического развития должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического развития мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В художественном развитии необходимо предусмотреть овладение теоретическими знаниями. Следует напомнить, что термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos - чувственный. Данное слово, в качестве определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства А. Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С того времени словом «эстетика» стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше, ее истоки своими корнями уходят в далекое прошлое. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Эту способность называют эстетическим чувством. Как социальное явление оно развивалось и обогащалось в процессе труда, по мере того как человек, изменяя природу, изменял и собственную природу, социальные отношения. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. 2.Концепция деятельности 2.1. Гипотеза Гипотеза сводится к тому, что эстетическое воспитание эффективно, если школа вместе с семьей использует разные способы эстетического развития личности младшего школьника. 2.2. Цель Целью работы стало использование возможностей искусства как средства эстетического воспитания. |