Дата
| Тема учебного занятия
| Элементы содержания учебного занятия
| Освоение предметных знаний
| Универсальные учебные действия
| Характеристика деятельности обучающихся
|
План
| Факт
|
1-я неделя сентября
|
| Глава 1. Биология – наука о живом мире.
1.Наука о живой природе.
| Биология наука о жизни. Многоклеточные организмы. Клетка. Люди – собиратели.
Культурные растения.
| Приводить примеры значения биологических знаний
Называть основные царства живых организмов.
Давать определение термину
биология.
| Распознавать и описывать виды культурных растений.
Объяснять роль растений в природе и жизни человека.
| Беседа, работа с учебником, работа в парах.
|
2-я неделя сентября
|
| 2. Свойства живого.
| Что мы называем живым?
Признаки живой природы. Обмен веществ и энергии.
Организм. Орган.
| Приводить примеры живых организмов
Называть признаки живой природы..
Давать определение терминам: организм, орган.
| Распознавать и описывать виды живых организмов.
Объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека
| Работа в группах,
Самостоятельная работа с учебником. Беседа.
|
3-я неделя сентября
|
| 3. Методы изучения природы
| Методы изучения природы – наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.
| Приводить примеры исследований природы и живых организмов
Называть методы изучения живой природы.
Давать определение терминам : наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.
| Распознавать и описывать основные методы изучения природы. Объяснять особенности этих методов и их роль в изучении живых организмов.
| Работа в группах,
Самостоятельная работа с учебником. Беседа. Сообщения.
|
4-я неделя сентября
|
| 4. Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов».
| Увеличительные приборы: лупа, микроскоп, устройство микроскопа: тубус, окуляр, линза, объектив, винт, штатив, предметный столик.
| Приводить примеры увеличительных приборов
Называть их основные части.
Давать определение термину микроскоп.
| Распознавать и описывать виды увеличительных приборов.
Объяснять роль этих приборов в изучении живых объектов.
| Работа в группах,
Лабораторная работа с микроскопом. Учебный фильм.
|
1-я неделя октября
|
| 5. Строение клетки. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».
| Ядро, цитоплазма, вакуоль, клеточная мембрана, клеточная стенка
| Приводить примеры основных частей клетки Называть их роль.
Давать определение термину мембрана.
| Распознавать и описывать основные части клетки.
Объяснять их функции для клетки и организма.
Уметь самостоятельно
готовить микропрепараты растительных клеток.
| Беседа. Лабораторная работа с микроскопом и микропрепаратами.
Обсуждение результатов.
|
2-я неделя октября
|
| 6. Ткани.
| Ткани животных: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.
Ткани растений:
образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая.
Межклеточное вещество.
| Приводить примеры видов у животных и растений.
Называть их особенности строения и функции.
Давать определение термину ткань
| Распознавать и описывать виды тканей у растений и животных.
Объяснять их роль в организме.
| Работа в группах,
творческая работа, работа с текстом, и презентацией. Опрос.
|
3-я неделя октября
|
| 7. Химический состав клетки.
| Органические и неорганические вещества клетки.
| Приводить примеры органических и неорганических веществ. Называть их особенности.
Давать определение терминам: органические и неорганические вещества.
| Распознавать и описывать виды органических веществ: белков, жиров, углеводов, неорганических:
воды и минеральных солей.
Объяснять их роль в организме.
| Творческая работа, работа с текстом, демонстрация опытов. Беседа.
|
4-я неделя октября
|
| 8. Тестовая контрольная работа по теме «Биология наука о живом мире» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
| Разноуровневые тесты.
|
1-я неделя ноября
|
| 9.Процессы жизнедеятельности клетки.
| Жизнедеятельность клетки, обмен веществ, деление, размножение, хромосомы. Естествоиспытатели.
| Приводить примеры процессов
Жизнедеятельности клетки.
Называть их особенности.
Давать определение терминам: деление, размножение, хромосомы.
| Распознавать и описывать процессы жизнедеятельности клетки.
Объяснять их роль в организме.
Знать и называть:
учёных –естествоиспытателей:
Аристотель, Теофраст, К.Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
| Работа в группах,
творческая работа с моделями, работа с текстом, и презентацией. Сообщения о естествоиспытателях.
|
2-я неделя ноября
|
| Глава 2. Многообразие живых организмов.
10. Царства живой природы.
| Царства, вид, систематика, классификация. Вирусы.
| Приводить примеры представителей царств живой природы.
Называть их особенности.
Давать определение терминам: вид, царство, систематика, вирус.
| Распознавать и описывать
царства живой природы.
Объяснять их особенности.
Уметь классифицировать организмы.
| Работа в группах,
творческая работа с моделями и схемами, работа с текстом, и презентацией. Учебный фильм.
|
3-я неделя ноября
|
| 11.Бактерии: строение и жизнедеятельность.
| Бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
| Приводить примеры видов бактерий.
Называть их особенности.
Давать определение терминам: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
| Распознавать, сравнивать и описывать :
Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности строения клетки бактерий.
| Работа в группах,
творческая работа с таблицами, работа с микроскопом. Учебный фильм.
|
4-я неделя ноября
|
| 12. Значение бактерий в природе и для человека.
| Клубеньковые бактерии. Симбиоз. Брожение.
| Приводить примеры видов бактерий.
Называть их роль в природе и для человека.
Давать определение термину симбиоз.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
полезные и вредные бактерии.
Объяснять их роль в природе.
Знать способы применения полезных бактерий.
| Практическая работа в парах. Обсуждение результатов.
|
1-я неделя декабря
|
| 13.Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений».
| Цветковые растения, голосеменные растения. Корень, побег, слоевище, споры. Флора.
| Приводить примеры разных групп растений.
Называть их особенности.
Давать определение терминам: цветковые растения, голосеменные растения. Корень, побег, слоевище, споры.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
представителей разных групп растений.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности строения.
| Лабораторная работа. Беседа. Опрос.
|
2-я неделя декабря
|
| 14. Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных».
| Простейшие. Много- клеточные животные.
Фауна.
| Приводить примеры разных групп животных.
Называть их особенности.
Давать определение терминам: простейшие, многоклеточные.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
представителей разных групп животных.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности строения и поведения
| Лабораторная работа с микроскопом. Учебный фильм..
|
3-я неделя декабря
|
| 15. Грибы.
| Грибница, гифы, плодовое тело, грибокорень, сапротрофы, паразиты.
| Приводить примеры разных представителей царства грибов.
Называть их особенности.
Давать определение терминам: грибница, гифы, плодовое тело, грибокорень, сапротрофы, паразиты.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
представителей царства грибов.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности строения.
| Лабораторная работа с микропрепаратами плесневых грибов. Беседа. Опрос. Самостоятельная работа с текстом.
|
4-я неделя декабря
|
| 16.Многообразие и значение грибов. Контрольное тестирование по теме: «Многообразие живых организмов».
| Шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик, дрожжи.
| Приводить примеры разных представителей царства грибов.
Называть их особенности.
Давать определение терминам: плесневые грибы, антибиотик.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
представителей царства грибов.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности строения.
| Лабораторная работа с микропрепаратами плесневых грибов. Контрольное тестирование по разноуровневым тестам.
|
2 неделя января.
|
| 17. Лишайники.
| Лишайники. Ягель.
| Приводить примеры разных представителей лишайников.
Называть их особенности.
Давать определение термину лишайники.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
представителей лишайников.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности строения.
| Лабораторная работа. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группах. Работа с моделями и гербариями лишайников.
|
3 неделя января.
|
| 18.Значение живых организмов в природе и жизни человека.
| Биологическое разнообразие.
| Приводить примеры разных представителей живых организмов.
Называть их особенности.
Давать определение термину биологическое разнообразие.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
представителей разных царств живой природы.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности строения.
| Лабораторная работа. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группах. Работа с моделями и гербариями. Опрос.
|
4 неделя января.
|
| Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля.
19.Среды жизни планеты Земля.
| Водная, почвенная, наземно – воздушная, организменная среды жизни.
| Приводить примеры обитателей разных сред жизни живых организмов.
Называть их особенности.
Давать определение термину среды жизни.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
представителей разных сред жизни.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности строения.
| Самостоятельная работа с текстом. Работа в группах. Опрос. Беседа.
|
1 неделя февраля.
|
| 20. Экологические факторы среды.
| Факторы живой природы, факторы неживой природы, антропогенные факторы.
| Приводить примеры влияний окружающих факторов живой природы на организмы.
Называть их особенности.
Давать определение термину антропогенные факторы.
| Распознавать, сравнивать и описывать:
влияние разных экологических факторов на организмы .
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности влияния.
| Самостоятельная работа с текстом. Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм.
|
2 неделя февраля.
|
| 21.Приспособления организмов к жизни в природе.
| Приспособленность.
| Приводить примеры приспособлений живых организмов к среде обитания. Называть их особенности.
Давать определение термину приспособленность.
| Распознавать, сравнивать и описывать: способы приспособления живых организмов к среде обитания.
Объяснять их роль для самих организмов.
Знать особенности приспособления.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Опрос.
|
3 неделя февраля.
|
| 22.Природные сообщества.
| Пищевая цепь, пищевая сеть, круговорот веществ в природе, природное сообщество.
| Приводить примеры природных сообществ. Называть их особенности.
Давать определение терминам: пищевая цепь, пищевая сеть, круговорот веществ в природе, природное сообщество.
| Распознавать, сравнивать и описывать: виды природных сообществ.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности каждого сообщества.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Практическая работа с гербарным материалом.
|
4 неделя февраля.
|
| 23.Природные зоны России.
| Природные зоны.
| Приводить примеры природных зон. Называть обитателей. Называть их особенности.
Давать определение термину: природная зона.
| Распознавать, сравнивать и описывать: природные зоны России.
Объяснять их роль в природе.
Знать особенности каждой природной зоны.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом.
|
1 неделя марта.
|
| 24.Жизнь организмов на разных материках. Живой мир Африки, Австралии и Южной Америки.
| Местные виды.
| Приводить примеры обитателей разных материков. Называть их особенности.
Давать определение термину: местные виды.
| Распознавать, сравнивать и описывать: материки и их обитателей. Объяснять их особенности приспособления.
Знать особенности местных видов.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Сообщения.
|
2 неделя марта.
|
| 25.Жизнь организмов на разных материках. Живой мир Северной Америки, Евразии и Антарктиды.
| Местные виды.
| Приводить примеры обитателей разных материков. Называть их особенности.
Давать определение термину: местные виды.
| Распознавать, сравнивать и описывать: материки и их обитателей. Объяснять их особенности приспособления.
Знать особенности местных видов.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Сообщения.
|
3 неделя марта.
|
| 26. Жизнь организмов в морях и океанах.
| Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы, планктон.
| Приводить примеры обитателей мелководья, открытой воды, глубинных вод.. Называть их особенности.
Давать определение терминам: прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы, планктон.
| Распознавать, сравнивать и описывать: обитателей вод. Объяснять их особенности приспособления.
Знать особенности обитания.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Сообщения.
|
4 неделя марта.
|
| 27. Тестовая контрольная работа по теме «Жизнь организмов на планете Земля» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
| Разноуровневые тесты.
|
1 неделя апреля.
|
| Глава 4. Человек на планете Земля.
28.Как появился человек на Земле.
| Австралопитеки, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец.
| Приводить примеры разных групп наших предков. Называть их особенности.
Давать определение терминам: австралопитеки, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец.
| Распознавать, сравнивать и описывать: наших предков по внешнему строению. Объяснять их особенности.
Знать особенности обитания и развития.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Сообщения.
|
2 неделя апреля.
|
| 29.Как человек изменял природу.
| Лесопосадки.
| Приводить примеры разных влияний человека на природу. Называть их положительные и отрицательные черты.
Давать определение термину лесопосадки.
| Распознавать, сравнивать и описывать: особенности влияния человека на живую природу.
Объяснять причины негативных изменений.
Знать особенности влияния и осознания своего влияния.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Сообщения.
|
3 неделя апреля.
|
| 30.Важность охраны живого мира планеты.
| Заповедник, заказник.
| Приводить примеры исчезающих и исчезнувших видов животных и растений. Называть возможные меры для их сохранения и восстановления.
Давать определение термину заповедник.
| Распознавать, сравнивать и описывать: особенности влияния человека на живую природу.
Объяснять причины негативных изменений.
Знать особенности влияния и осознания своего влияния. Определять природоохранные меры.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом Красной книги Саратовской области. Сообщения.
|
4 неделя апреля.
|
| 31.Сохраним богатство живого мира.
| Наши обязанности перед природой. Красная книга.
| Приводить примеры исчезающих и исчезнувших видов животных и растений. Называть возможные меры для их сохранения и восстановления.
Давать определение термину Красная книга.
| Распознавать, сравнивать и описывать: особенности влияния человека на живую природу.
Объяснять причины негативных изменений.
Знать особенности влияния и осознания своего влияния. Определять природоохранные меры.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом Красной книги Саратовской области. Сообщения.
|
2 неделя мая.
|
| 32.Обобщающий урок по курсу биологии 5 класса.
| Отработка всех терминов.
| Приводить примеры представителей всех царств живой природы, исчезающих и исчезнувших видов животных и растений. Называть возможные меры для их сохранения и восстановления.
Давать определение термину биологии.
| Распознавать, сравнивать и описывать: особенности влияния человека на живую природу.
Объяснять причины негативных изменений.
Знать особенности всех живых организмов, и осознания своего влияния на них. Определять природоохранные меры.
| Работа в группах. Комбинированная работа. Учебный фильм. Беседа. Самостоятельная работа с текстом. Опрос.
|
3 неделя мая.
|
| 33. Тестовая контрольная работа по курсу биологии 5 класса (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
.
| Разноуровневые тесты
|
4 неделя мая.
|
| 34.Заключительный урок, подведение итогов.
| Отработка всех терминов.
| Приводить примеры представителей всех царств живой природы, исчезающих и исчезнувших видов животных и растений. Называть возможные меры для их сохранения и восстановления.
Давать определение терминам биологии.
| Распознавать, сравнивать и описывать: особенности влияния человека на живую природу.
Объяснять причины негативных изменений.
Знать особенности всех живых организмов, и осознания своего влияния на них. Определять природоохранные меры.
Оценивать свои знания, полученные на уроках биологии
| Работа в группах. Опрос. Задания на лето.
|