Готовимся к школе





Скачать 348.04 Kb.
НазваниеГотовимся к школе
страница1/4
Дата публикации24.09.2014
Размер348.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

городского округа г. Шарья Костромской области

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

http://ts3.mm.bing.net/th?id=h.5006098847629886&pid=1.7&w=111&h=143&c=7&rs=1

Подготовила: педагог-психолог

Спасова Е.Л.

2013 г

Выдержки из интервью с Марьяной Михайловной Безруких


Какие физиологические особенности ребенка позволяют говорить о степени его готовности к школе?
БЕЗРУКИХ М. М. психофизиолог, педагог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор института Возрастной физиологии РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования. Область профессиональных интересов – физиология развития ребенка, функциональное развитие мозга и познавательная деятельность. Автор более 350 научных трудов. Более 30 лет преподает курсы возрастной физиологии, психофизиологии в ВУЗах. Автор книг и учебных пособий для педагогов и родителей: «Возрастная физиология», «Психофизиология ребенка», «Знаете ли вы своего ученика», «Ребенок идет в школу», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Проблемные дети», «Трудности обучения в начальной школе», «Обучение письму» и др. http://nsc.1september.ru/2009/17/4.jpg


?



Самый главный показатель готовности к школе (это подтверждают и наши физиологические исследования, и многолетний опыт анализа того, почему у ребенка возникают школьные проблемы) — умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция — это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него ненасыщаемая познавательная потребность, он хочет всё знать, думать. А если он делает что-то не так, как мы хотим, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. Не ребенок не хочет, а мы не смогли его заинтересовать.

Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.

Третий показатель — умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.


Марьяна Михайловна, не секрет, что в школу в первый класс приходят дети очень разные и по возрасту, и по развитию. Психологи говорят о том, что разница между физическим и паспортным возрастом ребенка дошкольного и младшего школьного возраста может достигать 2–2,5 лет. Все это создает для учителя целый комплекс проблем. В такой ситуации вопрос, нужна ли подготовка к школе, становится почти риторическим. И перед тем, как обсуждать проблемы организации предшкольной подготовки, давайте выделим задачи развития, которые могут решаться в этом процессе.

?
Еще один, не менее важный, показатель — умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать.

Прежде всего, подготовка к школе – это не только формирование большого запаса сведений и знаний, это не только элементы письма, чтения и счета или еще хуже – обучение письму, чтению и счету. Это комплексная система развития, включающая социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное, познавательное и физическое развитие. Рассмотрим, что имеется в виду.

Социальное развитиеhttp://nsc.1september.ru/2008/17/4.jpg

Если ребенок не ходит в детский сад (есть регионы, где туда ходят только 20% детей), если он общается только со своими родителями, не знает правил коммуникации со сверстниками, то самый умный и самый развитый ребенок может оказаться изгоем в классе. И поэтому задача социального развития – формирование коммуникативных навыков и этических ценностей общения в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях. Если этого нет, то первоклассник может столкнуться, во-первых, с отторжением сверстниками, во-вторых, с непониманием ситуации общения с учителем. Ребенок, который растет с бабушкой или с мамой и никогда не был даже в маленьком коллективе, привык, что с ним работают «глаза в глаза», что обращаются лично к нему и спрашивают лично у него. И уже первый школьный день может закончиться жалобой на то, что учитель его не любит, не обращает на него внимания, – а работать иначе он не может. Так у пишущего, читающего, считающего, но социально не адаптированного ни к группе, ни к взаимодействию, ни к чужому взрослому ребенка начинаются проблемы. Причем ни одна проблема в школе не проходит бесследно – одна всегда тянет за собой другую.

Личностное развитие

Мы, как правило, не формируем положительную или хорошую самооценку у ребенка. На консультативных приемах часто слышишь от детей: «Я плохой», «Я ничего не умею», «Я не могу научиться писать», «Я не читаю». Ситуация пиковая, потому что ребенок, у которого занижена самооценка, ребенок, который чувствует себя неудачником, – это ребенок, у которого убита мотивация к обучению. Приведем простой пример. В 60–70-х годах в школу пришли шестилетки. Исследования тех лет показывают, что более 96% детей, приходящих в первый класс, имели чрезвычайно высокий уровень именно учебной мотивации, а не только желания общаться со сверстниками, интереса к новой ситуации и т.д. А вот 83% детей, прошедших теперешнюю так называемую дошкольную гимназию, идти в школу не хотят. То есть мы, готовя ребенка к школе, делаем все, чтобы создать комплекс трудностей. Отчего возникает такая ситуация? Чаще всего оттого, что мы ставим перед ребенком неадекватные задачи. Ребенок перед школой не обязан, не должен уметь читать, писать и считать. Но он должен быть готовым учиться читать, писать и считать, как только он пришел в школу, а это разные вещи. Можно сколько угодно «дрессировать» его в 5 лет, но это приведет к формированию неправильного механизма чтения и письма. Если при письме сформировалась «каракуля» вместо буквы, то уроков чистописания может быть сколько угодно, но он так и уйдет в пятый класс с каракулями.
Приведу еще один пример с чтением. Если у ребенка не сформировано зрительное пространственное восприятие, ему трудно дифференцировать печатные буквы, он путает близкие по конфигурации, переворачивает справа налево или сверху вниз, постоянно теряет строку, вместо «оп» читает «по» и т.д. – значит, не сформированы механизмы зрительного восприятия. И в ситуации, которую порой задает воспитатель или родитель, – читать во что бы то ни стало – ребенок не научится читать: он научится угадывать. «Угадал – не угадал» – это самый порочный механизм чтения. А что нужно сделать вместо того, чтобы заставлять часами читать то, что не получается? Нужно взять азбуку на карточках, разрезать каждую букву вдоль и, перемешав пять-шесть букв, давать складывать. Потом разрезать поперек и, опять перемешав пять-шесть букв, складывать. Потом – на четыре части, перемешать и складывать. Так и играть. Как только он научится выделять букву по части, он начнет читать, даже если вы этого не захотите, потому что будет сформирован механизм, который позволит ему осуществлять эту деятельность.
Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию. Мы должны это очень хорошо себе представлять. С таким ребёнком работать в начальной школе будет безумно трудно. Сначала надо будет снять все его зажимы, все страхи, и только потом начнет что-то получаться, потому что одна неудача, к сожалению, всегда тянет за собой другую. Психологи очень хорошо знают: преодолимо только то, что человек сам считает преодолимым. Ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается. Поэтому очень важно не сформировать этот комплекс на этапе предшкольной подготовки.

http://nsc.1september.ru/2008/17/5.jpg

Эмоциональное развитие

Это очень важный компонент, на который особо следует обратить внимание. Мы привыкли и твердим, как молитву: игра – основной вид деятельности. Но ведь игра тоже может быть разной, может и не давать положительных эмоций. А на отрицательных эмоциях ребенок работать не может, ему нужно положительное подкрепление. Только в этом случае формируется нужная нам мотивация, только в этом случае ребенок получает удовлетворение от процесса познания, от того, что у него что-то получилось. Но тогда не должно быть никаких оценок. А учителя ставят отметки, ставят «двойки» и «пятерки» до школы. Какие оценки?! В процессе развития ребенка надо хвалить, даже если не все получается, говорить о том, почему не получается, разбирать, анализировать вместе с ребенком. Надо постоянно искать, за что похвалить, а порог чувствительности у всех разный.
Одному можно говорить: «Ваня, у тебя не получается», «Ваня, ты балбес», – а Ване все равно. Сколько родителей приходят к нам и говорят: «Не переживает. У него двойки, а он не переживает!» Приходится успокаивать взрослых: «Ваше счастье – если бы переживал, пришлось бы идти к невропатологу».
Нервно-психическое здоровье ребенка срывается очень быстро. Так быстро, что не замечает ни педагог, ни родитель. Поэтому в системе предшкольного образования важно не сформировать трудности в тот момент, когда ребёнок только переступает порог класса, не сформировать страх перед учителем, перед учебным заданием.
А страх порой бывает очень сильным. Бывают случаи, когда ребенок берется за ручку двери, и у него начинается рвота. Необходимо увлечь ребёнка, а увлечь можно любого, только нужно искать варианты взаимодействия.
Очень многие родители и учителя говорят: «За похвалу сделает все». К сожалению, неудач у наших детей гораздо больше, чем успехов. И мы не должны формировать неудачника – неудачника в жизни вообще, неудачника ещё до школы.
Конечно, мы должны научить ребенка чувствовать своё эмоциональное состояние, снимать напряжение. Первый признак напряжения – плотно сжатые губы. У ребенка не должно быть плотно сжатых губ. Они, несчастные, даже спать ложатся с гримасой напряжения на лице, которое накапливается за целый день. Это беда – беда, которая начинается до школы, а дальше просто усугубляется.

Творческое развитие

Когда мы считаем, что творческое развитие – это урок рисования, пения, мы глубоко ошибаемся, потому что без творчества ни письму, ни чтению, ни окружающему миру, ни восприятию себя научить невозможно. Часто ли мы даем ребёнку возможность творить? У нас все так зарежимлено, так все запрограммировано! Вот родители говорят: уже пять с половиной, а он читает, пишет, считает – надо в школу, иначе будет неинтересно, разболтается и т.д. Но забываем, что это золотой период от пяти до семи – это время, когда можно все попробовать: и кораблики строить, и в театральную студию пойти, и плаванием заниматься. Потом на это времени не будет. Поэтому наша задача – убедить родителей не торопиться отдавать ребёнка в школу. И еще задача – если уже пришли в школу, то музыкальную, художественную, фотокружок, плавание – все остальное оставляем до второго класса, потому что первый год – год адаптации к школе.
Проанализируйте режим детей. Мы в прошлом году делали это в очень многих школах России. Знаете, сколько дети гуляют? Эта цифра почти одинакова и за последние 15 лет не меняется. Даже на селе, вот что парадокс, – 20–30 минут. Это все время их отдыха, причем в это время может быть включена дорога из школы домой. И всё. Кто позволяет ребенку поваляться на диване? «Лучше почитай, лучше попиши, лучше посчитай», – приговаривают взрослые. И это начинается уже даже не в школе, потому что и при подготовке к школе детям дают домашние задания. Какие домашние задания? Конечно, творческое задание что-то склеить, придумать вместе с родителями, подготовиться к празднику – ради Бога, но не учебное домашнее задание! Ещё успеют. Вообще, хорошо бы нам учеников начальных классов избавить от домашних заданий. Можно ли? Можно, ещё как можно!

http://nsc.1september.ru/2008/17/9.jpg

Интеллектуальное развитие

Сегодня любой ребёнок получает большой запас сведений и знаний до школы. Мы рассказываем ему про весну, лето, осень, зиму и спрашиваем это. Мы учим его классификации и просим выделить лишнюю фигуру или лишнюю картинку. И если он этого не делает или делает по каким-то своим соображениям, мы считаем это неверным. А почему? А где творчество?
Можно вспомнить один случай, происшедший в 70-е годы. Мы тогда очень плохо знали, что такое шестилетний ребенок и вообще – как нам определить его развитие. И был такой тест, в ходе которого ребенок должен был найти лишние картинки. Положили перед ним картинки с животными. На трех картинках животные были с хвостами, а на одной – без хвоста. Но там были еще копытные и некопытные. Так ребёнок еще обратил внимание на то, копытные они или некопытные. А ему сказали, что он неверно ответил. И сейчас мы с этим сталкиваемся. При тестировании используется много формальных вещей, по которым мы пытаемся определить когнитивное развитие ребенка. А ведь когнитивное развитие – это тоже комплекс, это система, это взаимозависимые функции. Нет отдельно речевого развития – оно тесно связано с организацией деятельности. Например, вы даете ребенку задание – речевую инструкцию. Но если ребенок плохо воспринимает речь, у него маленький запас слов, или он плохо воспринимает грамматический строй предложения, или вообще речь как инструкция к деятельности для него недейственна и он привык работать методом механического копирования («смотри и сделай, как я»), то речевую инструкцию он воспринимать не будет.
Как мы проверяем развитие моторики? Мы опять задаем речевую инструкцию, и если она непонятна, ребенок не выполнит задание. А мы поставим галочку, что у него не сформирована моторика. То же самое и со зрительным восприятием, и с вниманием, и с запасом сведений и знаний.
Нам однажды родители сказали: «Вы задали вопрос не так, как он привык». Значит, ребенка «дрессировали», он не умеет работать с речевой инструкцией, хотя, может быть, и знает все про зиму, лето и осень. У него нет главного – нормально сформированной речи, он не умеет отвечать на вопросы, он не умеет задавать вопросы, он не умеет вести диалог, у него маленький запас слов. Это мы и должны сформировать до школы. Это наша главная задача: не учить читать, не учить мягкости и твердости, а сформировать речь во всем ее многообразии, чтобы для ребенка она была инструментом, которым он пользуется.
Если нет устной речи – не будет и письменной речи, даже если вы научите идеально выводить все крючочки и палочки. Технический навык письма без сформированной речи (и в дальнейшем – письменной речи) не имеет социокультурного смысла.
Ребенок должен писать чётко, читаемо. А к этому мы тоже должны его подготовить. У нас почему-то бытует мнение, что если мы будем пальчиками шевелить, лепить, вязать, то научимся писать по касательной. Лепить и вязать хорошо, конечно, но графические навыки – это совсем другое. Реализация нормального графического навыка начинается с умения держать ручку. Вот этому мы должны научить ребенка до школы – в школе на это времени не будет.

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

Без этого не будет ни письма, ни чтения, ни математики, ни труда – ничего. Детей с несформированной речью сейчас приходит в школу почти 60%, с несформированной моторикой – примерно 30–35%. То есть мы не делаем того, что должны делать, и делаем то, что делать не должны.
Уже приводился пример с буквами – это то, что нужно делать до школы. Ребенок, у которого сформировано зрительно-пространственное восприятие и произвольная регуляция деятельности (то есть концентрация на задании хотя бы на минуту), зачитает, даже если ему не разрешать. Не может не зачитать. Буквы и слова вокруг – он не в лесу. Но эти функции должны быть сформированы, без них можно говорить все, что угодно: «все буквы знает, а читать не хочет», «ленивый», «не старается», «не может». Попробуйте пойти другим путем: развивайте внимание и память.
Конечно, для того чтобы было хорошее внимание, у ребенка должны быть сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности. Эти механизмы формируются, должна вас огорчить, годам к девяти. Но ребенок приходит в школу гораздо раньше. Это значит, что мы должны не его заставлять, а организовать учебный процесс так, чтобы эффективно использовать те три минуты внимания, когда он может сконцентрироваться.
То же самое – о рабочей памяти. Предложение из пяти слов ребенок, как правило, удержать в памяти не может. А если у него условие задачи, в которой сразу три действия? И вот приводят такого ребенка в третьем классе к нам с диагнозом «отсутствие математического мышления».
При чем здесь мышление? Он в рабочей памяти инструкцию, условие задачи не держит. А посмотрите условие действия или задание по русскому языку и попробуйте с первого раза удержать все в памяти!
Я много раз на уроках наблюдала, что времени, которое отводится для письменного задания, хватает только на то, чтобы не торопясь выписать буквы. Такая интенсификация, быстрый темп работы в классе убивают все возможности ребенка, все его способности и мотивацию.

Мышление

Нет задания, которое бы не развивало мышление ребенка, потому что он должен думать, что сделает, как сделает, что получилось, как получилось, каким путем пойти. Это и есть процесс мышления.

Организация произвольной деятельности

Я назову компоненты организации деятельности, которые должны быть сформированы к моменту прихода в школу:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Готовимся к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Живая физика. Живая геометрия; Готовимся к егэ. Физика; Готовимся к егэ. Математика; Физика. 7 9 класс ч. 1
Готовимся к школе iconГотовимся к конференции «Старт в инновации» 2014г

Готовимся к школе iconК эпидемии гриппа и орви готовимся заранее. Наиболее надежный способ...
К эпидемии гриппа и орви готовимся заранее. Наиболее надежный способ защиты от гриппа – вакцинация, которую нужно делать не позже...
Готовимся к школе iconГотовимся к егэ (советы психолога)
Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4)
Готовимся к школе iconПрограмма способна заменить целый шкаф учебных таблиц
Математика. Готовимся к егэ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
Готовимся к школе iconГотовимся к егэ. Запишите слово, пропущенное в схеме
...
Готовимся к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по теме: «Облака и атмосферные осадки» в 6а классе готовимся к работе
Готовимся к школе iconОписание возможностей разработанной программы «готовимся к егэ»
В системе образования России происходят изменения, которые приводят к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств...
Готовимся к школе iconГотовимся к экзаменам
В 10-х классах необходимо продолжать работу в этом направлении, развивая умения учащихся в создании как письменных, так и устных...
Готовимся к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык. 7 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к гиа. М., Интеллект-Центр,2012г
Готовимся к школе iconПрограмма элективного курса «Готовимся к егэ по физике» Автор программы курса: Недбальская И. В
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...
Готовимся к школе iconПрограмма составлена на основе авторской программы под редакцией...
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Готовимся к школе iconГотовимся к гиа правила заполнения бланка ответов№1 по русскому языку
...
Готовимся к школе iconТематическое планирование по русскому языку Спецкурс «Стилистика русского языка» Классы
Планирование составлено на основе: Готовимся к егэ. Русский язык / О. Ф. Вакурова, С. И. Львова, И. П. Цыбулько. 5-е изд., стереотипное....
Готовимся к школе icon1 Сентября – День знаний Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь...
Первоклассники вступают в совершенно новую жизнь. Потому этот день для них самый волнующий и запоминающийся. Это праздник и для тех,...
Готовимся к школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Акция «Россия – чемпион»: Выставка-викторина «Готовимся к Олимпиаде в Сочи» Интеллектуальная эстафета «Спорт, спорт, спорт» 6+


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск