Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе»





Скачать 174.98 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе»
Дата публикации15.07.2013
Размер174.98 Kb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Биология > Занятие

ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»



Кафедра патологической физиологии


УТВЕРЖДЕНО

на ЦМК медико-биологических дисциплин

Председатель: д.м.н., профессор

Кропотов А.В.

___________________________
« __ » _____________ 200__ г.
Протокол № ___

УТВЕРЖДЕНО

на методическом совещании

кафедры

Зав. кафедрой: д.м.н., профессор

Маркелова Е.В.

_______________________________
«___» _______________ 200 г.
Протокол № ___


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов

по подготовке и проведению практического занятия

по теме «ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ О ПАТОГЕНЕЗЕ»
факультеты

лечебный, педиатрический, медико-профилактический
III курс, V семестр
Продолжительность занятия 3 академ. час.

Составитель: асс. Турмова Е.П.

Рецензент: проф. Маркелова Е.В.


Владивосток, 2008 г.
1. Тема: «Общая этиология и учение о патогенезе».

2. Мотивация: Изучение данного раздела позволит ответить на главный вопрос этиологии применительно к болезни: отчего? Изучение раздела «Общий патогенез» позволит понять причинно-следственную связь, динамичность событий, возникающих после первичного взаимодействия причинного фактора и организма. Знание причин, условий возникновения болезни и механизмов ее развития и исхода дает возможность применения наиболее целесообразных методов лечения болезни, позволяет эффективно разрабатывать вопросы эпидемиологии и профилактики.

3. Цель обучения, воспитания и развития: Охарактеризовать понятия «этиология», «патогенез», «условия болезни». Знать роль местного и общего, структуры и функции в патогенезе развития болезни. Знать морфологические и физиологические особенности, которые влияют на возникновение и развитие патологических процессов и болезней у детей (пед.фак), изучить влияние эндогенных (тесно связанных с генетикой и онтогенезом) и экзогенных (с которыми постоянно сталкивается человек) факторов, на возникновение и развитие болезни (патологического процесса) (мпф).

На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.

4. Задачи обучения и воспитания:

4.1. Студент должен знать:

  1. Определение понятия - этиология,

  2. Предшествующие теории и современные общие положения этиологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм)

  3. Этиологические факторы болезни: определение. Классификация, роль на различных этапах развития болезни.

  4. Условия возникновения болезни: определение, виды, значение.

  5. Современные теории причинности в патологии человека (теория факторов, полиэтиологизм, биологизаторство и социологизаторство, холизм, психосоматика), понятия - «факторы риска» и «антириск-факторы».

  6. Патогенез: определение, виды, основные положения. Значение для клинической медицины

  7. Роль структурных и функциональных нарушений в патогенезе; «местное» и «общее» в механизмах развития болезни.

  8. Патологическая система (ПС), патологическая доминанта.

  9. Адаптивные (защитно-приспособительных, компенсаторные) механизмы – составная часть патогенеза. Механизмы выздоровления.

  10. Основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии.

4.2 Студент должен уметь: Определять причины и условия возникновения патологического процесса, анализировать последовательность звеньев патогенеза на основании клинико-лабораторных данных. Устанавливать цепи порочных кругов в патогенезе болезни. Иметь представление о роли этиологического фактора в механизмах развития патологических состояний, о принципах этиологической, патогенетической и симптоматической терапии.

    1. Личностно- и профессионально ориентированное воспитание:

– на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т.д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом;

– при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;

– при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы врачебного (логического) мышления;

– помнить, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетичесих факторов и др.) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента.

  1. Этапы проведения занятия

План практического занятия

Основные педагогические технологии

Учебное время

I Вводная часть:

  • организация занятия;

  • определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения;

  • вводный контроль исходного уровня знаний студентов

(20-25 минут)

II Основная часть занятия:

  • определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов

  • самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем;

  • обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии

  • итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме).

(90 мин)


III Заключительная часть занятия:

  • подведение итогов занятия;

  • текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов

  • определение общих и индивидуальных заданий на СДИ во внеучебное время;

  • оглашение плана практического занятия следующего занятия

(20-25 минут)

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:

Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия)

Сформулировать цель занятия

Контроль исходного уровня знаний

Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).

Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом:

– на основании жалоб больного, объективных данных и лабораторных исследований обосновать вид (тип) патологического процесса;

– указать возможные причины его развития и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса;

– проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития порочных кругов;

– рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса;

– оценить динамику и характер развития патологического процесса (острое и хроническое течение; гипо-, гипер-, нормоэргическое и т.п.);

– показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»);

– охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации (руководствуясь принципом «относительной патогенности» механизмов защиты);

– на основании анализа механизмов патогенеза и динамики развития патологического процесса обосновать его возможности исхода;

– обосновать основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии данного патологического процесса.

7. Задание на самоподготовку.

7.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):

  1. Уровни организации организма.

2. Гомеостаз, механизмы поддержания.

3. Адаптивные (приспособительные) механизмы, их роль для нормальной жизнедеятельности.

4.Структурно-функциональные особенности физиологических систем.

5. Доминанта: характеристика основных свойств, ее значение.

7.2. Перечень контрольных вопросов:



Вопросы

для самоподготовки

Целевые установки ответа на вопрос

1.

Этиология, определение. Предшествующие теории и современные общие положения этиологии.

Охарактеризовать понятия «общая» и « частная» этиология, их значение для профилактической и клинической медицины. Отметить положительные и отрицательные стороны предшествующих теорий этиологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм). Показать, что современные теоретические концепции этиологии основаны на следующих понятиях – причина болезни материальна, она действует в определенных условиях, придает патологии специфичность и др.

2.

Этиологические факторы болезни: определение. Классификация, роль на различных этапах развития болезни.

Знать определение «этиологический фактор», его синонимы. Охарактеризовать две основные группы этиологических факторов (экзо- эндогенные). Привести примеры. Ятрогенная патология. Показать значимость причинного фактора для различных этапов заболевания (основные 3 и на действия) – инициация болезни; действие на всем протяжении и др. Отметить, что патогенность этиологических факторов определяется: необычностью по своей природе, чрезвычайностью (экстремальностью) действия, длительностью и сочетанным действием с индиферентным раздражителем и др. Объяснить понятия: «полиэтиологичность» этиологического фактора и « причина есть процесс, это не действие, а взаимодействие».

3.

Условия возникновения болезни: определение, виды, значение.

Дать определение «условия болезни», чем отличается от «причины болезни». Охарактеризовать внешние и внутренние, благоприятные и неблагоприятные условия; привести примеры.

4.

Современные теории причинности в патологии человека.

Знать основные положения современных теоретических концепций этиологической науки: теория факторов, полиэтиологизм, «факторы риска» и «антириск-факторы», биологизаторство и социологизаторство, холизм, психосоматика и др., отметить их положительные и отрицательные стороны. Охарактеризовать понятие «болезнь цивилизации».

5.

Патогенез: определение, виды, основные положения. Значение для клинической медицины.

Охарактеризовать понятия «общий» и «частный» патогенез, их взаимосвязь. Знать два основных компонента (составных частей) патогенеза – собственно патологические изменения (полом) и защитно-приспособительные (адаптивные) механизмы. Охарактеризовать собственно патологические изменения (явления) общего патогенеза – пусковой механизм (начальное звено); патогенетические факторы; причинно-следственные отношения; главное звено патогенеза; ведущие патогенетические факторы; «порочный круг»; специфические и неспецифические звенья патогенеза.

6.

Роль структурных и функциональных нарушений в патогенезе; «местное» и «общее» в механизмах развития болезни. Патологическая система (ПС), патологическая доминанта.

Обосновать ошибочность противопоставления изменения структуры и функции в патологии (что первично нарушается структура или функция?). Показать, что анализ звеньев патогенеза должен предусматривать комплекс взаимосвязанных местных и общих изменений; значимость этих двух нитей развития патогенеза зависит от этапа патологического процесса, состояния адаптивных сил организма, вида патологии и др. Отметить роль генерализации патологического процесса в формировании общих проявлений (знать пути генерализации, стадии ее развития). Объяснить значение ПС и патологической доминанты в патогенезе заболеваний Н.С., соматической патологии. Знать механизм формирования (роль детерминанты), главный их биологический принцип (чем отличаются от физиологических систем и доминанты).

7.

Адаптивные (защитно-приспособительные, компенсаторные) механизмы – составная часть патогенеза. Механизмы выздоровления.

Знать, что изучением защитных сил организма включающихся при повреждении занимается саногенез (дать определение). Охарактеризовать механизмы саногенеза: первичные (физиологические), вторичные (патологические). Дать характеристику защитным механизмам по их конкретному действию – барьерные механизмы (их виды); приспособительные механизмы; компенсаторные механизмы и отметить их роль на различных этапах болезни, а так же в выздоровлении; дать определение, охарактеризовать три основных группы механизмов выздоровления (срочные, относительно устойчивые, устойчивые).

8.

Основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии.

Отметить, что в основе этиотропной профилактики лежат: выявление причин и условий заболевания, проведение мероприятий по устранению их действия на организм (причин и неблагоприятных условий) и усиления эффекта благоприятных условий (привести примеры). Объяснить, что основой этиотропной терапией являются мероприятия, направленные на прекращение либо уменьшение интенсивности и/или длительности причинного агента уже воздействовавшего на организм. Показать на конкретных примерах, что целью патогенетического лечения является прерывание и/или снижение эффективности действия механизмов повреждения и одновременно активация саногенетических процессов и реакций.

7.3. Задания для СДС во внеучебное время.

1. Подготовить реферативные сообщения по теме занятия: «Роль причин и условий в возникновении болезни»; «Порочный круг – примеры» с использованием литературных источников (статьи мед. журналов, интернет-источники).

2. Составить ситуационные задачи по теме занятия, с приведением эталона ответа. Задачи принимаются в печатной форме и на эл. носителе. Их содержание и оформление осуществляется согласно общим критериям ситуационных задач по предмету патофизиология.

7.4. Задания для самоконтроля:

Тестовый контроль исходного уровня знаний:

1. Этиология – это наука о (выберите более правильное утверждение):

  1. неблагоприятных условиях болезни;

  2. условиях заболевания;

  3. причинах и условиях заболевания;

  4. неблагоприятных условиях и причинах заболевания;

  5. благоприятных и неблагоприятных условиях заболевания.

2. Этиологическим фактором болезни является:

1) фактор, влияющий на тяжесть и длительность болезни;

2) фактор, определяющий специфичность болезни;

3) неблагоприятные факторы окружающей среды;

4) фактор, повышающий частоту возникновения болезни;

5) все из перечисленного.

3. Фактором, формирующим и определяющим деятельность патологической системы является:

  1. патологическая доминанта;

  2. патологическая детерминанта;

  3. генератор патологически усиленного возбуждения;

  4. конгистивная детерминанта.

4. Современный взгляд на роль структурных и функциональных нарушений в патогенезе заболеваний заключаются в следующем:

  1. первично возникают структурные нарушения;

  2. первично возникают функциональные нарушения;

  3. структурные и функциональные нарушения формируются одновременно;

  4. в зависимости от вида заболевании первичными могут быть либо структурные, либо функциональные нарушения.

5. Укажите основную роль патогенетических факторов в развитии заболевания:

  1. являются причиной повреждения;

  2. формируют начальное звено патогенеза;

  3. являются основой ведущих патогенетических факторов;

  4. формируют причинно-следственные связи.

6. Этиотропная терапия заключается в следующем:

  1. проведение мероприятий по предупреждению развития осложнений;

  2. проведение мероприятий по уменьшению интенсивности действия причинного фактора уже воздействовавшего на организм;

  3. проведение мероприятий по уменьшению длительности действия причинного фактора болезни интактного индивида;

  4. воздействие на патогенетические факторы с целью ослабления эффекта их действия.

7. Выберите правильное выражения:

  1. болезнь – это патология клеток;

  2. болезнь – это патология различных систем организма;

  3. болезнь – это процесс, который охватывает весь организм, как целое;

  4. болезнь – это патология различных органов и систем организма.

8. Выделите главное звено в патогенезе развития циркуляторной гипоксии:

  1. застой крови в малом круге кровообращения;

  2. застой крови в большом круге кровообращения;

  3. стеноз левого атривентрикулярного отверстия;

  4. нарушение функции правого желудочка сердца;

  5. расширение левого желудочка сердца.

9. Условия возникновения болезни могут модифицировать действие этиологического фактора, но:

  1. этим свойствам обладают в основном экзогенные условия;

  2. этим свойствам обладают в основном эндогенные условия;

  3. этим свойствам обладают в равной мере экзогенные и эндогенные условия.

10. Современная теоретическая концепция причинности в патологии заключается в следующем:

  1. не всякая причина придает болезни специфичность;

  2. причина отождествляется только с вещественно-энергетическими воздействиями;

  3. причина действует на организм; изменяет его, но сама не изменяется;

  4. причина взаимодействует с организмом; изменяя его, изменяется сама.

Тестовый контроль итогового уровня знаний:

1. Выберете правильное выражение: а) факторы риска – группа факторов, не являющаяся непосредственной причиной определенной болезни, но повышающаяся вероятность ее возникновения; б) факторы риска способствуют ускоренному развитию заболевания; в) Факторы риска в основном не определяют темп развития заболевания; г) суммация факторов риска потенцирует возникновение заболевания; д) пожилой возраст не является фактором риска артериальной гипертонии; е) ожирение – фактор риска сердечно-сосудистых заболевании; ж) факторы риска – группа факторов, не являющаяся непосредственной причиной определенной болезни, но статистически достоверно повышающаяся вероятность ее возникновения.

1) б,в,г,е;

2) б,г,е,ж;

3) а,в,е,ж;

4) а,г,е,ж;

5) а,в,д,е.

2. Перечислите собственно патологические изменения (явления) патогенеза: а) патогенетические факторы; б) причинно-следственные связи; в) первичные механизмы саногенеза; г) вторичные механизмы саногенеза; д) ведущие патогенетические фактор;, е) условия способствующие повреждению; ж) пусковое звено патогенеза.

1) а,г,д,е;

2) а,в,г,е;

3) б,в,д,ж;

4) а,б,д,ж;

5) а,г,д,ж.

3. Назовите наиболее известные этиологические теоретические концепции: а) монокаузализм; б) онтогенетическая; в) кондиционализм; г) полиэтиологизм д) конституционализм; д) вирусно-генетическая теория.

1) а,в,г;

2) а,б,г;

3) а,в,д;

4) а,б,д;

5) б,в,г.

4. Для клинической медицины значение учения о патогенезе заключается в следующем: а) дает необходимую информацию для классификации болезней; б) объясняет механизм взаимодействия причинного фактора с реагирующими структурами организма; в) объясняет механизм наблюдаемых симптомов и синдромов; г) помогает обосновать назначение лечения на конкретном этапе заболевания; д) объясняет различия между реагированием организма на отдельные группы этиологических факторов.

1) а,б,г;

2) а,в,г;

3) а,б,д;

4) а,в,д;

5) а,в,е.

5. Назовите примеры патогенетической терапии: а) применение нестероидных пртивовоспалительных препаратов при лихорадке; б) применение антибактериальных препаратов при инфекционном заболевании; в) блокада Н1-гистоминовых рецепторов при аллергии; г) применение радиопротекторов при лучевой болезни; д) применение солевых растворов при пищевой токсикоинфекции; е) исключение контакта с аллергеном, вызвавшим сенсибилизацию, ж) применение антиокидантов при воспалении.

1) а,б,в,е;

2) а,в,г,е;

3) а,в,д,ж;

4) б,в,д,ж;

5) а,г,д,ж.

6. Дайте характеристику инициальному звену патогенеза: а) оно сопровождается альтерацией структур организма; б) как правило, определяет специфичность заболевания; в) определяет процесс выздоровления; г) как правило, определяет специфичность заболевания, если оно наблюдается в течение всей болезни; д) предопределяет дальнейшие звенья патогенеза; е) это всегда главное звено патогенеза.

1) а,б,в;

2) а,б,д;

3) а,б,е;

4) б,в,г;

5) б,в,е.

7. Выберите правильные выражения: а) каждому заболеванию присуще свое, основное звено патогенеза; б) в зависимости от этапа заболевания, основное звено может различным (т.е. болезнь имеет их несколько); в) ведущие патогенетические факторы зачастую являются общими для множества видов патологии; г) ведущие патогенетические факторы приобретают более значимое значение, чем организующее звено патогенеза, на более ранних стадиях патогенеза; д) ведущие патогенетические факторы имеют более значимое значение, чем организующее звено на позднем этапе патогенеза.

1) а,в,д;

2) а,б,г;

3) а,в,д;

4) б,в,д;

5) а,г,д.

8. Конституционализм – научное направление в этиологии, согласно которому: а) в возникновении заболевания большое значение имеют воздействие факторов внешней среды; б) в возникновении заболевания основное значение имеют факторы внутренней среды; в) возникновении заболевания основное значение имеет неполноценный генотип человека; г) в возникновении заболевания внешние причины и условия не имеют значения; д) в возникновении заболевания имеют значение внешние неблагоприятные условия жизнедеятельности; е) главное в развитие заболевания – это внешняя причина.

    1. а,в,г;

    2. а,г,д;

    3. б,д,е;

    4. б,в,г;

    5. б,г,д.

9. Чрезвычайностью действия на организм обладают следующие этиологические факторы: а) кислоты и щелочи; б) избыточное поступление с пищей микроэлементов, витаминов; в) невесомость космических полетов; г) острые стрессовые ситуации; д) избыточное употребление пищи (переедание).

1) а,в,г;

2) а,б,в;

3) б,в,г;

4) б,г,д;

5) в,г,д.

10. «Теория факторов», как одно из направлений в этиологии утверждает: а) возникновение болезней обусловлено совместным влиянием множества равнозначных причин и условий; б) возникновение болезней обусловлено совместным влиянием множества неравнозначных причин и условий; в) биологические факторы опосредуются через социальные; г) биологические и социальные факторы имеют равнозначное значение; д)возникновение соматической патологии зависит от влияния психогенных факторов; е) главная причина патологии подменяется группой многочисленных причин и условий.

1) а,б,г;

2) а,в,г;

3) а,г,д;

4) а,г,е;

5) б,г,д.

Ситуационная задача.

У ребенка 14 лет, который находится в клинике по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава) боли в течение двух лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями, Жалуется на постоянное отсутствие аппетита. Упитанность ребенка заметно понижена. Укажите, что является причиной заболевания, а что условием?
Эталон ответа задачи:

Фактор, который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты – причина болезни. Фактор, влияющий на возникновение и развитие болезни – условие. У ребенка причиной заболевания явилась туберкулезная палочка, а нарушение питания, частые простудные заболевания – условия для возникновения и развития туберкулезного гонита.

7.5. Источники информации:

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. - М.: ГЭОТАР-МЕD, 2002. - т. 1. - 752 с. - т. 2. - 808 с.

  2. Патологическая физиология. Учебник / Под ред. А. Д. Адо, М. А. Адо, В. И. Пыцкого, Г. В. Порядина, Ю. А. Владимирова. - М.: Триада-Х, 2000. - 574 с.

  3. Красников В.Е. Патофизиология: вопросы общей нозологии: Учебное пособие. – Владивосток: Медицина ДВ, 2004.- 192 с.

  4. Основы патологической физиологии/Под ред. Михайлова В. В. - М.: Мед - на, 2001. - 601 с.

  5. Лекционный материал.

Дополнительная:

  1. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). Учебник для студентов мед. вузов. – СПб.: 2005. – ЭЛБИ – СПб, 656 с., илл.

  2. Патологическая физиология /Под ред. А. И. Воложина, Г. В. Порядина. - Т.1. - М.: Медпресс, 2000. - 528 с.: с илл.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по выполнению практического занятия №1 5
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по выполнению практического занятия №2
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по выполнению практического занятия №1 6
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по выполнению практического занятия №4
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по выполнению практического занятия №9
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические рекомендации по подготовке к занятиям и организации...
Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по подготовке и проведению практических занятий...
Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р....
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,...
История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового...
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим...
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по проведению занятия
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания и рекомендации по подготовке, оформлению и...
Методические указания и рекомендации по подготовке реферата для студентов – Иркутск: ноу впдо бги, 2015 г. – 29 с
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconУчебно-методический комплекс по истории и культуре чувашии методические...
Благодаря этому у студентов вырабатывается грамотный, научный стиль изложения материала
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения Московской финансово-юридической академии и Московского Государственного...
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» iconМетодические указания для выполнения практического задания государственного...
Методические указания для выполнения практического задания государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической...
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «общая этиология и учение о патогенезе» icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск