Методические указания по выполнению практического занятия №4





Скачать 210.04 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению практического занятия №4
Дата публикации07.03.2016
Размер210.04 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
Севастопольская морская академия

Кафедра «Судовождения и безопасности мореплавания»

Методические указания

по выполнению практического занятия №4
Общая циркуляция атмосферы
по дисциплине «Гидрометеорологическое обеспечение судовождения»


для студентов очной формы обучения

направления/специальности 26.05.05 «Судовождение»

Севастополь-2014 г.

Методические указания разработаны на основе ФГОС по специальности 26.05.05 «Судовождение».


Методические указания по проведению практического занятия №1 «Общая циркуляция атмосферы» по учебной дисциплине « Гидрометеорологическое обеспечение судовождения» составил профессор, доктор географических наук, профессор кафедры «Судовождения и безопасности мореплавания» Холопцев Александр Вадимович.

Севастополь, Севастопольская морская академия, 2014г., 14 страниц.

Методические указания по проведению практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Судовождения и безопасности мореплавания «14» июля 2014 г., протокол № 1 .

Зав.кафедрой Судовождения и безопасности мореплавания

доктор технических наук Кулагин В.В.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе. Протокол заседания учебно-методического совета № __________ от «___»___________ 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и основные задания практического занятия 4

2. Список вопросов для входного контроля знаний студентов 4

3. Правильные ответы на поставленные вопросы 4

4. Основные положения теории. Общая циркуляция атмосферы 6

5. Темы для докладов студентов 14

6. Порядок проведения занятия 14

Рекомендованная литература 14


  1. Цель и основные задания практического занятия .

Целью данного практического занятия является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции №4.
Для достижения указанной цели студент должен выполнить следующие основные задания:

- повторить лекционный материал, посвященный общей циркуляции земной атмосферы;

- подготовить и доложить реферат по одной из рекомендованных тем.


  1. Список вопросов для входного контроля знаний студентов.

    1. Что такое общая циркуляция земной атмосферы?

    2. Какую роль общая циркуляция атмосферы играет в формировании климата?

    3. Почему существует общая циркуляция атмосферы.

    4. Что приводит воздух в движение.

    5. Что отклоняет воздух от прямолинейных траекторий?

    6. Сформулируйте закон Бейс-Балло.

    7. Перечислите циркумполярные ветры в тропосфере, не зависящие от времени года.

    8. Какие ветры меняют свое направление при смене времен года?

    9. Какие вертикальные циркуляционные ячейки образуют общую циркуляцию атмосферы?




  1. Правильные ответы на поставленные вопросы.

    1. Общая циркуляция атмосферы – совокупность существующих в ней потоков воздуха, представляющих собой круговороты различных пространственных масштабов.

    2. Общая циркуляция атмосферы перераспределяет в ней тепло и влагу, переносит облака, влияющие на солнечную радиацию, достигающую земной поверхности и ее тепловую радиацию.

    3. Общая циркуляция атмосферы существует из-за неоднородности поля атмосферного давления.

    4. Воздух приводит в движение разность атмосферных давлений над разными участками земной поверхности.

    5. Сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли вокруг своей оси.

    6. Если в северном полушарии стать спиной к ветру , то область низкого давления окажется слева.

    7. Пассаты, Зюйд-весты, стоковые ветры в Антарктиде, врсточные ветры в Арктике.

    8. Муссоны.

    9. В каждом полушарии существуют ячейки Гадлея, Ферлея и тропосферно-стратосферная.



4.Основные положения теории.

Общая циркуляция атмосферы

Силы, вызывающие движение воздуха.

Главной причиной, вызывающей движение воздуха из одного района земной поверхности в другой, является различие существующих в них атмосферных давлений.

Из района с большим давлением воздух всегда движется в район с меньшим давлением. Если бы наша планета не вращалась, то ускорение, с которым при этом бы двигался воздух, определялось значением модуля градиента поля атмосферного давления р(х,у), которое приближенно определяется как: G = - (Р21)/L, где L – расстояние между районами 2 и 1. Поэтому данная составляющая суммарного ускорения с которым движется воздух в земной атмосфере называется ускорением барического градиента. Ускорение барического градиента всегда направлено по нормали к изобарам от области с более высоким давлением к области с более низким давлением.

Физический смысл модуля барического градиента - скорость изменения атмосферного давления при изменении расстояния. Барические градиенты в атмосфере возникают главным образом вследствие неодинаковости температуры воздуха над различными участками земной поверхности. Поскольку плотность воздуха обратнопропорциональна его температуре, ускорения барического градиента направлены от областей более холодных к областям более теплым. Если бы другие силы на воздушные течения не действовали, их траектории были бы в большинстве случаев прямолинейными.

В земной атмосфере в суммарном ускорении, проявляющемся при движении любых воздушных течений, присутствуют и иные составляющие, искривляющие их траектории.

Одной из них является ускорение Кориолиса, которое возникает в результате вращения нашей планеты. Гаспа́р-Гюста́в де Кориоли́с (1792—1843) — французский математик и инженер, открывший данное явление. Закончив своё образование в Парижской политехнической школе, он затем был в ней репетитором, а позже — проректором по учебной работе.

Если обозначить u - вектор скорости некоторого воздушного течения, наблюдаемого из вращающейся системы координат, а w- угловую скорость вращения самой этой координатной системы, то кажущееся ускорение, проявляющееся в подобном движении воздуха определится как : а = 2[w u], где символ [ ] обозначает векторное произведение. Именно это ускорение и называется ускорением Кориолиса.

Направление вектора а перпендикулярно векторам w и u. Поэтому данное ускорение всегда искривляет траекторию движения воздуха. Его модуль А определяется соотношением: А= 2 WU sin (η(w,u)), где W -модуль вектора угловой скорости вращения Земли, U - модуль вектора скорости течения, а η(w,u) - угол между соответствующими векторами.

Сила Кориолиса равна ma (m- масса движущейся частицы) и как сила инерции, направлена в сторону противоположную ускорению Кориолиса. Она лежит в горизонтальной плоскости только в случае, если скорость u направлена вдоль меридиана.

Во всех остальных случаях силу Кориолиса можно разложить на две составляющие горизонтальную и вертикальную. Вертикальную составляющую силы барического градиента уравновешивает сила тяжести, а ее горизонтальная составляющая, определяемая соотношением: Аг= W U sinφ, где φ- географическая широта, приводит воздух в движение.

В северном полушарии ускорение Кориолиса отклоняет любое воздушное течение вправо, а в южном - влево.

Горизонтальная составляющая ускорения Кориолиса достигает наименьшей величины на экваторе, а наибольшей величины - на полюсе. Поскольку угловая скорость вращения Земли w=0.0000729 (1/с), максимальная величина ускорения Кориолиса составляет:

Аг max =0.000146u (см/с2 ).

Под влиянием силы Кориолиса траектория движения воздушного потока отклоняется от прямолинейной.

При движении частиц воздуха по любой криволинейной траектории на них действует также центробежное ускорение С, определяемая соотношением: C= V2 / r, где V- модуль вектора скорости частиц;

r - радиус кривизны траектории.

Центробежное ускорение направлено по радиусу кривизны в сторону ее выпуклости (от центра).

На все движущиеся частицы действует также сила трения, направленная навстречу вектору скорости. Трение в воздушной струе состоит из двух составляющих :трения внешнего и трения внутреннего.

Внешнее трение вызывается тормозящим действием подстилающей поверхности. Его модуль пропорционален скорости ветра относительно подстилающей поверхности, а коэффициент пропорциональности зависит от характера этой поверхности(над водой его величина в 4 раза меньше чем в среднем над сушей). Фаза вектора внешнего трения противоположна фазе вектора скорости ветра.

Действие внутреннего трения проявляется в том, что соседние струи воздуха, имеющие разные скорости взаимодействуют, порождая турбулентное перемешивание.

Таким образом, основной барический закон ветра для северного полушария состоит в следующем: если стать спиной к ветру, то впереди и слева будет область низкого давления, а сзади и справа - область высокого.

Для южного полушария он состоит в том, что:- область низкого давления окажется впереди и справа, а область высокого давления сзади и слева.

Ветер это горизонтальная составляющая движения воздуха. Подобные движения в земной атмосфере всегда имеют характер тех или иных циркуляционных ячеек. Совокупность всех существующих на нашей планете циркуляционных ячеек ( воздушных потоков) называется атмосферной циркуляцией. На условия мореплавания основное влияние оказывают составляющие атмосферной циркуляции, расположенные в тропосфере. Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению.

Порывы - сильные ветры продолжительностью несколько секунд.

Шквалы - сильные ветры продолжительностью единицы минут.

Названия более продолжительных ветров зависят от силы, например, такими названиями являются бриз, бора, ураган, тайфун. Их продолжительность превышает несколько часов.

Глобальные ветры- воздушные потоки, масштабы которых сопоставимы с радиусом нашей планеты. Они могут иметь продолжительность несколько месяцев, либо действовать постоянно.

В зависимости от размеров циркуляционных ячеек в общей циркуляции атмосферы выделяют глобальные, региональные и местные составляющие. Целью данной лекции является рассмотрение особенностей атмосферной циркуляции, причин ее возникновения, а также особенностей указанных ее составляющих.

Атмосферная циркуляция – это фактор:

1. Климатообразующий и экологический. В результате различных движений воздуха в атмосфере переносится тепло, влага, а также любые, содержащиеся в ней вещества, вследствие чего регулируется климат и экологические условия.

2. Разрушительный. Ветры вызывают эрозию почв, обвалы и снежные лавины в горах, ломают ветви деревьев, поднимают волнение на водоемах, разрушают их берега, топят корабли, вызывают наводнения, разрушают здания и инженерные сооружения и вызывают аварии транспортных средств.

3. Энергетический. Ветер – практически неисчерпаемый источник энергии, функционирующий в любой точке нашей планеты и на большинстве небесных тел солнечной системы.

4. Электризующий. Движение воздуха вызывает электризацию любых поверхностей, о которые он трется, что приводит к возникновению гроз и других электрических явлений в атмосфере.

5. Перемешивающий. Взаимодействие ветра с подстилающей поверхностью вызывает образование турбулентного пограничного слоя, в котором существенно возрастает интенсивность тепло – и массообмена этой поверхности с воздушной средой, а также инициирует в атмосфере волновые процессы.

6. Вихреобразующий. В результате потери устойчивости воздушных течений в атмосфере возникают вихри различных масштабов. При этом механическая энергия передается от движений с большими пространственными масштабами, к движениям с меньшими масштабами.

7. Прогностический. Движения воздуха обладают весьма малой инерционностью. Изменения характеристик атмосферной циркуляции являются самыми ранними проявлениями многих процессов, проявляющихся в земной атмосфере. Поэтому выявление подобных изменений является эффективным методом их прогнозирования.
Глобальная атмосферная циркуляция.

Глобальную атмосферную циркуляцию нашей планеты образует система циркумполярных крупномасштабных воздушных течений в тропосфере и нижних слоях стратосферы. Эти течения обуславливают преимущественно широтный перенос вещества и энергии в атмосфере. Главной причиной их возникновения является воздействие на воздух тропосферы центров действия и барических депрессий. Как уже отмечалось выше, расположение этих неоднородностей поля атмосферного давления обусловлено структурой поля температуры воздуха, формирующегося в результате тепло- влагообмена тропосферы с подстилающей поверхностью. Поскольку практически 2/3 поверхности нашей планеты занимает Мировой океан, особенности этого процесса во многом определяются существующей структурой океанических течений, переносящих тепло, образующееся при поглощении солнечной радиации. Поэтому первопричиной глобальной атмосферной циркуляции в земной атмосфере является солнечная энергия, неоднородность земной поверхности, а также процессы переноса тепла в Мировом океане.

Существенно влияет на ее структуру также вращение Земли вокруг своей оси, благодаря которому возникает сила Кориолиса.

Взаимодействие экваториальной барической депрессии с поясами повышенного давления, расположенными на 30-х параллелях Северного и Южного полушарий приводит к возникновению кольцевых циркумполярных течений, переносящих воздух по часовой стрелке – с востока на запад между 5 и 20 параллелями- пассатов (торговых ветров).

Взаимодействие центров действия атмосферы и барических минимумов, расположенных на 30 и 60 параллелях Северного и Южного полушарий, вызывает образование кольцевых воздушных потоков, переносящих воздух против часовой стрелки-с запада на восток, между 35 и 55 параллелями, которые называются западными ветрами (зюйдвестами). Западные ветры наблюдаются до очень большой высоты, причем примерно до 13 км скорость их увеличивается. Выше 13 км температурный контраст экватор — полюс сглаживается, поэтому скорость западных ветров уменьшается.

Взаимодействие барического максимума, расположенного вблизи полюса с областью низкого давления, на 60-й параллели, приводит к возникновению еще одного кольцевого потока, переносящего воздух с востока на запад в приполярных районах. Воздух на высотах более 6 км здесь движется в противоположном направлении.

Вблизи экватора воздух поднимается до тропопаузы и вблизи нее движется к 30 м параллелям, где вновь опускается к поверхности океана и возвращается к экватору. Подобные циркуляционные ячейки, расположенные в тропосфере над обоими полушариями, называются ячейками Гадлея (Хэдли).

Аналогичные тропосферные ячейки существуют и в тропосфере над приполярными регионами. В них воздух над полюсами опускается до поверхности океана и движется к 60-й параллели, где вновь поднимается до тропопаузы и возвращается к полюсу. Эти тропосферные потоки воздуха называются ячейками Ферлея.

Кроме них имеются также ячейки тропосферно-сторатосферные. В них воздух от поверхности океана у 60-х параллелей обоих полушарий поднимается к тропопаузе, вдоль нее, движется к полюсам, над ними поднимается в стратосферу и там движется к экватору. У экватора он возвращается к тропопаузе и вдоль нее движется к 30 параллелям. Там воздух опускается к поверхности океана и вдоль нее движется к 60м параллелям. Именно благодаря им происходит обмен воздуха между тропосферой и стратосферой.

Поскольку между отдельными циркуляционными областями постоянно происходит обмен воздухом, то и общая циркуляция атмосферы обусловливает крупномасштабный круговорот тепла на всем земном шаре.

А. Гирс показал, что фактическая структура этого процесса в каждый момент времени может отличаться от рассмотренной. Структура этих воздушных потоков, в общих чертах соответствующая рассмотренной выше, может быть получена лишь в результате усреднения мгновенных их структур за весьма большие отрезки времени. Каждая мгновенная структура представляет собой сумму трех составляющих : западной (W), восточной (Е) и меридиональной (С). Процессы западной формы (W) характеризуются развитием зональных составляющих циркуляции. Для процессов формы Е и С типично развитие меридиональных форм циркуляции.

Было установлено, что наиболее четкую зональность имеют ветры в приэкваториальной зоне, где в северном полушарии зимой и летом преобладают пассаты, которые наиболее четко выражены над Тихим океаном. Пояса пассатов смещаются к полюсам в летние месяцы и приближаются к экватору в зимние. В Северном и Южном полушарии эти движения происходят противофазно.
Пассаты

Впервые объяснил происхождение пассатов английский астроном Джон Хэдли (1735). Он установил, что в полосе между 30° с.ш. и 30° ю.ш. в каждом полушарии дуют два пассатных ветра: в Северном полушарии внизу - северо-восточный, вверху - юго-западный, в Южном внизу — юго-восточный, вверху - северо-западный.

Пассаты в разных районах и в разное время года простираются от земной поверхности до высоты 1—4 км .

Наряду с ветрами - пассатами, которые наблюдаются в приземном слое атмосферы, в тропосфере на высотах более 7 км существуют также ветры, переносящие воздух в обратном направлении, которые называются антипассаты или противопассаты.

За 30° северной и ю.ш. верхние, идущие от экватора, слои воздуха опускаются к поверхности земли и пассаты не проявляются.

Когда относительно холодные воздушные массы из умеренных широт поступают в субтропики, происходит нагревание воздуха и развитие мощных конвективных потоков со скоростью подъёма 4 метра в секунду, что приводит к образованию кучевых облаков.

На высоте 1200-2000 м над такими зонами образуется изотермический (температура не меняется с высотой) или инверсионный (температура увеличивается с высотой) слой. Он задерживает развитие облачности, поэтому осадков в подобных зонах очень мало. Лишь изредка встречаются мелкокапельные дожди. Здесь располагаются величайшие пустыни нашей планеты: Сахара, Аравийская, Невада, Атакама, Калахари, Большая Австралийская и др..

Северный и Южный пояса пассатов разделяет расположенная по экватору зона безветрия. Эта зона в июне смещается к северу, а в январе к югу; таким же образом меняются положения упомянутых поясов пассатов.

В Атлантическом океане северо-восточный пассат дует зимой и весной между 5° и 27°N, а летом и осенью между 10° и 30°N. Юго-восточный пассат зимой и весной достигает 2° N, а летом и осенью 3°N, переходя таким образом через экватор и превращаясь постепенно в южный и в юго-западный ветер.

Зона безветрия между пассатами в Атлантическом океане лежит севернее экватора и в декабре и январе имеет 150 морских миль в ширину, а в сентябре 550 миль.

В Тихом океане северо-восточный пассат в Тихом океане достигает только 25° N.

Юго-восточный пассат сильнее северо-восточного, так как он не встречает никаких препятствий на обширных водных пространствах, и этим объясняется то, что он заходит в северное полушарие.
Зюдвесты

Еще одной разновидностью глобальных преимущественных ветров являются западные ветры умеренных поясов (зюйдвесты).Они действуют в зонах между 35о и 65о северной или южной широты, в направлении с запада на восток. Благодаря западным ветрам внетропические циклоны в Северном полушарии двигаются на северо-восток,а в Южном полушарии – на юго-восток.

Западные ветры усиливаются в зимние месяцы. Они приводят к развитию сильных океанских течений (СевероАтлантическое и Северо-Тихоокеанское) в Северном полушарии. В Южном полушарии они порождают мощнейшее поверхностное течение нашей планеты – течение Западных ветров (Циркумполярное Антарктическое течение).

Полоса сильных западных ветров умеренного пояса расположена между 40 и 50 градусами южной широты и известна как «ревущие сороковые». Ее существование впервые было установлено голландским моряком Хендриком Браувером в 1610 году. Здесь проходил «маршрут клипера» , позволявший пересеч Индийский и Тихий океаны.

Средний западный перенос в южном полушарии Земли примерно в 3 раза сильнее, чем в северном полушарии. Скорость перемещения ветров над Южными частями Атлантического, Индийского и Тихого океанов в среднем составляет 7-13 м/с, а иногда достигает 25 м/с.

За «ревущими сороковыми» располагаются «неистовые пятидесятые» широты, которые известны неожиданными снежными бурями. Известны также названия «воющие пятидесятые». Ревущие сороковые широты – район с аномально большой высотой волн.
Восточные ветры приполярных районов

Восточные ветры полярных районов — сухие холодные ветры, дующие из полярных областей высокого давления в более низкие широты. В Северном полушарии они зачастую являются слабыми и нерегулярными. Из-за низкого угла падения солнечных лучей холодный воздух накапливается и оседает, создавая области высокого давления, выталкивая воздух к экватору[14]; этот поток отклоняется на запад благодаря эффекту Кориолиса.

В Южном полушарии данный процесс приводит к образованию стоковых (катабатических ) ветров Антарктиды. Скорость этих ветров зимой достигает 40-50м/с. Этому способствует куполообразный рельефом Антарктиды. Эти устойчивые ветра южных направлений возникают на крутых склонах ледникового щита Антарктиды.

Вследствие охлаждения слоя воздуха у его поверхности льда, плотность приповерхностного слоя повышается, и он под действием силы тяжести стекает вниз по склону.

Толщина слоя стока воздуха составляет обычно 200—300 м; из-за большого количества ледяной пыли, несомой ветром, горизонтальная видимость при таких ветрах очень низка.

Сила стокового ветра пропорциональна крутизне склона и наибольших значений достигает на прибрежных районах с высоким уклоном в сторону моря. Они дуют полярной ночью непрерывно, а полярным днем — в часы когда Солнце находится низко над горизонтом. При увеличении высоты солнца над горизонтом благодаря прогреву приповерхностного слоя воздуха стоковые ветры у побережья затихают.
Муссоны

Над материками и вблизи них рассмотренная выше система пассатов нарушаются другой системой течений регионального масштаба – муссонами, ветрами, которые зимой направлены с континента на океан, а летом – с океана на континент.

Слово муссон происходит от арабского «маусим», что значит сезон. В течение многих столетий арабские моряки называли этим словом систему ветров над Аравийским морем и Бенгальским заливом. В летние месяцы там дуют ветры с юго-запада, а в зимние – с северо-востока. О муссонах жители Ближнего Востока и Индии знали очень давно.

Еще в 4–3 вв. до н.э. индийские и персидские мореплаватели использовали закономерности смены ветров при плавании в Аравийском море. В 1 и 2 вв. н.э. сложился великий муссонный путь от берегов Индии в Южно-Китайское море и Китай. Индийские, малайские и китайские мореплаватели летом вели по нему свои парусные суда на восток, а зимой на – запад.

Внимание, которое в течение столетий в разных частях мира уделяется муссонам, связано не только с сезонной сменой преобладающих ветров, но и с закономерностями выпадения дождей в период муссона. Отсутствие муссонных дождей приводит к засухам, потере урожая, обмелению рек. В то же время слишком интенсивный муссон с бурными, продолжительными ливнями вызывает наводнения.

Специфические признаки муссона – его устойчивость в течение сезона и смена от одного полугодия к другому, т.е. именно его сезонность. Устойчивость муссонов обусловлена устойчивым распределением атмосферного давления в течение каждого сезона, а их сезонная смена – с коренными изменениями в распределении давления от сезона к сезону.

В случае муссонов, как и в случае пассатов, устойчивость распределения вовсе не означает, что в течение сезона над данным районом удерживается один и тот же антициклон или одна и та же депрессия.

Зимой над Восточной Азией последовательно сменяется целый ряд антициклонов. Но каждый из этих антициклонов сохраняется относительно долго, а число дней с антициклонами значительно превышает число дней с циклонами. В результате антициклон получается и на многолетней средней климатической карте.

Северные направления ветра, связанные с восточными перифериями антициклонов, преобладают над всеми другими направлениями ветра; это и есть зимний восточно-азиатский муссон.

Причины муссонных ветров и смена их направления по сезонам связаны с годовым ходом Солнца и приходом солнечного излучения на земную поверхность.

Муссоны распространены в тропиках на огромных территориях от Западной Африки до Юго-Восточной Азии и Индонезии. Муссонная составляющая общей циркуляции атмосферы оказывает существенное влияние и на формирование климата восточных районов азиатского побережья России. Наиболее четко такой муссонный перенос и смена материкового и морского влияния выражены на юге Дальнего Востока и особенно в Приморском крае.

В этом регионе муссоны бывают зимние и летние: Азия «выдыхает» воздух зимой и «вдыхает» летом. Зимой наиболее ярко проявляется влияние континента. По мере остывания Евразийского материка над ним все чаще формируются области высокого атмосферного давления. Преобладание таких областей ведет к тому, что на картах атмосферного давления при осреднении за зимние месяцы здесь прослеживается огромная область высокого давления, названная сибирским или азиатским антициклоном. В это время здесь формируется мощный северо-западный поток континентального воздуха, с вертикальной мощностью до 4 км – зимний муссон.

Летом муссонный перенос в данных широтах обычно возникает вследствие взаимодействия дальневосточной депрессии (области пониженного давления, формирующейся главным образом в бассейне Амура) и областями повышенного давления над окраинными морями (Японским и Охотским) и северо-западной частью Тихого океана.

Максимум циклонической деятельности в южных районах Дальнего Востока приходится на лето и весну, минимум – на зиму и осень. Прогрев материка в летний период, меридиональное расположение горных хребтов, в частности, Сихоте-Алиня, образование антициклонов над окраинными морями приводит к тому, что циклоны, смещающиеся с западных районов, замедляют здесь свое движение, блокируются. Эти причины способствуют формированию летней дальневосточной депрессии.

Основной особенностью климата южной части российского Дальнего Востока является выпадение осадков преимущественно в теплое время года: с июня по сентябрь выпадает более 60% их годового количества, причем характерной особенностью муссонного климата является то, что в самый дождливый месяц года выпадает осадков почти в 50 раз больше, чем в самый сухой. В континентальном климате это соотношение едва достигает четырех.

Наибольшей устойчивостью и скоростью ветра муссоны обладают в экваториальной Африке, странах Южной и Юго-Восточной Азии и в Южном полушарии вплоть до северных частей Мадагаскара и Австралии.

В более слабой форме и на ограниченных территориях муссоны обнаруживаются и в субтропических широтах (в частности, на юге Средиземного моря и в Северной Африке, в области Мексиканского залива, на востоке Азии, в Южной Америке, на юге Африки и Австралии).

Муссон порождает в Индийском океане Муссо́нное тече́ние. Это течение расположено зимой между экватором и 10° с. ш., следует в зап. направлении. Наибольшая скорость 0,60–0,80 м/с.

Муссонное течение зимой начинается в Бенгальском заливе. Оно пересекает океан от Никобарских островов до берегов Восточной Африки, где разветвляется. Одна ветвь идет в Красное море, другая, образует Сомалийское течение и уходит на юго-запад .

При этом Сомалийское течение, отклоняясь от берега Африки, у 10° ю. ш. приобретает восточное направление, и дает начато Экваториальному противотечению. Последнее пересекает океан, доходит до берегов Суматры и опять разветвляется на две части. Северная ветвь уходит в Андаманское море, а южная направляется между Малыми Зондскими островами и северным берегом Австралии в Тихий океан.

Летом юго-восточный муссон перемещает всю массу поверхностных вод на восток и Экваториальное противотечение исчезает.

Летнее Муссонное течение начинается у берегов Африки под названием Сомалийского, к которому в районе Аденского залива присоединяется течение из Красного моря. Этот мощный поток направляется на восток к Никобарским островам.

У Никобарских островов и у острова Суматра течение разделяется на две ветви. Одна уходит на север, в Бенгальский залив, а другая устремляется на юг, соединяясь с Южным Пассатным течением.

Стрежень муссонного течения проходит на широте 1–2°с.ш., и ср. скорость потока достигает 1,0 м/с. Средняя температура воды 26 °C. Солёность 35‰.
5. Темы для докладов студентов.


  1. Атмосферная циркуляция и климат.

  2. Общая циркуляция тропосферы.

  3. Общая циркуляция стратосферы зимой и летом.

  4. Торговые ветры.

  5. Муссоны.

  6. Ветры на маршруте клипера.

  7. Ветры приполярных районов.


6. Порядок проведения занятия.

1. Вводная часть. Проверка наличия студентов и их готовности к занятию. Оглашение темы занятия, его цели и заданий.

2. Доклады студентов

3. Обсуждение докладов.

4. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Рекомендованная литература

  1. Погосян Х. П., Общая циркуляция атмосферы, Л., 1972.- 240 с.

  2. Погосян Х.П., Туркетти З.Л. «Атмосфера Земли». М.,1970.

  3. Моханакумар К. Взаимодействие стратосферы и тропосферы/ К. Моханакумар. Перевод с английского Р.Ю. Лукьяновой, под ред. Г.В.Алексеева.// Москва. – ФИЗМАТЛИТ. - 2011. -451с.

  4. Школьний Є.П. Фізика атмосфери. -Одеса.; ОГМІ. 1997. - 698 с.

  5. Зверев А.А. Синопатическая метеорология. Л.: «Гидрометеоиздат», 1968.774с.

  6. Матвеев Л.Т. Курс общей метеорологии. Л.: «Гидрометеоиздат», 1976. 639с.

  7. Решетов В.Д. Изменчивость метеорологических элементов в атмосфере. Л.: «Гидрометеоиздат» . 1973. 216с.

  8. Хргиан А.Х. Физика атмосферы. Л.: «Гидрометеоиздат», 1978. Т.1. 246с.

  9. Хромов С.П., Мамонтова Л.И. Метеорологический словарь. Л.: «Гидрометеоиздат»,1971. 568с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению практического занятия №9
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению практического занятия №2
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению практического занятия №1 5
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению практического занятия №1 6
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания к выполнению практического занятия №18
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания для студентов по подготовке и проведению практического...
Охватывает весь организм, как целое
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению самостоятельных работ 12 Раздел введение 12
Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по мдк 01. 03. «Детская литература с практикумом по выразительному...
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания к выполнению курсовых проектов Красноярск 2010
Маркетинг: Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 080507. 65 всех форм обучения. Красноярск,...
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания по выполнению и защите дипломной работы по специальности: 080105 «Финансы и кредит». Спб, 2014. – 47 с
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению курсовых работ
Методические указания по выполнению курсовых работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Маркетинг на предприятиях туризма...
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по их выполнению для студентов экономического...
Задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению для студентов
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;...
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований»
«Прикладная биотехнология» Наумовой Н. Л. Методические указания к выполнению курсовой работы предназначены для студентов 2 курса...
Методические указания по выполнению практического занятия №4 iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск