Методические указания по выполнению практического занятия №2





Скачать 461.23 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению практического занятия №2
страница1/3
Дата публикации12.08.2015
Размер461.23 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
  1   2   3
Севастопольская морская академия

Кафедра «Судовождения и безопасности мореплавания»

Методические указания

по выполнению практического занятия №2
Особенности судоходства в Атлантике и ее морях
по дисциплине «География водных путей»


для студентов очной формы обучения

направления/специальности 26.05.05 «Судовождение»

Севастополь-2014 г.

Методические указания разработаны на основе ФГОС по специальности 26.05.05 «Судовождение».


Методические указания по проведению практического занятия №1 «Особенности судоходства в Атлантике и ее морях» по учебной дисциплине « География водных путей» составил профессор, доктор географических наук, профессор кафедры «Судовождения и безопасности мореплавания» Холопцев Александр Вадимович.

Севастополь, Севастопольская морская академия, 2014г., 31 страниц.

Методические указания по проведению практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Судовождения и безопасности мореплавания «14» июля 2014 г., протокол № 1 .

Зав.кафедрой Судовождения и безопасности мореплавания

доктор технических наук Кулагин В.В.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе. Протокол заседания учебно-методического совета № __________ от «___»___________ 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и основные задания практического занятия 4

2. Список вопросов для входного контроля знаний студентов 4

3. Правильные ответы на поставленные вопросы 4

4. Основные положения теории 5

4.1. Классификация портов 5

4.2. Порты Атлантики 8

4.3. Порты Средиземного моря 12

4.4. Волны 18

4.5. Льды в океане 22

5. Темы для докладов студентов 30

6. Порядок проведения занятия 31

Рекомендованная литература 31


  1. Цель и основные задания практического занятия .

Целью данного практического занятия является закрепление знаний, полученных студентами на лекциях.
Для достижения указанной цели студент должен выполнить следующие основные задания:

- повторить лекционный материал, посвященный основным природным явлениям, влияющим на образование волн;

- подготовить и доложить реферат по одной из рекомендованных тем.


  1. Список вопросов для входного контроля знаний студентов.

    1. Что такое морской порт?

    2. Охарактеризуйте классификацию портов по географическому положению.

    3. Что такое внутренний порт?

    4. Охарактеризуйте классификацию портов по продолжительности периода эксплуатации.

    5. Чем отличаются открытые порты от закрытых?

    6. Охарактеризуйте деление портов по транспортному значению.

    7. Что такое карантин?

    8. Охарактеризуйте деление портов в зависимости от их грузооборота.

    9. Укажите основные характеристики морских портов


  1. Правильные ответы на поставленные вопросы.

    1. Под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территориях и акваториях, предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и др. услуг.

    2. По географическому положению порты делят на расположенные:

-на открытом морском побережье (требующие искусственной защиты от штормового волнения или бездействующие при сильном волнении);

- в естественных бухтах – порты под защитой береговых выступов, не требующие или почти не требующие искусственной защиты;

- в лагунах или лиманах – порты в береговых озёрах, отделённых от моря естественно созданными косами.

    1. Внутренним называется морской порт, который находится в глубине суши, на значительном удалении от устьев рек, для эксплуатации которого требуются, как правило, подходные каналы большой длины.

    2. По продолжительности эксплуатации порты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Постоянные работают круглый год. Сезонные порты функционируют только часть года или навигационного периода.

    3. Открытые порты отличаются беспрепятственным проникновением на их акватории судов. Закрытые порты отдалены от моря водоподпорными сооружениями с встроенными в них

    4. Деление портов по транспортному значению:

- мировые, являющиеся крупнейшими центрами мировой торговли и способные принимать и обрабатывать крупнейшие океанские суда;

- международные, являющиеся центрами оживлённой международной торговли, принимающие и обрабатывающие крупные морские суда;

- каботажные, предназначенные для местных перевозок, не выходящих за пределы местного бассейна.

3.7. Карантины – это обособленные районы в международных портах, предназначенные для временной изоляции прибывших судов в целях предотвращения распространения инфекций.

3.8. В зависимости от грузооборота порты делятся на крупнейшие (более 100 млн. т в год), крупные (от 20 до 100), большие (10–20), средние (5–10), небольшие (1–5) и мелкие (менее 1 млн. т в год).

3.9. Основные характеристики порта:

- длина причальной линии;

- глубины у причалов;

- наличие терминалов для обработки специализированных судов;

- грузоподъемность средств погрузки-выгрузки судов

Главными характеристиками деятельности морского порта при передаче грузов или пассажиров на те или иные транспортные средства являются пропускная способность, грузооборот и судооборот порта.



  1. Основные положения теории.




    1. Классификация портов.

В Кодексе торгового мореплавания под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территориях и акваториях, предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и др. услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ. Такие многоцелевые порты принято называть универсальными.

Существуют также морские специализированные порты, предназначенные для осуществления основного вида деятельности, других видов обслуживания судов или осуществляющие перевозки определённых видов груза (рыбный порт, железный порт, нефтегавань и т.п.).

По географическому положению порты делят на расположенные:

  • на открытом морском побережье (требующие искусственной защиты от штормового волнения или бездействующие при сильном волнении);

  • в естественных бухтах – порты под защитой береговых выступов, не требующие или почти не требующие искусственной защиты;

  • в лагунах или лиманах – порты в береговых озёрах, отделённых от моря естественно созданными косами;

Они могут быть также;

- внутренними, т. е такими, которые находятся в глубине суши, на значительном удалении от устьев рек, для эксплуатации которых требуются, как правило, подходные каналы большой длины;

- островными – находящимися на естественных или искусственно созданных островах, связанных с берегом или отделённых от него;

- устьевыми – расположенными в устьях рек.

По продолжительности эксплуатации порты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Постоянные работают круглый год. Сезонные порты функционируют только часть года или навигационного периода.

По отношению к уровню воды порты могут быть открытыми и за-крытыми. Открытые порты отличаются беспрепятственным проникновением на их акватории судов. Закрытые порты отдалены от моря водоподпорными сооружениями с встроенными в них морскими шлюзами или другого типа судопропускными сооружениями.

Деление портов по транспортному значению:

- мировые, являющиеся крупнейшими центрами мировой торговли и способные принимать и обрабатывать крупнейшие океанские суда;

- международные, являющиеся центрами оживлённой международной торговли, принимающие и обрабатывающие крупные морские суда;

- каботажные, предназначенные для местных перевозок, не выходящих за пределы местного бассейна.

Деление портов по характеру эксплуатационной работы :

- транзитные, в которых груз передаётся на другие виды транспорта или суда иного назначения или размеров и затем они следуют дальше;

- концевые, в которых груз после незначительной местной транспортировки оседает в районе расположения порта и его терминалов.

Порты бывают морские, речные, пассажирские, торговые, рыбные и т. п. Для обслуживания пассажиров используются морские и речные вокзалы. Для технического обслуживания и ремонта судов используются сухие и плавучие доки.

В международных портах имеются обособленные места — карантины для изоляции прибывших судов в целях предотвращения распространения инфекций.

По степени защищённости от волн открытого моря порты делятся на естественные (с закрытой акваторией благодаря положению в заливе или глубокой бухте, эстуарии, защищённые мысом); искусственно созданные (защищённые от открытого моря искусственными сооружениями – волноломами и молами).

По количеству обрабатываемых грузов порты делятся на крупнейшие (грузооборот более 100 млн. т в год), крупные (от 20 до 100), большие (10–20), средние (5–10), небольшие (1–5) и мелкие (менее 1 млн. т в год). Если объём отправления грузов превышает объём прибытия, порт называется активным, в противоположном случае – пассивным. По типу обрабатываемых грузов порты делятся на специализированные (преобладает какой-либо один вид грузов, напр. нефтеналивной, балкерный) и многофункциональные (обрабатываются разные виды грузов).

Порты обычно устраивают в бухтах или гаванях, акватория которых защищена от волн естественными выступами берегов или искусственным оградительным сооружением — молом. Порты устраивают также в устьях рек. Вход в порт, как правило, обозначают маяками.

Порт состоит из аванпорта (передовой части акватории – водной части с внешним и внутренним рейдом), причального фронта (пирсы и причалы), специальных терминалов (по видам преобладающих грузов), грузового р-на (складов, ж.-д. и автомобильных терминалов), доков (ремонтных мастерских). Портовый терминал – причалы, где перегружаются (перекачиваются) и хранятся грузы определённого вида (напр., контейнерный, нефтеналивной, химических удобрений, балкерный).

Основные характеристики порта:

- длина причальной линии;

- глубины у причалов;

- наличие терминалов для обработки специализированных судов;

- грузоподъемность средств погрузки-выгрузки судов

Главными характеристиками деятельности морского порта при передаче грузов или пассажиров на те или иные транспортные средства являются пропускная способность, грузооборот и судооборот порта.

Пропускная способность порта – определяется как наибольшее общее количество грузов, которое может быть переработано в порту в течение года между водными и сухопутными видами транспорта.

Грузооборот порта – общее количество грузов, проходящих через причальный фронт за год.

Судооборот порта – определяется количеством судов, посещающих его за год или иной интервал.

Район тяготения порта – часть территории страны или соседних государств, обслуживаемых портом. Район тяготения порта воздействует на развитие порта и сам находится под влиянием его деятельности и транспортных связей. На формирование районов тяготения существенное влияние оказывает специализация порта, род грузов, проходящих через него, и вид транспорта, доставляющего грузы в порт или отправляющих их из порта.

Каждый порт имеет свой хинтерланд - сухопутную зону, на которой расположены транспортные узлы и инфраструктура, которые специализируются на обслуживании грузов этого порта. Также порт имеет форланд - внешнюю водную зону влияния порта (остальные морские порты, в которые из данного порта следуют суда с грузами).

По назначению самую многочисленную группу портов представляют торговые порты.

Перевалка груза в порту – это комплексный процесс, включающий технологию погрузки – разгрузки судов и других транспортных средств, выполнение навигационно-маневренных операций по подаче (уборке) транспортных средств к фронтам грузовых работ, надлежащее хранение груза на складах порта, первичный учёт приёма – сдачи груза, сюрвейерские операции с грузом, оформление грузовых документов, тарификацию и оплату выполненных работ, а также выполнение других операций.

Крупнейшие порты мира (грузооборот в млн. т в 2004 г.):

Сингапур (363), Роттердам (Нидерланды, 352), Шанхай (Китай, 379), Тиба (Япония, 156), Ульсан (Юж. Корея, 147), Гонконг (223), Нинбо (227), Гуанчжоу (215), Тяньцзинь (206), Нагоя (Япония, 168), Кванъян (Юж. Корея, 165), Антверпен (Бельгия, 152), Лонг-Бич (США, 119), Йокогама (Япония, 117), Гаосюн (Тайвань, 152), Инчхон (Юж. Корея, 131), Пусан (Юж. Корея, 206), Хьюстон (США, 173).

К крупным портам России относятся Новороссийск (85,5 млн. т), Находка (14,4), Санкт-Петербург (57,5), Туапсе (17,7), Восточный (близ Находки, 13).


    1. Порты Атлантики


Северная Атлантика разделяет два ведущих экономических центра мира. В северной части океана размещается большая часть универсальных портов, которые обладают широким диапазоном функций и относительно устойчивым грузооборотом.

Западная Европа выделяется особенно уплотнённым размещением портов. На её долю приходится почти 1/2 грузооборота портов Атлантического океана и более 1/4 всего мирового грузооборота, часть мощностей сконцентрирована примерно в 30 из 800 действующих здесь портов.

По насыщенности крупными портами выделяется полоса вдоль побережья от пролива Ла-Манш (Английского канала) до Кильского канала, а также Балтика.

Все страны на Балтике имеют свои порты и портовые комплексы с хорошей инфраструктурой.

Один из крупнейших портов Балтики - порт Гамбурга – это более 300 причалов для океанских и морских судов. Длина причальной стенки 46 километров. В порту около 200 контейнерных перегружателей и кранов, часть из них оснащена программным обеспечением и информационными системами передачи данных. Так же в порту достаточно техники для перевалки насыпных и навалочных грузов, в том числе около 30 погрузочных пневматических комплексов для зерновых грузов.

Порт Гамбург расположен в устье реки Эльбы и удален от моря на 100 км, при этом он доступен для самых больших судов. Здесь свободно могут обрабатываться балкеры дедвейтом до 250.000 тонн.

Безопасное судоходство на Эльбе в любое время суток и при любой видимости обеспечивает непрерывная цепь радиолокаторов и современная система навигации, створных знаков и ограждений вместе с буксирной и лоцманской проводкой.

В порту Гамбурга расположено 4 контейнерных и 8 многоцелевых терминалов. На ведущих контейнерных терминалах могут обрабатываться контейнерные суда нового поколения, в грузовые помещения и на палубы которых спокойно укладываются ряды высотой по 18 контейнеров.

Производительность контейнерных терминалов такова, что разгрузка и погрузка даже самых больших контейнерных судов осуществляется не более чем за 24 часа.

Морской порт занимает десятую часть территории города Гамбурга (75 кв. км) . Он – одна из визитных карточек этого города. Отсюда ежедневно отправляются несколько тысяч рейсов во все страны мира.

Гамбургский порт считается крупнейшим в Германии и третьим по размеру в Европе после Роттердама и Антверпена.

Порт Гамбург считается морским, хотя и расположен на берегу реки Эльбы. Результатом его деятельности является 7000 рейсов во все страны мира, которые совершаются каждый год.

История порта ведется с IX века – со времени, когда архиепископ церкви дал горожанам право на торговлю. Но открытие состоялось в 1189 году, когда гамбургские торговцы смогли беспошлинно проезжать по Эльбе до самого Северного моря. Об истории порта расскажет специальный отдел в Музее истории Гамбурга.

Не смотря на то, что 93% грузооборота генеральных грузов в порту Гамбурга приходится на контейнеры, конвенциональные и генеральные грузы (в коробках, мешках, а также накатные, тяжеловесные и негабаритные) также имеют большое значение для порта.

В порту существуют специальные терминалы для перевалки автомобилей, строительного и промышленного оборудования, различных машин, продуктовых и скоропортящихся грузов, для бумаги, фармацевтического сырья, картона, целлюлозы, металлолома, минеральных удобрений, для сахара, кофе и какао в мешках.

К крупнейшим портам Балтики относятся также:

Санкт-Петербург (генеральные грузы, нефтепродукты, металлы, лесные грузы, контейнеры, уголь, руда, химические грузы, металлолом),

Бремен, Роттердам (нефть, природный газ, руды, удобрения, оборудование, продовольствие),

Антверпен (нефть, оборудование),

На побережье Скандинавских стран значительное скопление портов характерно для Балтийской проливной зоны, где находится глубоководный порт Гётеборг.

В Бискайском заливе портово-промышленные комплексы сконцентрированы на французском побережье и на севере Испании.

Один из крупнейших портов Испании на побережье этого залива – Бильбао. Этот порт расположен на реке Нервьон, в 15 км от ее впадения в Бискайский залив. Длина причальной линии порта Бильбао-15 км. Глубины у причалов до 15.7м. В порт ввозятся уголь, нефть и нефтепродукты, химическое сырье, зерно. Вывозятся из него железная руда, черные металлы, шерсть. Суммарный грузооборот порта -26.3 млн. т.

В порту расположены 4 контейнерных терминала, 3 причала для ролкеров, терминал для навалочных грузов, нефтегавань, элеватор.

В порт Бильбао могут входить танкеры дедвейтом 400 тыс. т. с осадкой 22.5м. Одновре6менно порт принимает до 30 судов водоизмещением 5-20 тыс. т..

Судоремонтные предприятия порта располагают 5 сухими доками и 6 слипами. Они способны обеспечить ремонт судов и боевых кораблей до крейсеров включительно.

Еще один крупный порт Испании в Бискайском заливе – Хихон. Глубина на фарватере, ведущем в порт не менее 21м. Территория порта Хихон делится на Старый порт, район судоверфей и Новый порт.

Общая длина причальной линии около 6 км. Губины у причалов от 6.5 до 14м. За год в порт Хихон заходят около 2.7 тыс. судов. Ввозятся железная руда, уголь, нефтепродукты, зерновые и мука. Вывозятся –ценмент, шлак, кирпич, металлы, уголь, нефтепродукты.

Суммарный грузооборот порта Хихон составляет 17.4 млн. т., из которых около38% приходятся на каботажные грузы. В порту работает 46 стационарных кранов грузоподъемностью от 3 до 60т., 2 плавкрана грузоподъемностью 100т., 6 вагоноподъемников и несколько ленточных транспортеров.

Складская площадь порта Хихон состоит из крытых складов (навесов) площадью 737тыс. м2, открытой складской площадки площадью 66.3 тыс. м2 и закрытых складских помещений площадью 4.9 тыс. м2. В порту имеются 6 сухих доков для судов дедвейтом до 26 тыс. т., 14 строительных стапелей. В порту построен внешний защитный мол, причалы и терминал для обработки навалочных грузов.

На берегу Атлантического океана , в Кадисском заливе, расположен порт Кадис – военно-морская база Испании. Порт имеет рейд, гавани, защищенные молами и причалы на северо-восточном берегу острова Леон. Порт Кадис доступен для судов с осадкой до 9м (в период отлива) и с любой осадкой – в период прилива.

Длина причальной линии порта Кадис 7км. Глубины у причалов от 4 до 10м. Военно-морская база и арсенал расположены в юго-западной части порта.

В порт Кадис ввозятся металлоизделия, сахар, цемент, машины, оборудование, древесина. Из него вывозятся вино, оливковое масло, зерно, консервы.

Суммарный грузооборот порта 3.9 млн. т..

Судостроительные предприятия порта Кадис располагают 8 сухими, 2 плавучими доками, 7 слипами и 8 стапелями, обеспечивающими ремонт судов грузоподъемностью до 500 тыс. т. и боевых кораблей – до авианосцев включительно. В 15 км к северо-западу от порта Кадис находится порт Рота, используемый как опорный пункт 6-го флота США.

На Канарских островах расположен еще один порт Испании – Лас-Пальмас. Порт расположен на острове Гран Канария и является транзитным. В нем расположена военно-морская база Испании. Длина причальной линии в порту более 11 км. Глубины у причалов до 16м. Суммарный оборот грузов в порту Лас –Пальмас составляет 6.4 млн.т. Ввозится в основном нефть. Порт посещает за год 15-17 тыс. судов.

Большая часть западноафриканских портов расположена на побережье Гвинейского залива, особенно на его лагунном северном берегу.

Крупнейшие порты Африки: Порт-Саид, Александрия (вывоз: хлопок, рис, руды, ввоз: оборудование, металлы, нефтепродукты, удобрения),

  • Касабланка (вывоз: фосфориты, руды, цитрусовые, пробка, продовольствие, ввоз: оборудование, ткани, нефтепродукты),

  • Дакар (земляной орех, финики, хлопок, скот, рыба, руды, ввоз: оборудование, нефтепродукты, продовольствие),

  • Кейптаун, Буэнос-Айрес (вывоз: шерсть, мясо, зерно, кожа, растительное масло, льняное семя, хлопок, ввоз: оборудование, железная руда, уголь, нефть, промышленные товары),

Портовые зоны свободной торговли привлекают приток иностранного капитала – Дакар, Монровия, Касабланка, Танжер, Фриморт, Барранкилья, Картахена, Колон и др..

На западном побережье Атлантического океана важнейшим портово-промышленным районом является океаническое побережье США от залива Мэн до Чесапикского залива. В удобных и вместительных бухтах расположен целый ряд крупных торгово-промышленных портов, недостатком которых являются только ограниченные глубины.

Крупнейшие порты Северной и Южной Америки:

  • Сантус, Рио-де-Жанейро (вывоз: железная руда, чугун, кофе, хлопок, сахар, какао-бобы, пиломатериалы, мясо, шерсть, кожа, ввоз: нефтепродукты, оборудование, уголь, зерно, цемент, продовольствие),

  • Хьюстон (нефть, зерно, сера, оборудование),

  • Новый Орлеан (руды, уголь, строительное сырьё, автомобили, зерно, прокат, оборудование, кофе, фрукты, продовольствие),

  • Саванна, Нью-Йорк (генеральные грузы, нефть, химические грузы, оборудование, целлюлоза, бумага, кофе, сахар, металлы),

  • Монреаль (зерно, нефть, цемент, уголь, лес, металлы, бумага, асбест, вооружение, рыба, пшеница, оборудование, хлопок, шерсть).

Нью-Йоркский портовый комплекс особенно выделяется переработкой ценных генеральных грузов.

В Мексиканском заливе имеется три главных промышленных комплекса, в грузообороте которых преобладают нефть, зерно, сельскохозяйственная продукция, бокситы, химикалии, машины и оборудование.

В Карибском море стимулом портовой активности служит рост морского туризма и сырьевого экспорта. В южной Атлантике деятельность портового хозяйства значительно ниже как у берегов Южной Америки, так и у берегов Западной Африки.

В южной части Атлантического океана выделяются универсальные порты Сантус и слившиеся между собой порты, расположенные в малоудобной бухте Байа-Бланка, в районе Рио-де-Жанейро. К другому значимому портовому району относятся порты залива Ла-Плата.
4.3. Порты Средиземного моря.

«Средиземноморский фасад» Западной Европы образует портово-промышленные комплексы вдоль побережья Лионского залива и Лигурийского моря.

Крупнейший порт Испании на Средиземном море –Барселона, столица Каталонии. Он включает в себя аванпорт и 6 бассейнов. Длина причальной линии порта составляет 15.6 км, с глубинами до 12 м..

В порт ввозятся нефтепродукты, сжиженный газ, зерно, древесимна, металлолом, хлопок. Автомобили. Вывозятся –химические продукты, цемент, бумага, промышленное оборудование.

Суммарный оборот морских перевозок порта Барселона составляет 17.3 млн.т.. Порт оборудован современными механизмами для погрузки и разгрузки грузов, имеется военно-портовый терминал, причалы для ролкеров. Судоренмонтные предприятия, располагающие двумя плавучими доками, обеспечивают ремонт боевых кораблей до крейсеров включительно.

Один из крупных портов Испании, расположенных в этом районе – порт Таррагона. В порт ведет фарватер глубиной до 15м. Порт Таррагона представляет собой комплекс , включающий внешний порт, рыбный порт и торговый порт. Общая длина причальной линии более 4.5 км. Глубины у прчалов до 14.4м. Основной участок торгового порта включает 6 причалов, с глубиной от 3.8 до 12.4 м., используемых для обработки контейнеров, генеральных и навалочных грузов.

Для разгрузки крупнотонажных танкеров служит рейдовый причал с длиной причальной линии 666м и глубиной 14м.

В год в порт Таррагона заходит более 2000 судов. Ввозятся сырая нефть, зерновые, нефтепродукты, химическое сырье, удобрения . древесина и минералы. Выводятся из порта нефтепродукты, цемент, зерновые, строительные материалы, вино.

Суммарный грузооборот порта Таррагона -18.9 млн.т., из которых 40% -каботажные грузы. Погрузка и разгрузка производится с помощью 33 стационарных и 3 плавучих кранов грузоподъемностью от 3 до 75т.

Общая площадь открытых складов 230 тыс. м2, закрытых складских помещений -57 тыс. м2 . В порту Таррагона имеется судоверфь с 2 строительными стапелями и 3 наклонными слипами для судов водоизмещением до 900т.

На юго-востоке Пиринейского полуострова расположен еще один крупный порт Испании – Картахена. В порту расположена военно-морская база Испании. Длина причальной линии 8 км. Глубина у причалов до 12м.

В порт Картахена ввозят нефть, фосфориты, зерновые, машины, черные металлы. Из него вывозят нефтепродукты, удобрения, фрукты, зерновые, металлолом. Грузооборот порта 14.8 млн.т.

Главный универсальный порт Средиземноморья и одновременно главный порт Франции – Марсель. Данный порт расположен в Лионском заливе. Он состоит из основного порта, глубоководного района в заливе Фос, нефтеналивной гавани Лавера, районов Каронта и Порт-Сенн-Луи-дю-Рон.

Общая длина причальной линии основного порта около 20 км, района в заливе Фос – 6км. Глубины у причало не менее 15м.

Основу грузооборота порта Марсель составляют нефть и нефтепродукты. Кроме того в порт ввозятся зерно, продовольствие, каменный уголь, каучук, текстильное сырье. Вывозятся – черные металлы, промышленное оборудование.

Суммарный оборот морских грузоперевозок основного порта Марсель достигает 110, района Фос – 73.2 млн. т.

В портово-промышленный комплекс Марселя входят крупные нефтеперерабатывающие, нефтехимические, металлургические и судостроительные предприятия. 10 сухих и 1 плавучий док могут осуществлять ремонт судов дедвейтом до 500 тыс. т. и боевых кораблей до авианосца включительно.

На втором месте среди портов Средиземного моря по грузообороту после Марселя занимает порт Генуя. Этот крупнейший порт Италии, расположен на Лигурийском море. Его годовой грузооборот составляет 58.6 млн.т. Генуэзский порт занимает площадь 500 га на суше и столько же н ваоде. Он протянулся на 20 км вдоль побережья. Суммарная протяженность его причальной линии 30 км.

В порт имеется четыре входа:

-восточный- обеспечивает доступ к старому порту, к верфям и к терминалам «Sampierdarena»;

-западный вход (Cornigliano) –используется главным образом кораблями, работающими на причалах «ILVA»;

-вход «Multedo» - для судов, работающих на нефтяных терминалах и для верфей « Fincantieri»;

-вход Voltri – на западном конце порта, для судов работающих на «Voltri Termal Europe».

Причалы пассажирских терминалов занимают площадь 250 тыс. кв.м. , с 5 причалами для круизных судов и 13 –для паромов. Их ежегодная пропускная способность 4 миллиона паромных пассажиров, 1.5 миллиона автомобилей и 250000 грузовиков.

Историческая морская станция «Ponte del Mille» является современно оборудованным круизным терминалом, который предоставляет услуги, сравнимые с современными аэропортами.

Третий круизный терминал ныне находится в стадии строительства. Он расположен в области Понте Пароди и ранее использовался под перевозки зерна.

В порту два маяка. Исторический маяк Лантерна, 76м в высоту и маленький маяк «Hunta Vagno», на восточном входе в порт.

Неаполь – крупный порт Италии и ее военно-морская база, расположен на берегу Неаполитанского залива Тирренского моря. Акватория порта огорожена молом и двумя волноломами. Порт разделен на три зоны: пассажирскую(западная часть), зону для обработки зерновых и генеральных грузов (центральную). А также зону навалочных и наливочных грузов (восточная часть). В порту Неаполь имеется 80 причалов. С общей длиной причальной линии 14км, а также глубинами до 14.5м.0

В порт ввозят нефть, уголь, железную руду, лес, зерно. Из него вывозят автомобили, станки, металлические изделия, вино. Суммарный грузооборот порта Неаполь -17.8 млн. т., пассажиропоток - свыше 2 млн. человек в год..

Причалы оборудованы механизмами для погрузки и разгрузки грузов. Имеются склады и нефтехранилища, контейнерный терминал, мрской вокзал, нефтеперерабатывающий завод. Судостроительные и судоремонтные предприятия Неаполя имеют 3 сухих и 4 плавучих дока, а также обеспечивают строительство боевых кораблей до крейсера включительно , а также ремонт рудовозов водоизмещением до 100 тыс. т.. В западной части порта расположена военно-морская база.

Кальяри –военно-морская база Италии и крупный порт , расположенный в заливе Кальяри на острове Сардиния. Длина причальной линии 5.9 км, с глубинами до 10м. В порт ввозятся нефтепродукты, лес, уголь, машины, зерно. Из него вывозятся свинцовая и цинковая руда, соль, вино, оливковое масло. Суммарный грузооборот порта 27 млн.т. В районе порта созданы склады топлива общей вместимостью свыше 2 млн. т.

Еще один крупный порт Италии –Триест. Он расположен в вершине Триестинского залива Адриатического моря. Порт состоит из четырех гаваней(Новой, Старой. Таможенной и Промышленной). Длина причального фронта 16.5 км. Губина у причалов до 17м.

Один из причалов длиной 850м и шириной 250м позволяет осуществлять одновременно швартовку и обработку 9 сухогрузов и 4 контейнеровозов.

В порт Триест ввозятся нефть, уголь, хлопок, фосфаты, джут, железо. Из порта вывозятся лес, нефтепродукты, цемент.

Через Триест идут транзитные грузы на Австрию, Чехию, Словакию, Венгрию. Суммарный грузооборот порта 33.3 млн.т.

Причалы оснащены оборудованием для погрузки и разгрузки разнообразных грузов. Имеются склады, нефтехранилища, устройства для очистки танков. В районе порта расположен нефтеперерабатывающий завод производительностью 5.2 млн. т. год. Три судостроительные верфи, имеющие 5 сухих доков, обеспечивают строительство танкеров дедвейтом 200 тыс. т., любой ремонт судов и кораблей до крейсеров включительно.

Венеция – порт Италии, расположенный в северной части Адриатического моря, на островах и берегу Венецианской лагуны. Акватория порта состоит из гаваней: Лидо (аванпорт), Арсенал, Торговая и Маргера. Все гавани порта Венеция соединены между собой судоходными каналами. Глубина в гаванях и на фарватерах основных каналов 9-10м.

Общая длина причальной линии 21.25 км. В порту имеются портальные и плавучие краны грузоподъемностью до 30 т и 90т соответственно.

В порт Венеция ввозятся нефть, нефтепродукты, сырье, продовольствие. Из порта вывозятся изделия химической промышленности, прокат и изделия из алюминия.

Суммарный грузооборот порта Венеция – 25.5 т. Имеются судоремонтные заводы, 3 сухих дока. Эллинги для ремонта судов всех классов.

В Адриатическом море, на берегу Риекского залива, расположен также крупный порт Хорватии – Риека. Акватория порта огорожена молом. Длина причальной линии 4 км, глубина у причалов 9м.

В 5 милях от порта, в бухте Бакар, имеется причал глубиной 15.5м. предназначенный для перегрузки руды и угля, способный обрабатывать рудовозы водоизмещением до 100 тыс. т..

Порт Риека специализирован на вывоз леса, нефтепродуктов. Руды, угля, зерна, генеральных грузов. Суммарный грузооборот порта – 14 млн.т. Значительную часть в нем составляют транзитные грузы Чехии, Венгрии, Австрии, Словакии.
Н северном берегу залива Сароникос (Эгейское моря) расположен крупный порт Греции – Пирей. Этот порт фактически слился со столицей Греции Афинами. Порт делится на несколько гаваней. В том числе две гавани (внешняя и внутренняя) образуют Центральный торговый порт. Внутренняя гавань защищена двумя молами и доступна для судов с осадкой до 8.5м. Во внешней гавани оборудовано 16 швартовых бочек для судов дедвейтом до 30 тыс. т. Глубины у причалов 6-14м, на рейде -25м.

Длина причальной линии порта Пирей – 20.7 км., из которых 9.2 км приходится на коммерческие причалы, 3.1 км – на пассажирские и 4.1 км – предназначены для судоремонта. Остальные причалы – запасные. К причалам может одновременно швартоваться до 35 судов.

Через порт Пирей ввозят нефтепродукты, уголь, железную руду, зерно, муку, лесоматериалы, машины. Из него вывозят мрамор, табак, цемент, руды, сухофрукты.

Суммарный грузооборот порта составляет более 10млн.т. За год Пирей посещает 26 тыс. судов. Пассажиропоток – 5.3 млн. человек в год.

В порту имеется 3 элеватора, контейнерный терминал, два причала для ролкеров, 7 причалов для танкеров. Судоремонтные предприятия (2 сухих и 2 плавучих дока) обеспечивают ремонт судов водоизмещением до 40 тыс. т..

Рядом с портом Пирей расположена главная военно-морская база Греции – Саламис.

Еще один крупный порт Греции –Салоники, расположен в вершине залива Термаикос Эгейского моря. В порт ведут два входа: восточный (шириной 183м) и западный (шириной 152м). Длина причальной линии 5.5 км, с глубиной у причалов 5.5-11.5 м.

Основными грузами, ввозимыми через порт Салоники, являются зерно, мука, сахар, нефть, металлические изделия, машины, оборудование и уголь. Вывозят из порта табак. Нефтепродукты, необработанную кожу, цемент, химическое сырье. Суммарный грузооборот порта Салоники составляет 8.5 млн. т.. В порту работают 24 портальных крана, грузоподъемностью до 30т., 36 рельсовых кранов грузоподъемностью до 27 т., один плавучий кран, грузоподъемностью 60т., 100 вилочных перегружателей и 9 ленточных транспортеров. Также имеются терминалы для приема танкеров и перегрузки сжиженного газа, элеватор емкостью 20 тыс. т., 12 складов и открытые площадки, 15 навесов для транзитных грузов.

Главные порты Черного моря это Одесса и Стамбул.

Одесский морской порт — крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов. Признан базовым круизным портом Украины. Третий по грузообороту на Чёрном море. Самый крупный порт на Украине по грузообороту.

Строительство порта началось в 1794 году. К 1905 году порт в основном приобрёл свои современные очертания. В Российской империи был вторым по грузообороту после Петербургского. Наибольший грузооборот в независимой Украине был в 2002 году — 13,2 миллиона тонн сухих грузов и 20,4 наливных. Включает в себя Каботажную, Карантинную, Практическую (она же Арбузная), Угольную (она же Военная), Новую, Нефтяную и другие гавани. Сегодня в Одесском порту имеется более 9-ти километров причалов, реконструированный морской вокзал и стоящая в море гостиница. На причалах порта работает около ста плавучих и портальных кранов. Вспомогательный флот порта включает портовые буксиры и несколько более крупных судов.

За 2009 год порт переработал более 34 млн тонн грузов.

Стамбул - крупный порт Турции и ее военно-морская база. Порт Расположен на обоих берегах южной части пролива Босфор. Акватория порта Стамбул охватывает пролив Босфор к Югу от линии, соединяющей маяки Румели и Анадолу и северо- восточную часть Мраморного моря.

Порт включает 4 гавани: Внутреннюю, Среднюю, Внешнюю (европейская часть) и Хайдарпаша (азиатская). Общая длина причального фронта около 10 км с глубиной до 11 м.

Внутренняя гавань, расположенная в бухте Золотой Рог, разделяется мостом Ататюрка на 2 части. Здесь находятся судостроительные и судоремонтные предприятия, 2 сухих и 2 плавучих дока, которые обеспечивают ремонт судов грузоподъёмностью до 7 тыс. т и кораблей до эсминцев включительно.

К 3ападу от моста Ататюрка (р-н Касымпаша) расположена военно-морская база, с причалами длиной 0,8 км. Средняя гавань (Галата) предназначена для захода и обработки пассажирских и грузовых судов. Внешняя гавань порта Стамбул служит местом якорной стоянки судов и кораблей.

На территории Средней и Внешней гаваней расположены основные грузовые и пассажирские причалы (длина причального фронта 1,6 км с глубиной 3—10 м), станция ж. д., обеспечивающая перевалку морских грузов с судов на ж.-д. транспортом, морской вокзал, склады и грузовые площадки, крановое оборудование.

Гавань Хайдар-паша защищена 2 волноломами общей длиной 1,7 км, общая протяжённость причального фронта свыше 2 км с глубиной 6—10 м. Здесь имеются различные механизмы для погрузки и разгрузки морских грузов, контейнерный терминал для приема контейнеровозов и обработки контейнеров, элеватор, склады и площадки нефтехранилища.

Европейская и азиатская части порта Стамбул имеют специальные причалы для погрузки на паромы ж.-д. вагонов и перевозки их через пролив Босфор. Порт обеспечивает стоянку судов и кораблей с осадкой до 10,5 м.

В порт Стамбул ввозятся следующие морские грузы: машины, электротовары, химикалии, бумага, каучук; вывозятся — табак, шерсть, марганцевая руда, продовольствие. Основной поток импорта Турции (до 80%) идёт через Стамбул.

Суммарный оборот морских грузоперевозок порта составляет 6,5 млн. т. Военно-морская база постоянно используется для базирования кораблей ВМС Турции, её периодически посещают корабли 6-го флота ВМС США и других стран НАТО.

Стамбул — транспортный узел, связывает европейские и азиатские железные и автомобильные дороги, имеет международный аэропорт, является промежуточным звеном западного магистрального нефтепровода Чаталджа.

Основные порты Черного и Азовского морей это также:

  • Мариуполь (уголь, руда, зерно, контейнеры, нефтепродукты, металлы, лес, продовольствие),

  • Новороссийск (нефть, руда, цемент, зерно, металлы, оборудование, продовольствие),

  • Батуми (нефть, генеральные и навалочные грузы, продовольствие).



    1. Волны


Поверхностная волна в Мировом океане ́ — изменение состояния его поверхности, распространяющееся по ней, которое представляет собой чередование максимумов и минимумов ее высоты.

Волновой профиль – вертикальное сечение мгновенного состояния взволнованной водной поверхности.

Характерные элементы волнового профиля:

- наиболее низкая часть - подошва, а самая высокая — гребень;

- крутизна склонов волны - угол между ее склоном и горизонтальной плоскостью;

- расстояние по вертикали между подошвой и гребнем есть высота волны (она может достигать 14-25 метров);

- расстояние между двумя подошвами или двумя гребнями называется длиной волны.

В зависимости от своего происхождения в Мировом океане различают поверхностные волны:

- ветровые,
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению практического занятия №9
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению практического занятия №1 5
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению практического занятия №1 6
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению практического занятия №4
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания к выполнению практического занятия №18
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания для студентов по подготовке и проведению практического...
Охватывает весь организм, как целое
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению самостоятельных работ 12 Раздел введение 12
Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по мдк 01. 03. «Детская литература с практикумом по выразительному...
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания к выполнению курсовых проектов Красноярск 2010
Маркетинг: Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 080507. 65 всех форм обучения. Красноярск,...
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания по выполнению и защите дипломной работы по специальности: 080105 «Финансы и кредит». Спб, 2014. – 47 с
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению курсовых работ
Методические указания по выполнению курсовых работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Маркетинг на предприятиях туризма...
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по их выполнению для студентов экономического...
Задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению для студентов
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;...
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований»
«Прикладная биотехнология» Наумовой Н. Л. Методические указания к выполнению курсовой работы предназначены для студентов 2 курса...
Методические указания по выполнению практического занятия №2 iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск