Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии





Скачать 351.59 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии
страница1/4
Дата публикации14.10.2014
Размер351.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Факультет Фармацевтический
Кафедра Фармации


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________В.А.Карташов

«_____»__________ 200____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине В.3.3. Основы молекулярной биологии
по направлению

подготовки специальности 060301.65 Фармация
Квалификация

специалиста Провизор

Форма обучения Очная/Заочная__________________________________

Майкоп

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по
направлению (специальности) 060301.65 Фармация
Составитель рабочей программы:



Преподаватель канд с.х. наук, доцент







Тушканова О.В.

(должность, ученое звание, степень)

(подпись)




(Ф.И.О.)



Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Фармации



(наименование кафедры)


Заведующий кафедрой

«___»________200__г.








Карташов В.А.




(подпись)




(Ф.И.О.)



Одобрено учебно-методической комиссией факультета

(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.



Председатель

учебно-методического

совета направления (специальности)

(где осуществляется обучение)








Карташов В.А.




(подпись)




(Ф.И.О.)



Декан факультета

(где осуществляется обучение)

«___»_________20__г.








Карташов В.А.




(подпись)




(Ф.И.О.)



СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«___»_________20__г.









Гук Г.А.




(подпись)




(Ф.И.О.)



Зав. выпускающей кафедрой

по направлению (специальности)








Карташов В.А.




(подпись)




(Ф.И.О.)




  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Основы молекулярной биологии» соответствуют следующим целям ООП:

  • Выпускник ОП на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в производственно-технологической и проектной деятельности в области высокотехнологичных процессов получения современных лекарственных и медицинских препаратов.

  • Выпускник ОП на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в научно-исследовательской и инновационной деятельности, связанной с выбором необходимых методов исследования, модификации существующих и разработки новых способов создания инновационного продукта.

  • Выпускник образовательной программы на основе знаний, умений, навыков, приобретенных компетенций интегрирует знания в области фундаментальных наук для решения исследовательских и прикладных задач применительно к профессиональной деятельности.


задачи:


  1. Введение основных терминов и понятий, касающихся структуры и функционирования наследственного аппарата клеток, экспрессии генов и белков.

  2. Ознакомление со структурой биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков и липидов.

  3. Ознакомление с основными принципами и участниками матричных процессов: репликации, транскрипции и трансляции.

  4. Ознакомления с основными механизмами репарации ДНК.

  5. Изложение современных данных о природе генетического материала, структуре генома и генов, механизме функционирования генов.

  6. Ознакомление с современными молекулярно-биологическими методами и подходами.

  7. Освещение прикладных аспектов применения молекулярно-биологических методов.

  8. Ознакомление с молекулярными механизмами канцерогенеза.



2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета
Дисциплина «Основы молекулярной биологии» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла ООП.

Она связана со следующими дисциплинами: «Органическая химия», «Биохимия», «Биотехнология», «Биология и микробиологии».

Для успешного освоения дисциплины студенты должны иметь четкие знания по дисциплинам «Биохимии», «Биотехнологии», выявляемые с помощью «входного» контроля. Кроме того, студенты должны знать общую, неорганическую и органическую химию, химию биологически активных веществ.

Студентам необходимо обладать следующими навыками и компетенциями: работа с информацией в глобальных компьютерных сетях; понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации; использование знаний о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы.

Пререквизиты дисциплины: «Органическая химия», «Химия биологически-активных веществ», «Общая биология и микробиология», «Биохимия», «Биотехнология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины


общекультурные компетенции:


  • следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природных объектов (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

  • уважает историческое наследие и культурные традиции своей Страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы, конституцию и интересы безопасности Страны (ОК-2);

  • приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя полученное базовое образование, а также современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

  • выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);

  • использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

  • критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);

  • проявляет творческие качества (ОК-14);

  • отвечает за качество выполняемой им работы (ОК-16);

  • умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);


профессиональные компетенции:


  • демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

  • демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);

  • демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);

  • понимает роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);

  • демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК-11);



В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

  • cтруктуру и функции информационных молекул в про- и эукариотических клетках;

  • механизмы передачи генетической информации, их нарушения и последствия;

  • механизм функционирования внутриклеточных органелл в процессе синтеза белков;

  • аспекты использования организмов, полученных методами генной инженерии для синтеза биологически-активных веществ;

  • структуру и функции биополимеров, их компонентов и комплексов, механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации на молекулярном уровне;

  • детальную характеристику основных процессов, протекающих в живой клетке:

репликации, транскрипции, трансляции, рекомбинации, репарации, процессинга РНК и белков, белкового фолдинга и докинга;

  • основные способы межмолекулярных взаимодействий и взаимную регуляцию процессов функционирования живой клетки в составе многоклеточного организма.

Уметь:

  • пользоваться научной и справочной литературой по курсу молекулярной биологии;

  • анализировать роль и последствия экзогенного воздействия на биосинтетические процессы в клетке;

  • анализировать структуру и функции генов и геномов, проводить структурно-функ-

циональный анализ отдельных белков и протеома в целом. В частности, выделять нативную ДНК из биологического материала одним из известных методов, ДНК и чистоту препарата ДНК спектрофотометрическим методом;

  • выделять рекомбинантный белок из штамма-продуцента и очищать его, проводить

электрофоретический анализ. Выполнять рестрикционный анализ ДНК;

  • готовить агарозный гель и проводить электрофорез ДНК, грамотно оценивать результаты;

  • уметь рассчитывать праймеры для проведения ПЦР, готовить инкубационную смесь для ПЦР и проводить реакцию амплификации ДНК. Проводить поиск и анализ информации в электронных банках данных.

Владеть:

  • методами количественного учета макромолекул в природных образцах;

  • методами выделения и идентификации молекул ДНК из живых клеток;

  • современными представлениями об основах биотехнологий и генной инженерии,

нанобиотехнологии, молекулярного моделирования;

  • навыками эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для проведения научно-исследовательских и лабораторных работ;

  • знаниями принципов составления научно-технических проектов и отчетов;

  • навыками по практическому применению рассматриваемых в курсе вопросов в ге-

нетической, белковой и клеточной инженерии, с использованием в биомедицинских исследованиях и в биотехнологических производствах.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).


Вид учебной работы

Всего ОФО

часов/з.е.

Семестры

Всего

ЗФО

часов/з.е.

Семестры

2




2




Аудиторные занятия (всего)

54/1,5

54/1,5




10/0,27

10/0,27




В том числе:



















Лекции (Л)

18/0,5

18/0,5




4/0,11

4/0,11




Практические занятия (ПЗ)

36/1,0

36/1,0




6/0,16

6/0,16




Семинары (С)

-

-




-

-




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




-

-




Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

18/0,5

18/0,5




62/1,72

62/1,72




В том числе:



















Курсовой проект (работа)

-

-




-

-




Расчетно-графические работы

-

-




-

-




Реферат

18/0,5

18/0,5




36/1,0

36/1,0




Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)

1. Составление плана-конспекта

2. Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных



-



-






26/0,72



26/0,72




Форма промежуточной аттестации:

зачет



















Общая трудоемкость

72/2

72/2




72/2

72/2






5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения

5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения



№ п/п

Раздел дисциплины

Неде

ля семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Л

С/ПЗ

ЛР

СРС




ООФО

ОЗФО

ООФО

ОЗФО

ООФО

ОЗФО

ООФО

ЗЗФО







Семестр 2

1.

Введение. Современные теоретические и практи

ческие задачи молекуляр

ной биологии. Методы молекулярной биологии. Важнейшие достижения.

1-2

2

1

4

1

-

-

2

8

Обсуждение

докладов

2.

Нуклеиновые кислоты. Определение нуклеотид

ных последовательнос-

тей ДНК и РНК. Структура геномов про- и эукариот. Неядерные ДНК. ДНК-содержащие вирусы и фаги. Уровни

структурной организа -

ции ДНК. Полиморфизм

ДНК. Структура хрома-

на. Программа «Геном человека», банки нуклео

тидных последователь-

ностей. Создание искус-

ственных генетических программ. Основы гене-

тической инженерии.

3-4

2

1

6

1

-

-

2

10

Блиц-опрос

3.

Обмен нуклеиновых кислот. Репликация ДНК и её регуляция. Повреж-

дение и репарация ДНК. Транскрипция–особен - ности у про- и эукариот. Структура транскрипто-

нов. Процессинг и сплайсинг РНК на примере мРНК. Рибози-

мы. Экспрессия генов. Трансляция. РНК- содер

жащие вирусы. Молеку-

лярные основы канцеро-

генеза. Белковая инжене

рия. Внеклеточный син-

тез белков.Молекуляр-

ные основы эволюции. Молекулярные механиз-

мы регуляции клеточно-

го цикла. Программируе

мая клеточная гибель

(апоптоз).

5- 7

2

1

6

1

-

-

4

10

Тестирование

4.

Строение генов и гено-

мов у организмов раз-

ного уровня организа-

ции.

8-9

4




6

1

-

-

2

8

Блиц-опрос

5.

Молекулярные механиз -

мы генетических процес

сов.

10-12

4




6

1

-

-

2

8

Тестирование

6.

Рекомбинантные ДНК.

13-15

2




4

1

-

-

4

8

Обсуждение докладов

7.

Постгеномная эра био-

логии. Геномика. Про-

теомика.

16-17

2

1

4




-

-

2

10

Тестирование




Внеклеточные живые системы.




























Зачет в устной форме




Итого:

72/2

18/0,5

4/0,1

36/1,0

6/0,16







18/0,5

62/1,7





  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconХарактеристика молекулярной патологии в увеальных меланомах
Работа выполнена в лаборатории молекулярной генетики человека нии молекулярной медицины Московской медицинской академии им. И. М....
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconРабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 «Современные проблемы биологии»
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах, перспективных направлениях развития и достижениях...
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconРабочая программа составлена на основании: Государственного образовательного...
Цель преподавания дисциплины: изучение фундаментальных вопросов молекулярной биологии, основных объектов биотехнологии, способов...
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconИспользование нформационных технологий в молекулярной биологии
Компьютерная программа sq для редактирования и анализа биологических последовательностей 10
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconРабочая программа по дисциплине биология и основы экологии Учитель...
Федеральное государственное бюджетное специальное профессиональное училище закрытого типа Костромской области
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconРабочая программа по биологии 9 класс
«Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования...
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconРабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации»
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации». Автор-составитель – ст преподаватель, Кипрова Н. С
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconТема урока «Кислород»
Как химический элемент кислород образует две аллотропных модификации – кислород с молекулярной формулой О2 и озон с молекулярной...
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconМинистерство здравоохранения рк
Силлабус по молекулярной биологии и генетике разработан в соответствии с рабочей программой профессором, д м н. Куандыковым Е. У.,...
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconКонкурс на соискание грантов 2013 года для молодых биологов, специализирующихся...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconИсследование регуляции экспрессии генов цитохрома Р450 подсемейства...
Работа выполнена в гу научно-исследовательском институте молекулярной биологии и биофизики со рамн (Новосибирск, Россия)
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconРабочая программа по биологии основы общей биологии для 9 класса
Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье...
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconИсследование полиморфизма генов ариламин n-ацетилтрансфераз и ассоциации...
Работа выполнена в гу научно-исследовательском институте молекулярной биологии и биофизики со рамн (Новосибирск, Россия)
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconИсследование роли gstp1, mdr1 и mrp1 в предрасположенности к хроническим...
Работа выполнена в гу научно-исследовательском институте молекулярной биологии и биофизики со рамн (Новосибирск, Россия)
Рабочая программа по дисциплине в основы молекулярной биологии iconИзучение гена d-глюкуронил С5-эпимеразы как возможного гена-супрессора опухолевого роста
Работа выполнена в гу научно-исследовательском институте молекулярной биологии и биофизики со рамн (Новосибирск, Россия)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск