Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «биохимия»
страница1/3
Дата публикации17.10.2014
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.

“____”______________201… г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОХИМИЯ»



Направление подготовки

020400.62 – Биология



Профили подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Бузулук 2011

Рецензент:

Кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С.
Рабочая программа дисциплины «Биохимия и молекулярная биология» / Криволапова Е.В. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 29 с
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплин профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400 Биология в 3 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.
Составитель ____________ Криволапова Е.В.

(подпись)
05.04.2011 г.

©Криволапова Е.В., 2011

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011

Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………...

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.....................

4

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………….....................

7

4.1

Содержание разделов дисциплины..................................................................

7

4.2

Структура дисциплины.....................................................................................

9

4.3

Лабораторные работы………………………………………...........................

12

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………........................

12

5

Образовательные технологии..........................................................................

13

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………

13

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...............................................................................

14

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................……...

23

7.1

Основная литература…………………………………………........................

23

7.2

Дополнительная литература…………………………………........................

24

7.3

Периодические издания.....……………………….………….........................

25

7.4

Интернет-ресурсы............................................................................................

25

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………................

25

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................…………………….…….

25

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...........

26


9

Лист согласования рабочей программы дисциплины……………...............

Дополнения и изменения в рабочей программе…………………………….


2728



  1. Цели и задачи дисциплины


Основной целью преподавания дисциплины «Биохимия» студентам, обучающимися по направлению подготовки 020400-Биология является изучение организации метаболизма и его регуляции.

Целями освоения дисциплины «Биохимия» являются формирование понимания единства метаболических процессов в целом организме на основе знаний о химическом строении живых организмов и физико-химических процессах, обеспечивающих их жизнедеятельность; освоение системы знаний о фундаментальных положениях и современных достижениях в изучении роли и механизма функционирования нуклеиновых кислот и белков на основе знания их структуры и свойств.

Задачами биохимии являются:

1. Знакомство со структурой, свойствами и функциями основных биомолекул.

2. Изучение путей метаболизма нуклеиновых кислот, белков, углеводов и липидов и их взаимосвязей.

3. Изучение этапов энергетического обмена, способов запасания и расходования метаболического топлива клетками.

4. Формирование представлений об основных принципах регуляции и их механизмах.
2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Биохимия» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.1.3.2.

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Общая химия», «Общая биология», «Аналитическая химия», «Органическая химия», «Цитология и гистология».

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения студентами других биологических дисциплин («Введение в биотехнологию») подготовки к итоговой государственной аттестации; и должно чётко коррелировать со смежными дисциплинами путем установления межпредметных связей.


  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8).

б) профессиональных (ПК): демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);

применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими

объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной

аппаратурой (ПК-5); демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- биохимические основы механизмов жизнедеятельности, молекулярные механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах;

- знать физико-химические свойства основных классов биомолекул, молекулярные механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах о современном состоянии и перспективах развития молекулярной биологии, её месте в системе биологических дисциплин;

- современные методы анализа, используемых для идентификации и определения всех классов биомолекул;

- строение, физические‚ химические свойства‚ биологическую роль и особенности превращений в организме важнейших макромолекул; о современном состоянии и перспективах развития молекулярной биологии, её месте в системе биологических дисциплин;

- о современном состоянии и перспективах развития биохимии и молекулярной биологии; молекулярные механизмы и механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах.

Уметь:
- излагать и критически анализировать базовую информацию по вопросам биологии;

- устанавливать межпредметные связи при рассмотрении разделов биологии;

- интерпретировать современные методы и достижения биохимии и молекулярной биологии характеризовать строение макромолекул, используя современные представления о строении высокомолекулярных соединений;

- характеризовать тонкие механизмы молекулярно-биологических процессов и закономерностей их регуляции; дифференцировать уровни и характеризовать структуру генома вирусов‚ фагов‚про- и эукариот;

- устанавливать межпредметные связи при рассмотрении разделов биологии; характеризовать‚ анализировать и дифференцировать основные принципы и механизмы саморегуляции клеток‚ которые опосредуют согласованность и единство всех протекающих в клетке процессов;

- детализировать представления о строении и функциях белков‚ необходимых для катализа и регуляции важнейших процессов;

-характеризовать молекулярные механизмы‚ лежащие в основе биоразнообразия и эволюционных процессов.
Владеть:
- понятийным аппаратом дисциплины;

- навыками работы в исследовательских лабораториях;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

- навыками экспериментальной работы на современном оборудовании;

-навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов биологии.

Приобрести опыт деятельности


    • исследовательской работы по изучению условий развития организма, созданию благоприятных условий для развития.



4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4




Введение, основные понятия

Предмет биохимии, методы изучения, история развития, основные понятия. Уровни организации живой материи.

Выполнение домашнего задания (ДЗ)

Модуль 1

2

Химия биологических веществ. Химия белков

Биологическое значение, элементарный состав, химическое строение аминокислот и их свойства, понятие о цвиттер-ионе, классификация; цветные реакции на аминокислоты. Биологические особенности белков, методы их выделения, свойства растворов белков; молекулярная масса, белки – коллоиды, белки – гидрофильные соединения, структура белков, их свойства, уровни организации белковой молекулы. Коллагеновая структура белков.

защита лабораторной работы (ЛР)

3

Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты, общие сведения, нуклеозиды, нуклеотиды, производные нуклеотидов. Строение и структуры ДНК, комплементарность; РНК, ее виды и функции, вирусы, их строение, значение.

защита лабораторной работы (ЛР)

Модуль 2

4

Ферменты

Ферменты. Общая характеристика, номенклатура, классификация, ферментативный катализ; химическая природа и свойства ферментов, механизм их действия; специфичность действия ферментов; понятие об аллостерическом и активном центре. Регуляция их активности.

защита лабораторной работы (ЛР)

1

2

3

4

Модуль 3

5

Витамины

Витамины, гипо-, гипервитаминозы, общая характеристика. Классификация: водорастворимые (В1, В2, В6, В12 Р, РР, С и др) и жирорастворимые (А, D, К, F); втаминоподобные вещества; авитаминозы

защита лабораторной работы (ЛР)

6

Гормоны

Гормоны; общая характеристика, свойства, механизм действия, виды гормонов. Гипо- и гиперфункция эндокринных желез.

коллоквиум (К)

Модуль 4

7

Обмен органических веществ и энергии

Метаболизм – обмен веществ, обмен энергии. Ассимиляция и диссимиляция. Этапы обмена веществ, промежуточный обмен, цикл Кребса, освобождение и накопление энергии в цепи биоокисления. Роль ацетилкоэнзима А в цикле дикарбоновых кислот; роль коферментов НАД и ФАД в обмене веществ и энергии. Теория биологического окисления, его функции, энергетика.

тестирование

Модуль 5

2

Обмен углеводов

Переваривание и всасывание, промежуточный обмен – анаэробный и аэробный распад, энергетическая ценность распада; пути распада углеводов - апотомический и дихотомический путь; гликолиз и гликогенолиз, регуляция обмена. Глюконеогенез.

защита лабораторной работы (ЛР)

Модуль 6

3

Обмен липидов

Биороль липидов, классификация – простые липиды: жиры, воска, стероиды; сложные липиды. Переваривание и всасывание, метаболизм триглицеридов, их

защита лабораторной работы (ЛР)

1

2

3

4







превращения, окисление жирных кислот, глиоксалевый цикл, биосинтез жирных кислот; фосфатидный способ, моногидратный способ биосинтеза жиров.





Модуль 7

4

Обмен белков и аминокислот

Значение белков в питании, переваривание и всасывание, биосинтез белка, дезаминирование, декарбоксили-рование, переаминирование амино-кислот. Регуляция белкового обмена. Обезвреживание конечных продуктов распада. Орнитиновый цикл мочевины; обмен отдельных аминокислот.


коллоквиум (К)

5

Обмен водный и минеральный

Водный и минеральный обмен, понятия о гомеостазе, водный обмен и его регуляция, роль вазопрессина и альдостерона в регуляции обмена, минеральный обмен.


защита лабораторной работы (ЛР)

6

Взаимосвязь обменов веществ

Взаимосвязь обмена веществ в организме: углеводов и белков, углеводов и жиров, белков и жиров. Роль печени в обмене веществ.


тестирование (Т)

4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов) полного срока обучения


Виды работ

Трудоемкость в часах

№ семестра 3

всего

1

2

3

Общая трудоемкость

108


108

1

2

3

Аудиторная работа

54

18

54

18

Лекции

Лабораторные занятия

36

18

36

18

Самостоятельная работа

18

18

1

2

3

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат, (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самоподготовка: проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям)

6

6

Самостоятельное изучение разделов

12

12

Подготовка и сдача экзамена

36

36

Вид итогового контроля


экзамен

экзамен



Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов) сокращенного срока обучения

Виды работ

Трудоемкость в часах

№ семестра 3

всего

1

2

3

Общая трудоемкость

108


108

1

2

3

Аудиторная работа

54

18

54

18

Лекции

Лабораторные занятия

36

18

36

18

Самостоятельная работа

27

27

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат, (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самоподготовка: проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям)

15

15

Самостоятельное изучение разделов

12

12

Подготовка и сдача экзамена

27

27

Вид итогового контроля


экзамен

экзамен
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины «Биохимия человека» выпускник должен сформировать следующие общекультурные компетенции (ОК)
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины биохимия сельскохозяйственной...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 4 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины физиология и биохимия растений...
«Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Овощеводство», «Декоративное садоводство», «Производство и переработка лекарственного...
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconПрограмма по дисциплине «Биохимия»
Целью изучения дисциплины является освоение теоретическими основами дисциплины «Биохимия» по разделам: строение и состав структурных...
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа по дисциплине биологическая химия биохимия полости...
Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине биологическая химия – биохимия полости рта, рекомендованной...
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «биохимия» iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск