МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет» Кафедра биологии
| Утверждаю
Декан естественнонаучного факультета Мясников Ю.А.
“____”______________201… г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОХИМИЯ»
Направление подготовки
020400.62 – Биология
Профили подготовки: биоэкология Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Бузулук 2011
Рецензент:
Кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С. Рабочая программа дисциплины «Биохимия и молекулярная биология» / Криволапова Е.В. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 29 с Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплин профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400 Биология в 3 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101. Составитель ____________ Криволапова Е.В.
(подпись) 05.04.2011 г.
©Криволапова Е.В., 2011
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………...
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины.....................
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………….....................
| 7
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..................................................................
| 7
| 4.2
| Структура дисциплины.....................................................................................
| 9
| 4.3
| Лабораторные работы………………………………………...........................
| 12
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………........................
| 12
| 5
| Образовательные технологии..........................................................................
| 13
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………
| 13
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...............................................................................
| 14
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................……...
| 23
| 7.1
| Основная литература…………………………………………........................
| 23
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………........................
| 24
| 7.3
| Периодические издания.....……………………….………….........................
| 25
| 7.4
| Интернет-ресурсы............................................................................................
| 25
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ……………................
| 25
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................…………………….…….
| 25
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...........
| 26
|
9
| Лист согласования рабочей программы дисциплины……………...............
Дополнения и изменения в рабочей программе…………………………….
| 2728
|
Цели и задачи дисциплины
Основной целью преподавания дисциплины «Биохимия» студентам, обучающимися по направлению подготовки 020400-Биология является изучение организации метаболизма и его регуляции.
Целями освоения дисциплины «Биохимия» являются формирование понимания единства метаболических процессов в целом организме на основе знаний о химическом строении живых организмов и физико-химических процессах, обеспечивающих их жизнедеятельность; освоение системы знаний о фундаментальных положениях и современных достижениях в изучении роли и механизма функционирования нуклеиновых кислот и белков на основе знания их структуры и свойств.
Задачами биохимии являются:
1. Знакомство со структурой, свойствами и функциями основных биомолекул.
2. Изучение путей метаболизма нуклеиновых кислот, белков, углеводов и липидов и их взаимосвязей.
3. Изучение этапов энергетического обмена, способов запасания и расходования метаболического топлива клетками.
4. Формирование представлений об основных принципах регуляции и их механизмах. 2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Биохимия» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.1.3.2.
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Общая химия», «Общая биология», «Аналитическая химия», «Органическая химия», «Цитология и гистология».
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения студентами других биологических дисциплин («Введение в биотехнологию») подготовки к итоговой государственной аттестации; и должно чётко коррелировать со смежными дисциплинами путем установления межпредметных связей.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8).
б) профессиональных (ПК): демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);
применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими
объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной
аппаратурой (ПК-5); демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- биохимические основы механизмов жизнедеятельности, молекулярные механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах;
- знать физико-химические свойства основных классов биомолекул, молекулярные механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах о современном состоянии и перспективах развития молекулярной биологии, её месте в системе биологических дисциплин;
- современные методы анализа, используемых для идентификации и определения всех классов биомолекул;
- строение, физические‚ химические свойства‚ биологическую роль и особенности превращений в организме важнейших макромолекул; о современном состоянии и перспективах развития молекулярной биологии, её месте в системе биологических дисциплин;
- о современном состоянии и перспективах развития биохимии и молекулярной биологии; молекулярные механизмы и механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах.
Уметь: - излагать и критически анализировать базовую информацию по вопросам биологии;
- устанавливать межпредметные связи при рассмотрении разделов биологии;
- интерпретировать современные методы и достижения биохимии и молекулярной биологии характеризовать строение макромолекул, используя современные представления о строении высокомолекулярных соединений;
- характеризовать тонкие механизмы молекулярно-биологических процессов и закономерностей их регуляции; дифференцировать уровни и характеризовать структуру генома вирусов‚ фагов‚про- и эукариот;
- устанавливать межпредметные связи при рассмотрении разделов биологии; характеризовать‚ анализировать и дифференцировать основные принципы и механизмы саморегуляции клеток‚ которые опосредуют согласованность и единство всех протекающих в клетке процессов;
- детализировать представления о строении и функциях белков‚ необходимых для катализа и регуляции важнейших процессов;
-характеризовать молекулярные механизмы‚ лежащие в основе биоразнообразия и эволюционных процессов. Владеть: - понятийным аппаратом дисциплины;
- навыками работы в исследовательских лабораториях;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
- навыками экспериментальной работы на современном оборудовании;
-навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов биологии.
Приобрести опыт деятельности
исследовательской работы по изучению условий развития организма, созданию благоприятных условий для развития.
4 Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Введение, основные понятия
| Предмет биохимии, методы изучения, история развития, основные понятия. Уровни организации живой материи.
| Выполнение домашнего задания (ДЗ)
| Модуль 1
| 2
| Химия биологических веществ. Химия белков
| Биологическое значение, элементарный состав, химическое строение аминокислот и их свойства, понятие о цвиттер-ионе, классификация; цветные реакции на аминокислоты. Биологические особенности белков, методы их выделения, свойства растворов белков; молекулярная масса, белки – коллоиды, белки – гидрофильные соединения, структура белков, их свойства, уровни организации белковой молекулы. Коллагеновая структура белков.
| защита лабораторной работы (ЛР)
| 3
| Нуклеиновые кислоты
| Нуклеиновые кислоты, общие сведения, нуклеозиды, нуклеотиды, производные нуклеотидов. Строение и структуры ДНК, комплементарность; РНК, ее виды и функции, вирусы, их строение, значение.
| защита лабораторной работы (ЛР)
| Модуль 2
| 4
| Ферменты
| Ферменты. Общая характеристика, номенклатура, классификация, ферментативный катализ; химическая природа и свойства ферментов, механизм их действия; специфичность действия ферментов; понятие об аллостерическом и активном центре. Регуляция их активности.
| защита лабораторной работы (ЛР)
| 1
| 2
| 3
| 4
| Модуль 3
| 5
| Витамины
| Витамины, гипо-, гипервитаминозы, общая характеристика. Классификация: водорастворимые (В1, В2, В6, В12 Р, РР, С и др) и жирорастворимые (А, D, К, F); втаминоподобные вещества; авитаминозы
| защита лабораторной работы (ЛР)
| 6
| Гормоны
| Гормоны; общая характеристика, свойства, механизм действия, виды гормонов. Гипо- и гиперфункция эндокринных желез.
| коллоквиум (К)
| Модуль 4
| 7
| Обмен органических веществ и энергии
| Метаболизм – обмен веществ, обмен энергии. Ассимиляция и диссимиляция. Этапы обмена веществ, промежуточный обмен, цикл Кребса, освобождение и накопление энергии в цепи биоокисления. Роль ацетилкоэнзима А в цикле дикарбоновых кислот; роль коферментов НАД и ФАД в обмене веществ и энергии. Теория биологического окисления, его функции, энергетика.
| тестирование
| Модуль 5
| 2
| Обмен углеводов
| Переваривание и всасывание, промежуточный обмен – анаэробный и аэробный распад, энергетическая ценность распада; пути распада углеводов - апотомический и дихотомический путь; гликолиз и гликогенолиз, регуляция обмена. Глюконеогенез.
| защита лабораторной работы (ЛР)
| Модуль 6
| 3
| Обмен липидов
| Биороль липидов, классификация – простые липиды: жиры, воска, стероиды; сложные липиды. Переваривание и всасывание, метаболизм триглицеридов, их
| защита лабораторной работы (ЛР)
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
| превращения, окисление жирных кислот, глиоксалевый цикл, биосинтез жирных кислот; фосфатидный способ, моногидратный способ биосинтеза жиров.
|
| Модуль 7
| 4
| Обмен белков и аминокислот
| Значение белков в питании, переваривание и всасывание, биосинтез белка, дезаминирование, декарбоксили-рование, переаминирование амино-кислот. Регуляция белкового обмена. Обезвреживание конечных продуктов распада. Орнитиновый цикл мочевины; обмен отдельных аминокислот.
| коллоквиум (К)
| 5
| Обмен водный и минеральный
| Водный и минеральный обмен, понятия о гомеостазе, водный обмен и его регуляция, роль вазопрессина и альдостерона в регуляции обмена, минеральный обмен.
| защита лабораторной работы (ЛР)
| 6
| Взаимосвязь обменов веществ
| Взаимосвязь обмена веществ в организме: углеводов и белков, углеводов и жиров, белков и жиров. Роль печени в обмене веществ.
| тестирование (Т)
| 4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов) полного срока обучения
Виды работ
| Трудоемкость в часах
| № семестра 3
| всего
| 1
| 2
| 3
| Общая трудоемкость
| 108
| 108
| 1
| 2
| 3
| Аудиторная работа
| 54
18
| 54
18
| Лекции
Лабораторные занятия
| 36
18
| 36
18
| Самостоятельная работа
| 18
| 18
| 1
| 2
| 3
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат, (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самоподготовка: проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям)
| 6
| 6
| Самостоятельное изучение разделов
| 12
| 12
| Подготовка и сдача экзамена
| 36
| 36
| Вид итогового контроля
| экзамен
| экзамен
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов) сокращенного срока обучения
Виды работ
| Трудоемкость в часах
| № семестра 3
| всего
| 1
| 2
| 3
| Общая трудоемкость
| 108
| 108
| 1
| 2
| 3
| Аудиторная работа
| 54
18
| 54
18
| Лекции
Лабораторные занятия
| 36
18
| 36
18
| Самостоятельная работа
| 27
| 27
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат, (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самоподготовка: проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям)
| 15
| 15
| Самостоятельное изучение разделов
| 12
| 12
| Подготовка и сдача экзамена
| 27
| 27
| Вид итогового контроля
| экзамен
| экзамен
| |