Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб)





Скачать 143.87 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб)
Дата публикации17.07.2013
Размер143.87 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) .
Введение

Занятие 1. Развитие биологических наук от Аристотеля до Ж. Ламарка

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Аристотель – основатель биологии

2. Теофраст – основатель ботаники

3. Развитие естественных наук в средние века

4.Карл Линней и его работы в области систематики растений и животных.

5. Естественные системы в конце XYIII - начале ХIХ веков.

6. Развитие эволюционных взглядов в XYIII веке ( Г.Лейбниц, Ж.Бюффон, Э.Дарвин)

7. Эволюционные взгляды и учение Ж.Б.Ламарка

Задания для самостоятельной работы

1. Развитие эволюционных взглядов в России в XYIII веке

2. Работы Ж.Кювье в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Развитие идеи «катастрофизма»

3. Ж. Сент Илер и его «теория аналогов».
Занятие 2. Развитие эволюционных идей

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Ботанические, зоологические, палеонтологические исследования Ч.Дарвина

на корабле «Бигль».

2. Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина.

3. Эволюционное направление в палеонтологии. Работы В.О.Ковалевского.

4. Эволюционное направление в систематике. Работы Э.Геккеля.

Задания для самостоятельной работы

1. Эволюционные взгляды и работы Альфреда Уоллеса.

2. Последователи эволюционной теории Чарльза Дарвина в России.
Тема 1. Сущность жизни. Критерии живого (4 часа)

Занятие 3. Характеристика молекулярно-генетического и организменного уровней организации живой материи.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Сколько уровней организации живой материи выделяют при системном подходе?

  2. Что является элементарной единицей и элементарным процессом на первом уровне?

  3. Каковы свойства генетического кода?

  4. Как происходит процесс репликации ДНК?

  5. Что является элементарной единицей и элементарным процессом на втором уровне?

  6. Какие системы принимают участие в регуляции функций организма?

Задания для самостоятельной работы

  1. Выполнить задание по написанию цепочек ДНК по данному фрагменту нуклеотидной последовательности.

  2. Написать фрагменты иРНК по данной последовательности нуклеотидов в цепочке ДНК.


Занятие 4. Характеристика популяционно-видового и биосферного уровней

организации живой природы

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что является элементарной единицей и элементарным процессом на популяционно-видовом уровне?

  2. Как регулируются процессы на популяционно-видовом уровне?

  3. Какими показателями характеризуется популяция?

  4. Что такое биогеоценоз, какими признаками он характеризуется?

  5. Какие механизмы регулирования процессов существуют на биосферном уровне?

Задания для самостоятельной работы

1.Синэкология как наука об экологии сообществ и биоценозов.

2. Популяционная экология и ее основные направления.

Тема 2. Происхождение и эволюция жизни на Земле (8 часов)

Занятие 5. Происхождение жизни на Земле

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Концепции происхождения жизни: креационизм

2. Теория самозарождения

3. Гипотеза панспермии

4. Теория биохимической эволюции

5. Гипотеза стационарного состояния.
Занятие 6 Этапы эволюции органического мира

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Основные этапы эволюции органического мира: химический, биохимический и биологический.

2. Эры и периоды. Развитие животного и растительного мира в геологические эры.

Задания для самостоятельной работы:

Составить геохронологическую шкалу развития органического мира на Земле.
Занятие 7. Критерии и структура вида. Микроэволюция. Факторы эволюции. Макроэволюция.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Понятие биологического «вида»

2. Факторы эволюции

3. Микроэволюция

4. Макроэволюция

Задания для самостоятельной работы:

Рассмотреть процессы микроэволюции на конкретных примерах.
Занятие 8. Основные направления эволюционного процесса.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Закономерности и правила эволюции.

2.Современное состояние эволюционной теории: основные постулаты синтетической теории эволюции.

Задания для самостоятельной работы:

Доказательства эволюции: палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические, географические.
Тема 3. Современное многообразие органического мира (6 часов)

Занятие 9. Царство Грибы

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Черты сходства грибов с растениями и животными

2. Уникальные особенности и свойства грибов.

3. Многообразие грибов, их роль в экосистемах.

Задания для самостоятельной работы:

1.Какие виды грибов наиболее распространены в Мурманской области

2. Собрать коллекцию лишайников
Занятие 10. Надцарство Прокариоты

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Особенности строения прокариотической клетки.

  2. Жизнедеятельность настоящих бактерий.

  3. Многообразие прокариот.

  4. Значение в экосистемах и жизни человека.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Собрать информацию об архебактериях, объяснить, почему эти организмы выделены в отдельное царство.

  2. Рассмотреть вопрос о способах защиты культурных растений от бактериального и грибкового заражения.


Занятие 11. Империя Доклеточные. Вирусы.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. История открытия вирусов и становления вирусологии.

  2. Строение вирусов.

  3. Способы проникновения вирусов в клетки и взаимоотношений с клеткой-хозяином.

Задания для самостоятельной работы:

  • Подобрать материал о вирусных заболеваниях растений, животных и человека.

  • Значение вирусов в передаче наследственной информации.


Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности организмов (8 часов)
Занятие 12. Основы физиологии. Типы питания

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Питание. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы.

2. Способы добывания пищи животными.

3. Голозойное, сапрофитное, симбиотическое и паразитическое питание.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать примеры различных типов питания у передставителей различных таксонов растений и животных
Занятие 13. Основы физиологии. Дыхание

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Дыхание. Сущность процессов окисления органических веществ в живом организме.

2. Дыхание растений

3. Дыхание животных

Задания для самостоятельной работы:

Изучить вопросы экологии дыхания у растений и животных.
Занятие 14. Основы физиологии. Фотосинтез

Вопросы для коллективного обсуждения

1.Фотосинтез как процесс трансформации энергии света в в энергию химических связей.

2. Хлоропласты и их структура. Пигментные системы фотосинтезирующих организмов.

3. Световые реакции фотосинтеза

4. Темновые реакции фотосинтеза

Задания для самостоятельной работы:

Изучить вопросы экологии фотосинтеза
Занятие 15. Основы физиологии. Размножение

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Размножение: способы размножения.

2. Виды полового и бесполого размножения. Биологический смысл разных видов размножения.

3. Закономерности наследования.
Тематическое планирование лабораторных работ.
Тема 1. Сущность жизни. Критерии живого (4 часа)

Лабораторная работа 1. Строение животных и растительных клеток.

Цель. Выявить особенности строения клеток у организмов, относящихся к разным царствам живой природы.

Задание1. Строение эвглены зеленой.

Задание 2. Особенности строения инфузории туфельки.

Задание3. Строение нейрона.

Задание 4. Строение эпидермы чешуи лука.

Заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика клеток животных и растительных организмов


Критерии сравнения


Название клетки или организма

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Нейрон


Эпидерма лука

Форма клетки, ядра













Движение













Питание













Размножение














Лабораторная работа 2. Ткани животных и растений.

Цель. Изучить особенности дифференциации клеток при образовании тканей многоклеточных организмов.

Задание 1. Рассмотреть под микроскопом препараты крови позвоночных, найти и зарисовать различные клетки крови.

Задание 2. Рассмотреть препараты мышечной ткани.

Задание 3. Рассмотреть препарат соединительной ткани. Отметить характерные особенности.

Задание 4. Изготовить препарат корня высшего растения, рассмотреть различные клетки, зарисовать.

Задание 5. Рассмотреть препарат поперечного среза листа, найти и зарисовать ткани.

Тема 2. Происхождение и эволюция жизни на Земле (4 часа)

Лабораторная работа 3. Доказательства эволюции.

Цель. Изучить различные доказательства наличия эволюционного процесса.

Задание 1. Рассмотреть препараты зародышей рыбы, лягушки, птицы и млекопитающего.

Отметить сходство и различие зародышей. Объяснить причину.

Задание 2. По дидактическим материалам познакомиться с общим планом строения представителей разных классов хордовых. Сделать вывод.

Задание 3. Привести примеры, иллюстрирующие биогеографическое доказательство эволюции.

Задание 4. Рассмотреть в экспонатах музея природы ЕГФ ископаемые остатки организмов. К какому виду доказательств эволюции их можно отнести?
Лабораторная работа 4. Критерии вида.

Цель. Ознакомиться с применением различных критериев для описания видов.

Задание 1. Рассмотреть несколько гербарных экземпляров растений. Сделать морфологическое описание растений. Определить, к какому виду, роду, семейству, классу относятся данные растения. Выявить видовые признаки.

Задание 2. Рассмотреть два предложенных комнатных растения. Определить, относятся они к одному или разным видам, Аргументировать свою точку зрения.

Задание 3. По определительным карточкам установить вид насекомого. Какие критерии вида приведены в его описании?
Тема 3. Современное многообразие органического мира (42 часа)

Лабораторная работа 5. Царство грибы.

Цель. Познакомиться с различными представителями царства грибов.

Задание 1.Рассмотреть и зарисовать представителей Класса Зигомицеты .

Задание 2. Рассмотреть и зарисовать представителей Класса Аскомицеты (Сумчатые грибы)

Задание 3. Рассмотреть и зарисовать представителей Класса Базидиальные грибы.

Заполнить таблицу:

Особенности строения различных классов грибов

Характеристика

Класс

Зигомицеты

Аскомицеты

Базидиальные

Строение клеток










Характер мицелия












Лабораторная работа 5. Водоросли.

Цель. Познакомиться с особенностями строения, жизненных циклов и обитания водорослей.

Задание 1. Рассмотреть представителей Отдела Зеленые водоросли.

Задание 2. Рассмотреть представителей Отдела Красные водоросли

Задание 3. Рассмотреть представителей Отдела Бурые водоросли
Лабораторная работа 6. Царство Растения. Высшие споровые растения. Отдел Моховидные

Задание 1. Класс Печеночники.

Задание 2 Класс Листостебельные мхи. Порядок Зеленые мхи

Задание 3. Класс Листостебельные мхи. Порядок Сфагновые
Лабораторная работа 7. Царство Растения. Высшие споровые растения.

Задание 1. Отдел Плауновидные

Задание 2 Отдел Хвощевидные

Задание 3 Отдел Папоротниковидные

Лабораторная работа 8. Царство Растения. Отдел Голосеменные

Задание 1. Класс Гинкговые

Задание 2. Класс Хвойные

Задание 3 Класс Гнетовые

Лабораторная работа 9. Царство Растения. Отдел Покрытосеменные.

Основы анатомии растений

Задание 1. Анатомическое строение листа

Задание 2. Анатомическое строение побега

Задание 3. Анатомическое строение корня

Лабораторная работа 10. Царство Растения. Отдел Покрытосеменные.

Основы морфологии растений

Задание 1. Морфология побега

Задание 2. Морфология корня

Задание 3. Морфология цветка

Задание 4. Морфология соцветий

Лабораторная работа 11. Царство Растения. Отдел Покрытосеменные.

Задание 1. Подкласс Розиды. Порядки Розоцветные и Бобоцветные.

Задание 2. Подкласс Ламииды. Порядок Пасленоцветные

Задание 3. Подкласс Лилииды Порядок Лилиецветные и Злакоцветные

Лабораторная работа 12. Царство Животные. Подцарство Простейшие.

Задание 1. Типы органелл у простейших.

Задание 2. Типы симметрии у простейших, жизненные формы.

Задание 3. Способы питания простейших.
Лабораторная работа 13. Царство Животные. Подцарство Простейшие.

Задание 1.Размножение простейших и многообразие жизненных циклов.

Задание 2. Адаптивная радиация простейших.

Задание 3. Роль простейших в пищевых цепях экосистем.

Задание 4. Протозойные заболевания человека и животных.

Лабораторная работа 14. Царство Животные. Тип Кишечнополостные

1.Общие особенности организации кишечнополостных

  • Особенности радиальной симметрии у гидроидных, сцифоидных и коралловых полипов

  • Приспособления к сидячему и плавающему образу жизни у кишечнополостных

  • Типы жизненных циклов у кишечнополостных

Лабораторная работа 15. Царство Животные. Тип Плоские черви.

  1. Строение свободноживущих плоских червей на примере молочной планарии.

  2. Класс Сосальщики. Особенности жизненного цикла.

  3. Класс Ленточные черви.

  4. Меры профилактики заражения плоскими червями.


Лабораторная работа 16. Тип Круглые черви.

  1. Особенности строения круглых червей.

  2. Основные представители круглых червей, паразитирующих в организме человека, животных и растений.

  3. Меры профилактики заражения круглыми червями.


Лабораторная работа 17. Тип Кольчатые черви

  1. Черты усложнения кольчецов по сравнению с круглыми червями. Целом. Кровеносная и выделительная система.

  2. Малощетинковые на примере дождевого червя.

  3. Морские многощетинковые черви.

  4. Пиявки.

Лабораторная работа 18. Царство Животные. Тип Членистоногие

  1. Прогрессивные черты организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями

  2. Признаки сходства членистоногих и кольчатых червей

  3. Эволюционные изменения конечностей у ракообразных

  4. Прогрессивное развитие нервной системы ракообразных.


Лабораторная работа 19. Тип Моллюски.

  1. Особенности строения брюхоногих моллюсков.

  2. Особенности строения двустворчатых моллюсков.

  3. Особенности строения головоногих моллюсков.

  4. Многообразие моллюсков и роль в экосистемах.


Лабораторная работа 20. Царство Животные. Тип Членистоногие. Класс Насекомые

1.Приспособления насекомых к жизни на суше

  1. Насекомые как прогрессивная ветвь эволюции трахейных животных

  2. Черты специализации насекомых к разному способу и типу питания

  3. Приспособления насекомых к обитанию в разных средах

  4. Происхождение насекомых.


Лабораторная работа 21. Царство Животные. Тип хордовые. Низшие хордовые

1. Внешнее и внутреннее строение, экология, размножение и развитие ланцетника обыкновенного.

2. Оболочники. Общая характеристика, систематика и распространение.

3. Организация оболочников на примере класса асцидий

4. Особенности полового и бесполого размножения и развития асцидий. Строение свободно плавающей личинки асцидии, ее последующий метаморфоз.
Лабораторная работа 22. Царство животные. Тип хордовые. Подтип позвоночные

Систематика и биология хрящевых и костных рыб.

1. Строение кожного покрова, скелета и мускулатуры, кровеносной, дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем хрящевых рыб.

2. Характеристика основных отрядов современных представителей акул, скатов и цельноголовых.

3.Строение кожного покрова, скелета и мускулатуры, кровеносной, дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем костных рыб

4. Многообразие костных рыб.
Лабораторная работа 23. Царство животные. Тип хордовые. Подтип позвоночные

Классы Земноводные и Пресмыкающиеся.

  1. Строение представителей классов. Сходство и различие.

  2. Особенности размножения и развития.

  3. Образ жизни и способы переживания неблагоприятных сезонов.

Лабораторная работа 24. Царство животные. Тип хордовые. Подтип позвоночные. Класс Птицы

1. Характеристика класса

2. Кожа птиц и ее производные. Опорно-двигательная система. Основные типы движения.

3. Органы пищеварения и питание птиц, органы дыхания и особенности их газообмена.

4. Строение кровеносной, выделительной, половой и нервной систем. Органы чувств птиц: зрения, слуха и обоняния. Поведение птиц.

Лабораторная работа 25. Царство животные. Тип хордовые. Подтип позвоночные.

Класс млекопитающие

1.Строение и биология млекопитающих. Полифункциональность покровов, особенности кожи и ее производных.

2. Скелет, разнообразие адаптивных изменений в его отделах.

3. Строение пищеварительной системы, специфика работы различных отделов.

4. Особенности размножения и развития
Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности организмов (10 часов)
Лабораторная работа 26. Основы физиологии. Типы питания

1. Питание. Рассмотреть животных, обладающих различными типами питания: автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы.

2. Способы добывания пищи животными.

3. Голозойное, сапрофитное, симбиотическое и паразитическое питание.

Лабораторная работа 27. Основы физиологии. Дыхание

1. Дыхание. Сущность процессов окисления органических веществ в живом организме.

2. Дыхание растений

3. Дыхание животных

4. Зарисовать схему эволюции дыхательной системы у животных.
Лабораторная работа 28. Основы физиологии. Фотосинтез

1.Фотосинтез как процесс трансформации энергии света в в энергию химических связей.

2. Хлоропласты и их структура. Пигментные системы фотосинтезирующих организмов.

3. Световые реакции фотосинтеза

4. Темновые реакции фотосинтеза

5. Изучение фотосинтеза у комнатных растений.

Лабораторная работа 29. Основы физиологии. Размножение и развитие.

1. Размножение: способы размножения.

2. Виды полового и бесполого размножения. Биологический смысл разных видов размножения.

3. Типы развития животных.
Лабораторная работа 30. Закономерности наследования.

  1. Законы Г. Менделя. Решение задач на 1, 2 и 3 законы.

  2. Сцепленное с полом наследование.

  3. Взаимодействие неаллельных генов.

  4. Хромосомная теория наследования. Решение задач на сцепленное наследование.

  5. Решение задач по молекулярной биологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)...
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Обучающая: проверить знания основных формул кинематики и учение их применять в новых условиях, обучение решению задач
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1 Тематика...
Администрация и профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации заключили настоящее соглашение о том, что в течение 20 г администрация...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика...
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) по...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconЛитература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и...
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб)
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика...
Целью настоящего курса является рассмотрение явлений и процессов современной мировой политики. Очевидно, что неотъемлемой его частью...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconПланы семинарских и практических занятий методические рекомендации
Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала: на основе изучения рекомендованной литературы...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические указания по организации самостоятельной работы студентов...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: пр, см, лб) iconН. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск